• Митрополитъ Макарій (Парвицкій-Невскій) – СЕМЕЙНЫЙ РАЗЛАДЪ (Притча передѣлана съ алтайскаго.).

    Выла большая семья: отецъ, мать, сыновья, дочери и невѣстки. Отца звали Головой, мать Сердцемъ. Сыновей было двѣ пары; обѣ пары двойники. Одну пару звали Права да Лѣва рука, другую Права да Лѣва Нога. Дочерей была одна пара, тоже близнецы. Одну дочь звали Правый-Глазъ, другую Лѣвый-Глазъ. Одну невѣ­стку звали Зубъ, другую Ротъ, третьей имя Право-Ухо, четвертой Лѣво-Ухо.

    Однажды въ этой семьѣ произошелъ разладъ: другъ друга не стали слушать, постоянно ссорились. Права-Рука говорила: доколѣ я буду на васъ работать. До­вольно, теперь больше не буду работать. Лѣва-Рука сказала: доколѣ я стану помогать вамъ? Будетъ, теперь я вамъ не помощница. Права-Нога сказала: доколѣ я буду носить васъ? Теперь довольно съ меня! Лѣва-Нога сказала: и, на меня не надѣйтесь! Дочь Правый- Глазъ сказала: доколѣ я буду шить на васъ? Не буду больше шить! Сестра ея Лѣвый-Глазъ сказала тоже: и я вамъ не помощница! Невѣстка Право-Ухо сказала: доколѣ я буду слушать для васъ? Довольно, теперь я вамъ не доносчица! Невѣстка Лѣво-Ухо сказала: и я вамъ не слуга, чтобы слушать, да докладывать вамъ. Невѣстка Ротъ сказала: доколѣ я буду работать на васъ? Довольно, теперь не буду для васъ ни ѣсть, ни пить. Невѣстка Зубъ сказала: а я доколѣ буду молоть для васъ? Будетъ съ меня, поработала; теперь не буду жевать вамъ пищу. Отецъ Голова сказалъ: я васъ училъ, вы не слушались меня; теперь не буду больше говорить вамъ! Мать Сердце сказала: я желала васъ примирять, улаживать, научать. Вамъ это не нравилось; теперь живите, какъ знаете.

    28 December 2017 читать далее

  • ПРАВОСЛАВНАЯ ЕВХАРИСТИЯ СОЕДИНЯЕТ С ХРИСТОМ, А ЕРЕТИЧЕСКАЯ ОТЧУЖДАЕТ ОТ НЕГО И ПРЕДАЕТ ДИАВОЛУ. Из творений преподобного Иустина (Поповича).

    ПРАВОСЛАВНАЯ ЕВХАРИСТИЯ СОЕДИНЯЕТ С ХРИСТОМ, А ЕРЕТИЧЕСКАЯ ОТЧУЖДАЕТ ОТ НЕГО И ПРЕДАЕТ ДИАВОЛУ. Из творений преподобного Иустина (Поповича).

     

    Ниже помещаем выдержки из творений преподобного архимандрита Иустина (Поповича) Челийского, в которых отображена подлинно православная экклесиология. – Ред.

    I.

    ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ – это соборная, кафолическая, осуществляемая во всех верных христология; это причащение Христу, прививание ко Христу, усвоение Христу... Экклезиология – это прикладная христология и в ней вся сотериология. ОПЫТНАЯ ХРИСТОЛОГИЯ – ЭТО ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ.

    …СВЯТАЯ ЕВХАРИСТИЯ. Святое благодарение за Воплощение Господа Иисуса Христа, за Преображение, за Воскресение, за Вознесение, за крестную Жертву, – за всю жизнь Богочеловека: одна единственная Жертва постоянно приносится, повторяется ради нашего усвоения Христу и единения со Христом.

    27 December 2017 читать далее

  • Проф. Александр Дмитриевич Беляев – ДВА ПЕРИОДА ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ВЕРЫ В БОГА ПЕРЕД ЯВЛЕНИЕМ АНТИХРИСТА.

    В конце XIX столетия Русская богословская наука переживала период необычайного подъема: буквально все области церковного знания могли гордиться и славными именами, и глубокими оригинальными исследованиями, и подробнейшими историческими и обзорными трудами. Одним из таких трудов стал значительный труд церковного ученого профессора Александра Дмитриевича Беляева «О безбожии и антихристе. Том I. Подготовление, признаки и время пришествия антихриста», который современники справедливо назвали «энциклопедией по вопросу о признаках и времени пришествия антихриста. В ней собрано и разъяснено все, что когда-либо писалось или думалось об антихристе, начиная со времен апостольских и кончая мнениями и толкованиями позднейших православных, римско-католических и протестантских богословов. Все это приведено под точно определенные рубрики, освещено критическими замечаниями самого автора, объединено в его собственном взгляде на этот предмет и обобщено в заключительных выводах». Рецензенты из «Церковного вестника» (№ 17 за 1899 г.) и «Миссионерского обозрения» (№ 9 за 1899 г.) в один голос сообщали своим читателям, что «книга проф. А. Беляева вполне заслуживает того, чтобы она имелась, если не у каждого священника, то непременно в каждой библиотеке. Вполне ее можно рекомендовать и светским лицам, интересующимся богословскими вопросами». За исследование «О безбожии и антихристе» Ученый Совет Московской Духовной академии и Святейший Синод Русской Православной Церкви удостоил А. Д. Беляева степени доктора богословия. Ниже помещаем одну главу из этого замечательного и душеполезного труда.

    Божиим промыслом было благоволено Русской богословской науке подгтовиться к будущим временам, так как XX век не давал такой возможности из-за гонений безбожников на Русскую Церковь, но как видно из нынешнего XXI столетия – составление новых качественных трудов в области богословия стало почти невозможным, из-за апостасии и экуменизма, завоевавшего умы большинства современных богословов. Поэтому, тем более надо черпать из тех трудов отечественной богословской науки, которые, одновременно, будучи строго православными, не потеряли своей актуальности. – Ред.

    27 December 2017 читать далее

  • «ПО ПЛОДАМ ИХ УЗНАЕТЕ ИХ» (Мф. 7:16). Русская Зарубежная Церковь об одним лже-пророке последних времен.

    Иоанн (Шаховской) на ассамблее Всемирного Совета Церквей, 1961 г. Нью-Дели.

    «Внемлите – завещавает Господь – от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы: от плод их познаете их» (Мф. 7:15-16).

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) так поучает: «Лживые пророки всегда коварны, и потому Господь заповедует по отношению к ним особенное внимание, особенную осторожность (Благовестник). Лживые пророки познаются по плодам: по жительству своему, по делам, по последствиям, истекающим из их деятельности. Не увлекись красноречием и сладкоречием лицемеров, их тихим гласом, как бы выражением кротости, смирения и любви; не увлекись тою сладкою улыбкою, которая играет на их устах и лице, тою приветливостью и услужливостью, которая светит из взоров: не обольстись тою молвою, которую они искусно распускают о себе между человеками, теми одобрениями, похвалами, громкими именами, которыми величает их мир: ВСМОТРИСЬ В ПЛОДЫ ИХ» (Аскетические опыты).

    Поводом для составления этого очерка послужила скандальная, с точки зрения редакторской ответственности, публикация трудов Иоанна (Шаховского) под имением Святителя Иоанна (Шанхайского). Мы не знаем точных мотивов этого поступка, совершённого одним просветительским сайтом Московской Патриархии – odinblago.ru[1]. Мы также не понимаем, почему другие сайты, такие как azbyka.ru[2] или predanie.ru[3] – не проверили первоисточник публикуемых на сайте текстов, и последовали ошибке odinblago.ru... Зато мы поспешили найти ответ на вопрос – писал ли эти тексты Святитель Иоанн.

    26 December 2017 читать далее

  • Митрополитъ Макарій (Парвицкій-Невскій) – Какіе обычаи соблюдали наши предки и какіе завѣты оставимъ мы будущимъ поколѣніямъ? (Бесѣда въ Новолѣтіе 1900 г.).

    «Святая Русь», «Русь православная» — такъ именовалась встарь наша родина святая. И недаромъ усвоено ей было названіе «святой». По имени ея была и жизнь святая. О святости ея и благочестіи нашихъ предковъ свидѣтельствуютъ не только наши отечественныя лѣтописи, но и письменныя сказанія иноземцевъ, бывавшихъ на Руси въ старыя времена и воочію видѣвшихъ обычаи нашего народа. Эти иноземные свидѣтели иногда приходили въ изумленіе, видя, какъ русскій народъ, отъ царя и бояръ до послѣдняго человѣка, не только мужчины, но и женщины, дѣвицы и малыя дѣти строго исполняли уставы Церкви.

    Спутникъ Антіохійскаго патріарха Макарія, посѣщавшій вмѣстѣ съ этимъ святителемъ русскую столицу въ половинѣ семнадцатаго столѣтія, между прочимъ, такъ описываетъ обычаи русскаго народа:

    «Ежедневно русскіе бываютъ въ церквахъ за обѣдней и въ каждомъ приходѣ всѣ присутствуютъ въ своей церкви, мужчины, женщины и малыя дѣти; при чемъ каждый приноситъ, по ихъ обычаю, для церкви одну или нѣсколько свѣчей, изъ коихъ къ каждой приклеена копѣйка. Всѣ въ этой странѣ, отъ мірянъ до монаховъ, ѣдятъ только разъ въ день, хотя бы это было лѣтомъ, и выходятъ отъ церковныхъ службъ всегда не ранѣе, какъ около восьмого часа (2-го по полудни)... Литургія у нихъ совершается чрезвычайно продолжительно, со всякимъ страхомъ и смиреніемъ. Они неукоснительно остаются (въ церквахъ) до тѣхъ поръ, пока священникъ не совершитъ отпуста, и уходятъ по прочтеніи девятаго часа... Усердіе всѣхъ московитовъ, большихъ и малыхъ, къ построенію церквей весьма велико, и любовь ихъ къ безпрерывнымъ земнымъ поклонамъ и къ иконамъ свыше всякаго описанія: и не только простолюдины, бѣдняки крестьяне, мужчины, женщины, дѣвицы, малыя дѣти, но и визири (бояре) —государственные сановники и ихъ жены. Если обладаютъ такими добродѣтелями царь и царица, кои стоятъ во главѣ подданныхъ, то каковы же должны быть эти послѣдніе?

    26 December 2017 читать далее

  • Митрополитъ Макарій (Парвицкій-Невскій) – Бесѣда по поводу увеселеній, устраиваемыхъ въ навечерія воскресныхъ и праздничныхъ дней.

    «Будемъ увѣщевать другъ друга, и тѣмъ болѣе,

    чѣмъ бо­лѣе усматриваете приближеніе дня онаго»

    (Евр. 10, 25).

    Въ одномъ изъ мѣстныхъ органовъ печати было объ­явлено: «въ субботу 29 сентября имѣетъ быть концертъ и послѣ концерта танцевальный вечеръ. Начало въ 8 часовъ вечера».

    Итакъ навечеріе воскреснаго дня было назначено для увеселеній и, между прочимъ, для танцевъ, которые, на­чавшись послѣ концерта, имѣли продолжиться за пол­ночь. Нѣтъ сомнѣнія, что участники увеселеній не мог­ли быть на всенощномъ бдѣніи, обыкновенно совер­шающемся вечеромъ, тѣмъ болѣе не могли прійти къ божественной литургіи, совершаемой утромъ воскресна­го дня, такъ какъ они въ это время предавались сну, послѣ ночного бодрствованія. Въ числѣ участниковъ увеселеній, по всей вѣроятности, было много, а можетъ быть и большинство православныхъ христіанъ, не разор­вавшихъ союза съ Церковью. Быть можетъ, что нѣкоторые изъ нихъ присутствовали при этихъ увеселеніяхъ и уча­ствовали въ нихъ съ спокойной совѣстью, не думая, а можетъ быть – не понимая, сколь тяжкій грѣхъ они совершаютъ противъ заповѣди Бога, въ Котораго вѣ­руютъ и противъ уставовъ Церкви, которой они жела­ютъ считаться членами. Совѣсть ихъ, быть можетъ, успокоивалась тѣмъ, что подобныхъ увеселительныхъ собраній гражданскій законъ не преслѣдуетъ, значитъ - де они законны. Такъ могутъ думать не только устро­ители и участники увеселительныхъ зрѣлищъ и танце­вальныхъ вечеровъ наканунѣ воскресныхъ и празднич­ныхъ дней, но и другіе православные обитатели го­рода. На насъ, пастыряхъ церкви, какъ стражахъ дома Божія, лежитъ долгъ разъяснить боголюбезной паствѣ нашей, сколь ошибоченъ сейчасъ сказанный взглядъ нѣкоторыхъ христіанъ на таковое времяпровожденіе яавечерій воскресныхъ и праздничныхъ дней и пока­зать имъ, сколь грѣховны пляски, танцы и увеселитель­ныя зрѣлища, допускаемыя въ часы, назначенные для служенія Господу Богу, и тѣмъ предостеречь ихъ отъ опасности, которая грозитъ дѣлу спасенія ихъ душъ.

    26 December 2017 читать далее

  • 16-ть ТРЕБОВАНИЙ К СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ, изложенных свт. митр. Филаретом (Вознесенским) в 1965 г.

    Посланiе митрополита Филарета къ братьямъ во Христѣ

    Православнымъ Епископамъ и всѣмъ, кому дорога судьба Россiйской Церкви.

     

    Въ недавнiе дни Совѣтское Правительство въ Москвѣ и по разнымъ концамъ свѣта праздновало новую годовщину приведшей его къ власти Октябрьской революцiи 1917 года.

    Мы же въ эти дни вспоминаемъ начало крестнаго пути Русской Православной Церкви, на которую съ тѣхъ поръ какъ бы обрушились всѣ силы ада.

    Встрѣчая отпоръ со стороны сильныхъ духомъ Архипастырей, пастырей и мiрянъ, коммунистическая власть для борьбы съ религiей съ первыхъ же дней стала пытаться ослабить Церковь не только избiениемъ сильнѣйшихъ духомъ ея вождей, но и путемъ искусственнаго созданiя расколовъ.

    21 December 2017 читать далее

  • Н. Бобров – Несокрушимость православной веры на русской земле.

    И. Глазунов - Легенда о граде Китеже (1990)

    "Народ, который среди своих неописуемых долголетних страданий, среди окружающей его лжи, насилия и неправды, среди скорбного зрелища разрушенных храмов и поруганных алтарей су­мел сохранить нерастленным внутренний храм своей души... этот народ жив и не может умереть, пока он хранит веру в Воскресение Христово".

    (Митрополит Анастасий).

    Вот что, в ночь с 26 на 27 октября 1844 года, в Саров­ской Пустыни, было написано Мотовиловым:

    «Однажды был я в великой скорби, помышляя, что будет далее с нашей Православной Церковью, если современное нам зло будет все более и более размножаться, и, будучи убежден, что Церковь наша в крайнем бедствии, как от приумножаю­щегося разврата по плоти, так равно, если только не многим более, от нечестия по душе чрез рассеиваемые повсюду новей­шими лжемудрователями безбожные толки, я весьма желал знать, что мн скажет о том батюшка о. Серафим.

    19 December 2017 читать далее

  • Первоиерархи Русской Зарубежной Церкви о несокрушимости православной веры на русской земле.

    Первоиерархи Русской Зарубежной Церкви о несокрушимости православной веры на русской земле.

    «В РОССИЮ МОЖНО ТОЛЬКО ВЕРИТЬ» – заявил в 1935 году, незадолго до своей кончины блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий). (Жизнеописание митр. Антония. Т. 9. С. 126.). Это убеждение подтвердил также Его преемник – блаженнейший Митрополит Анастасий (Грибановский): «Народ, который среди своих неописуемых долголетних страданий, среди окружающей его лжи, насилия и неправды, среди скорбного зрелища разрушенных храмов и поруганных алтарей сумел сохранить нерастленным внутренний храм своей души… этот народ жив и не можем умереть, пока он хранит веру в Воскресение Христово». К сожалению, с такими заявлениями не согласны многие мнящие себя верными сынами России. Это тем более страшно, когда среди русскоязычных находятся епископы и священнослужители, отравленные ядом русофобии. Они, к своему несчастью, начинают публично проповедовать о совершенном исчезновении Русского Народа. Публикуем выдержки из высказываний Первоиерархов Русской Зарубежной Церкви, в которых засвидетельствована их вера в несокрушимость православной веры на русском земле.


    МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ):

    18 December 2017 читать далее

  • ПИСЬМО ЕПИСКОПА ВАРЛААМА (ЛАЗАРЕНКО) О СЕРГИАНСТВЕ.

    Получив у большевиков право на тихое и безмолвное житие и подкрепив себя их силою, прилагая грех ко греху, митрополит Сергий и его синод заключил с безбожниками союз взаимной солидарности, но не по духу православной Церкви, обязавшись не делать никаких выступлений против власти (и даже карать такие выступления в других), и молчать даже в виду самого явного гонения на св. Цер­ковь со стороны своих союзников-богоборцев... Ведь "тихое и безмол­вное"... – сидеть тихо и молчать, не только не порицать большевиков за притеснение Церкви и уничтожение всего дела Христова на земле, но одобрять и радоваться их успехам в этом их губительном походе против Христа, и одобряя и радуясь, еще и "молиться" за них в своих храмах во время принесения бескровной жертвы на св. литургии. Этим завершился союз антихриста с церковью лукавствующих. Богоборцы дали митрополиту Сергию место в своем государстве, за то митрополит Сергий дал богоборцам место в свя­тая святых, водворил мерзость запустения на место свято...

    17 December 2017 читать далее