• «Что Тебе принесем, Христе». Иконография праздника Собора Богоматери.

    «Что Тебе принесем, Христе». Критская икона (1785 г.) 

    Нажмите на картинку для получения высокого качества.

    Этот иконографический сюжет является иллюстрацией четвертой стихиры Великой Вечерни праздника Рождества Христова: «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас».

    В стихире исповедуется что всякое сотворенное Словом Божиим творение приносит Ему свой дар. Сам Собор Пресвятой Богородицы является, наиболее древним из всех богородичных праздников, так как он был установлен в опровержение несторианства в V в., последователи которого отказывались именовать Пресвятую Деву Богородицей. Церковь Православная в стихире отвечает что Дар рода людского – Дева Мария. В среде человечества созрела и возросла Та Единственная, Которая удостоена стать Матерью Превечного Бога. Официально празднование Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом вселенском соборе в 681 г.: «Божественное от Девы рождение, яко безсеменно бывшее, исповедуя безболезненным, и сие всему стату проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что либо не должное. Понеже убо некие, по дне святаго рождества Христа Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение, и друг другу передающими, аки бы в честь болезней рождения всенепорочныя Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего таковаго. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово; аще ея неизреченное рождение определяют, и представляют по примеру обыкнновеннаго и нам свойственнаго рождения. Аще убо отныне усмотрен будет кто-либо тако творящий: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен» (79-е правило).

    08 January 2024 читать далее


  • Иеромонахъ Алексій (Виноградовъ) – «Родословное древо» по памятникамъ христіанской иконографіи.

    Иеромонахъ Алексій (Виноградовъ) – «Родословное древо» по памятникамъ христіанской иконографіи.

    Всѣ народы и племена, на какой бы низкой степени культуры ни стояли, питаютъ и обнаруживаютъ къ семейному союзу особенное почтеніе и благоговѣніе. Издревле у народовъ, хранящихъ въ чистотѣ патріархальный, семейный бытъ, отецъ семейства и мать, родоначальникъ, даже кормилица и воспитатели дѣтей почитаются высоко; первому отцу человѣчества, прародителю, въ различныхъ религіяхъ естественныхъ воздается особенный культъ, существуютъ изображенія его, которымъ воздаются божескія почести. Въ государствахъ съ сильнымъ развитіемъ и преобладаніемъ семейно-родовыхъ союзовъ, и на главу верховной власти переносятся функціи и власть, свойственныя отцу естественнаго семейства, родоначальнику, которыя еще болѣе расширяются признаніемъ въ немъ Божественнаго права и полномочія. Христіанская Церковь въ лицѣ Государя чтитъ помазанника Божія, непосредственное орудіе Провидѣнія о ввѣренномъ народѣ. Вслѣдствіе такого кореннаго и общечеловѣческаго взгляда получаютъ важность и значеніе тѣ памятники искусства, въ которыхъ естественное и церковно-гражданское родство находятъ свое олицетвореніе. Въ Западной, Восточной и Русской церкви есть немало этого рода художественныхъ памятниковъ изъ которыхъ одни представляютъ родословное древо Iисуса Христа, другіе подъ тою же формою «древа» изображаютъ родословіе князей, царей и императоровъ. Къ первой категоріи относятся замѣчательные памятники западной иконографіи, описанные Дидрономъ, именно:

    30 December 2023 читать далее


  • Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Соборъ св. Архистратига Михаила по церковно-богослужебнымъ пѣснопѣніямъ и иконописное изображаніе св. Архистратига (+Подборка икон).

    Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Соборъ св. Архистратига Михаила по церковно-богослужебнымъ пѣснопѣніямъ и иконописное изображаніе св. Архистратига (+Подборка икон).

    ​Православная Церковь всегда твердо хранила ученіе объ ангелахъ и еще въ глубокой древности установила празднованія въ честь ихъ. Въ честь безплотныхъ небесныхъ силъ она назначила особенный день въ недѣлѣ – первый послѣ воскресенія. Въ честь нѣкоторыхъ ангеловъ, имена которыхъ встрѣчаются въ Св. Писаніи, она установила особенныя празднованія, а 8-е ноября, также съ глубокой древности, посвящаетъ въ честь архистратига Божія Михаила и прочихъ безплотныхъ силъ, именуя празднество «Соборомъ архистратига Михаила». Установленіе общаго праздника св. ангеламъ одни приписываютъ св. Сильвестру, епископу Римскому (2 янв. 335 г.), другіе св. Александру, патріарху Александрійскому (328 г.). Архимандритъ же Сергій въ своей агіологіи говоритъ, что «соборъ въ честь ангеловъ – древній праздникъ, и что частная причина установленія его неизвѣстна»{1}. Можно полагать, что праздникъ архангела Михаила, и прочихъ безплотныхъ силъ 8-го ноября первоначально (между 400 и 432 гг.) былъ принятъ Александрійскою церковью и замѣнилъ собою древнѣйшій праздникъ Крещенія Господня, установленный Египетскою церковію въ противовѣсъ кроніямъ и торжествамъ въ честь Усири, покровителя земледѣлія{2}.

    21 November 2023 читать далее


  • Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Міръ духовный и его иконографія (къ 8-му ноября) (+Подборка икон).

    Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Міръ духовный и его иконографія (къ 8-му ноября) (+Подборка икон).

    Православное ученіе о мірѣ невидимомъ или духовномъ основывается главнымъ образомъ на св. Преданіи и только отчасти на св. Писаніи. Почитаніе ангеловъ извѣстпо было еще Ветхому Завѣту. Моисей получилъ отъ Бога повелѣніе поставить въ самомъ «Святая Святыхъ» золотыя изображенія херувимовъ. Явленія святыхъ ангеловъ возбуждали у ветхозавѣтныхъ людей благоговѣйный трепетъ и мѣста ихъ явленій были священны. О древнемъ почитаніи ангеловъ въ Новомъ Завѣтѣ свидѣтельствуетъ св. Діонисій Ареопагитъ, подробно разсуждающій о мірѣ духовномъ въ своемъ сочиненія о небесной іерархіи{1} и св. Іоаннъ Златоустъ, между сочиненіями котораго находится бесѣда о серафимѣ, а на Лаодикійскомъ соборѣ (364 г.) было уже точно опредѣлено достодолжное почитаніе святыхъ ангеловъ, какъ служителей Божіихъ.

    21 November 2023 читать далее


  • Ѳеодосій Георгиевичъ Спасскій – Къ происхожденію иконы и праздника Покрова (+Подборка икон).

    Праздникъ Покрова Пресвятыя Богородицы до сихъ поръ представляетъ собой загадку русской литургики. Необычайно прочно укрѣпившійся въ практикѣ русской церкви и укоренившійся въ сознаніи и быту русскихъ православныхъ, онъ доселѣ не имѣетъ единаго и точнаго опредѣленія своей сущности и значенія, не нашелъ еще, за отсутствіемъ достаточныхъ данныхъ въ древней письменности, ни даты, ни причины своего установленія. Праздникъ этотъ появляется на Руси явочнымъ порядкомъ въ концѣ 12 в. и въ 13 вѣкѣ властно входитъ въ литургическую практику русской церкви черезъ иконныя изображенія, храмоздательство и словесныя творенія.

    Нѣсколько попытокъ опредѣленій мѣста зарожденія и времени установленія праздника были сдѣланы въ разныя времена. Парадоксомъ звучитъ то, что болѣе поздніе изслѣдователи, вопреки разъяснительнымъ попыткамъ древнихъ вѣковъ, находятъ при опредѣленіи мѣста и времени возникновенія праздника совершенно противоположныя имъ единственно возможныя рѣшенія, собранныя изъ краткихъ историческихъ данныхъ. Этотъ парадоксъ долженъ имѣть свое объясненіе какъ въ томъ, что уже въ 15 вѣкѣ причина установленія праздника забылась, такъ и въ нѣкоторомъ легкомысліи старавшагося дать объясненіе смысла праздника, автора русскаго пролога на Покровъ.

    14 October 2023 читать далее


  • Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Объ иконописныхъ изображеніяхъ св. Іоанна Предтечи, Крестителя Господня (+Подборка икон).

    Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Объ иконописныхъ изображеніяхъ св. Іоанна Предтечи, Крестителя Господня (+Подборка икон).

    Понятно то глубокое благоговѣніе среди христіанъ къ священной памяти величайшаго изъ пророковъ, какимъ всегда пользовался Предтеча и Креститель Господень Іоаннъ, о которомъ Самъ Спаситель въ бесѣдѣ съ Своими учениками сказалъ, что «изъ рожденныхъ женами не возсталъ большій Іоанна Крестителя» (Матѳ. 11, 11; Лук. 7, 25). Понятно, что и письменныя изображенія св. Предтечи должны были появиться у христіанъ весьма рано. Древніе художники христіанскіе старались запечатлѣть въ памяти не только черты лица того, кто стоялъ на рубежѣ Ветхаго и Новаго Завѣтовъ, но изображали и всѣ важнѣйшія событія изъ жизни и дѣятельности св. Іоанна Крестителя. Иконографическія изображенія Предтечи выработались и стали извѣстны среди христіанъ очень рано{1}. Древие-христіапскіе художники, судя по сохранившимся иконописнымъ изображеніямъ, главнымъ источникомъ и основаніемъ для иконографіи Предтечи всегда полагали, какъ и слѣдовало, евангельскія повѣствованія объ образѣ его жизни, характерѣ и дѣятельности.

    О жизни Предтечи, хотя и кратко, говорится у всѣхъ четырехъ евангелистовъ. Вездѣ онъ изображается, какъ аскетъ и подвижникъ, проводящій жизнь въ пустынѣ, не пьющій вина и сикера, проповѣдующій покаяніе и крестящій въ Іорданѣ во имя грядущаго Мессіи{2}. По свидѣтельству евангелистовъ, онъ носилъ грубую одежду изъ верблюжьяго волоса и кожанный поясъ, питался акридами и дикимъ медомъ. Въ зрѣломъ возрастѣ св. Іоаннъ является на берегахъ Іордана проповѣдникомъ покаянія и приближенія царства небеснаго и въ знакъ покаянія креститъ въ Іорданѣ во имя грядущаго Мессіи, говоря, что идущій за нимъ будетъ крестить Духомъ Святымъ и огнемъ (Матѳ. 3, 2, 11; Мрк. 1, 8; Лук. 3, 16). За строгую подвижническую жизнь современники принимали св. Іоанна за Мессію и вѣрили, что, послѣ смерти отъ руки Ирода, онъ снова воскресъ въ лицѣ Спасителя (Іоан. 1, 20, 25; 3, 28; Дѣян. 13, 25; Матѳ. 14, 1-2, 16, 14, Лук. 9, 7-9). Таковы основанія для правильной иконографіи Предтечи.

    10 September 2023 читать далее


  • Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – О символическихъ иконахъ «Св. Софіи – Премудрости Божіей».

    Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – О символическихъ иконахъ «Св. Софіи – Премудрости Божіей».

    Было время, когда христіанская живопись имѣла характеръ символическій; тогда священныя символическія изображенія много говорили глубоко-вдумчивой христіанской душѣ. Но съ тѣхъ поръ, какъ христіанская живопись приняла направленіе историческое, многія символическія изображенія утратили свой смыслъ, – сдѣлались малопонятными для большинства христіанъ. Потому время отъ времени священныя символическія изображенія стали выходить изъ употребленія; мало того, даже запрещено было 82 пр. шестаго вселенскаго собора употреблять одни символическіе знаки. Тѣмъ не менѣе нѣкоторыя символическія изображенія священныя, хотя и мало-понятныя для многихъ христіанъ удержались въ православной церкви до позднѣйшихъ временъ. Къ числу такихъ изображеній относятся, между прочимъ, символическія изображенія св. Софіи – Премудрости Божіей. Откуда же произошло названіе св. Софіи, какое лицо оно означаетъ, какъ изображается св. Софія?

    28 August 2023 читать далее