День страшнаго суда.

Будетъ нѣкогда день, въ который Христосъ, отъ вѣка предопредѣленный судія міра, придетъ для суда, дабы воздать каждому по его дѣламъ. Въ этотъ день небо и земля прейдутъ. 

Въ священномъ Писаніи этотъ день называется а) днемъ онымъ, потому что онъ самимъ Богомъ въ вѣчномъ Его совѣтѣ предназначенъ, пророками и мужами Божіими предвозвѣщенъ и всѣ благочестивые люди въ день этотъ вѣровали (Мѳ. VII, 22; XXIV, 36; XXVI, 29; Лк. XXI, 34; 2 Ѳесс. I, 10; 2 Тим. I, 18; IV, 8). б) Днемъ послѣднимъ, потому что за нимъ никакого другаго дня не будетъ слѣдовать (Іоан. VI, 39, 40, 44, 54; XI, 24). в) Днемъ суда, потому что въ тотъ день Христосъ будетъ судить всю вселенную (Мѳ. X, 15; XI, 22-24; XII, 36), сокровенное людей (Рим. II, 16). г) Днемъ откровенія праведнаго суда Божія, потому что въ тотъ день Богъ откроетъ и явитъ людямъ свое правосудіе, вознаграждая праведность благочестивыхъ и отмщая своимъ карательнымъ правосудіемъ нечестивымъ (Рим. II, 5 и д.) д) Днемъ Господа Іисуса, потому что тогда Господь Іисусъ въ воспринятой Имъ на себя человѣческой природѣ явится въ качествѣ отъ вѣка предназначеннаго Богомъ судіи, возсядетъ на престолѣ своего правосудія, дабы каждому воздать по дѣламъ его, какія онъ сотворилъ во времена своей плоти, будутъ ли этими дѣлами дѣла праведныя или злыя (2 Кор. I, 14; Фил. I, 6, 10; II, 16). e) Днемъ Господнимъ, потому что Христосъ, который есть Господь надъ всѣми владыками, явится тогда съ неба для суда надъ живыми и мертвыми (1 Ѳесс. V, 2; 2 Петр. III, 10). ж) Днемъ гнѣва, потому что въ тотъ день Христосъ явитъ праведный свой гнѣвъ противъ нечестивыхъ, осуждая ихъ какъ чадъ гнѣва и отсылая ихъ отъ себя въ адъ (Рим. II, 5). з) Днемъ искупленія, потому что въ тотъ день благочестивые и вѣрные освободятся отъ всякаго зла, какое ихъ обременяло въ этой бѣдственной жизни и отойдутъ на вѣчные покой, радость и блаженство (Еф. IV, 30).

День этотъ есть день Богомъ предопредѣленный. Апостолъ Павелъ пишетъ: Богъ назначилъ день, въ который будетъ праведно судитъ вселенную посредствомъ предопредѣленнаго Имъ мужа, чрезъ котораго Онъ подалъ удостовѣреніе всѣмъ, воскресивъ Ею изъ мертвыхъ (Дѣян. ХVII, 31).

Оттого это будетъ день опредѣленный, потому что рѣшенъ онъ и опредѣленъ самимъ Богомъ (Дѣян. XVII, 31). Св. Павелъ напоминаетъ вѣрнымъ объ этой опредѣленности сего дня въ такихъ выраженіяхъ: О временахъ же и срокахъ нѣтъ нужды писать къ вамъ, братіе, ибо сами вы достовѣрно знаете, что день Господень такъ пріидетъ, какъ тать ночью (1 Ѳесс. V, 1).

Люди иногда заранѣе назначаютъ такой-то день для судопроизводства, и потомъ его отмѣняютъ или по независящимъ отъ нихъ обстоятельствамъ ихъ предопредѣленіе не исполняется. День всеобщаго всемірнаго суда настанетъ въ опредѣленный моментъ времени съ несомнѣнностію. Когда настанетъ время, подвергнетъ Богъ суду и праведность. Что же станется съ нечестіемъ, если будетъ судима и праведность? Придетъ, настанетъ день суда, въ который чистыя сердца получатъ большую цѣнность, чѣмъ гладкія слова, и добрая совѣсть болѣе будетъ значить, чѣмъ туго деньгами набитый кошелекъ, потому что всемірный Судія не можетъ быть обольщенъ словами, ни деньгами и подарками подкупленъ быть.

Но когда наступитъ этотъ послѣдній день судный, намъ людямъ неизвѣстно, потому что въ своемъ откровенномъ словѣ Богъ этого намъ не открылъ. Христосъ говоритъ о семъ своимъ ученикамъ: О днѣ же томъ и часѣ никто не знаетъ, ни Ангелы небесные, а только Отецъ Мой одинъ (Mѳ. XXIV, 36; ср. Мк. ХIII, 32). Не ваше дѣло знать времена или сроки, гововорилъ въ другой разъ Господь, которые Отецъ положилъ въ своей власти (Дѣян. I, 7).

Напрасно были бы потому всѣ гаданія о семъ днѣ: о немъ вѣдаетъ только Тотъ, который его предназначилъ.

Это лишь произвольныя догадки, когда полагали, что міръ просуществуетъ только 6000 лѣтъ, а за тѣмъ рушится.

Нѣкоторые изъ раввиновъ думали, что міръ просуществуетъ 6000 лѣтъ, а именно: какъ 2000 лѣтъ существовалъ онъ до закона, какъ 2000 лѣтъ существовалъ онъ подъ дѣйствіемъ закона, такъ только 2000 лѣтъ будетъ существовать онъ и безъ закона во времена Мессіи.

Это мнѣніе многими древними отцами церкви находимо было достаточно основательнымъ, и потому было ими раздѣляемо. Они полагали, что день страшнаго суда, а съ нимъ и конецъ міра, наступитъ въ концѣ 6-й тысячи лѣтъ. Какъ въ 6 дней Богъ міръ сотворилъ, а въ 7-й день отъ творенія почилъ, такъ и міру конецъ положитъ Онъ по истеченіи 6000 лѣтъ, потому что тысяча лѣтъ предъ Нимъ какъ день одинъ (Пс. LXXXIX, 4; 2 Петр. III, 9). Св. Иларій въ толкованіи XVII гл. еванг. отъ Мѳ. старается этому своему мнѣнію найти мнимое основаніе въ словахъ даже евангелиста Матѳея (Мѳ. XVII, 1), гдѣ говорится, что по истеченіи 6 дней Господь Іисусъ взялъ Петра, Іакова и Іоанна съ Собою и на горѣ преобразился предъ ними. «По истеченіи 6 дней, говоритъ онъ, явились блескъ и слава Господа. Этимъ предъизображено, что по прошествіи 6000 лѣтъ явится слава царства небеснаго». Другіе находили подтвержденіе своей догадкѣ въ таинственномъ числѣ 7. «Шестеро праотцевъ, говорили они, жили одинъ за другимъ и достигли высокаго возраста, 7-й же отъ Адама, возвѣщавшій міру пришествіе yа судъ всемірнаго Судіи, взятъ былъ живымъ на небо». Небесный хлѣбъ, которымъ Богъ питалъ свой народъ въ пустынѣ, былъ собираемъ въ теченіе лишь 6 дней, въ 7-й же день его не находили. Народу Израильскому Богъ законъ далъ, чтобы онъ засѣвалъ свои поля въ теченіе 6 лѣтъ, и виноградники подрѣзывалъ бы въ теченіе этого количества лѣтъ и плоды съ нихъ собиралъ бы, въ 7-й же годъ земля должна была справлять торжество свое въ честь Господа Бога: ни поля не были засѣваемы, ни виноградники не были подрѣзываемы (Лев. XXV, 2-4). Въ теченіе 6 дней семеро пресвитеровъ должны были обносить ковчегъ завѣта около Іерихона и въ семь юбилейныхъ трубъ трубить, на 7-й день стѣны Іерихонскія пали (Іис. Нав. VI, 7 и д.). Семь прошеній Господь въ своей молитвѣ вложилъ въ уста человѣчеству; седьмое прошеніе содержитъ моленіе объ избавленіи отъ всякаго зла, а заключеніе гласитъ: Потому что Твое есть царство и сила и слава во вѣки».

Но всѣ эти мысли древнихъ отцовъ церкви оставались простыми догадками, потому что Богомъ намъ не открыто времени, когда настанетъ день страшнаго суда, а съ нимъ и конецъ міра.

Являлось въ теченіе вѣковъ много умовъ пытливыхъ, которые хотѣли не только годъ опредѣлить, но и день страшнаго суда; но время изобличило лживость ихъ соображеній и сами; они, стараясь отгадать время наступленія страшнаго суда, сдѣлались лишь предметомъ смѣха.

Господь Іисусъ сравниваетъ день будущаго своего пришествія для суда съ молніей, бороздящей облака и освѣщающей своимъ блескомъ землю. Какъ относительно молніи не предугадаешь, гдѣ и какъ скоро она блеснетъ, подобно этому нѣтъ возможности узнать и предугадать наступленіе и дня будущаго пришествія Христова.

Для насъ и не необходимо и не полезно знать время страшнаго суда, потому что это міръ сдѣлало бы увѣреннымъ. Если бы знать это для насъ было необходимо и полезно, то о семъ нашъ Спаситель сообщилъ бы Апостоламъ, а чрезъ нихъ и намъ не прикровенно, а прямо.

Женихъ отъ своей невѣсты не скрываетъ ничего, о чемъ ей знать необходимо и полезно, потому что онъ ее любитъ. А что никакой земной женихъ не превосходитъ собою нашего бѣлоснѣжнаго облитаго пурпуромъ Жениха нашей души, объ этомъ свидѣтельствуютъ Его мучительныя страданія и позорная смерть, какія Онъ потерпѣлъ насъ ради. Потому Онъ не умолчалъ бы о томъ и не сокрылъ бы того, что необходимо для вѣчнаго счастія нашей души. Напротивъ изъ сего умолчанія слѣдуетъ, что знаніе сего на насъ отозвалось бы вредомъ, потому что, какъ говоритъ св. Иларій (lib 9 de Trin.), тогда мы сдѣлались бы самоувѣреннѣе и въ упражненіяхъ вѣры безпечнѣе; сіе сокрыто отъ насъ значитъ не ко вреду нашему, а къ выгодѣ и для способствованія нашему росту въ христіанствѣ, дабы ожидая того страшнаго дня мы постоянно держали себя въ готовности къ нему».

Духъ Божій все-таки о днѣ будущаго пришествія Христова сообщилъ нѣчто, а именно: 1) что день этотъ наступитъ совершенно неожиданно, когда не льзя будетъ и думать о немъ. – Это открывается а) изъ словъ св. Петра Апостола (2 Петр. III, 10), гдѣ говорится: Пріидетъ день Господень какъ тать ночью. Потому что какъ воръ приходитъ неожиданно, въ то время и тотъ часъ, въ которые его не ожидали и о немъ не думали: такъ и страшнаго суда день наступитъ въ то время и тотъ часъ, когда о немъ и не грезилос. б) То же самое открывается и изъ словъ самого нашего Спасителя, когда Онъ (Лк. XXI, 35) говоритъ, что этотъ день наступитъ быстро: на всѣхъ живущихъ по всему лицу земному найдетъ какъ сѣть. Потому что какъ сѣть накидывается на птицъ быстро и для нихъ неожиданно, такъ и страшнаго суда день наступитъ быстро и неожиданно для людей. 2) Открыто намъ Духомъ Святымъ, что день этотъ будетъ страшный, потому что тогда небеса съ шумомъ прейдутъ, стихіи отъ жара расплавятся, земля и всѣ дѣла на ней сгорятъ (2 Петр. III, 10); силы небесныя поколеблются, солнце и другія звѣзды померкнутъ и спадутъ на землю (Мѳ. XXIV, 29; Лк. XXI, 25).

Бушующее море, трепещущая земля, раскаты грома, войска одно насупротивъ другаго стоящія со сверкающимъ оружіемъ, рыканіе львовъ и гнѣвъ могущественнаго Царя производятъ великій ужасъ и на всѣхъ нагоняютъ трепетъ. Но это дѣтскія игры по сравненію съ ужасами страшнаго дня 2-го пришествія Христова. Израиль ужасался, трепеталъ, дрожалъ, когда Господь сходилъ на гору Синай, потому что и гора отъ прикосновенія къ ней Божія тряслась и дымилась (Пс. СIII, 32). Каковы же должны быть страхъ, трепетъ и ужасъ, когда день наступитъ, въ который послѣдній громовый ударъ долженъ будетъ собой разрушить и уничтожить небо и землю!

При наступленіи дня страшнаго суда нападутъ страхъ и ужасъ особенно на нечестивыхъ и невѣрующихъ. Потому что это будетъ день суда и осужденія, когда они должны будутъ предстать на судъ и подъ давленіемъ вѣчнаго проклятія пойдутъ въ вѣчный огонь, предназначенный для діавола и его ангеловъ.

Настанетъ этотъ день, въ который злодѣи явятся на судъ и должны будутъ получить заслуженное возмездіе за свои дѣла. Прозвучитъ послѣдній колоколъ и Судія возсядетъ на своемъ судейскомъ престолѣ, дабы возвѣстить смертный приговоръ всѣмъ имъ, предъ Нимъ предстоящимъ. Какъ ужасенъ будетъ для нихъ этотъ день! Какіе дрожь и трепетъ обнимутъ ихъ! Какъ желательно для нихъ будетъ: о, еслибъ не раждались мы! О чемъ и думать они могутъ, какъ нечестивые мужественными могутъ быть, когда настанетъ ужасный день суда, когда раскаты грома, трясеніе земли и падающія звѣзды возвѣстятъ имъ ужасное наступленіе страшнаго суда! Судія міра на своемъ престолѣ явится вѣдь за тѣмъ, чтобы воздать каждому должное, соотвѣтственное его дѣламъ. Испугъ, трепетъ, ужасъ обнимутъ ихъ, будутъ они трястись какъ листъ на деревѣ, колеблемый сильнымъ вѣтромъ; – какъ корабль ярящимися волнами моря перебрасываемый туда и сюда; – какъ почва при землетрясеніи.

Благочестивые же и вѣрные въ тотъ день возрадуются, потому что приблизится ихъ искупленіе и они освободившись отъ прираженія къ нимъ всякаго зла должны будутъ войти въ радость Господа своего (Лк. XXI, 28).

Развѣ ужасается плѣнный, какъ скоро день настаетъ, въ который онъ долженъ бываетъ выйти изъ мрачной и смрадной темницы, съ себя снявъ тяжелыя оковы и цѣпи? Напротивъ онъ отъ души радуется, что настаетъ наконецъ день тотъ. Благочестивые и вѣрующіе походятъ на плѣнныхъ; для нихъ этотъ міръ – мрачная тюрьма, въ которой они чувствуютъ себя обремененными узами скорбей. День страшнаго суда для нихъ будетъ днемъ спасенія, выходъ изъ сей темницы и временемъ конечнаго ихъ успокоенія: можетъ ли посему ихъ ужасать наступленіе сего дня; не должны ли они будутъ напротивъ отъ сердца радоваться наступленію его?

Радуется невѣста, когда настаетъ день свадьбы. Въ этотъ день ея женихъ къ себѣ ее возьметъ и она будетъ жить вмѣстѣ съ нимъ. День страшнаго суда для душъ обрученныхъ Христу есть день брака съ Нимъ. Въ тотъ день онѣ введены будутъ святыми Ангелами въ небесный брачный чертогъ для вѣчныхъ радости и блаженства, дабы вѣчно радуясь онѣ сопребывали вѣчно со Христомъ и при Немъ оставались во славѣ Его: какъ же имъ не радоваться отъ сердца и не быть радостными при наступленіи этого дня?

Радуется путешественникъ наступленію дня, въ который должно окончиться его утомительное и бывшее сопряженнымъ съ опасностями путешествіе. Теперь наконецъ онъ долженъ возвратиться въ свое отечество. Благочестивые же въ этомъ мірѣ что собой представляютъ какъ не путешественниковъ, возвращающихся въ свое небесное отечество? На пути въ оное они испытывали много печалей, нужды, – подвергались многимъ опасностямъ: страстно они желали покончить путешествіе и съ Іисусомъ быть. Съ наступленіемъ дня страшнаго суда для нихъ окончится это трудное путешествіе. Они должны будутъ придти къ мѣстамъ, которыхъ искали; они должны будутъ прибыть въ отечество, по которомъ вздыхали; они должны будутъ найти покой свой въ Господѣ, который имъ пріобрѣлъ его своими горькими страданіями и смертію. Какъ же не радоваться имъ ото всего сердца наступленію этого дня?

Дабы день страшнаго суда не днемъ ужаса для насъ сдѣлался, а днемъ радости и блаженства, должны мы къ нему приготовляться первѣе всего благоговѣйной молитвой о томъ, чтобы Богъ благоволилъ насъ содѣлать способными къ перенесенію ужасовъ того страшнаго дня и готовыми къ нему. Это заповѣдуетъ намъ самъ Господь нашъ, говоря: Бодрствуйте и молитесь, да сподобитесь избѣжать всѣхъ сихъ будущихъ бѣдствій и предстать предъ Сына человѣческаго (Лк. XXI, 86). Потому должно приготовляться къ тому страшному дню духовнымъ бодрствованіемъ, живя не въ плотской безпечности, какъ если бы ни страшнаго дня въ будущемъ не предстояло, ни страшнаго въ оный суда, или какъ еслибъ до наступленія ихъ много еще времени оставалось; потому что мы незнаемъ часа, въ который придетъ Господь. Потому самъ всеобщій судія міра Христосъ Іисусъ напоминаетъ намъ о семъ бодрствованіи, говоря: Бодрствуйте, потому что вы не знаете, въ который часъ Господь вашъ пріидетъ. Вы знаете, что еслибы вѣдалъ хозяинъ дома, въ какую стражу пріидетъ воръ, то бодрствовалъ бы и не далъ бы подкопать домъ свой. Потому и вы будьте готовы; ибо въ который часъ не думаете, пріидетъ Сынъ человѣческій (Мѳ. ХХІV, 42). О томъ же напоминаетъ св. Павелъ, говоря: Сами вы достовѣрно знаете, что день Господень такъ пріидетъ, какъ тать ночью. Ибо когда будутъ говоритъ: миръ и безопасность, тогда внезапно постигнетъ ихъ пагуба подобно какъ мука родами постигаетъ имѣющую во чревѣ и не избѣгнутъ. Но вы, братія, не во тьмѣ, чтобы день тотъ засталъ васъ какъ тать, ибо всѣ вы сыны свѣта и сыны дня: мы не сыны ночи, ни тьмы. Итакъ не будемъ спать, какъ и прочіе, но будемъ бодрствовать и трезвиться. Ибо спящіе спятъ ночью и упивающіеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись въ броню вѣры и любви и въ шлемъ надежды спасенія. Потому что Богъ опредѣлилъ насъ не на гнѣвъ, но къ полученію спасенія чрезъ Господа нашего Іисуса Христа, умершаго за насъ, дабы мы, бодрствуемъ ли или спимъ, жили вмѣстѣ съ Нимъ (1 Ѳесс. V, 2-10).

Въ ожиданіи дня страшнаго пришествія Христова не должно намъ такъ поступать, какъ поступали люди предъ потопомъ, пребывавшіе во снѣ безпечности. Они ѣли, пили, сватались и продолжали свататься даже до дня, когда Ной въ ковчегъ вошелъ и подъ водами потопа доколѣ всѣ они не были похоронены. Какъ во дни предъ потопомъ ѣли, пили, женились и выходили за мужъ до того дня, какъ вошелъ Ной въ ковчегъ; и не думали, пока не пришелъ потопъ и не истребилъ всѣхъ: такъ будетъ и при-шествіе Сына человѣческаго (Мѳ. XXIV, 38, 39).

Ожидая дня страшнаго суда Христова не должны мы жить подобно нечестивымъ толпамъ грѣшниковъ Содомскихъ, пребывавшихъ во снѣ безпечности до самаго того времени, какъ праведный Лотъ вмѣстѣ со своими домочадцами вышелъ изъ Содома, а всѣ Содомляне погибли въ ужасномъ огненномъ и сѣрномъ дождѣ, низринувшись въ вѣчную погибель (Быт. XIX, 17 и д.).

Должны мы жить подобно слугамъ, бодрствующимъ и ожидающимъ пришествія Господня, чтобы принять Его съ радостію.

Мы должны къ тому страшному дню приготовляться святымъ и богоугоднымъ образомъ жизни, но въ постыдныхъ грѣхахъ и порокахъ утопая, а въ страхѣ Божіемъ живя и послѣдняго суда надъ міромъ страшась, приготовляясь отчетъ дать въ своихъ жизни и поведеніи предъ Судіею міра. О семъ напоминаетъ намъ и св. Петръ Апостолъ, говоря: Если такимъ образомъ все разрушится, то какими должно бытъ въ святой жизни и благочестіи вамъ, ожидающимъ и желающимъ пришествія дня Божія, въ который воспламененныя небеса разрушатся и разгорѣвшіяся стихіи растаютъ? По обѣтованію Божію мы ожидаемъ новаго неба и новой земли, на которыхъ обитаетъ правда. Потому, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться предъ Нимъ не оскверненными и непорочными въ мирѣ (2 Петр. IIІ, 11-14).

Должны мы приготовляться къ тому страшному дню 2-го пришествія Христова и нелицемѣрнымъ покаяніемъ. Св. Павелъ Апостолъ на мѣстѣ судебныхъ засѣданій въ древнихъ Аѳинахъ такъ говорилъ объ ожидаемомъ нами днѣ послѣдняго страшнаго суда: Богъ нынѣ повелѣваетъ людямъ всѣмъ повсюду покаяться, ибо Онъ назначилъ день, въ который будетъ праведно судитъ вселенную посредствомъ предопредѣленнаго Имъ мужа (Дѣян. XVII, 30, 31).

Если Господь Іисусъ и своимъ вѣрнымъ слугамъ, Апостоламъ, настоятельно заповѣдалъ наставлять насъ, чтобы мы приготовлялись къ будущему дню суда, то для насъ есть слѣдовательно довольно причинъ и побужденій жить сообразно съ этимъ, столь хорошо извѣстнымъ намъ повелѣніемъ Господа, дабы срѣтить Его, вторично имѣющаго прійти, не въ ужасѣ, а въ радости.

Подобно тому какъ невѣста, ожидая прибытія своего жениха, надѣваетъ на себя всѣ свои украшенія и ждетъ его во всемъ своемъ нарядѣ: когда бы ни вздумалось ему придти, онъ найдетъ ее прекрасною; подобно тому какъ воины во всемъ своемъ вооруженіи стоятъ готовыми ко встрѣчѣ своего повелителя: когда бы ни прибылъ онъ, ранѣе или позднѣе, они готовы и ожидаютъ повелѣній отъ него; подобно тому какъ ученики, хорошо своимъ дѣломъ занимавшіеся въ учебное время, къ экзамену всегда готовы: когда бы учителю ни вздумалось спросить ихъ, не имѣютъ они нужды по книгамъ отыскивать отвѣтъ и его заучивать; они уже готовы на всѣ вопросы отвѣчать; подобно тому какъ отецъ невѣсты для угощенія своихъ гостей все въ готовности держитъ, и какъ скоро приходятъ они, раздается голосъ его: все готово, – подобно этому и мы, христіане, должны держать себя въ такой же готовности къ принятію Христа Господа, дабы срѣтить Его съ радостію.

Если кто нибудь долженъ предъ судомъ предстать, и день, въ который онъ предъ судъ явиться долженъ, назначенъ и опредѣленъ, то приготовляется онъ къ этому дню и снаряжается какъ только можетъ, дабы въ состояньи ему быть дать добрый отвѣтъ судьямъ. Мы всѣ должны предстать предъ общаго судію міра Христа Іисуса и дать Ему строгій отчетъ въ нашихъ словахъ, дѣлахъ и мысляхъ. День этого суда назначенъ самимъ правосуднымъ Богомъ (Дѣян. XVII, 30, 31). Потому для насъ нѣтъ недостатка въ побужденіяхъ готовиться къ этому дню молитвою, бодрствованіемъ, святымъ образомъ жизни, богоугоднымъ образомъ мыслей и расположеній и истиннымъ покаяніемъ, дабы непостыдно явиться предъ нашимъ судіею Христомъ Іисусомъ. Каждый христіанинъ долженъ бодрствовать, дабы день этотъ не засталъ его въ состояніи неприготовленномъ. И такъ какъ для каждаго человѣка послѣдній день его жизни есть и день страшнаго суда надъ нимъ, то блаженный Августинъ говоритъ: «Каждый этимъ страшнымъ днемъ своей жизни долженъ озабочиваться, потому что какъ этотъ для него страшный день его постигаетъ, подобно этому непремѣмно настанетъ и общій для всѣхъ насъ страшный день; въ день лично для каждаго изъ насъ страшный изъ насъ каждый умираетъ; въ день для всѣхъ насъ равно имѣющій быть страшнымъ мы всѣ будемъ судимы».

Тѣмъ тщательнѣе къ этому страшному дню всеобщаго суда Христова должны мы готовиться, что близко наступленіе его. Близокъ всему конецъ, пишетъ св. Петръ Апостолъ (1 Петр. IV, 7). И св. Іаковъ уже въ свое время пророчествовалъ: Пришествіе Господне приближается (Іак. V, 8). Восемнадцать столѣтій протекло со времени этихъ словъ Апостольскихъ. Настолько же вѣковъ человѣчество подвинулось ближе и ко дню страшнаго надъ нимъ суда Христова.

«Много лѣтъ съ тѣхъ поръ минуло, говоритъ блаж. Августинъ, какъ Апостолъ сказалъ: Наше спасеніе къ намъ приблизилось, потому что мы увѣровали; ночь прошла, насталъ день. И то, что сказалъ онъ, не было ложно. Не тѣмъ ли съ большимъ правомъ теперь Апостолъ могъ бы сказать: День будущаго пришествія Христова приблизился, потому что мы къ концу временъ добрыхъ ближе придвинулись».

Если говорилъ такъ въ свое время блажен. Августинъ, то не тѣмъ ли болѣе причинъ говорить такъ имѣемъ мы, по истеченіи болѣе чѣмъ тысячи лѣтъ по смерти его?

По нѣкоторымъ признакамъ, самимъ Христомъ Господомъ указаннымъ въ Его словѣ, можно заключать, что міръ къ своему концу приблизился и что близокъ день суда надъ нимъ.

Кто въ состояніи сказать человѣку, какъ долго будетъ продолжаться жизнь его? Но хотя бы и столь же медленно человѣкъ приближался къ своей смерти, какъ медленно движется улитка, по сѣдымъ волосамъ, по опорѣ на посохъ всѣ легко заключаютъ, что его путь чрезъ міръ приходитъ къ концу. Подобнымъ образомъ есть много признаковъ, самимъ Христомъ указанныхъ, насъ уполномочивающихъ на догадку, что міръ вступилъ въ болѣе чѣмъ зрѣлый возрастъ и что день страшнаго суда надъ нимъ, а съ этимъ и конецъ для него, приблизился.

«Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости». 1886. № 6. Ч. Неофф. С. 81-88; № 7. Ч. Неофф. С. 97-102.

***

Архіепископъ Симонъ (Виноградовъ)​

Исполненiе своего долга

На суде Божiемъ никто не оправдается темъ, будто не успелъ исполнить своего долга. Свой жизненный долгъ человекъ можетъ исполнить въ одно мгновенiе – если найдетъ на него какое-нибудь богопротивное искушенiе и онъ решительно устремитъ свое произволенiе противъ этого искушенiя – вотъ и исполнитъ свой долгъ. Примеръ такого неуклонного устремленiя своего произволенiя къ исполненiю долга показалъ намъ Господь Iисусъ Христосъ. Помышляя о предстоящей Ему крестной сметри, Онъ сказалъ: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня отъ часа сего! Но на сей часъ Я и пришелъ» (Iоан. 12, 27), – прибавилъ Онъ. Изъ того, что мы говоримъ, открывается смыслъ предопределенiя Божiя о насъ. Богъ предопределяетъ времена и пределы нашего обитанiя на земле (Деян. 17, 26): успехи и неудачи въ делахъ, здоровье и болезни, безмятежiе и смуты, и все на пользу намъ даруемое отъ Бога, или попускаемое Имъ для нашего вразумленiя; не зависитъ отъ насъ: мы не можемъ ни одного волоса на голове своей сделать белымъ или чернымъ (Матѳ. 5, 36) и сколько бы не заботились, не можемъ прибавить себе росту хотя бы на одинъ локоть (Матѳ. 6, 27). Но каковы бы ни были окружающiя насъ обстоятельства, вотъ что всегда остается въ нашей воле: смириться, если мы возгордились, покаятся, если согрешили, простить – если разгневались, обнаружить правду – если уклонились въ ложь, не пройти мимо нуждающагося въ помощи – когда въ руке есть сила помочь, отвернуться отъ соблазна, возникающаго въ сердце или идущаго со стороны, не оставаться равнодушнымъ – когда другiе между собой враждуютъ, но постараться примирить ихъ, и наконецъ – потерпеть гоненiе за правду, и даже быть готовымъ умереть за имя Христово. Кто вверяетъ себя промыслу Божiю и пользуется обстоятельствами, каковы бы они ни были, для исправленiя себя по заповедямъ Божiимъ, тотъ растетъ духовно, растетъ быстро или медленно, какъ растенiе растетъ и плодъ его зреетъ – въ зависимости отъ климатическихъ условiй места, где оно посажено. А кто ропщетъ и противится воле Божiей или, не разумея правды Божiей, свою правду усиливается поставить – у того нетъ духовнаго роста, и если онъ безъ покаянiя умретъ, то оказывается подобнымъ недозрелому плоду, или дереву, съ корнями вырванному изъ земли, то есть безъ надежды на что-то будущее.

«Православная жизнь». 1954. № 1.

 

Фрески парекклисиона вмч. Димитрия кафоликона Ватопедского м-ря на Афоне, работы Космы с Лемноса (1721)

Ангел ведет Апостолов в рай.

Ангел ведет Святителей в рай.

Ангел ведет Преподобных в рай.

 

Фрески нартекса из церкви Вознесения м-ря Милешева в Сербии (XIII в.)

Ангел гонит лжеучителей в ад

Ангел гонит лжепастырей в ад

Ангел гонит лжемонахов в ад

Ангел гонит царей-гониетелй в ад

 


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: