• Какую пользу приносит нам чтение Псалтири? Поучение на память препп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских.

    Какую пользу приносит нам чтение Псалтири? Поучение на память препп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских.

    Преподобные Просфорники держат в своих руках Псалтири.

    Препп. Спиридонъ и Никодимъ, память коихъ совершается нынѣ, были просфорниками въ Кіево-Печерской лаврѣ и жили въ XII вѣкѣ. Оба они происходили изъ простого народа и не знали даже грамоты. Въ молодыхъ лѣтахъ Спиридонъ поступилъ въ обитель. За высоконравственную жизнь игуменъ поставилъ его въ просфорню для приготовленія просфоръ. Послушаніе это очень нравилось Спиридону, потому что приготовляемыя имъ просфоры шли для великаго таинства св. причащенія. Трудъ свой св. Спиридонъ всегда соединялъ съ молитвою и чтеніемъ или пѣніемъ псалмовъ изъ псалтири. Св. Никодимъ былъ сотрудникомъ Спиридона и отличался такимъ же благочестіемъ, какъ и Спиридонъ. Святые провели вмѣстѣ 30 лѣтъ. Мощи ихъ почиваютъ въ Антоніевой пещерѣ. – ред.

    Все мы, братия, любим читать Псалтирь, а преподобные отцы наши, жившие в монастыях и пустынях, любили особенно: без Псалтири они, можно сказать, и жить не могли. Вот что, например, пишется про Спиридона, просфорника Печерского: «Не ведый писания, нача учитися книгам, аще и леты не млад сый, и изучи весь Псалтирь из уст, и тако круждаешся о спасении души своея крепко, беспрестанно Псалтирь поя и весь на кийждо день скончавая». И в другом месте: «Плод устен приношашеся от него, жертва хваления выну Богу. Ибо или дрова секий, или тесто меся, непрестанно во устеъ своих псалмы Давидовы имеяше, да на всяк день по обычаю своему скончает весь Псалтирь, якже и быть».

    13 November 2020 читать далее


  • Замѣтка: Дмитріевская суббота.

    Замѣтка: Дмитріевская суббота.

    Дмитріевская суббота, какъ день общаго поминовенія усопшихъ, среди простаго народа пользуется едва ли не большимъ значеніемъ, чѣмъ всѣ остальныя, такъ называемыя, родительскія субботы, хотя она и не имѣетъ за собою никакихъ церковныхъ основаній, не говоря уже о какихъ бы то ни было преимуществахъ[1]. Поэтому, намъ кажется не лишнимъ выяснить, что послужило основаніемъ для установившагося обычая поминовенія усопшихъ въ субботу предъ днемъ св. Димитрія.

    Въ первый разъ поминовеніе усопшихъ было пріурочено къ этому дню въ 14 вѣкѣ великимъ княземъ Димитріемъ Іоанновичемъ Донскимъ. Одержавъ славную побѣду надъ Мамаемъ, на Куликовомъ полѣ (1380 г. 8-го сент.), Донской отправился въ находящуюся близъ Москвы обитель Святой Троицы возблагодарить Бога за оказанную милость россійскому воинству. Здѣсь великій князь совершилъ поминовеніе убіенныхъ на полѣ брани воиновъ, которыхъ положилъ поминать ежегодно въ Дмитріевскую субботу и творить панихиду о всѣхъ погибшихъ когда либо на полѣ битвы[2].

    06 November 2020 читать далее


  • Замѣтка: Осеннія поминки.

    Замѣтка: Осеннія поминки.

    Во многихъ мѣстностяхъ Кіевской епархіи, такъ же какъ и другихъ епархій юго-западнаго и западнаго края, существуетъ обычай въ осенніе дни справлять поминки по умершимъ предкамъ, родителямъ. Время такихъ поминокъ начинается большею частію послѣ дня Покрова Божіей Матери 1-го октября и продолжается до Филиппова поста, начинающагося 14 ноября. Въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ западнаго края для всего этого періода времени имѣется даже особенное названіе проводы, не безъизвѣстное и въ здѣшнемъ краѣ, а самыя недѣли этого періода считались въ народѣ такъ: первая проводная, вторая проводная и т. д. А проводы въ данномъ случаѣ и означали именно поминальныя службы, моленія о душахъ умершихъ. Для совершенія такихъ поминальныхъ службъ обыкновенно соединяются двѣ-три-четыре семьи, между собою родственныя, но почти всегда во главѣ какой-либо одной изъ нихъ болѣе зажиточной или старшей. Дѣлается складчина на заказъ поминальной службы и панихиды, на свѣчи, на поминальный обѣдъ.

    05 November 2020 читать далее


  • Протоіерей Андрей Юрашкевичъ – О церковномъ чтеніи.

    Протоіерей Андрей Юрашкевичъ – О церковномъ чтеніи.

    Каково должно быть чтеніе въ православной церкви? «Конечно, отвѣтитъ каждый, церковное чтеніе должно быть благоговѣйно, ясно, отчетливо, должно быть такимъ, чтобы все прочитываемое было слышно богомольцамъ, назидательно и дѣйственно на нихъ». Съ такимъ положеніемъ никто не можетъ спорить. Вѣдь церковное чтеніе есть произношеніе молитвъ, гимновъ, славословій, произношеніе отъ имени всей Церкви, всѣхъ богомольцевъ, пришедшихъ въ храмъ. Читаетъ одинъ, но отъ имени многихъ, цѣлыхъ тысячъ, находящихся въ храмѣ. Эти тысячи молчатъ, но душа ихъ повторяетъ тотъ же гимнъ, тотъ же псаломъ, какой чтецъ читаетъ громко. Ибо у насъ не принято въ храмѣ читать молитвы громко каждымъ, какъ это принято въ еврейскихъ синагогахъ. Мы можемъ тысячами голосовъ пѣть, но не читать. У насъ при молитвѣ голосъ подаетъ одинъ, остальные богомольцы къ этому голосу, какъ выраженію своего настроенія, присоединяются мысленно. Но какой же манеры чтеній долженъ держаться церковный чтецъ, чтобы его голосъ былъ голосомъ всѣхъ молящихся въ храмѣ? Должно ли дѣло предоставить произволу каждаго чтеца, или въ данномъ случаѣ должно держаться опредѣленныхъ, установленныхъ образцовъ, подобно тому, какъ примѣры и образцы существуютъ для произношенія возгласовъ и молитвъ священнослужителями, рѣдко отступающими отъ этихъ образцовъ?

    15 October 2020 читать далее


  • ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ!

    ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ!

    Вотъ слова, которыя часто слышимъ мы въ храмѣ Божіемъ, повторяемъ сами во время утренней и вечерней молитвы, произносимъ и въ другихъ многихъ случаяхъ.

    Это есть первая молитва каждаго изъ насъ, ибо она легче всего печатлѣется въ слабой памяти младенческой. Она есть и послѣдняя молитва, которую на смертномъ одрѣ произноситъ умирающій, отходя въ другую жизнь. Въ какомъ бы горестномъ состояніи человѣкъ ни былъ: грѣхъ ли тяготитъ душу, скорбь ли раздираетъ сердце, болѣзнь ли изнуряетъ тѣло его, – во всѣхъ сихъ случаяхъ онъ взываетъ къ Творцу своему: Господи, помилуй!

    Что это значитъ? – Это самый естественный вопль уязвленной грѣхомъ души нашей, самое вѣрное выраженіе нашей немощи духовной. Молитва: Господи, помилуй, напоминаетъ наше грѣховное состояніе: это вопль души, кающейся во грѣхахъ своихъ. Но въ этомъ скорбномъ воплѣ заключается для насъ и утѣшеніе: въ немъ заключается вѣра въ существованіе помилованія. Пока можемъ произносить: Господи, помилуй! – намъ все еще есть надежда спасенія.

    28 September 2020 читать далее


  • Духъ Св. по нашей ежедневной молитвѣ къ Нему (Объясненіе «Царю небесный»).

    Духъ Св. по нашей ежедневной молитвѣ къ Нему (Объясненіе «Царю небесный»).

    Великаго просимъ мы въ этой ежедневной молитвѣ нашей къ Св. Духу. Мы просимъ Его, чтобы Онъ «пришелъ и вселился въ насъ». Другими словами мы просимъ Его, чтобы съ нами произошло то или по крайней мѣрѣ нѣчто подобное тому, что произошло нѣкогда въ нынѣ празднуемый день со св. апостолами. Когда на нихъ сошелъ Духъ Святый, они совершенно перемѣнились, стали совершенно другими людьми; они почувствовали въ себѣ вдругъ такую любовь къ Богу и людямъ, о какой раньше представленія не имѣли; они почувствовали въ себѣ силу все сдѣлать, всю жизнь отдать на служеніе славѣ Божіей и спасенію людей. И все это произвелъ въ нихъ Духъ Святой тѣмъ именно, что Онъ «сошелъ» на нихъ и «исполнилъ», т. е. какъ бы наполнилъ собою ихъ. Подобнаго этому и просимъ мы въ своей ежедневной молитвѣ Духу Св. А чтобы увѣрить себя въ томъ, что это возможно, что дѣйствительно Духъ Св. можетъ все это сдѣлать съ нами, когда «придетъ» и «вселится» въ насъ, мы свою молитву къ Нему начинаемъ съ напоминанія себѣ о томъ, кто такой Духъ Св, каковъ Онъ есть по существу своему. Мы перечисляемъ всѣ Его свойства, по крайней мѣрѣ главнѣйшія свойства или тѣ, которыя, особенно важны для насъ.

    07 June 2020 читать далее


  • Константинъ Петровичъ Побѣдоносцевъ – Литургія Великой Субботы.

    Константинъ Петровичъ Побѣдоносцевъ – Литургія Великой Субботы.

    Сошествие во ад. В. М. Васнецов. 1896-1904 гг. (ГМИР)

    Раннее утро, тихое, свѣжее весеннее утро. Въ воздухѣ замираютъ послѣдніе звуки колокола. Только что отошла утреня Великой Субботы. – Начало ея – во мракѣ ночи; на зарѣ свѣтлаго дня совершился торжественный ходъ погребенія Христова, народъ, наполнявшій церкви, разошелся по домамъ – и посреди торжественной тишины началось торжественное ожиданіе праздника.

    Ожиданіе. Кому незнакомо это чувство – передъ всякимъ торжественнымъ событіемъ жизни, передъ чаемою радостью, передъ желаннымъ свиданіемъ! Кому не приходилось, вспоминая давно прошедшіе дни жизненной радости, спрашивать себя, что отраднѣе отражается въ памяти сердца – яркій ли свѣтъ совершившейся радости, или тихій свѣтъ ея ожиданія?

    18 April 2020 читать далее