Нужна ли мясная пища.

Одною изъ наиболѣе занимающихъ насъ въ настоящее время задачъ является охраненіе нашей силы и нашего здоровья. Въ наше время безпримѣрной конкурренціи и лихорадочной сверхдѣятельности окончательная побѣда останется за наиболѣ мощнымъ и выносливымъ человѣкомъ, за человѣкомъ, который можетъ предложить на службу «желѣзной воли» «стальной организмъ». Такими словами начинаетъ докторъ Лефевръ свою интересную работу, озаглавленную очень заманчиво: „какъ вернуть красоту, силу и здоровье».

Докторъ Лефевръ самый крайній вегетаріанецъ, и его статья воситъ на себѣ слѣды чрезвычайной, быть можетъ, излишней преданности этому ученію, адепты котораго относятся къ нему часто съ истинно-религіознымъ фанатизмомъ[1]. Тѣмъ не менѣе, въ этой статьѣ мы находимъ много справедливаго и въ то же время такъ много интереснаго, что я рѣшаюсь познакомить какъ съ нею, такъ и съ нѣкоторыми поднимаемыми въ ней вопросами моихъ читателей.

Лефевръ совершенно справедливо замѣчаетъ, что въ началѣ двадцатаго столѣтія вопросы о здоровьи, о предохраненіи жизни человѣчества отъ разныхъ губящихъ его болѣзнетворныхъ началъ обсуждаются, быть можетъ, въ такихъ размѣрахъ, какъ никогда ранѣе. Въ нихъ совершенно согласны всѣ партіи и либералы, и консерваторы, и самыя крайнія лѣвыя, всѣ подтверждаютъ одно и тоже – народное здоровье всѣхъ цивилизованныхъ странъ пошатнулось, всѣ культурныя націи до той или другой степени близки къ вырожденію.

Если мы прочтемъ, напримѣръ, одну изъ послѣднихъ статей доктора Эрикура, напечатанную имъ въ послѣднемъ полученномъ въ Москвѣ номерѣ Revue Scientifique, то просто придемъ въ ужасъ. Оказывается, что въ Европѣ все ея населеніе почти сплошь заражено туберкулёзомъ. Изслѣдованія Цюрихскаго врача профессора Негели показали, что въ анатомическомъ театрѣ этого города нельзя было найти ни одного трупа старше 30 лѣтъ, который не несъ бы на себѣ слѣды туберкулёза, выражающіеся въ извѣстныхъ узелкахъ, замѣчаемыхъ въ разныхъ тканяхъ. Все дѣло только въ томъ, что громаднѣйшее большинство людей успѣшно борется съ этимъ пагубнымъ явленіемъ, тогда какъ единичныя особи становятся его жертвой. Даже въ возрастѣ отъ 18 до 30 лѣтъ до 96 лицъ, боровшихся съ туберкулозомъ, въ возрастѣ отъ 14 до 18 лѣтъ такихъ лицъ до 50%, отъ 5 до 14 лѣтъ 33%, отъ года до 5 лѣтъ 17%, и лишь грудныя дѣти до годичнаго возраста не носятъ на себѣ слѣдовъ этого страшнаго бича современнаго человѣчества.

Самое понятіе о здоровьи и даже о красотѣ человѣка до извѣстной степени измѣнилось за послѣднее время. Не говоря уже о томъ, что понятіе о здоровья, дѣлающемъ человѣка пригоднымъ къ исполненію обязанностей защитника отечества – солдата, стало болѣе покладистымъ, а теперь въ армію берутся такіе молодые люди, которые за тридцать лѣтъ до нашего времени признавались болѣзненными и непригодными для этого; даже и понятіе о физической красотѣ измѣнилось радикально.

Посмотрите на современныхъ художниковъ, изображающихъ красивѣйшее изъ твореній природы женское тѣло. Гдѣ теперь гармоничныя линіи античныхъ статуй, гдѣ граціозное, мощное тѣло красавицъ Тиціана, гдѣ нѣсколько полное, но за то пышущее здоровьемъ тѣло красавицъ Фламандской и Голландской школъ. Ихъ замѣнили тонконогія, узкогрудыя фигуры съ анемичнымъ цвѣтомъ кожи, съ узкимъ, почти мужскимъ, тазомъ, съ безкровными щеками, нерѣдко съ зеленоватымъ цвѣтомъ лица. Абруццскіе крестьяне, когда-то расходившіеся на всю Европу въ качествѣ натурщиковъ, благодаря своему сильному и красивому тѣлу, сохранившему очень много чертъ, унаслѣдованныхъ отъ древняго Рима, потеряли заработокъ; они теперь не нужны, теперь нужно изможденное, изнуренное тѣло, изуродованное раннимъ ношеніемъ корсета...

Посмотримъ далѣе на физическую силу. Куда дѣлась эта сила, которою когда-то хвалились и ваши русскіе богатыри, у которыхъ «силушка по жилушкамъ такъ живчикомъ и переливается», и герои временъ Нибелунговъ, и Янъ Усмовичъ, и Роландъ, и другіе силачи. Теперь лишь изрѣдка блеснетъ ею какой-либо артистъ цирковой эстрады, да и то во всѣхъ его пріемахъ видно, что это не тотъ великій даръ природы, который когда-то награждалъ избранныхъ богатырей, а выученныя, часто даже вымученныя, упражненія.

Конечно, по всей Европѣ, которая наконецъ поняла всю несообразность того, что по отношенію къ народному здоровью творилось за послѣднее время, всюду стали развиваться разныя общества гимнастовъ и спортсменовъ, но, къ сожалѣнію, съ одной стороны такихъ союзовъ еще крайне мало, съ другой – они несутъ характеръ преимущественно спортивный, характеръ не всегда желательный, такъ какъ при такомъ направленіи въ этихъ кружкахъ толчокъ къ работѣ даетъ не столько любовь къ дѣлу, сколько стремленіе къ тому, чтобы хотя бы чѣмъ либо возвыситься передъ другимъ ближнимъ.

Изъ сказаннаго видно, что во многихъ мѣстахъ Европы, а также и въ Сѣверо-Американскихъ Соединенныхъ Штатахъ приняли къ свѣдѣнію такое ослабленіе народной силы и принимаются за борьбу съ нею.

Способы борьбы съ такимъ явленіемъ крайне различны. Такъ, въ Соединенныхъ Штатахъ дѣтямъ даютъ спеціальное образованіе, помѣщая ихъ въ интернаты такъ-называемыхъ «военныхъ школъ». Такихъ школъ развилось теперь въ Штатахъ громадное количество; онѣ помѣщаются преимущественно внѣ городовъ и содержатся частными людьми. Названіе «военная школа» дается этимъ учрежденіямъ вслѣдствіе того, что при преподаваніи, подготовляющемъ молодаго человѣка къ слушанію курса въ высшемъ учебномъ заведеніи или дающемъ ему широкое общее образованіе, режимъ въ школѣ совершенно военный. Мальчики подчиняются совершенно военной дисциплинѣ, дѣлаютъ разныя воинскія упражненія, учатся стрѣлять даже изъ пушекъ, фехтуютъ, плаваютъ, выдѣлываютъ самыя разнообразныя гимнастическія упражненія, – и все это для того, чтобы, какъ оповѣщаютъ каждое лѣто разсылаемыя по всей заатлантической республикѣ циркуляры этихъ многочисленныхъ школъ, воспитать здоровыхъ, дисциплинированныхъ, способныхъ любить и защищать свое отечество гражданъ. Если вы не вѣрите мнѣ, достаньте одинъ изъ лѣтнихъ нумеровъ семейнаго нью-йоркскаго журнала Century, очень распространеннаго въ Соединенныхъ Штатахъ, въ которомъ каждое лѣто появляются десятки такихъ объявленій, часто сопровождаемыхъ фотографическими изображеніями внѣшняго и внутренняго вида такихъ учрежденій. При этомъ нельзя не замѣтить, что лѣтнее время совпадаетъ съ тѣмъ сезономъ, во время котораго школы принимаютъ новыхъ воспитанниковъ.

Въ Швеціи, гдѣ, въ противоположность сосѣдней Норвегіи съ ея черезчуръ сырымъ и туманнымъ климатомъ, населеніе сильно, росло, здорово, красиво, въ воспитаніе также въ значительной степени введены тѣлесныя упражненія; то же самое мы видимъ и въ Англіи и Шотландіи съ ихъ неблагопріятнымъ для здоровья климатомъ.

За то Франція, Германія, Славянскія государства не могутъ сказать того же самаго относительно себя. Въ этихъ государствахъ, не исключая и нашего отечества, населеніе далеко не можетъ похвастаться здоровьемъ. Здѣсь вопросы о школьномъ и внѣшкольномъ переутомленіи, о неврастеніяхъ и психопатіяхъ, объ истеріяхъ и разныхъ другихъ проявленіяхъ вольнаго духа въ больномъ тѣлѣ обострились въ значительной степени, и чуть не каждый считаетъ себя призваннымъ рѣшать ихъ но своему. Явленія эти стремятся объяснить самымъ различнымъ образомъ. Одни указываютъ на то, что во всемъ виною недостаточность свободы населенія, забывая, что во Франціи, гдѣ существуетъ яко бы полная свобода, это явленіе народнаго недомоганія также развито весьма значительно; другіе, особенно въ Германіи и Англіи, указываютъ на то, что эти печальныя явленія – послѣдствія слишкомъ значительнаго нервнаго напряженія, вызываемаго усиленною жаждой благосостоянія, недовольствомъ своимъ положеніемъ; третьи, наконецъ, говорятъ, что виной во всемъ неправильный режимъ, растраивающій здоровье, и послѣдніе въ значительной мѣрѣ правы. Подъ это понятіе о неправильномъ режимѣ подходитъ и вопросъ объ излишнемъ нервномъ напряженіи и о безсонныхъ ночахъ, и о жизни въ душныхъ пыльныхъ улицахъ большихъ городовъ...

Да, дѣйствительно, режимъ, при которомъ живетъ большинство европейскихъ народовъ, неправиленъ, и онъ всего болѣе разрушаетъ наше здоровье. Питейная реформа, удешевившая хлѣбное вино и тѣмъ самымъ въ значительной мѣрѣ парализовавшая благодѣтельное значеніе другихъ реформъ Императора Александра II, была одною изъ коренныхъ причинъ уменьшенія здоровья нашего, русскаго народа; неправильно понимаемыя среднеевропейскимъ простолюдиномъ знанія, почерпаемыя имъ изъ популярныхъ книжекъ и брошюръ и измѣняющія его вѣковой режимъ, ослабляютъ его здоровье; стремленіе къ ограниченію семьи однимъ или двумя дѣтьми, распространившееся теперь во Франціи даже и на крестьянское населеніе, то же заставляетъ народъ перемѣнять режимъ, тянуть своего наслѣдника, въ которомъ родители видятъ перлъ созданія, въ непосильную для него высшую школу, для того, чтобъ онъ сталъ мэромъ, префектомъ, депутатомъ, и вымотать изъ него иногда послѣднія силы.

И что же за люди выходятъ изъ такихъ болѣзненныхъ, оторвавшихся отъ своей среды, несущихъ непосильныя тяготы людей? Похожи ли они на своихъ предковъ – Илью Муромца, Микулу Селянивовича, Святогора? Способны ли они къ защитѣ Ѳермопильскаго ущелья противъ цѣлой рати, къ другимъ великимъ подвигамъ на славу и защиту своей родины? Въ отвѣтъ на такіе вопросы всего лучше обратите вниманіе на романъ Золя «Разгромъ», и тамъ вы увидите подвиги этихъ больныхъ, несчастныхъ людей.

По нашему мнѣнію, борьба съ такимъ страшнымъ явленіемъ должна стать неминуемою; она должна вестись съ энергіей и настойчивостью, и въ этой борьбѣ нужно напряженіе всѣхъ народныхъ силъ, всего арсенала нашихъ знаній и вашей исторической опытности. Вотъ почему статью, вродѣ той. которую помѣстилъ докторъ Лефевръ въ журналѣ La Revue, я, съ одной стороны, не могу не привѣтствовать, съ другой – не могу не подвергнуть порицанію.

Лефевръ совершенно справедливо указываетъ на то, что человѣчество стало слишкомъ много употреблять мясной пищи. Онъ находитъ, что очень многія болѣзни въ современномъ обществѣ вызываются усиленнымъ потребленіемъ мяса, и онъ въ значительной степени правъ въ этомъ. Но въ то же время онъ является неправымъ, утверждая, что въ перемѣнѣ пищеваго режима заключается весь ключъ къ разрѣшенію вопроса. Станьте вегетаріанцемъ, говоритъ онъ, и вы станете внолнѣ здоровымъ. Мало того, говоритъ онъ, вы станете и сильнымъ, и красивымъ. И какъ одинъ изъ примѣровъ доказательства того, что вегетаріанецъ силенъ и здоровъ, онъ приводитъ нашего русскаго мужика, который, не принимая совсѣмъ мясной пищи, работаетъ по 16 часовъ въ лѣтнее время и остается силенъ и здоровъ. Въ томъ-то и бѣда, что онъ отъ такой пищи остается и не сильнымъ, и не здоровымъ. Если-бы было такъ, еслибы одинъ черный хлѣбъ да картофель выручали русскаго крестьянина изъ бѣды, такъ и вопроса объ оскудѣніи центра не поднималось бы въ той силѣ, съ какой овъ поднятъ въ настоящее время.

Лефевръ, очевидно, самый фанатичный вегетаріанецъ. Онъ приводитъ цѣлый рядъ фактовъ, указывающихъ на благодѣтельность растительной пищи, приводитъ примѣры и изъ жизни древняго человѣка, и изъ жизни Китайцевъ и Индусовъ, и изъ жизни древнихъ Египтянъ и, наконецъ, изъ современной жизни. Онъ увлекается такъ, что даже утверждаетъ, что установившіе посты отцы Церкви, напримѣръ, Святой Іоаннъ Златоустъ, Святой Климентъ Александрійскій и блаженный Августинъ, устанавливали посты не столько изъ религіозныхъ мотивовъ, сколько изъ мотивовъ діэтическихъ, съ чѣмъ, конечно, нельзя согласиться, такъ какъ для угодниковъ первыхъ временъ христіанства заботы о грѣшной плоти человѣка стояли на послѣднемъ мѣстѣ.

Въ одномъ можно вполнѣ согласиться съ Лефевромъ, что мы черезчуръ злоупотребляемъ потребленіемъ мяса, а именно мяса, а не вообще потребленіемъ животныхъ продуктовъ, такъ какъ мы, напротивъ того, слишкомъ мало обращаемъ вниманія на такіе питательные животные продукты, какъ молоко и его производныя. Но Лефевръ такой крайній вегетаріанецъ, что отрицаетъ даже потребленіе въ пищу продуктовъ, какъ рыба, яйца, молоко[2]. Бросьте, говоритъ онъ, всякую животную пищу, и вы станете здоровыми. Въ доказательство онъ привелъ громадный рядъ фактовъ, которые, безъ ихъ сопоставленія съ другими подобными фактами, кажутся крайне убѣдительными. Китайцы, – говоритъ онъ, – ѣдятъ только растительную пищу, и въ то же время очень сильны. Но Китайцы на сѣверѣ, въ болѣе тяжелыхъ климатическихъ условіяхъ, ѣдятъ много и животной пищи.

Люди, питающіеся исключительно пищею рыбной или мясной, напримѣръ, Эксимосы, Лопари, Остяки, Самоѣды, жители Огневой Земли, люди болѣзненно развитые, и это Лефевръ считаетъ достаточнымъ для того, чтобы показать, что таково неблагопріятное вліяніе животной пищи на человѣка. Но въ то же Лефевръ забываетъ о слѣдующемъ: Англичане, которые ѣдятъ весьма большое количество мясной пищи, такое ея количество, какъ ни одинъ народъ въ мірѣ, отличаются и прекраснымъ здоровьемъ, а Ирландцы, которые живя почти въ томъ же климатѣ – климатъ Ирландіи только немного сырѣе климата западной Англіи, вслѣдствіе почти исключительно растительной пищи, являются однимъ изъ очень болѣзненныхъ и слабыхъ народовъ Европы. Далѣе, мы знаемъ очень хорошо, что приполярные народы такъ слабы и немощны отъ того, что они въ теченіе почти полугода не видятъ солнца, питаются большую часть года несвѣжими продуктами, простужаются и, живя вмѣстѣ съ животными, заражаются разными паразитами.

Затѣмъ Лефевръ приводитъ громадное количество случаевъ, при которыхъ человѣкъ, питавшійся растительною пищей, оказывался побѣдителемъ при борьбѣ, состязаніяхъ въ бѣгѣ и т, д. надъ человѣкомъ, питавшимся мясною пищей. Но мы приведемъ столько же случаевъ, когда побѣдителемъ оставался человѣкъ, ѣвшій мясную пищу, надъ человѣкомъ, питавшимся пищею растительною. Еще менѣе доказательны тѣ цифры, которыми дополняетъ свою статью Лефевръ, предлагая читателямъ сравнительныя таблицы состава растительной и животной пиши. Изъ таблицъ этихъ выходитъ такъ, что будто бы въ растительныхъ веществахъ больше нужныхъ для человѣка бѣлковъ, чѣмъ въ веществахъ животныхъ. Это, во-первыхъ, несправедливо, а во-вторыхъ, важно не количество бѣлковъ въ томъ и другомъ веществѣ, а количество такихъ бѣлковъ, которые усваиваются организмомъ, такихъ же бѣлковъ въ растеній мало. Въ грибахъ, напримѣръ, бѣлковъ много, но въ то же время грибы пища не питательная, такъ какъ въ нихъ бѣлковъ усваивается очень мало.

Лефевръ какъ и всѣ фанатики-вегетаріанцы, мало обращаетъ вниманіе на строеніе человѣческаго тѣла и на сравненіе его со строеніемъ тѣла животныхъ. А это при разрѣшеніи такого вопроса, какъ пища, крайне важно.

Какъ ни обидно для насъ то, что я сейчасъ скажу и что говорилъ не разъ на этихъ страницахъ и ранѣе, но по нашимъ пищевымъ отправленіямъ мы всего ближе къ нашей неопрятной и не красивой знакомой – свиньѣ. У насъ зубы, какъ у свиньи, приспособленные и къ растительной, и къ животной пищѣ, у насъ и пищеварительные соки являются очень близкими къ пищеварительнымъ сокамъ свиньи. Однимъ изъ лучшихъ доказательствъ этого являются многіе паразиты, которые у насъ общи со свиньей и которые крайне характерно доказываютъ весьма большое сходство соковъ, выдѣляемыхъ желудкомъ человѣка и свиньи. Напримѣръ, яичко такъ называемаго свинаго солитера, перейдя въ желудокъ человѣка, развивается въ немъ въ такъ-называемаго шестикрючечнаго зародыша или онкосферу, который, начиная свои путешествія по организму, переходитъ въ такъ-называемую пузырчатую глисту, нерѣдько гибельную для зараженнаго ею человѣка. Никогда ничего подобнаго не наблюдается съ яичками такъ называемого бычьяго солитера, яичко котораго превращается въ онкосферу только въ желудкахъ травоядныхъ животныхъ. Не безъ интересно и то, что въ вашемъ кишечникѣ часто поселяются паразиты, свойственные хищникамъ. Таковы такъ называемый огурчевный солитеръ и другіе формы.

По моему глубокому убѣжденію, человѣкъ не можетъ быть при тѣхъ климатическихъ условіяхъ въ которыхъ живетъ Европеецъ и житель Культурной Америки, чистымъ вегетаріанцемъ. На это указываютъ и тѣ остатки пиршествъ и жертвоприношеній, которые называются пьекке-мевдингами, костищами и т. д., тѣ остатки пищи, которыя находятся въ пещерахъ древнихъ троглодитовъ и, наконецъ, тѣ запасы, которые остались послѣ пожаровъ свайныхъ построекъ на днѣ Швейцарскихъ озеръ. Вездѣ мы видимъ остатки животной пищи, которая часто сопровождается и растительною пищей.

Все дѣло, по моему убѣжденію, въ томъ, чтобы не злоупотреблять пищей животной, чтобы комбинировать ее съ пищей растительной. Лефевръ совершенно не правъ, утверждая, что мясо только возбуждаетъ, какъ возбуждаетъ вино или пиво, но не питаетъ. Что мясо питаетъ, это извѣстно каждому, кто хотя бы немного знакомъ съ физіологіей. Но вѣрно то, что мясо требуетъ для своего перевариванія, для своего превращенія въ усваемыя вещества большей работы нѣкоторыхъ частей организма, чѣмъ пища растительная. Почки, напримѣръ, при мясной пищѣ работаютъ несравненно интенсивнѣе, чѣмъ при растительной, почему злоупотребленіе мясною нищей и вызываетъ заболѣванія почекъ, артриты и другія явленія. Крайне интересно, однако, что нерѣдко и мясная пища является благодѣтельною даже и для почечныхъ больныхъ. Мы прочли въ одномъ изъ послѣднихъ изслѣдованій врача Даренберга, что на почки крайне куріозно вліяетъ продолжительное принимавіе однообразной пищи: у больныхъ нефритомъ этому ученому пришлось наблюдать увеличеніе выдѣленіе бѣлка при однобразномъ питаніи молокомъ и уменьшеніе его при перемежкѣ молочного питанія съ питаніемъ уривымъ мясомъ и еще лучше съ рыбнымъ мясомъ.

Изъ этихъ изслѣдованій, такъ же какъ изъ работъ доктора Морье, вытекаетъ, что наиболѣе благопріятные результаты при самыхъ различныхъ болѣзняхъ даетъ перемежаемость различныхъ видовъ пищи. Такая же перемежаемость оказывается крайне благопріятною и для здороваго организма.

Такимъ образомъ по изслѣдованіямъ этихъ ученыхъ, такъ же какъ и другихъ, выходитъ что человѣку надобно до извѣстной степени варіировать свою пищу, вводя въ нее то тѣ, то другія вещества.

Особенно характерны примѣры съ больными нефритомъ, которые, при опытахъ Даренберга, при каждой перемѣнѣ пищи, состоявшей то изъ молока, то исключительно изъ растеній, то изъ разнаго мяса – телятины, цыплятъ, то изъ рыбы выдѣляли почками менѣе бѣлка нежели при продолжительномъ кормленіи ихъ однимъ и тѣмъ же родомъ пищи. Отсюда вытекаетъ такой интересный режимъ: въ такомъ умѣренномъ климатѣ, какь климатъ Франціи, желательно по меньшей мѣрѣ два раза въ недѣлю потребленіе одной рыбной пищи, то-есть возвращеніе къ стариннымъ двумъ постнымъ днямъ въ недѣлю. Такой режимъ Даренбергь переводитъ и на людей вполнѣ здоровыхъ, такъ какъ утверждаетъ, и не безъ основаніи, что въ легкой степени почки затронуты и у людей, которые считаютъ себя вполнѣ здоровыми.

Лефевръ въ своемъ вегетаріанскомъ увлеченіи идетъ гораздо дальше: онъ стремится къ запрещенію ѣсть и рыбу, и даже молочное кушанье.

Такимъ образомъ мы приходимъ къ заключенію, на основаніяхъ уже научныхъ, что желательно періодическое лишеніе себя мясной пищи, что эти періодическія лишенія желательны – краткія въ теченіе цѣлаго года и болѣе долговременныя нѣсколько разъ въ годъ (Моcк. Вѣд.)

 

Я–ЦЪ.

 

«Холмско-Варшавскій Епархіальный Вѣстникъ». 1904. № 10. Отд. 2. С. 132-136.

 

[1] О вегетаріанствѣ см. трудъ новосвмуч. Тихона (Беллавина), Патріарха Московскаго «Вегетаріанство и его отличіе отъ христіанскаго поста» въ журналѣ «Странникъ». 1895. Томъ I. С. 487-499. – ред.

[2] Такие фанатики-вегетаріанцы нынѣ извѣстны подъ названіемъ «вегановъ». – ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: