Счисленіе дней Великаго Поста въ православной Церкви и римско-католической.

Великій Постъ въ Церкви православной состоитъ изъ поста св. Четыредесятницы и Страстной седмицы. Постъ св. Четыредесятницы начинается послѣ недѣли сырной, съ понедѣльника первой седмицы, и оканчивается пятницею шестой седмицы поста. Поэтому счисленію св, Четыредесятницы, изъ дней ея не изъемлются ни субботніе, ни воскресные дни, въ кои постъ, хотя ослабляется, но не разрѣшается. Такое продолженіе св. Четыредесятницы совершенно православно или правильно, потому что согласно съ постомъ Іисуса Христа, непрерывно продолжавшимся четыредесять дней.

«Мы держимъ постъ, который держалъ Господь, святую и, какъ по имени, такъ и на самомъ дѣлѣ, великую Четыредесятницу», – говоритъ блаженный Симеонъ Ѳессалоникійскій, – «для своего очищенія и умилостивенія Бога, какъ бы принося тѣмъ начатокъ и десятину Богу отъ года нашей жизни. Онъ (т. е. постъ Четыредесятницы) начинается со втораго дня (т. е. съ понедельника) и кончается вмѣстѣ съ пятницей (шестой недѣли). И Спаситель нашъ постился сорокъ дней и столько же ночей». И св. Климентъ, епископъ римскій, пишетъ объ этомъ въ наставленіяхъ апостольскихъ: «это предали и всѣ отцы, и освященный Савва, и Іоаннъ Дамаскинъ въ Іерусалимскомъ уставѣ, а братья-исповѣдники Іосифъ Ѳессалоникійскій и Ѳеодоръ Студитъ – въ своихъ пѣсняхъ на св. Четыредесятннцу. Отцы, написавшіе пѣсни, положили въ пятницу Лазареву пѣснь: "Душеспасительную совершивше Четыредесятницу" и проч.»[1].

За св. Четыредесятницею, которая оканчивается пятницею шестой седмицы Великаго Поста, непрерывно издревле слѣдуетъ въ Православной Церкви постъ Страстной седмицы. «Воскресеніе Лазарево, недѣлю Ваій и св. седмицу спасительныхъ страстей особливо отъ поста четыредесяти дней продолжаемъ», – говоритъ Симеонъ, епископъ Солунскій, – «ради самыхъ Господнихъ свѣтлѣйшихъ страстей, которыя за насъ претерпѣлъ Господь, безстрастіе намъ даруя»[2]. Дни Лазарева воскресенія и входа Господа во Іерусалимъ хотя и не принадлежатъ къ Страстной седмицѣ, но они также дни плача и страданій Спасителя. Въ день воскрешенія Лазаря Господь возмутился Самъ, прослезися и претя въ Себѣ пріиде ко гробу, и отъ того дне іудеи совѣщаша, да убіютъ Его. Равно и въ день входа Своего въ Іерусалимъ Господь видѣвъ градъ (Іерусалимъ), плакася о немъ. Архіереи же и книжницы съ сего времени искаху Его погубити (Лук. 19, 14, 47).

Какъ постъ св. Четыредесятницы начался по примѣру Господа, 40 дней постившагося, такъ постъ Страстной седмицы установленъ въ Церкви по заповѣди Его: пріидутъ дни егда отъятъ будетъ отъ нихъ Женихъ, и тогда постятся въ тыя дни (Лук. 5, 35).

Такимъ образомъ восточная Церковь поистинѣ свято хранитъ Великій Постъ, неизмѣнно и точно подражая сорокадневному посту Христа и послѣдуя заповѣди Его о храненіи поста во дни страданій Богочеловѣка: егда отъятъ отъ нея Женихъ ея, Христосъ Господь, на страданія и смерть.

«Но латиняне», говоритъ Симеонъ Солунскій, «и здѣсь вводятъ новости противъ правила, отдѣляя отъ св. поста два дня[3] и портя весь постъ». Паписты начинаютъ и считаютъ свою Четыредесятницу съ среды первой седмицы до Пасхи, исключая изъ четыредесяти дней дни воскресные «Насчитывая ровно сорокъ дней поста предпасхальнаго, они не оставляютъ ни одного дня поста ради честныхъ страданій Господа, какъ предано, не держатъ и Четыредесятницы, потому что по воскреснымъ днямъ не отказывается отъ вкушенія ни сыра, ни мяса». У латинянъ св. Четыредесятница, вопреки примѣру Господа, непрерывно 40 дней постившагося, раздробляется, можно сказать, на шесть краткихъ постовъ. «Намъ случалось», продолжаетъ блаж. Симеонъ, «спрашивать нѣкоторыхъ изъ нихъ (латинянъ): какой постъ вы держите ради спасительныхъ страстей? – и оказалось, что они не знали, что отвѣчать. И такъ какъ они считаютъ сорокъ дней, кромѣ воскресныхъ, то мы опять спрашивали: почему вы не поститесь, по преданію, по воскресеньямъ? – они опять поставлены были въ затрудненіе»[4].


«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1899. № 12. Ч. Неофф. С. 284-286.

 

[1] Отвѣты на нѣкоторые вопросы, предложеные бл. Симеону, Вопросъ: что такое постъ Господень?

[2] Тамъ же.

[3] Народъ русскій въ просторѣчіи эти два дня, т. е. понедѣльникъ и вторникъ первой недѣли Четыредесятницы, называетъ нѣмецкою масляницею.

[4] «Дни богослуженія Православной Церкви», прот. Дебольскаго, т. II.

 

От Ред.: В современным католичестве не существует ни одного дня, который можно было бы назвать «постным» с православной точки зрения. Во 2-й пол. XX в. под влиянием идей «аджорнаменто», принятой на II-м Ватиканском соборе, практика католического поста фактически приблизилась к протестантской. Римско-католичество отошло от первоначальной строгости проведения поста. В ходе реформ II-го Ватиканского Собора продолжительность евхаристического поста была сокращена до одного часа. Во время поста католикам разрешается употреблять в пищу рыбу, молоко, яйца и масло. Число строгих постов в католичестве имело тенденцию к сокращению: строгий пост сейчас соблюдается в начале Великого Поста («Пепельная среда»), в пятницу перед Пасхой и в канун Рождества (последний не повсюду). По решению местных Конференции Католических Епископов, сам пост может быть ослаблен или отменен, от поста освобождаются целые группы лиц по разным признакам. В 2003 г. Конференция Католического Епископата Польши заявила что единственными постными днями обязательными в этой стране являются пятницы всего года и Великий Пост (к удивлению верующих пост в Рождественский Сочельник был отменен). Другой подход к данному вопросу заявила Конференция Католических Епископов России в 2015 г., тем самым желая показать более традиционный, чем в католичестве на самом Западе.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: