-
Протоіерей Валентинъ Амфитеатровъ – Слово въ день празднованія иконы Богоматери Нечаянныя Радости.
На св. иконѣ Богоматери «Нечаянныя радости» изображенъ молящійся, колѣнопреклоненный грѣшникъ. На него падаетъ полный отрады кроткій взоръ Пречистой.
Кто же этотъ грѣшникъ? Какой онъ страны и рода? Къ какому принадлежитъ званію и состоянію?
Въ лицѣ этого грѣшника изображается всякій христіанинъ, обремененный грѣхами и ищущій у Богоматери успокоенія надломленному искушеніями и соблазнами сердцу, ибо Она молится за всѣхъ насъ, — и за монаховъ и за мірянъ, и за богатыхъ и за бѣдныхъ, и за сильныхъ, и за немощныхъ, и за счастливыхъ, и за несчастныхъ, за вдовъ и за горькихъ сиротъ, за всѣхъ и о всѣхъ.
Міръ и свѣтъ, въ которомъ исполняемъ свое земное назначеніе, — это бурное море, неизвѣданная, никѣмъ еще неопредѣленная пучина. Человѣкъ въ мірѣ, это — безустанный пловецъ, неволей, болѣе нежели по волѣ, борющійся съ непокорной стихіей. Живетъ онъ не такъ, какъ хочетъ, а какъ велитъ Богъ. При покорности Провидѣнію жизнь еще сносна. Но всего чаще человѣкъ не уразумѣваетъ воли Божіей, протестуетъ и возражаетъ.
Посмотрите, на жизненной аренѣ, куда ни ступимъ, вездѣ преткновеніе; за что ни возьмемся, вездѣ неудачи. Грѣхъ загораживаетъ, словно стѣной, отовсюду дорогу; въ юности мы неразсудительны и пылки, въ зрѣломъ возрастѣ тщеславны, расчетливы, себялюбивы, въ старости — скупы, самомнительны и упорны.
22 December 2022 читать далее
-
Протоіерей Петръ Смирновъ – О спасительномъ плачѣ (Поученіе въ день святителя и чудотворца Николая).
Блаженни плачущіе нынѣ, яко возсмѣетеся (Лук. 6, 21).
Плачъ и смѣхъ! – не то же ли будетъ сказать, свѣтъ и тьма, тепло и холодъ, жизнь и смерть? Но, братіе, въ томъ и сила нашей святой вѣры, что она самый плачъ обращаетъ въ радость. Горе несчастнымъ, говорятъ люди. Ободритесь, говоритъ вѣра: вы то самые счастливые и есть.
Конечно, горе всегда остается горемъ, и одно само собою не сдѣлаетъ никого блаженнымъ. Сила въ томъ, какъ оно пріемлется и переносится. Въ другомъ мѣстѣ Спаситель говоритъ: горе смѣющимся нынѣ. Это никакъ не значитъ, что надобно постоянно унывать и плакать; а значитъ то, что не должно жить безпечно, не должно обращать жизнь въ пустую игру и безпрестанную смѣну удовольствій. Жизнь борьба подвигъ, великая задача. Къ сожалѣнію, здѣсь мы мало это понимаемъ. Поймемъ тамъ, когда придется отвѣчать за жизнь, и можетъ быть, горько восплакать тѣмъ, кто много смѣялся.
Какіе же плачущіе могутъ быть названы блаженными или счастливыми? Когда и какъ они утѣшатся?
19 December 2022 читать далее
-
Протоіерей Петръ Смирновъ – О христіанской кротости (Поученіе въ день святителя и чудотворца Николая).
Блаженни кротцыи, яко тіи наслѣдятъ землю (Матѳ. 5, 5).
Святитель Николай Чудотворецъ именуется образомъ кротости. Кротостію онъ смирялъ противниковъ вѣры и благочестія, вразумлялъ грѣшниковъ и прекращалъ народные мятежи. Самое лицо Святителя сіяло такою кротостію, что одно воззрѣніе на него укрощало въ другихъ страсти, облегчало скорби и привлекало къ нему даже язычниковъ, невѣровавшихъ во Христа, Прославляя память Святителя, братіе, побесѣдуемъ объ этой боголюбезной добродѣтели.
Господь нашъ Іисусъ Христосъ поставилъ кротость въ числѣ необходимыхъ и отличительныхъ качествъ истиннаго Его послѣдователя, и каждый желающій блаженства въ Его царствѣ долженъ заботиться о пріобрѣтеніи кротости. Блаженни кротцыи, сказалъ Господь, яко тіи наслѣдятъ землю.
Кто кроткій? – Тотъ, кто умѣетъ управлять своими душевными движеніями такъ, чтобы, при какомъ-либо огорченіи. не предаться ропоту, не раздражиться и другихъ не раздражить, не увлечься гнѣвомь, кто предотвращаетъ споры и ссоры уступчивостію, все прикрываетъ любовью.
19 December 2022 читать далее
-
Архіепископъ Иліодоръ (Чистяковъ) – Бесѣда въ недѣлю 27-ю по Пятидесятницѣ.
Луки 13, 10-17.
Ученіе и чудотвореніе – вотъ то, чѣмъ занятъ былъ любвеобильнѣйшій Господь Іисусъ во время земной своей жизни! Онъ проходилъ грады вся Іудейскія и веси, уча на сонмищахъ ихъ, и проповѣдая Евангеліе Царствія, и цѣля всякъ недугъ, и всяку язю въ людехъ (Матѳ. 9, 35). Столь благотворно пребываніе Господне на землѣ Іудейской! Не было тамъ ни одного несчастнаго, къ которому бы Господь не поспѣшилъ на помощь; не было ни одного больнаго, которому бы не хотѣлъ и не могъ подать спасительной цѣльбы; не было ни возраста, ни пола, на кои не простиралось бы безприкладное милосердіе Его. Господь врачевалъ не только мужей, но и женъ, юношей и дѣвъ, врачевалъ и души ихъ – небеснымъ ученіемъ, и тѣла Божественною цѣлебною силою. Сію истину представляетъ во всемъ ея свѣтѣ нынѣ чтенное Евангеліе.
Бяше же учя на единомъ отъ сонмищъ въ субботу: и се жена бѣ имущи духъ недуженъ лѣтъ осмьнадесять, и бѣ сляка и не могущи восклонитися отнюдъ (Лук. 13, 10. 11). Долго и тяжко страдала бѣдная жена; не могла ни ходить свободно, ни стоять прямо, ни лежать спокойно. Болѣзнь казалась тѣмъ сильнѣйшею, что не было ни врача, на врачевства; не было сладкой надежды къ выздоровленію. И нельзя было ожидать помощи отъ человѣковъ потому, что болѣзнь была не случайное какое-либо разстройство въ тѣлѣ отъ неосторожности, но злое дѣйствіе злаго духа за грѣхи.
17 December 2022 читать далее
-
Священникъ Димитрій Макаровскій – Поученіе въ день св. великомученицы Варвары.
Празднуемая нынѣ память св. великомученицы Варвары, обязываетъ насъ, братія, внимательно прослѣдить житіе сей св. великомученицы: ибо въ наученіе наше и назиданіе писана быша (1 Кор. 10, 11) житія праведниковъ, дабы нѣціи неповинующіеся слову, житіемъ безъ слова плѣнени были во спасеніе (1 Пет. 3, 1).
Св. Варвара жила въ мрачное время языческаго безбожія, когда жизнь христіанская подвергалась преслѣдованію со стороны язычниковъ. Дочь богатаго и знатнаго отца въ греческой странѣ, св. Варвара была воспитана въ нѣгѣ и во всякомъ довольствѣ. Судя по мірскому, чего бы ей еще было нужно? Но св. душа ея не довольствовалась благами сего бреннаго міра и стремилась къ горнему и возвышенному: ей хотѣлось знать кто сотворилъ небо и землю и вся яже въ нихъ. Прислужники ея говорили ей, что все это – дѣло рукъ боговъ, которые, въ образѣ истукановъ, находятся въ домѣ ея отца и которымъ, поэтому, и отецъ и всѣ живущіе въ его домѣ покланяются. Но могутъ ли, сами сдѣланные руками человѣческими, идолы быть творцами вселенной, – Варвара этому не вѣрила. По ея мнѣнію, есть высшее невидимое Существо, Которое сильно было создать весь этотъ видимый міръ. Но кто-бы могъ это разъяснить ей? Въ домѣ всѣ были язычники: а отъ общества внѣшняго отецъ строго оберегалъ ее. Но Отецъ Небесный видитъ всѣ движенія сердца человѣческаго и исполняетъ во благихъ желанія, если онѣ благоугодны Ему. Богъ положилъ на сердце Діоскору, отцу Варвары отлучиться изъ дому въ страну далекую и надолго, а Варварѣ, до того не знавшей выхода изъ дома, предоставить болѣе свободный образъ жизни. Вотъ въ это-то время, познакомившисъ съ христіанами и, между прочимъ, съ однимъ христіанскимъ іереемъ, св. Варвара и наставлена была въ христіанской вѣрѣ, съ разъясненіемъ всѣхъ ея недоумѣеній и сомнѣній. Съ этого времени началась ея жизнь и блаженная по душѣ и страдальческая по тѣлу. Она пребывала въ любви къ Богу, и Богъ въ ней пребывалъ (1 Іоан. 4, 16),... Возвращается отецъ ея Діоскоръ изъ далекаго странствованія и находитъ ее совсѣмъ измѣнившеюся и въ словахъ и поступкахъ. Варвара нераздѣляла болѣе вѣры отца и отвергала идоловъ; Варвара вѣровала и прославляла невѣдомаго Христа Распятаго. Это страшно раздражило Діоскора. На всѣ уговоры отца возвратиться къ прародительской вѣрѣ св. Варвара стойко – до страданія и смерти – пребыла неуклонно въ вѣрѣ Христовой. Начались страданія ея за вѣру, страданія страшныя для невѣровъ и изнѣженной плоти, но для св. Варвары – горнило, очищающее все земное для чистѣйшаго восхожденія къ Небесному Жениху ея – Христу. Страданія, какъ и слѣдовало ожидать отъ всецѣло преданной Богу души, не поколебали ея вѣры во Христа, а посрамили изувѣрство мучителей и въ концѣ обезглавленная, во гласѣ Ангельскаго радованія, св. Варвара взошла въ небесныя обители, откуду святымъ житіемъ своимъ освѣщаетъ жизненный путь всѣмъ ищущимъ спасенія.
17 December 2022 читать далее
-
Протоіерей Петръ Смирновъ – Поученіе въ день святаго Филарета Милостиваго.
Всѣ святые были украшены добродѣтелію милосердія: безъ нея невозможно самое спасеніе. Но нѣкоторые святые, въ награду своего ревностнаго стремленія къ подвигамъ милосердія и въ наставленіе намъ, получили отъ Бога особенную благодать – просіять этою высокою добродѣтелію. Таковъ былъ праведный Филаретъ, память котораго совершается церковію 1-го декабря. Жизнь его представляетъ назидательный примѣръ милосердой благотворительности.
Прежде всего замѣчательны для насъ тѣ побужденія, до которымъ праведный Филаретъ поприще милосердія избралъ главною цѣлію всей своей жизни. Сынъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей Георгія и Анны, праведный Филаретъ съ первыхъ лѣтъ своихъ научился благочестію, и сердце добраго юноши, горѣвшее любовію къ Богу и ближнему, безъ сомнѣнія не разъ вопрошало: «Господи, что мя хощеши творити (Дѣян. 9, 6), какой укажешь мнѣ путь, какимъ бы могъ я достигнуть спасенія?» Отвѣтъ былъ данъ. Супружество съ доброю и благочестивою Ѳеозвою обогатило его, и потомъ изобильно потекли къ нему блага жизни. Имѣлъ онъ много стадъ, богатыя усадьбы, домъ его былъ полною чашею всякаго изобилія, онъ сдѣлался однимъ изъ первыхъ богачей въ своей странѣ. Какъ понялъ праведникъ тотъ путь, который указалъ ему промыслъ Божій? Онъ разсудилъ въ сердцѣ своемъ: «для того ли дано мнѣ все это, чтобы тратою богатства угождать чреву! А если скупостію сохраню богатство, то такую пользу получу отъ него на послѣднемъ судѣ?» Помнилъ онъ наставленіе псалмопѣвца: богатство аще течетъ, не прилагайте сердца (Пс. 61, 11). Представлялась умному взору его и другая заповѣдь Спасителя: куплю дѣйте, дондеже пріиду (Лук. 19, 13). Богатство, разсуждалъ праведникъ, это талантъ, который должно пустить въ оборотъ, пріумножить дѣлами любви и возвратить къ подателю чрезъ руки нищихъ. И вотъ онъ разверзъ щедрую десницу свою для подаянія бѣднымъ, искалъ ихъ, радовался случаю помочь кому-либо, и скоро имя его прославилось, какъ имя великаго благодѣтеля въ странѣ.
14 December 2022 читать далее
-
Архіепископъ Димитрій (Муретовъ) – Исповѣданіе вѣры (Слово въ день св. Апостола Андрея Первозваннаго).
Иже исповѣстъ Мя предъ человѣки, исповѣмъ его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ, иже на небесѣхъ (Мѳ. 10, 32), говорилъ Господь Іисусъ Христосъ ученикамъ Своимъ, требуя отъ нихъ не одной вѣры и послѣдованія Себѣ, но и исповѣданія н проповѣданія сей вѣры предъ человѣками. Какъ вѣрно и точно исполнили всѣ они сію заповѣдь, свидѣтельствуютъ ихъ проповѣдническіе труды и подвиги и ихъ страдальческая кончина. Ихъ красныя ноги обтекли всю вселенную, ихъ духоносная проповѣдь огласила всѣ языки, ихъ апостольскіе труды сопровождались повсюду гоненіями, страданіями, мученическою смертію за исповѣданіе имени Господа Іисуса.
13 December 2022 читать далее
«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)
Рубрики:
- Школа молитвы
- Церковь, Государство и Общество
- ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ
- ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
- ЦЕРКОВНО-НАРОДНЫЙ МЕСЯЦЕСЛОВ НА РУСИ
- ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА
- ХРАМОЗДАТЕЛЬСТВО
- УЧАСТИЕ МИРЯН В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Уставные чтения (проповедь книги)
- УРОКИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
- Узкий путь в Царство Небесное
- СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ХРИСТИАНКИ
- СИНОДИК ПРАВОСЛАВИЯ
- СИЛА БОЖИЯ И НЕМОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
- СВЯЩЕННАЯ БОРЬБА РПЦЗ С АПОСТАСИЕЙ
- Святоотеческое Училище Благочестия
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ)
- СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ И САН-ФРАНЦИССКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ)
- Святая Русь под омофором Богородицы
- СВЕТОЧИ ХРИСТИАНСТВА
- РУССКИЙ ПАСТЫРЬ
- РУССКИЙ ИНОК
- РПЦЗ, ТРЕТИЙ РЕЙХ И ВОВ
- РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
- ПСАЛТИРЬ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ
- ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
- ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТВЕТЫ
- Православное Христиансто и современный мир
- Православное Христиансто и его враги
- Православная Христианская Семья
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПОЭЗИЯ
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА
- Православная Община
- ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОГРАФИЯ
- ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
- Поучения Святых Отцов
- ПОСТНИЧЕСТВО
- ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
- ПАСХАЛИЯ И ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
- ПАСХА ГОСПОДНЯ
- ПАСТЫРСКИЙ КРЕСТ
- Основная
- ОРУЖИЕ ПРАВДЫ
- О ПОКРОВИТЕЛЯ НАШЕГО ЦЕНТРА
- НОВОСТИ ИЗ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Новомученики и исповедники Российские
- Неизвращенная история Православной Церкви
- НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬ В НАШИХ НУЖДАХ И ПЕЧАЛЯХ
- НАШИ ИЗДАНИЯ
- НАЗИДАТЕЛЬНЫЯ РАЗМЫШЛЕНІЯ
- МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА
- МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ
- МИТРОПОЛИТ ВИТАЛИЙ (УСТИНОВ)
- МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)
- МИССИОНЕРСТВО
- ЛИТУРГИКА
- КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ)
- КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН
- КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
- КАНОНИКА (ЦЕРКОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО)
- ИМЯБОЖИЕ - ДРЕВНЯЯ ЕРЕСЬ
- ЗАПАДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
- ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
- ЕРЕСЬ СЕРГИАНСТВА (СЕРВИЛИЗМ)
- ЕПИСКОП ГРИГОРИЙ (ГРАББЕ)
- ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ
- ДУХОВНЫЕ СТИХИ
- ДУХОВНАЯ БЕСЕДА
- ДОГМАТ ИСКУПЛЕНИЯ
- ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ВО ХРИСТЕ
- ГОЛОС РУССКОГО ПАСТЫРЯ
- ВОСКРЕСНАЯ БЕСЕДА
- ВНЕБОГОСЛУЖЕБНОЕ ЧТЕНИЕ
- Видео
- ВЕЛИКОЕ ТАИНСТВО ЕПИСКОПСТВА
- В ПОМОЩЬ ГОВЕЮЩИМ
- БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТЕКСТЫ И УКАЗАНИЯ
- БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ
- Архиерейский Собор РПЦЗ 2016
- Архиерейский Собор ПРЦ/РПЦЗ 2017
- АРХИЕПИСКОП АНТОНИЙ (БАРТОШЕВИЧ)
- Апостасия последних времен
- АНГЕЛОЛОГИЯ
- Азбука православного христианина
- АГИОЛОГИЯ
- «ДУХОВНАЯ БРАНЬ». Свято-Афанасьевское издание
Популярное:
- ПРАВОСЛАВНАЯ И ИУДЕЙСКАЯ ПАСХИ НИКОГДА НЕ СОВПАДАЮТ (ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ).
- Протоіерей Стефанъ Луканинъ – О значеніи крестныхъ ходовъ и освященія воды (Слово въ день Происхожденія честныхъ древъ Креста Господня).
- ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «НЕПРОХОДИМАЯ ДВЕРЬ» – УТЕШИТЕЛЬНИЦА РУССКОГО НАРОДА В СМУТНОЕ ВРЕМЯ.
- О СОСТОЯНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КОНЦЕ МИРА (ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО, ГЛАВЫ 28-37)
- ЧТЕЦАМ И ПЕВЦАМ О ЦЕРКОВНОМ ЧТЕНИИ. ТРИ СТЕПЕНИ ХОРОШЕГО ЦЕРКОВНОГО ЧТЕНИЯ: ПРАВИЛЬНОСТЬ, ТОЛКОВОСТЬ, УМИЛИТЕЛЬНОСТЬ (1911)