Проповѣдническія темы на 8-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

Въ воскресномъ евангельскомъ чтеніи за литургіей въ 8-ю недѣлю по Пятидесятницѣ благовѣствуется о чудесномъ насыщеніи Господомъ Іисусомъ Христомъ пяти тысячъ человѣкъ (Матѳ. XIV, 14-22).

1. Самъ Іисусъ Христосъ изъяснилъ это чудо, какъ откровеніе того, что Онъ есть хлѣбъ жизни: «Я есмь хлѣбъ жизни», – говорилъ Христосъ послѣ чудеснаго насыщенія пяти тысячъ человѣкъ (Іоан. VI, 35), призывая народъ старатъся «не о пищѣ тлѣнной, по о пищѣ, пребывающей въ жизнь вѣчную, которую дастъ Сынъ Человѣческій» (-ст. 27). Эта истина, – что Іисусъ Христосъ есть хлѣбъ жизни, – и должна быть главнымъ предметомъ проповѣдническаго назиданія въ 8-ю недѣлю по Пятидесятницѣ. Проповѣдникъ ставитъ вопросъ: что это за пища, приводящая насъ въ жизнь вѣчную, которую даетъ намъ Сынъ Человѣческій? Такою пищею для насъ является, во-первыхъ, слово Божіе, а во-вторыхъ, таинство св. причащенія (Матѳ. IV, 4; Іак. I, 21; 1 Петр. II, 2; 1 Кор. XV, 1-2: Еф. I, 13; Іоан. VI, 51-58; 1 Кор. XI, 26-29 и др.).

а) Подъ именемъ «слова Божія» христіанинъ долженъ подразумѣвать все Божественное откровеніе, возвѣщенное для нашего спасенія, какъ записанное въ Библіи боговдохновенными писателями, – св. пророками и апостолами, – такъ и преданное Церкви и неизмѣнно ею хранимое (2 Ѳесс. II, 15; Тим. IIІ, 14-17 и др.). Чтобы слово Божіе было пищею, приводящею въ жизнь вѣчную, надо принимать его искренно и съ вѣрою (Іоан. XI, 22; Еф. I, 13 и др.), надо не только слушать его, но и исполнять (Матѳ. VII, 24; ХIII, 23; Іак. I, 22 и др.), изслѣдывать его каждый день (Іоан. V, 39; Дѣян. ХVII, 11) и не повреждать его произвольными толкованіями (2 Петр. III, 16; 2 Кор. II, 17; IV, 2; 2 Тим. II, 15 и др.). Правильное толкованіе слова Божія дать можетъ только Церковь Христова, руководимая Духомъ Святымъ (Іоан. XIV, 17. 26), и являющаяся, посему, «столпомъ и утвержденіемъ истины» (1 Тим. III, 15). Тѣ, которые насыщаютъ свою душу словомъ Божіимъ, по руководству св. Церкви, питаются для вѣчной жизни; а кто думаетъ насытиться словомъ Божіимъ, отвергнувъ руководство Церкви, тотъ или сокращаетъ благовѣствованіе Христово и апостольское, напримѣръ, отвергнувши свящ. Преданіе, вопреки ясному запрещенію св. апостола Павла что-либо прибавлять къ слову Божію или убавлять отъ него (Гал. I, 8), – или же извращаетъ слово Божіе вымыслами человѣческими (Колосс. II, 8), и, такимъ образомъ, слово Божіе служитъ для такихъ людей, по ихъ собственной винѣ, не къ вѣчному спасенію, а къ вѣчной погибели.

б) Что Св. Тайны Тѣла и Крови Христовой, преподаваемыя христіанамъ въ таинствѣ св. причащенія, есть пища, приводящая въ жизнь вѣчную, объ этомъ ясно свидѣтельствуетъ Самъ Іисусъ Христосъ (Іоан. VI. 55-56; Матѳ. XXVI, 26-28).

Святыя Тайны Тѣла и Крови Христовой можетъ принять человѣкъ и недостойный, какъ Іуда предатель на Тайной Вечери, но въ такомъ случаѣ св. причащеніе служитъ въ осужденіе принявшаго ихъ, а не ко спасенію его. Достойно причащается Св. Тайнъ тотъ, кто приступаетъ къ нимъ съ вѣрою, что сей самый хлѣбъ есть истинное Тѣло Христово и сія есть самая животворящая Кровь Христова. Невѣрующій въ пресуществленіе хлѣба и вина въ таинствѣ причащенія «попираетъ Сына Божія и не почитаетъ за святыню Кровь завѣта, которою освященъ, и Духа благодати оскорбляетъ» (Евр. X, 29). Вторымъ условіемъ достойнаго причащенія является, по завѣту св. апостола Павла, предварительное подготовленіе посредствомъ говѣнія и исповѣди (1 Кор. XI, 27-28). Только при искреннемъ, добросовѣстномъ соблюденіи этихъ условій, Тѣло и Кровь Христовы въ таинствѣ св. причащенія являются пищею, приводящею принимающихъ ихъ къ вѣчной жизни. Сектантскій же обрядъ «преломленія» есть страшное кощунство надъ таинствомъ святаго причащенія, поруганіе Крови завѣта, изліянной Христомъ на крестѣ за спасеніе міра.

2. Въ апостольскомъ литургійномъ чтеніи 8-й недѣли по Пятидесятницѣ преподаются наставленія о единомысліи во вѣрѣ (1 Кор. I, 10-18). Къ нашему времени какъ нельзя болѣе подходитъ это наставленіе св. апостола Павла. Разгордѣйшійся отъ успѣховъ въ области научной разумъ человѣческій въ наше время стремится и въ вопросахъ вѣры мыслить по своему, а не такъ, какъ предано Церкви отъ св. апостоловъ и святыхъ отцовъ. Такія настроенія особенно проявляются въ расколѣ старообрядчества и въ разныхъ сектантскихъ толкахъ. Наши раскольники, какъ во времена апостоловъ жители Коринѳа, подѣлились на партіи, привязанныя къ личностямъ своихъ проповѣдниковъ. Въ Коринѳѣ подѣлились христіане на партіи: Павловыхъ, Аполлосовыхъ, Киѳиныхъ и Христовыхъ. Въ нашемъ расколѣ образовались толки, привязанные къ именамъ расколоучителей, какъ Аввакумовцы, Ѳедосѣевцы, Онуфріевцы и т. п. Вразумляя Коринѳянъ, св Апостолъ заставляетъ ихъ призадуматься надъ вопросами: «Развѣ раздѣлился Христосъ? Развѣ Павелъ распялся?».... Слѣдовало бы и нашимъ раскольникамъ вспомнить эти слова св. апостола Павла и слово Христово, что всякое раздѣлившееся царство не устоитъ, не будетъ прочно.

Такое же раздѣленіе на партіи наблюдается и въ средѣ сектантовъ, похваляющихся всего болѣе тѣмъ, что они читаютъ Свящ. Писаніе.

Не должно быть никакихъ разномысліи въ вѣрѣ: «Умоляю васъ, братія, именемъ Господа Іисуса Христа, чтобы всѣ вы говорили одно, и не было между вами раздѣленія» (1 Кор. I, 10), – наставляетъ св. апостолъ Павелъ. Что же слѣдуетъ дѣлать для соблюденія этого апостольскаго наставленія объ истинно-христіанскомъ единеніи въ духѣ и мысляхъ? Прежде всего, должно побороть въ себѣ всякую гордость, которая есть источникъ всякаго грѣха. Затѣмъ, подчиниться добровольно и добросовѣстно руководству св. Церкви, отогнать отъ себя недовольство своимъ положеніемъ и согрѣть свое сердце любовію къ братіи. Гдѣ начинаетъ развиваться разумъ, тамъ часто охладѣваетъ сердце, замираетъ истинная христіанская любовь къ братіямъ и появляются разнаго рода раздѣленія. Всѣ разномыслящіе въ вѣрѣ христіанской должны какъ можно тверже укрѣпить въ своей памяти наставленія, преподаваемыя въ апостольскомъ чтеніи 8-й недѣли по Пятидесятницѣ, о томъ, что религіозныя несогласія, какъ бы маловажны они ни были, несовмѣстимы съ духомъ христіанской вѣры и любви.

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 29. Ч. Неофф. C. 686-689.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: