Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Духовъ день и икона Пресвятыя Троицы (+Подборка икон).

«Духовымъ днемъ» называется второй день праздника Пятидесятницы. Первый день этого праздника или «Троицынъ день» въ православной Церкви посвящается воспоминанію собственно сошествія Св. Духа на апостоловъ и только съ воспоминаніемъ этого событія соединяется торжество во славу Пресвятыя Троицы, на основаніи ученія Самого Спасителя{1}. Торжественная служба въ этотъ день то воспѣваетъ – сошествіе Св. Духа на апостоловъ, то излагаетъ догматъ о Святой и Единосущной Троицѣ, то говоритъ о многоразличныхъ дѣйствіяхъ Св. Духа. Въ силу этого и посреди храма въ первый день Пятидесятницы вѣрнѣе полагать на аналогіѣ для поклоненія и цѣлованія икону сошествія Св. Духа на апостоловъ, какъ наиболѣе выражающую основную и главную мысль праздника. Полагать же въ этотъ день среди храма икону Пресвятыя Троицы, а во второй день праздника икону сошествія Св. Духа, какъ это дѣлается во многихъ приходахъ, значитъ допускать несоотвѣтствіе съ тѣмъ днемъ, въ который совершилось сошествіе Св. Духа. Второй день праздника Пятидесятницы, т. е. 51-й день отъ воскресенія Іисуса Христа изъ мертвыхъ или что тоже 11-й день послѣ вознесенія Господня православная Церковь посвящаетъ не воспоминанію сошествія Св. Духа на апостоловъ, а особенному торжеству во славу Св. Духа, ниспосланнаго на апостоловъ Сыномъ Божіимъ отъ Бога Отца, подобно тому, какъ празднуя 25-го дек. Рождество Христово и соединяя съ этимъ празднованіемъ прославленіе Божіей Матери, 26-го дек. она совершаетъ особое торжество въ честь Приснодѣвы Маріи (Соборъ Пресвятыя Богородицы); или 25-е марта посвящаетъ Благовѣщенію Пресвятыя Богородицы, а 26-го марта празднуетъ Соборъ архангела Гавріила, благовѣстившаго Дѣвѣ Маріи о зачатіи отъ Нея и Духа Свята Сына Божія{2}.

Духовъ день есть продолженіе праздника Пятидесятницы и установленъ для того, чтобы, послѣ поклоненія Пресвятой Троицѣ, воздать особое поклоненіе Духу Святому, видимо сшедшему на апостоловъ и своимъ сошествіемъ призвавшаго вѣрующихъ къ прославленію Пресвятыя Троицы. Торжество этого дня начинается еще наканунѣ, т. е. въ самый праздникъ Троицы. На стихирахъ вечерни прославляется уже Духъ Святый; вся служба этого дня почти та самая, которая совершается въ день Троицы; и только на повечеріи молитвенный канонъ преимущественно обращенъ къ Св. Духу, два чтенія новозавѣтныя (Апостолъ и Евангеліе) назначены свои особенныя{3}. Во второй день праздника Пятидесятницы, какъ въ день посвященный особенному торжеству во славу Св. Духа, и среди храма на аналогіѣ должна быть полагаема поэтому икона наиболѣе соотвѣтствующая празднику, т. е. икона Св. Духа или, что тоже, икона Пресвятый Троицы.

Въ православной иконографіи Пресвятая Троица изображается различно. Обыкновенно православные художники на иконахъ Пресвятыя Троицы помѣщаютъ изображеніе Бога Духа Святаго въ видѣ голубя, Бога Отца въ образѣ Ветхаго деньми и Бога Сына въ образѣ человѣка среднихъ лѣтъ, или же – символическое изображеніе трехъ ангеловъ, подъ видомъ трехъ странниковъ, явившихся Аврааму у дуба Маврійскаго. При крещеніи Іисуса Христа, Св. Духу угодно было явиться въ видѣ голубя, который и сдѣлался вслѣдствіе этого любимымъ символомъ въ христіанской иконографіи, весьма часто воспроизводимымъ въ разныхъ священныхъ изображеніяхъ. Символическое изображеніе Духа Святаго въ видѣ голубя относится къ древнѣйшимъ временамъ христіанства и въ настоящее время должно быть признано самымъ распространеннымъ. Оно встрѣчается въ иконографіи крещенія уже въ періодъ катакомбный. Основаніемъ для такой формы изображенія Св. Духа, безъ сомнѣнія, всегда служило евангельское повѣствованіе о явленіи Св. Духа въ видѣ голубя при крещеніи Спасителя; при чемъ изображеніе голубя съ вѣткою, по изъясненію Тертулліана, служитъ символомъ мира, дарованнаго возрожденной душѣ. Какъ голубь, посланный Ноемъ изъ ковчега и возвратившійся назадъ съ оливковою вѣтвью, былъ вѣстникомъ мира, возвращеннаго землѣ, и окончанія небеснаго гнѣва; такъ чрезъ подобное же устроеніе, но въ смыслѣ духовномъ, голубь Св. Духа, посланный Богомъ Сыномъ съ неба отъ Бога Отца на землю, приноситъ человѣчеству миръ Церкви. Сближеніе голубя Ноя съ голубемъ – Св. Духомъ встрѣчается и у многихъ церковныхъ писателей, какъ напр.: у Григорія Богослова, Іоанна Златоуста, Іоанна Дамаскина, Ѳеофилакта Болгарскаго и др.{4}. Изображеніе Св. Духа подъ символомъ голубя въ V в. несомнѣнно встрѣчается и въ иконографіи благовѣщенія Пресвятой Богородицы. Таково изображеніе благовѣщенія въ мозаикахъ тріумфальной арки въ церкви Маріи Великой въ Римѣ, исполненныхъ при Сикстѣ III (432-445){5}.

Что касается символическаго изображенія Св. Духа подъ видомъ голубя на иконахъ Пресвятой Троицы, то оно относится также къ глубокой древности. Въ русской православной иконографіи иконы эти извѣстны еще подъ именами – «Отечество» и «Тріипостасное Божество» и составляютъ почти необходимую принадлежность древне-русскихъ иконостасовъ, преимущественно пятіярусныхъ; довольно часто, впрочемъ, встрѣчаются онѣ и въ частныхъ домахъ православнаго Русскаго народа. Общій типъ такихъ иконъ слѣдующій. Въ центрѣ окруженный Херувимами и Серафимами возсѣдаетъ Ветхій деньми Богъ Отецъ; престоломъ и подножіемъ Его служатъ сонмы чиновъ ангельскихъ, вокругъ главы – круглый нимбъ, волосы на головѣ и бородѣ сѣдые; обѣими руками Онъ благословляетъ. На колѣнахъ Бога Отца – Младенецъ Іисусъ Христосъ съ благословляющими руками, а кругомъ головы Его крестчатый нимбъ съ надписью (Сый) и по сторонамъ Хс. Іс. Надъ главою Іисуса Христа внизу бороды Бога Отца – Духъ Святый, отъ Него исходящій въ видѣ голубя и почивающій на Сынѣ. Надъ главою Бога Отца надпись – «Господь Саваоѳъ», надъ Св. Духомъ – «Духъ Святый». На нѣкоторыхъ иконахъ, вверху изображенія Св. Троицы, существуетъ еще надпись: «святъ, святъ, святъ, Господь Саваоѳъ»{6}. Еще болѣе распространены и чаще встрѣчаются въ домахъ православнаго Русскаго народа иконы Пресвятыя Троицы съ изображеніемъ Бога Отца и Сына Божія возсѣдающими рядомъ: Бога Отца въ образѣ старца, а по правую сторону Его Сына Божія въ образѣ зрѣлаго мужа; руки Ихъ покоятся на колѣнахъ или благословляютъ; въ лѣвой рукѣ Іисусъ Христосъ держитъ иногда крестъ, орудіе смерти Своей, а правою рукою благословляетъ; вверху, надъ главами Бога Отца и Сына Божія, въ равномъ разстояній, – Духъ Святый въ видѣ голубя въ сіяніи.

Издревле также православная Церковь въ день Св. Духа и въ Троицынъ день выставляетъ для величанія, поклоненія и цѣлованія икону явленія Бога Аврааму въ образѣ трехъ странниковъ, чѣмъ ясно выражаетъ свое ученіе о явленіи Аврааму въ лицѣ трехъ странниковъ именно Св. Троицы. Въ такомъ видѣ Св. Троица, начиная съ V-го в. изображалась и на иконахъ благовѣщенія Пресвятой Богородицы{7}, что вполнѣ соотвѣтствуетъ тому историческому моменту, къ которому относится событіе благовѣщенія. Посольство архангела, благовѣстившаго Пресвятой Дѣвѣ Маріи о зачатіи отъ Нея Сына Божія, соверщилось еще до наступленія новаго завѣта, и потому позднѣйшіе русскіе иконописцы, замѣняя на иконахъ благовѣщенія ветхозавѣтную Троицу новозавѣтною, впадаютъ въ анахронизмъ.

Празднованіе Пятидесятницы всегда переносило мысль христіанъ къ первому прикровенному явленію лицъ Св. Троицы – въ образѣ трехъ странниковъ Аврааму у дуба Маврійскаго. Свое ученіе объ этомъ Церковь раскрываетъ во многихъ пѣснопѣніяхъ своихъ. Такъ въ канонѣ недѣли праотецъ читаемъ: «видѣлъ еси, якоже есть мощно человѣку видѣти Троицу, и Тую угостилъ еси, яко другъ присный, преблаженне Аврааме».... (въ 5-й пѣсни). Тоже находимъ въ канонѣ акаѳиста Пресвятой Троицѣ: «Странно и чудно у дуба Маврійскаго узрѣвъ Тя Авраамъ во образѣ тріехъ мужей, аки къ единому бесѣдоваше, глаголя: Господи, аще обрѣтохъ благодать предъ тобою, не мини раба Твоего! Тріемъ убо, въ тріехъ явльшихся ему лицахъ, Отцу и Сыну и Св. Духу, Единому же въ существѣ Богу, до земли поклонися» (8-й кондакъ акаѳиста){8}. Такъ толковали библейское сказаніе о явленіи трехъ странниковъ Аврааму (Быт. 18 гл.): св. Аѳанасій Великій, св. Амвросій Медіоланскій и блаженный Августинъ. Вполнѣ ясный и хронологически опредѣленный примѣръ такого изображенія Св. Троицы находится въ церкви св. Виталія въ Равеннѣ и принадлежитъ онъ VІ-му в.{9}. За столомъ у дуба возсѣдаютъ три лица Пресвятой Троицы въ видѣ трехъ ангеловъ; справа – Авраамъ, закалающій тельца, а слѣва вдали виднѣется Сарра. Это довольно простое изображеніе Богоявленія Аврааму на позднѣйшихъ иконахъ осложняется многими подробностями. На нѣкоторыхъ иконахъ этого типа передается почти полностью все содержаніе библейскаго повѣствованія о событіи. Такова древняя икона Пресвятой Троицы въ иконописномъ подлинникѣ Антоніева Сійскаго монастыря XVII в.{10}. Здѣсь отдѣльно изображены: на заднемъ планѣ – Авраамъ, сидящій у дуба Маврійскаго, затѣмъ онъ встрѣчаетъ странниковъ и, припадая къ ногамъ ихъ, умоляетъ посѣтить его, омываетъ ноги странниковъ и закалаетъ тельца, Сарра съ служанками приготовляетъ кушанье; на передней сценѣ: за столомъ три странника въ видѣ трехъ ангеловъ и прислуживающіе имъ Авраамъ и Сарра. Впрочемъ, сложность изображенія сама по себѣ не есть еще доказательство позднѣйшаго его происхожденія, и въ настоящее время обыкновенно преобладаютъ иконы съ изображеніемъ Богоявленія Аврааму только въ существенныхъ его чертахъ безъ указанныхъ сейчасъ подробностей.

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1900. Т. 2. № 22. С. 81-87.

 

{1} Іоанн. 14 гл. 16, 26 ст. 15 гл. 26 ст. и др.

{2} Подобнымъ образомъ православная Церковь поступаетъ и при воспоминаніи другихъ священныхъ событій «Р. д. С. П.» 1899 г. т. 2, № 23, стр. 121-122; 1892 г. т. 1, № 16, стр. 449-451.

{3} См. стихир. 1-ю на Господи воззвахъ и синаксарій, въ которыхъ описываются дѣйствія Св. Духа на вѣрующихъ.

{4} «Евангеліе въ памятникахъ иконографіи» Н. Покровскаго, стр. 183-184. Изображеніе Св. Духа въ видѣ голубя допустилъ, какъ извѣстно, въ изображеніи крещенія Іисуса Христа и Большой Московскій соборъ 1666-67 г.

{5} «Евангеліе въ памятникахъ иконографіи» Н. Покровскаго, стр. 8.

{6} Описаніе и снимокъ такой иконы можно видѣть у Виноградова «Опытъ сравнительнаго описанія и объясненія нѣкоторыхъ символическихъ иконъ древле-русскаго искусства», стр. 26-27 и табл. II рис. 3.

{7} «Евангеліе въ памятникахъ иконографіи» Н. Покровскаго, стр. 14-15.

{8} Въ 6-й пѣсни того же акаѳиста: «древле Аврааму подъ дубомъ Маврійскимъ явился еси въ Тріехъ Лицѣхъ, Единъ Сый естествомъ и хотѣніемъ, Богословія тайну прообразуя». Тоже въ канонѣ сырной недѣли (въ 4-й пѣсни): «Авраамъ добродѣтелію и страннолюбіемъ Троицу пріятъ, ангельски пришедшую»; въ октоихѣ: «Ты древле явѣ Аврааму, яко явился еси Трівпостасный, единственъ же естествомъ Божества, Богословія истиннѣйше образно явилъ еси» (въ 3-ей пѣсни недѣли 1-го гласа). «Патріарху Аврааму егда явилася еси во образѣ мужестѣ Троичная Единице, непремѣнное показала еси Твоея благости и господства» (въ 3-ей пѣсни недѣли 4-го гласа) и др.

{9} Рисунокъ можно видѣть въ 6-й кн. журн. «Радость Христіанина» за 1895 г.

{10} Снимокъ съ иконы помѣщенъ въ 5-й кн. жур. «Радость Христіанина» за 1898 г.

 

«Гостеприимство Авраама». Мозаика римского храма Санта Мария Маджоре. 1-я пол. V в.

«Гостеприимство Авраама». Мозаика восточной стены равеннского храма Сан-Витале. 546-7 гг.

«Гостеприимство Авраама». Фреска в капелле Богоматери собора м-ря Иоанна Богослова на о. Патмос. Кон. XII в.

«Святая Троица». Клеймо Златых врат Богородице-Рождественского собора г. Суздаля. 1227-38 гг.

«Святая Троица». Роспись люнета южной стены капеллы короля Драгутина в Расе м-ря Джурджеви-Ступови (Стари-Рас, Сербия). 1282 г.

«Троица Живоначальная» над двойным портретом Иоанна-Иоасафа Кантакузина. Византийская миниатюра. 1375 г. (Парижская Национальная библиотека).

«Гостеприимство Авраама». Роспись церкви Успения Пресв. Богородицы м-ря Грачаница, Косово. 1320-21 гг.

«Сопрестолие». Роспись церкви Успения Пресв. Богородицы м-ря Грачаница, Косово. 1320-21 гг.

«Гостеприимство Авраама». Фреска Феофана Грека в церкви Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378 г.

«Зырянская Троица». Икона написана святителем Стефаном Пермским для Троицкой церкви с. Вожема Яренского у. Вологодской губ. 1379-1400 г. (ВГИАХМЗ).

«Гостеприимство Авраама». Икона из кафоликона Ватопедского м-ря на Афоне. Кон. XIV в.

«Гостеприимство Авраама». Византия. Кон. XIV в. Из собрания Н. П. Лихачева (Государственный Эрмитаж, Спб.).

«Троица Живоначальная». Икона из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Иконописец Андрей Рублев. 1-я четв. XV в. (ГТГ).

«Сопрестолие». Троица Новозаветная. Критская икона. XV в. (Музей изобразительных искусств, Кливленд, США).

«Гостеприимство Авраама». Мастерская Ангелоса Акотантоса. 2-я пол. XV в. Византийский и Христианский музей в Афинах.

«Гостеприимство Авраама». Фрагмент четырехчастной иконы из Георгиевской церкви в Новгороде. Сер. XV в. (ГРМ, Спб).

«Гостеприимство Авраама». Псковская икона. Рубеж XV-XVI вв. (ГТГ).

«Сопрестолие». Икона из м-ря Дечани, Сербия. XVI в.

«Сопрестолие». Икона из церкви св. Георгия в Венеции. Критская икона. XVI в. Византийский и Христианский музей в Афинах.

«Гостеприимство Авраама». Икона из м-ря Дечани, Сербия. Сер. XVI в.

«Сопрестолие». Иконописец Михаил Дамаскин. Крит. 2-я пол. XVI в. (Византийский музей Антивуниотисса в г. Керкире в Греции).

«Гостеприимство Авраама». Иконописец Недялко из Ловеча, 1598 г. (НЦИАМ, София, Болгария).

«Сопрестолие». Икона из церкви св. Николая в Фоче, Республика Сербская, Босния и Герцеговиня. Иконописец Георгий Митрофанович. 1616 г.

«Сопрестолие». Церковный музей в храме Св. Троицы на о. Милос, Греция. XVII в.

«Сопрестолие». Монастырь Святых Апостолов в Клиново (ныне Клино близ г. Каламбака, Фессалия, Греция). XVII вв.

«Сопрестолие». Икона из деисусного чина Богоявленской церкви с. Семеновского под Москвой. Сер. XVII в. (ЦмиАР).

«Сопрестолие». Икона из Успенского собора в Ростове. 2-я пол. XVII в. (ГМЗ «Ростовский кремль»).

«Сопрестолие». Иконописец Эммануил Тзанес. Крит. 1650-90 гг.

«Сопрестолие». Икона из церкви Богоявления села Ошевенское Каргопольского района. Последняя треть XVII в. (Музей изобразительных искусств г. Архангельск).




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: