• Проповѣдническія темы на 9-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

    Проповѣдническія темы на 9-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

    1. Евангельское литургійное чтеніе 9-й недѣли по Пятидесятницѣ, повѣствующее – о чудесномъ укрощеніи Господомъ Іисусомъ Христомъ бури на Галилейскомъ морѣ (Матѳ. XIV, 22-34), кромѣ исторической стороны, имѣетъ и глубоко-назидательный духовный смыслъ. Св. отцы сравниваютъ лодку, – на которой плыли ученики Христовы по Галилейскому мору и всю ночь боролись съ бушующей бурей, – съ Церковью Христовой, море – съ міромъ, а бурю съ гоненіями на Церковь. Въ лодкѣ, застигнутой бурей на Галилейскомъ морѣ, плыла вся зарождавшаяся Церковь Христова. Казалось, достаточно бы налетѣть одному особенно свирѣпому валу, и лодка погибла въ водѣ, погибла бы и вся Церковь. Но Основатель Церкви – Господь Іисусъ Христосъ, при этой первой въ жизни Церкви опасности, грозящей разрушеніемъ ея, чудесно на вѣки засвидѣтельствовалъ, что никогда никакія бури не могутъ разрушитъ Церкви, охраняемой всемогущей силой Главы ея. Вотъ эту истину проповѣднику и слѣдуетъ раскрыть въ поученіи на 9-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

    05 August 2023 читать далее


  • Проповѣдническія темы на 8-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

    Проповѣдническія темы на 8-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

    Въ воскресномъ евангельскомъ чтеніи за литургіей въ 8-ю недѣлю по Пятидесятницѣ благовѣствуется о чудесномъ насыщеніи Господомъ Іисусомъ Христомъ пяти тысячъ человѣкъ (Матѳ. XIV, 14-22).

    1. Самъ Іисусъ Христосъ изъяснилъ это чудо, какъ откровеніе того, что Онъ есть хлѣбъ жизни: «Я есмь хлѣбъ жизни», – говорилъ Христосъ послѣ чудеснаго насыщенія пяти тысячъ человѣкъ (Іоан. VI, 35), призывая народъ старатъся «не о пищѣ тлѣнной, по о пищѣ, пребывающей въ жизнь вѣчную, которую дастъ Сынъ Человѣческій» (-ст. 27). Эта истина, – что Іисусъ Христосъ есть хлѣбъ жизни, – и должна быть главнымъ предметомъ проповѣдническаго назиданія въ 8-ю недѣлю по Пятидесятницѣ. Проповѣдникъ ставитъ вопросъ: что это за пища, приводящая насъ въ жизнь вѣчную, которую даетъ намъ Сынъ Человѣческій? Такою пищею для насъ является, во-первыхъ, слово Божіе, а во-вторыхъ, таинство св. причащенія (Матѳ. IV, 4; Іак. I, 21; 1 Петр. II, 2; 1 Кор. XV, 1-2: Еф. I, 13; Іоан. VI, 51-58; 1 Кор. XI, 26-29 и др.).

    28 July 2023 читать далее


  • Проповѣдническія темы на 7-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

    Проповѣдническія темы на 7-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

    Воскресное евангельское чтеніе за литургіей 7-й недѣли по Пятидесятницѣ имѣетъ своимъ предметомъ повѣствованіе о чудесномъ исцѣленіи Господомъ Іисусомъ Христомъ двухъ слѣпыхъ и одного нѣмого бѣсноватаго (Матѳ. IX, 25-37).

    1. Эти чудотворенія, какъ и чудесное исцѣленіе разслабленнаго, о чемъ говорилось въ евангельскомъ литургійномъ чтеніи 6-й недѣли, совершены были Господомъ Іисусомъ Христомъ послѣ Нагорной проповѣди. Въ воскресныхъ литургійныхъ евангельскихъ чтеніяхъ слѣдующихъ недѣль (восьмой, девятой и десятой) повѣствуется о дальнѣйшихъ чудесахъ Христовыхъ послѣ Нагорной проповѣди. Для чего Господь совершалъ множество чудесъ послѣ Нагорной Своей проповѣди? Для того, чтобы убѣдить слушателей Своего евангельскаго ученія, что ученіе это – божественнаго происхожденія. Для той же цѣли и св. апостолы проповѣдь свою сопровождали, по дарованной имъ отъ Бога силѣ, многими чудесами (Матѳ. X, I; Лук. IX, 1. 6; Марк. XVI, 20; Дѣян. Ап. II, 44; III, 2-8; V, 1-10. 5-16; VI, 8; IX, 34. 36. 38. 41; ХIII, 8. 12; XX, 9. 12; ХХVІII, 3-8 и др.). Такимъ образомъ, проповѣдь истиннаго евангельскаго ученія знаменуется отъ Бога чудесами.

    21 July 2023 читать далее


  • Проповѣдническія темы на 6-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

    Проповѣдническія темы на 6-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

    Въ евангельскомъ чтеніи 6-й недѣли по Пятидесятницѣ повѣствуется о чудесномъ исцѣленіи Господомъ Іисусомъ Христомъ Капернаумскаго разслабленнаго (Матѳ. IX, 1-8; ср. Марк. II, 1-12; Лук. 5, 17-26).

    1. Это евангельское повѣствованіе даетъ миссіонерскую тему для проповѣди о таинствѣ покаянія. Господь Іисусъ Христосъ совершилъ чудесное исцѣленіе разслабленнаго такъ, чтобы очевидцы этого чуда узнали, «что Сынъ Человѣческій имѣетъ власть на землѣ прощать грѣхи» (ст. 6). Но наши сектанты, хвалящіеся тѣмъ, что они живутъ по Евангелію, не хотятъ знать на основаніи Евангелія того, какъ нынѣ властію «Сына Человѣческаго» – Господа Іисуса Христа подается вѣрующимъ прощеніе грѣховъ. Вразумляя сектантовъ, проповѣдникъ долженъ раскрыть въ поученіи слѣдующія мысли, а) Во время Своей земной жизни Господь Іисусъ Христосъ Самъ непосредственно прощалъ людямъ ихъ грѣхи, какъ въ данномъ случаѣ разслабленному (Матѳ. IX, 2), или какъ, напримѣръ, въ другой разъ – грѣшницѣ въ домѣ Симона фарисея (Лук. VII, 47).

    15 July 2023 читать далее


  • Проповѣдническія темы на 5-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

    Проповѣдническія темы на 5-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

    Въ евангельскомъ чтеніи 5-й недѣли по Пятидесятницѣ излагаются обстоятельства чудеснаго исцѣленія Господомъ Іисусомъ Христомъ двухъ бѣсноватыхъ въ странѣ Гергесинской (Матѳ. VIII, 24-34; IX, I){1}.

    1. На основаніи этого евангельскаго повѣствованія проповѣдникъ можетъ предложить поученіе о бѣсноватыхъ, упоминаемыхъ въ Евангеліи, и о томъ, есть ли нынѣ бѣснованія, подобныя тѣмъ, какія описываются въ Евангеліи. Разъясненіе этихъ вопросовъ въ проповѣди необходимо для вразумленія тѣхъ вольнодумцевъ изъ христіанъ, которые не вѣрятъ въ бытіе злыхъ духовъ и не признаютъ вліянія ихъ на человѣка. По мнѣнію таковыхъ, подъ бѣсноватыми, упоминаемыми въ Евангеліи, надо подразумѣвать сумасшедшихъ, или душевно-больныхъ. Случай исцѣленія Христомъ двухъ бѣсноватыхъ въ странѣ Гергесинской рѣшительно опровергаетъ эго малопродуманное мнѣніе. Господь повелѣваетъ бѣсамъ выйти изъ людей и войти въ стадо свиное. Это перемѣщеніе бѣсовъ совершается у всѣхъ на глазахъ. У человѣка, вѣрующаго въ Евангеліе, не должно послѣ этого оставаться сомнѣнія, что бѣсноватый не просто душевно-больной человѣкъ, а дѣйствительно мучимый множествомъ бѣсовъ.

    08 July 2023 читать далее


  • Проповѣдническія темы на 4-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

    Проповѣдническія темы на 4-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

    Въ евангельскомъ чтеніи 4-й недѣли по Пятидесятницѣ содержится повѣствованіе о заочномъ исцѣленіи Господомъ Іисусомъ Христомъ слуги Капернаумскаго сотника.

    1. Изъ многихъ проповѣдническихъ темъ, почерпаемыхъ изъ этого евангельскаго повѣствованія, укажемъ слѣдующія двѣ темы, наиболѣе требуемыя нашимъ временемъ, а именно: а) вѣра есть сущность и основа духовной жизни человѣка и б) сыны царствія Божія, т. е. члены Церкви Христовой, должны оправдыватъ свое высокое званіе твердою вѣрою и основанною на вѣрѣ добродѣтельною жизнію.

    30 June 2023 читать далее


  • Проф. Николай Михайловичъ Дроздовъ – Трактатъ блаженнаго Августина «De catechizandis rudibus», какъ руководство для пастырей Церкви при первоначальномъ наставленіи народа въ истинахъ христіанской религіи и нравственности.

    Проф. Николай Михайловичъ Дроздовъ – Трактатъ блаженнаго Августина «De catechizandis rudibus», какъ руководство для пастырей Церкви при первоначальномъ наставленіи народа въ истинахъ христіанской религіи и нравственности.

    Трактатъ блаж. Августина «De catechizandis rudibus», т. е., объ оглашеніи людей необразованныхъ, былъ написанъ около 400 г. по Рождествѣ Христовомъ по просьбѣ Карѳагенскаго діакона Деограція, которому, какъ извѣстному своею особою способностію къ преподаванію, глубокимъ знаніемъ христіанства и пріятностію рѣчи, часто поручали исполнять обязанности катехизатора или огласителя, т. е., наставлять лицъ, готовящихся къ принятію христіанства, въ основныхъ истинахъ христіанской религіи и нравственности. Деограцій очень часто былъ недоволенъ своими огласительными бесѣдами и опасался, что онѣ точно такъ же могутъ не нравиться слушателямъ, какъ не нравятся ему самому, и оставаться безплодными. Поэтому онъ обратился къ находившемуся съ нимъ въ близкихъ, дружескихъ отношеніяхъ блаж. Августину, какъ лицу въ данномъ случаѣ вполнѣ вліятельному, за совѣтомъ и руководственными указаніями для выполненія катехизаторскихъ обязанностей, прося его въ особенности указать то, что должно считать основными истинами христіанства, какъ, слѣдуетъ преподавать ихъ, съ чего слѣдуетъ начинать и чѣмъ заканчивать изложеніе, слѣдуетъ ли присоединять къ изложенію увѣщаніе или назиданіе, или же ограничиваться изложеніемъ тѣхъ отдѣловъ ученія, въ соблюденіи которыхъ должны состоять жизнь и исповѣданіе христіанина (1, 1).

    27 June 2023 читать далее