• Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Праздникъ Благовѣщенія Пресвятой Богородицы и его иконографія (+Подборка икон).

    Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Праздникъ Благовѣщенія Пресвятой Богородицы и его иконографія (+Подборка икон).

    Послѣдовательность, съ какою появляются разныя иконографическія изображенія въ памятникахъ православнаго искусства, не есть явленіе случайное. Большая или меньшая разработка иконографическихъ формъ всегда находится въ зависимости отъ богословскаго интереса къ предмету. Вниманіе христіанъ на первыхъ порахъ должна была приковывать къ себѣ главнымъ образомъ личность Спасителя и событія изъ Его земной жизни, и первоначальною заботою Церкви было ознаменовать празднествами важнѣйшія событія ивъ жизни Спасителя, а потомъ уже Богоматери. И дѣйствительно, праздники въ честь Спасителя вообще древнѣе праздниковъ въ честь Богоматери, а изъ числа этихъ послѣднихъ самый древній праздникъ въ честь Благовѣщенія Пресв. Богородицы. Св. Іоаннъ Златоустъ называетъ этотъ праздникъ «первымъ праздникомъ»; Аѳанасій Александрійскій также называетъ его «первымъ и всечестнымъ праздникомъ»; слѣдовательно, праздникъ Благовѣщенія несомнѣнно былъ уже извѣстенъ въ IV в., хотя, быть можетъ, и не былъ еще общераспространеннымъ.

    06 April 2023 читать далее


  • Священникъ Александръ Кычигинъ – Въ какомъ порядкѣ – по древнему обычаю св. Церкви – должно располагать св. иконы на иконостасѣ?

    Священникъ Александръ Кычигинъ – Въ какомъ порядкѣ – по древнему обычаю св. Церкви – должно располагать св. иконы на иконостасѣ?

    Пастырямъ Церкви, попечительно заботящимся о благолѣпіи церковномъ, особенно при украшеніи св. храма иконами, или при сооруженіи новыхъ иконостасовъ, можетъ оказаться весьма полезною краткая справка о томъ, въ какомъ порядкѣ должно размѣщать въ иконостасѣ св. иконы. Ред.

    «Вся-же благообразно и по чину да бываютъ» въ храмѣ.

    На основаніи общаго смысла Св. Писанія и Св. Преданія, вѣроученія и каноновъ нашей Православной каѳолической церкви, святоотеческихъ твореній и древне-церковныхъ памятниковъ, однимъ изъ коихъ является Московскій Успенскій соборъ, установлены слѣдующія правила въ порядкѣ размѣщенія св. иконъ въ иконостасѣ православнаго храма (отъ этихъ правилъ никто не долженъ отступать, – развѣ только по самой крайней нуждѣ).

    05 March 2023 читать далее


  • Характеръ Византійскаго православнаго иконописанія въ отличіе отъ западной католической церковной живописи.

    Характеръ Византійскаго православнаго иконописанія въ отличіе отъ западной католической церковной живописи.

    Любители всего иностраннаго, западнаго указывали и указываютъ, въ противоположность совершенствамъ итальянской иконописи, на недостатки греческаго иконописанія: на неправильность или искаженіе рисунка, неискусственность драпировки въ одеждахъ, незнаніе анатоміи поверхностей тѣла человѣческаго, единообразіе въ начертаніи, по которому всѣ лица на одной и той же иконѣ изображаются похожими другъ на друга, какъ родные, на совершенное отсутствіе перспективныхъ соображеній, или выраженія оптической близости и отдаленности предметовъ, на многократное повтореніе одного и того же лица на одной и той же иконѣ, на безъискусственное сочетаніе свѣта и тѣни, отъ котораго иконы походятъ иногда на пеструю ткань{1}. Тѣмъ не менѣе ни одинъ родъ иконописи такъ близко не подходитъ ко всеобщему истинно благочестивому чувству, какъ иконописаніе византійское, соотвѣтствующее духу, потребностямъ нашей русской православной, а съ тѣмъ вмѣстѣ восточной единой истинной вселенской Церкви Христовой, иконописаніе, любимое отцами нашими, какъ святыня, и освященное у насъ долговременнымъ и всеобщимъ употребленіемъ. Люди, воспитанные въ духѣ русской православной вѣры, считаютъ иконы западнаго итальянскаго письма за обыкновенныя свѣтскія картины, а не за святые образа, и помѣщеніе ихъ въ храмахъ считаютъ неприличнымъ. Иконопись во вкусѣ западныхъ художниковъ въ нашей православной Руси, подлинно, всегда будетъ подобна растенію, перенесенному въ чуждый для него климатъ, на почву земли, несвойственную ему, которое хотя при неусыпныхъ попеченіяхъ садовника усиленными способами искусства будетъ прозябать, произведетъ цвѣты, даже принесетъ какіе-либо плоды, но, бывъ оставлено безъ надзора своего воспитателя на одно мгновеніе, немедленно вянетъ и засыхаетъ до корня{2}.

    05 March 2023 читать далее


  • Замѣтка: Нѣсколько замѣчаній объ изображеніяхъ Пресвятой Дѣвы Маріи на иконахъ.

    Замѣтка: Нѣсколько замѣчаній объ изображеніяхъ Пресвятой Дѣвы Маріи на иконахъ.

    Въ христіанской иконографіи нѣтъ ни одного предмета, который бы такъ часто былъ изображаемъ и такъ увлекалъ сердце вѣрующихъ, какъ ликъ Пресвятой Дѣвы. Не говоря объ иконахъ, изображающихъ явленія изъ жизни земной и небесной Самой Приснодѣвы, какъ то: Поклоненіе волхвовъ, Введеніе во храмъ, Благовѣщеніе, Успеніе, Вознесеніе на небо плотію, день Покрова и др., Богородица является еще на иконахъ Рождества, Распятія, Погребенія, Вознесенія, Сошествія Св. Духа и др. Всякому затѣмъ извѣстно, какъ много такъ называемыхъ «явленій» Богородицы; но, вѣроятно, никто не знаетъ полнаго числа всѣхъ явленій и опредѣляемыхъ ими наименованій иконъ. Однѣ изъ иконъ Богородицы называются по изображенному событію: «Не рыдай мене Мати», «Цѣлованіе Маріино»; другія по именамъ Богородицы: «Неопалимая купина», «Нетлѣнный цвѣтъ»; третьи по Ея свойствамъ и силамъ: «Всѣхъ скорбящихъ Радость», «Умягченіе злыхъ сердецъ», «Утоли моя печали»; четвертыя по мѣсту ихъ явленія: Іерусалимская, Казанская, Кіево-Печерская, Ѳеодоровская, Почаевская и т. д. Всѣ вмѣстѣ эти иконы краснорѣчиво свидѣтельствуютъ, какою глубокою и теплою вѣрою, какимъ всеобщимъ почтеніемъ народовъ окружено имя Заступницы рода христіанскаго.

    21 February 2023 читать далее


  • Замѣтка: Въ какомъ видѣ слѣдуетъ изображать Христа Спасителя?

    Замѣтка: Въ какомъ видѣ слѣдуетъ изображать Христа Спасителя?

    Всего естественнѣе, что Христосъ Спаситель, по обычаю всѣхъ іудеевъ, носилъ ту же самую одежду, которую носилъ каждый еврей мужескаго пола въ Его лѣта. Таковыхъ одеждъ было двѣ въ употребленіи: верхняя и нижняя. О нихъ упоминаетъ Спаситель въ Евангеліи, когда говоритъ: «кто захочетъ судиться съ тобою, и взятъ у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Матѳ. 5, 40). Нижняя одежда, рубашка или туника покрывала все тѣло до колѣнъ; сверхъ нея, особенно при выходѣ изъ дома, надѣвалась верхняя одежда, обыкновенно широкая. Хитонъ, – нижняя одежда Спасителя, – былъ весь тканый, сверху до низу, но не сшитый, какъ замѣчаетъ евангелистъ Іоаннъ (Іоан. 19, 23). Длиною хитонъ былъ въ пять футовъ сообразно съ ростомъ Спасителя, вверху, уже, внизу же шире; каждый рукавъ былъ въ полфута длины и въ одинъ футъ ширины. Цвѣтъ хитона, по преданію, былъ красный; а цвѣтъ верхней одежды Спасителя рисуется на всѣхъ почти образахъ голубой.

    21 February 2023 читать далее


  • Замѣтка: О надписаніи на иконѣ вокругъ лика Христа Спасителя.

    Замѣтка: О надписаніи на иконѣ вокругъ лика Христа Спасителя.

    На иконѣ Христа Спасителя въ сіяніи вокругъ лика обыкновенно пишутся три греческія буквы ὁ (омикронъ) ὦ (омега съ облеченнымъ удареніемъ) и ν (ни). Иногда же, по невѣдѣнію, вмѣсто этихъ трехъ греческихъ буквъ пишутся соотвѣтствующія имъ или похожія на нихъ по начертанію три славянскія, именно Ὀ (онъ), Ѿ (отъ) и Ν (нашъ). Такая замѣна однихъ буквъ другими, уничтожающая смыслъ и значеніе установленнаго Церковію надписанія греческаго, даетъ поводъ нѣкоторымъ православнымъ, не понимающимъ значенія установленнаго Церковію надписанія и при правильномъ его начертаніи, относиться къ этому надписанію вообще отрицательно и даже одобрять входящій въ послѣднее время у насъ въ употребленіе обычай писать изображенія Спасителя безъ этого надписанія.

    21 February 2023 читать далее


  • Александръ Ивановичъ Успенскій – Деисусъ (Иконографическая замѣтка) (+ Подборка икон).

    Александръ Ивановичъ Успенскій – Деисусъ (Иконографическая замѣтка) (+ Подборка икон).

    Въ исторіи развитія деисуса, замѣчаются два періода: въ первомъ видимъ лишь простое сопоставленіе Христа, Богоматери и Предтечи, а во второмъ въ деисусѣ Предтеча и Богоматерь умоляютъ Христа за людей, откуда получилось и самое названіе этой композиціи (δέησις – моленіе).

    Первое датированное упоминаніе о деисусѣ встрѣчаемъ въ VII вѣкѣ у Софронія изъ Дамаска, сперва софиста, а съ 629 г. патріарха Іерусалимскаго, который въ Похвалѣ свв. Киру и Іоанну говоритъ: «Придя въ храмъ нѣкій совершенный..., увидали мы величайшую и удивительную икону; въ срединѣ ея красками написанъ Христосъ; налѣво мать Христа, Госпожа наша Богородица и Приснодѣва Марія, а направо Креститель Самого Спаса и Предтеча»{[1}. Хотя здѣсь все это исцѣляемый видитъ во снѣ, но во снѣ люди видятъ то, что знакомо имъ въ дѣйствительности. Древнѣйшимъ изъ сохранившихся до нашего времени изображеній деисуса является одна изъ миніатюръ въ рук. Козьмы Индикоплова въ Ватиканѣ (№ 599), относимая къ VI-VII в. и воспроизведенная проф. Н. П. Кондаковымъ въ его атласѣ къ Исторіи византійскаго искусства{2}. Лѣвую часть миніатюры слѣдуетъ разсматривать отдѣльно отъ правой; налѣво изображенъ деисусъ, центральное мѣсто котораго занимаетъ Христосъ (Онъ же представленъ и нѣсколько выше Предтечи), а направо Захарія и Елисавета; ни Богоматерь, ни Предтеча не имѣютъ здѣсь молитвеннаго положенія, и при Богоматери текстъ: «ἰδοὺ γὰρ ἀπὸ τοῦ νῦν μακαριοῦσίν με πᾶσαι αἱ γενεαί» (Лук. 1, 48). Не выражена идея моленія и въ триптихѣ изъ слоновой кости, принадлежащемъ казанатенской библіотекѣ, о которомъ говоритъ Гори{3}, и на слоновой кости (X вѣка?), украшающей окладъ мюнхенскаго Евангелія, гдѣ Іисусъ Христосъ изображенъ уже, какъ Вседержитель, на тронѣ между Крестителемъ и Богоматерью. Подобныхъ изображеній можно указать сравнительно много и на востокѣ и на западѣ и въ болѣе позднее время. По-видимому, называть такія композиціи деисусомъ, моленіемъ можно только по аналогіи; по существу же это только изображенія трехъ самыхъ высокихъ лицъ Новаго Завѣта.

    18 February 2023 читать далее