Святитель Ѳеофанъ Затворникъ – ТАЙНА КРЕСТА (Слово въ день воздвиженія честнаго Креста Господня).

Якоже Моисей вознесе змію въ пустыни, тако подобаетъ вознестися Сыну человѣческому, да всякъ вѣруяй въ Онъ не погибнетъ, но иматъ животъ вѣчный. (Іоан. 3, 14. 15).

Таинственна и неизъяснима, братіе, премудрость крестная! И первое, чего не можетъ понять умъ нашъ, это есть жизнь, проистекшая отъ креста. Крестъ орудіе смерти, и притомъ самой поносной: между тѣмъ Церковь восхваляетъ его живоноснымъ, живодавцемъ, древомъ жизни и безсмертія, падшихъ воздвиженіемъ, всѣхъ воскресеніемъ, и вообще приписываетъ ему всѣ тѣ блага, коихъ ищетъ истинный христіанинъ въ сей жизни, и какихъ надѣется въ будущей. Какъ истинная жизнь происходитъ отъ креста, это во всякое время было соблазномъ для суевѣрныхъ и безуміемъ для суемудрыхъ. Но, чего не постигаетъ умъ, то должна видѣть и содержать вѣра: и мы, оживляемые крестомъ, не безвинны, если не заботимся познавать живоносную силу, сокрытую въ крестѣ, размышлять о ней и поучаться непрестанно, по примѣру апостола Павла, который, (будучи въ Коринѳѣ), не судихъ вѣдѣти, что, точію Іисуса Христа, и сего распяша (1 Кор. 2. 2), и который отличительнымъ свойствомъ спасаемыхъ поставляетъ опытное познаніе силы креста: слово крестное погибающимъ убо юродство есть, а спасаемымъ намъ сила Божія есть (1 Кор. 1, 18). Если же такъ поступать должны мы всегда, то тѣмъ паче нынѣ, когда св. Церковь, призывая насъ къ поклоненію честному и животворящему кресту, тѣмъ самымъ склоняетъ къ нему наше вниманіе и сердце. Будемъ же поучаться тайнѣ креста, чтобъ видѣть, какъ течетъ изъ него истинная жизнь.

Сердцемъ вѣруемъ и устами исповѣдуемъ, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ, крестомъ упразднивъ смерть, даровалъ намъ въ немъ животъ вѣчный, и что всякій, желающій пріобщиться сего живота, долженъ подъять нѣкоего рода свой крестъ. Вотъ сокращенно все ученіе о жизни, даруемой крестомъ!

«Вѣруемъ, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ, крестомъ упразднивъ смерть, даровалъ намъ въ немъ животъ вѣчный». Таинъ ecи, Богородице, рай, невоздѣланно возрастившій Христа, имже крестное живоносное на земли насадися древо, поетъ св. Церковь (пѣс. 9. Ирм.). Что древо жизни посредѣ рая сладости, то древо креста посредѣ земли, плачевной юдоли смерти. Въ раю было еще другое древо, о коемъ сказано: въ онь же аще день снѣсте отъ него, смертію умрете (Быт. 2, 17). Прародители вкусили и умерли. Ихъ преслушаніемъ жизнь была потеряна во всемъ ея пространствѣ: была потеряна жизнь вѣчная, ибо съ паденіемъ заключился рай и явился адъ, жилище состоящихъ подъ гнѣвомъ и клятвою; потеряна жизнь духовная; ибо съ ибо возношеніемъ на умъ Божій испало изъ души ревностное помышленіе о Богѣ и Богоугожденіи, составляющее существо духовной жизни; потеряна жизнь тѣлесная: ибо въ слѣдъ затѣмъ сказано: земля ecи и въ землю отыдеши (Быт. 3, 19). Смерть воцарилась на землѣ и во всѣхъ сынахъ Адама стала царствовать вмѣстѣ съ грѣхомъ. Единѣмъ человѣкомъ грѣхъ въ міръ вниде, и грѣхомъ смерть, и тако смерть во вся человѣки вниде (Рим. 5, 12). Все человѣчество стало представлять одпиъ мертвый трупъ, а земля вообще мрачное кладбище. И о всемъ родѣ человѣческомъ можно было сказать, какъ о сынахъ Израилевыхъ: поле, полное костей (Іез. 37, 2). Но когда здѣсь на землѣ водворялась смерть, свыше полагалось начало новой жизни и новому бытію въ жертвѣ единороднаго Сына Божія, который сказалъ Отцу своему: се иду сотворити волю Твою, Боже мой: всесожженіи о грѣсѣ не восхотѣхъ ecи, тѣло же свершилъ Ми ecи (Пс. 39, 7. 8). Сія воля тогда же была открыта въ опредѣленіи: стереть главу змія; и живоносная сила будущей жертвы тогда же начала дѣйствовать вѣрою въ Грядущаго. Наконецъ, по исполненіи временъ, единородный Сынъ Божій дѣйствительно синсшелъ на землю, принялъ на Себя человѣчество, пострадалъ и умеръ на крестѣ. Сею крестною смертію умерщвлена смерть и возвращенъ намъ истинный животъ во всемъ его пространствѣ: возвращенъ животъ вѣчный: ибо со креста сказано и разбойнику Господомъ: днесь со мною будеши въ раи (Лук. 23, 43); возвращена жизнь тѣлесная, какъ сіе явлено было особеннымъ знаменіемъ въ самый часъ смерти Господней на крестѣ, когда гробы отверзошася, и много, тѣлеса усопшихъ святыхъ восташа (Мат. 27, 52); возвращена жизнь духовная; ибо распятый Христосъ Господь содѣлался для званныхъ силою и премудростію во спасеніе (1 Кор. 1, 24). А такимъ образомъ истинная жизнь опять воцарилася на землѣ. Единый Богъ имѣетъ животъ въ Себѣ. Мы потолику можемъ жить, поколику Богъ даруетъ намъ жизнь, при живомъ общеніи съ Нимъ. Грѣхъ разлучилъ между нами и Богомъ: мы потеряли благоволеніе Божіе и умерли. Спаситель, воспріявъ на Себя наше естество, крестною смертію своею примирилъ насъ съ Богомъ. Богъ возвратилъ намъ свое благоволеніе, и мы оживотворилпсь. Вотъ какъ и почему древо креста содѣлалось древомъ жизни и безсмертія, почему крестъ – свѣтъ вѣчный, мертвыхъ востаніе, всѣхъ воскресеніе, какъ воспѣваетъ Церковь (въ канонѣ животв. кресту).

Но живоносный отъ креста источникъ не разливается самъ собою для оживленія не имѣющихъ жизни, какъ разливался четырмя потокоми райскій источникъ напояти лице земли. Намъ самимъ должно приблизиться къ нему, чтобъ оживить свой омертвѣлый составъ его животворною силою, самимъ должно подклониться подъ сѣнь его, чтобъ костямъ сухимъ и мертвымъ онъ далъ жилы, возвелъ на нихъ плоть, простеръ по нимъ кожу и вселилъ духъ свой въ нихъ (Іез. 37, 6). А безъ сего крестъ вѣчно будетъ заключать въ себѣ жизнь, а мы по прежнему можемъ оставаться мертвыми; безъ сего все вокругъ насъ будетъ возставать и оживляться, а мы навсегда можемъ пребыть сухими и безжизненными костями. Какъ же и чѣмъ пріобщиться живоносной силы креста? Какъ и чѣмъ привиться къ сей единой истинно живой маслинѣ? Иже хощетъ по Мнѣ ити, отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ, говоритъ Господь (Мар. 8, 34). Иже Христови суть, плотъ распяша со страстъми и похотъми, учитъ апостолъ Павелъ (Гал. 5, 24). Нѣтъ иного пути къ общенію со Христомъ, понесшимъ крестъ, какъ подъятіе каждымъ своего креста, состоящаго въ распятіи плотскаго человѣка съ его страстьми и похотьми. Источникъ нашего оживленія – въ сообщеніи намъ спасительныхъ скорбей и смерти Господа нашего, коего съ такимъ рвеніемъ искалъ ап. Павелъ, вся уметы вмѣнившій ради его (Фил. 3, 10). По удостоиться сего сообщенія мы можемъ не радостями, а скорбьми же, – каковы суть внутреннія скорби самораспинанія. И вотъ гдѣ начало нашей духовной жизни.

Человѣкъ по паденіи сталъ двойственъ. Въ него вошелъ иной законъ, дѣйствующій въ удѣхъ его и противовоюющъ закону ума, и плѣняющій его закономъ грѣховнымъ, вошло, какъ бы, иное лице, иной человѣкъ, у котораго есть и своя голова – гордость, и свои руки – корыстолюбіе, и свое чрево – плотоугодіе. Сей пришлый человѣкъ стѣснилъ собою прежняго человѣка, подавилъ прежнюю нашу истинную жизнь. Потому, чтобъ возстановить и воскресить сію жизнь, надлежитъ умертвить того чуждаго человѣка, который всѣмъ беззаконно завладѣлъ въ насъ, сталъ душею всей нашей дѣятельности. Желающій спастися долженъ погубить сію душу, по заповѣди Спасителя (Марк. 8, 35). И дѣйствительно всѣ губящіе ее, чрезъ внутреннее распятіе, и только они одни, и начинаютъ жить истинно – по духу. Изъ креста на коемъ совершается распятіе грѣховнаго человѣка, – изъ него собственно и источается для каждаго, силою благодати божественной, наша духовная жизнь. – Ибо когда грѣховный человѣкъ будетъ пораженъ во главу – гордость, тогда вмѣсто ея въ духѣ водворится смиреніе; когда пригвоздять руки его – корыстолюбіе; тогда мѣсто его заступитъ нестяжателыюсть; когда пребіются голени – плотоугодіе, тогда родится вмѣсто его цѣломудріе; когда же наконецъ пронзено будетъ самое сердце его – самолюбіе, тогда дастся боголюбезное самоотверженіе. Самоотверженіе съ смиренномудріемъ, нестяжателыюстію и цѣломудріемъ составляютъ первые начатки, первыя стихіи образующейся духовной жизни, которой послѣ остается только давать свободу и благопріятствовать, чтобь она возраста, укрѣпилась и пришла въ полноту. Ибо чѣмъ болѣе умерщвляется грѣхъ, тѣмъ болѣе оживаетъ духъ, чѣмъ рѣшительнѣе и безжалостнѣе самораспинаніе, тѣмъ вѣрнѣе и благоуспѣшнѣе возрастаніе истинной жизни, по степенямъ ея, коими восходитъ она отъ силы въ силу, пока дойдетъ до мѣры полнаго своего возраста.

Такъ истинная жизнь происходитъ отъ креста. Жаждая жизни, поспѣшимь на живоносныя воды, источаемыя крестомъ. Да не устрашаютъ насъ въ семъ спасительномъ дѣлѣ болѣзненпыя скорби крестоношепія. Правда, прискорбно крестное шествіе въ слѣдъ Спасителя; но съ Нимъ соединены и высокія утѣшенія. Труденъ путь, ведущій къ жизни; но есть для идущихъ тамъ и надежныя подкрѣпленія. Тотъ же самый крестъ Христовъ, который есть основаніе и начало нашего оживленія чрезъ кресть внутренній, будеть для насъ и утѣшеніемъ и помощію. Кто возлюбитъ его и сею любовію перенесетъ какъ бы въ свое сердце, тотъ непрестанно будеть и наслаждаться его сладостію, и преисполняться его сплою. Того не смутятъ волны помысловъ и похотствованій: крестъ Христовъ, подобно жезлу Моѵсееву, пресѣчетъ сіе море, и доставитъ ему безбѣдное прехожденіе. Того не поколеблютъ ни внутреннія болѣзни сердца, разстающагося съ любезными ему вещамн, ни внѣшнія озлобленія неправды, всегда враждующей противъ правды: цѣлебная сила креста Господня съ избыткомъ усладитъ горести души, какъ некогда древо, положенное Моѵсеемъ въ источникъ, отъяло горечь у водъ его. Пусть обыдутъ его всѣ враги спасенія и жизни: всесильный крестъ Христовъ отразить и поразить ихь, какь поражало враговъ Израиля воздвиженіе рукъ Моѵсея. Но, что всего желательно, на того онъ низведетъ благословеніе Божіе на всѣ благія начинанія и труды его, какъ Іаковлево крестное возложеніе рукъ на Ефрема и Манассію низвело на нихъ и потомство ихъ обильныя блага; – низведетъ благословеніе, съ коимъ всякое доброе и полезное предпріятіе будетъ совершаться легко, успѣшно, многоплодно, отъ котораго будетъ онъ процвѣтать въ Церкви Божіей, какь кринъ сельный, какъ древо при источникѣ водъ. Еже буди всѣмь намъ благодатію Господа нашего Іисуса Христа, ради насъ подъявшаго крестъ и имъ насъ оживившаго. Аминь.

 

«Христіанское Чтеніе». 1858. Ч. 2. С. 196-202.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: