• Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Соборъ св. Архистратига Михаила по церковно-богослужебнымъ пѣснопѣніямъ и иконописное изображаніе св. Архистратига (+Подборка икон).

    Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Соборъ св. Архистратига Михаила по церковно-богослужебнымъ пѣснопѣніямъ и иконописное изображаніе св. Архистратига (+Подборка икон).

    ​Православная Церковь всегда твердо хранила ученіе объ ангелахъ и еще въ глубокой древности установила празднованія въ честь ихъ. Въ честь безплотныхъ небесныхъ силъ она назначила особенный день въ недѣлѣ – первый послѣ воскресенія. Въ честь нѣкоторыхъ ангеловъ, имена которыхъ встрѣчаются въ Св. Писаніи, она установила особенныя празднованія, а 8-е ноября, также съ глубокой древности, посвящаетъ въ честь архистратига Божія Михаила и прочихъ безплотныхъ силъ, именуя празднество «Соборомъ архистратига Михаила». Установленіе общаго праздника св. ангеламъ одни приписываютъ св. Сильвестру, епископу Римскому (2 янв. 335 г.), другіе св. Александру, патріарху Александрійскому (328 г.). Архимандритъ же Сергій въ своей агіологіи говоритъ, что «соборъ въ честь ангеловъ – древній праздникъ, и что частная причина установленія его неизвѣстна»{1}. Можно полагать, что праздникъ архангела Михаила, и прочихъ безплотныхъ силъ 8-го ноября первоначально (между 400 и 432 гг.) былъ принятъ Александрійскою церковью и замѣнилъ собою древнѣйшій праздникъ Крещенія Господня, установленный Египетскою церковію въ противовѣсъ кроніямъ и торжествамъ въ честь Усири, покровителя земледѣлія{2}.

    21 November 2023 читать далее


  • Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Міръ духовный и его иконографія (къ 8-му ноября) (+Подборка икон).

    Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Міръ духовный и его иконографія (къ 8-му ноября) (+Подборка икон).

    Православное ученіе о мірѣ невидимомъ или духовномъ основывается главнымъ образомъ на св. Преданіи и только отчасти на св. Писаніи. Почитаніе ангеловъ извѣстпо было еще Ветхому Завѣту. Моисей получилъ отъ Бога повелѣніе поставить въ самомъ «Святая Святыхъ» золотыя изображенія херувимовъ. Явленія святыхъ ангеловъ возбуждали у ветхозавѣтныхъ людей благоговѣйный трепетъ и мѣста ихъ явленій были священны. О древнемъ почитаніи ангеловъ въ Новомъ Завѣтѣ свидѣтельствуетъ св. Діонисій Ареопагитъ, подробно разсуждающій о мірѣ духовномъ въ своемъ сочиненія о небесной іерархіи{1} и св. Іоаннъ Златоустъ, между сочиненіями котораго находится бесѣда о серафимѣ, а на Лаодикійскомъ соборѣ (364 г.) было уже точно опредѣлено достодолжное почитаніе святыхъ ангеловъ, какъ служителей Божіихъ.

    21 November 2023 читать далее


  • Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Объ иконописныхъ изображеніяхъ св. Іоанна Предтечи, Крестителя Господня (+Подборка икон).

    Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Объ иконописныхъ изображеніяхъ св. Іоанна Предтечи, Крестителя Господня (+Подборка икон).

    Понятно то глубокое благоговѣніе среди христіанъ къ священной памяти величайшаго изъ пророковъ, какимъ всегда пользовался Предтеча и Креститель Господень Іоаннъ, о которомъ Самъ Спаситель въ бесѣдѣ съ Своими учениками сказалъ, что «изъ рожденныхъ женами не возсталъ большій Іоанна Крестителя» (Матѳ. 11, 11; Лук. 7, 25). Понятно, что и письменныя изображенія св. Предтечи должны были появиться у христіанъ весьма рано. Древніе художники христіанскіе старались запечатлѣть въ памяти не только черты лица того, кто стоялъ на рубежѣ Ветхаго и Новаго Завѣтовъ, но изображали и всѣ важнѣйшія событія изъ жизни и дѣятельности св. Іоанна Крестителя. Иконографическія изображенія Предтечи выработались и стали извѣстны среди христіанъ очень рано{1}. Древие-христіапскіе художники, судя по сохранившимся иконописнымъ изображеніямъ, главнымъ источникомъ и основаніемъ для иконографіи Предтечи всегда полагали, какъ и слѣдовало, евангельскія повѣствованія объ образѣ его жизни, характерѣ и дѣятельности.

    О жизни Предтечи, хотя и кратко, говорится у всѣхъ четырехъ евангелистовъ. Вездѣ онъ изображается, какъ аскетъ и подвижникъ, проводящій жизнь въ пустынѣ, не пьющій вина и сикера, проповѣдующій покаяніе и крестящій въ Іорданѣ во имя грядущаго Мессіи{2}. По свидѣтельству евангелистовъ, онъ носилъ грубую одежду изъ верблюжьяго волоса и кожанный поясъ, питался акридами и дикимъ медомъ. Въ зрѣломъ возрастѣ св. Іоаннъ является на берегахъ Іордана проповѣдникомъ покаянія и приближенія царства небеснаго и въ знакъ покаянія креститъ въ Іорданѣ во имя грядущаго Мессіи, говоря, что идущій за нимъ будетъ крестить Духомъ Святымъ и огнемъ (Матѳ. 3, 2, 11; Мрк. 1, 8; Лук. 3, 16). За строгую подвижническую жизнь современники принимали св. Іоанна за Мессію и вѣрили, что, послѣ смерти отъ руки Ирода, онъ снова воскресъ въ лицѣ Спасителя (Іоан. 1, 20, 25; 3, 28; Дѣян. 13, 25; Матѳ. 14, 1-2, 16, 14, Лук. 9, 7-9). Таковы основанія для правильной иконографіи Предтечи.

    10 September 2023 читать далее


  • Протоіерей Илія Лебедевъ – О нерукотворенномъ образѣ Спаса.

    Протоіерей Илія Лебедевъ – О нерукотворенномъ образѣ Спаса.

    Сказанія о нерукотвореыномъ образѣ Спасителя появляются въ сравнительно позднее время, именно съ V и даже VI вѣка. Обстоятельство это объясняется господствомъ въ первый періодъ христіанской иконографіи (I-VI в.) такъ называемаго символизма. Желая изобразить свои вѣрованія и надежды во внѣшнихъ знакахъ, древніе христіане не старалась быть вѣрными исторической дѣйствительности и изобразили священныя лица и событія не такими, какими они были въ исторіи, а подъ видомъ различныхъ знаковъ или символовъ. Такъ напр. желая изобразить Спасителя, Церковь и апостоловъ, они изображали ихъ подъ видомъ агнца, добраго пастыря, рыбы, виноградной лозы, корабля, овецъ и т. д. Такое преобладаніе въ церковной иконографіи въ первый ея періодъ символизма объясняется слѣдующими причинами. Во-первыхъ древніе христіане желали избѣгать со стороны язычниковъ упрековъ въ идолопоклонствѣ, которымъ историческая живопись давала бы нѣкоторое вѣроятіе и основаніе. Во-вторыхъ символизмомъ древніе христіане старались оградить свои священныя изображенія отъ оскорбленій язычниковъ, чему могла содѣйствовать ихъ прикровенность. Наконецъ христіане изъ іудеевъ не расположены были къ исторической иконографіи въ виду заповѣдей: не сотвори себѣ кумира и всякаго подобія.

    Со времени признанія христіанской вѣры господствующею направленіе христіанской иконографіи измѣнилось. Христіанамъ нечего уже было бояться упрековъ со стороны язычниковъ въ идолопоклонствѣ, не было основаній опасаться со стороны ихъ оскорбленій своихъ священныхъ изображеній, слѣдовательно не было основаній скрывать священныя лица и событія подъ видомъ символовъ. Явилась полная возможность дать удовлетвореніе благочестивому стремленію христіанъ видѣть священныя лица и событія по возможности такими, какими они были въ дѣйствительности, въ исторіи. Но во избѣжаніе произвола со стороны иконописцевъ въ изображеніи священныхъ лицъ и событій необходимо было дать имъ норму, образецъ, съ которымъ бы они сообразовались въ иконографіи. А гдѣ было найти этотъ образецъ, какъ не въ исторіи, не въ благочестивомъ преданіи?

    29 August 2023 читать далее


  • Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – О символическихъ иконахъ «Св. Софіи – Премудрости Божіей».

    Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – О символическихъ иконахъ «Св. Софіи – Премудрости Божіей».

    Было время, когда христіанская живопись имѣла характеръ символическій; тогда священныя символическія изображенія много говорили глубоко-вдумчивой христіанской душѣ. Но съ тѣхъ поръ, какъ христіанская живопись приняла направленіе историческое, многія символическія изображенія утратили свой смыслъ, – сдѣлались малопонятными для большинства христіанъ. Потому время отъ времени священныя символическія изображенія стали выходить изъ употребленія; мало того, даже запрещено было 82 пр. шестаго вселенскаго собора употреблять одни символическіе знаки. Тѣмъ не менѣе нѣкоторыя символическія изображенія священныя, хотя и мало-понятныя для многихъ христіанъ удержались въ православной церкви до позднѣйшихъ временъ. Къ числу такихъ изображеній относятся, между прочимъ, символическія изображенія св. Софіи – Премудрости Божіей. Откуда же произошло названіе св. Софіи, какое лицо оно означаетъ, какъ изображается св. Софія?

    28 August 2023 читать далее


  • Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Праздникъ Преображенія Господня по иконографическимъ памятникамъ и церковно-богослужебнымъ пѣснопѣніямъ (+Подборка икон).

    Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Праздникъ Преображенія Господня по иконографическимъ памятникамъ и церковно-богослужебнымъ пѣснопѣніямъ (+Подборка икон).

    Праздникъ Преображенія Господня установленъ Церковью въ память славнаго преображенія Господа на Ѳаворѣ. Начало праздника относится къ глубокой древности, по крайней мѣрѣ уже въ 4 в. св. Елена соорудила храмъ на горѣ Ѳаворѣ въ честь преображенія Господня и между сочиненіями отцевъ Церкви 4 в. встрѣчаются поученія на этотъ праздникъ{1}. Въ христіанскомъ искусствѣ изображенія Ѳаворскаго событія относятся также къ глубокой древности, къ тому времени, когда еще въ большой силѣ были символическія формы представленія. Извѣстно, что древнехристіанское искусство первоначально довольствовалось самыми простыми символическими изображеніями, каковы: крестъ, агнецъ, виноградная лоза, корабль, якорь, голубь, рыба, пальмовая вѣтвь, фениксъ, рука и т. п.{2}.

    19 August 2023 читать далее


  • Проф. Николай Ивановичъ Петровъ – Древнiя изображенiя св. Владимiра (+Подборка икон).

    Проф. Николай Ивановичъ Петровъ – Древнiя изображенiя св. Владимiра (+Подборка икон).

    Въ 1867 году академикъ Изм. Ив. Срезневскій, предпринявъ «описаніе древнихъ изображеній великаго князя Владиміра и великой княгини Ольги», нашелъ ихъ весьма незначительное число, изъ коихъ, притомъ же, ни одно не восходило ранѣе половины ХІV вѣка[1]. Въ настоящее время древнихъ изображеній св. Владиміра извѣстно весьма много, такъ что однихъ монетныхъ изображеній его насчитывается нѣсколько десятковъ. Тѣмъ не менѣе, и въ настоящее время мы не можемъ похвалиться тѣмъ, чтобы мы имѣли вѣрное и точное представленіе о физіономіи и внѣшнемъ видѣ св. равноапостольнаго просвѣтителя русской земли. Причина этого заключается главнымъ образомъ въ несовершенствѣ тогдашней техники передачи потомству характеристическихъ чертъ физіономіи св. Владиміра, а также и въ порчѣ отъ времени нѣкоторыхъ дошедшихъ до насъ его древнихъ изображеній. Значительную долю разнообразія въ портретномъ изображеніи св. Владиміра привнесли также, съ одной стороны, хронологическая отдаленность жизни портретиста художника отъ времени жизни св. Владиміра, а съ другой – и средства тѣхъ видовъ изобразительныхъ искусствъ, какія примѣнялись къ изображенію св. Владиміра, какъ-то: монетная чеканка, миніатюра рукописей, фрески, иконопись на деревѣ и живопись на полотнѣ. По этимъ категоріямъ мы и пересмотримъ извѣстныя намъ древнія изображенія св. Владиміра, по возможности, въ хронологическомъ порядкѣ ихъ появленія.

    28 July 2023 читать далее