• Замѣтка: Историческое происхожденіе ставленныхъ грамотъ.

    Замѣтка: Историческое происхожденіе ставленныхъ грамотъ.

    Сообразно съ наставленіями апостола Павла (1 Тим. I, 5-6; III, 1-5) о необходимыхъ для пастыря Церкви высокихъ нравственныхъ качествахъ, Христіанская Церковь съ первыхъ же временъ своего существованія обращала особенное вниманіе на то, чтобы выбирать на іерархическія степени достойныхъ кандидатовъ. Для засвидѣтельствованія же того, что лицо, принадлежащее къ сонму священнослужителей, законно рукоположено и не находится подъ запрещеніемъ священнослуженія, служили такъ называемыя ставленныя грамоты. Объ этихъ грамотахъ, какъ уже существовавшихъ и всѣмъ извѣстныхъ подъ названіемъ представительныхъ, упоминаетъ ап. Павелъ: «Неужели намъ снова знакомиться съ вами? Неужели нужны для насъ, какъ для нѣкоторыхъ, одобрительныя письма къ вамъ или отъ васъ» (2 Коринѳ. III, 1)? Ясно, что происхожденіе представительныхъ грамотъ современно происхожденію Христіанскихъ Церквей. Да это и весьма естественно.

    Взаимное общеніе между Христіанскими Церквами возможно было не иначе, какъ при посредствѣ представительныхъ грамотъ, потому что невѣрующіе, или даже нѣкоторые изъ среды вѣрующихъ, могли открывать постороннимъ лицамъ и врагамъ Церкви то, что должно было храниться въ глубокой тайнѣ. Эти грамоты выдавались епископомъ тѣмъ лицамъ, которые отправлялись въ чужія епархіи; въ нихъ заключалось свидѣтельство о православіи и общеніи съ Церковію, особенно о незапрещеніи клирикамъ служить, а мірянамъ пріобщаться Св. Таинъ. Вальсамонъ и Зонара – знаменитые толкователи церковныхъ правилъ, изъясняя 12-е правило апостольское, замѣчаютъ, что представительныя грамоты были въ употребленіи во всей Церкви.

    19 October 2021 читать далее


  • Замѣтка: Какъ довершать таинство крещенія совершенное міряниномъ.

    Замѣтка: Какъ довершать таинство крещенія совершенное міряниномъ.

    Недоумѣваютъ нѣкоторые, какъ дополнить крещеніе, міряниномъ совершенное надъ умирающимъ младенцемъ въ томъ случаѣ, когда онъ остается живъ по крещеніи. По поводу сего недоумѣнія, выраженнаго однимъ священникомъ предъ Обществомъ любителей духовнаго просвященіа, дано такое объясненіе, что слѣдуетъ дополнить крещеніе священнику молитвами и совершеніемъ дѣйствій, послѣдующихъ за троекратнымъ погруженіемъ въ воду съ произношеніемъ словъ: «во имя Отца и Сына и св. Духа» (См. извлеченіе изъ проток. Моск. Общ. люб. дух. просвѣщ. въ прилож. къ 33 № Моск. Еп. Вѣд. 1870 г.)[1]. Но и сей краткій отвѣтъ не всѣхъ удовлетворяетъ. Упомянутому Обществу заявлено даже сомнѣніе о дѣйствительности и правильности крещенія, совершеннаго міряниномъ надъ слаборожденнымъ и умирающимъ младенцемъ: «будетъ ли тако крещенный христіаниномъ, когда онъ погруженъ по нуждѣ смертной въ неосвященной водѣ, при чемъ не читано ни одной молитвы огласительной, не было ни отрицанія сатаны, ни обѣщанія (по древнему чтенію вм. сочетанія) Христу, ни елеопомазаніа?». Такое недоумѣніе относительно дѣйствительности міряниномъ совершеннаго крещенія хотятъ подтвердить 204 правиломъ номоканона, положеннаго въ концѣ большаго требника. Правило это читается такъ: «подобнѣ второкрещаются и елицы отъ несвященныхъ крестишася, сирѣчь мірскихъ, по 3 главѣ, в҃ стихіа, еже въ Матѳеи. Обаче не второкрещаются, иже оть причетникъ, или простца инока, или діакона, ити отца самаго, или христіанина нѣкоего православнаго, по нуждѣ, не сущу священнику, крещени суть, точію аще не рука еретическая бяше первѣе»[2]. Достойно замѣчанія, что на сіе же самое правило номоканона обыкновенно ссылаются и тѣ, кои имѣли случай говорить о силѣ и дѣйствительности, а слѣдовательно и неповторяемости крещенія, совершеннаго міряниномъ надъ умирающимъ младенцемъ. Подлинно въ правилѣ говорится, что второкрещаются, елицы отъ мірскихъ крестишася, и не второкрещаются, иже крещени суть..... отъ христіанина нѣкоего православнаго, т.-е. мірянина. Итакъ какъ надобно понимать такое обоюдное правило номоканона, на которомъ основываются два вышесказанныя противоположныя мнѣнія?

    23 August 2021 читать далее


  • Проф.-протоіерей Александръ Воскресенскій – О совершеніи Таинства Крещенія.

    Проф.-протоіерей Александръ Воскресенскій – О совершеніи Таинства Крещенія.

    Таинство св. крещанія занимаетъ первое мѣсто между таинствами церкви Христовой, какъ средство къ возрожденію человѣка въ жизнь новую, духовную (Дѣян. 2, 28; Тит. 3, 5), какъ дверь, вводящая его въ благодатное царство Христово (Іоан. 3, 5; Марк. 16, 16). Всѣ дѣйствія, входящія въ составъ чинонослѣдованія сего таинства, выражаютъ внутреннюю силу и значеніе его, и отъ священника требуютъ полнаго вниманія къ тому, что касательно совершенія его постановлено св. церковію. Если гдѣ, то здѣсь особенно произволъ и отступленіе отъ правила не могутъ имѣть никакого извиненія.

    20 August 2021 читать далее


  • Замѣтка о молитвѣ въ причащеніи гроздія въ 6 день августа (по ст. ст.).

    Замѣтка о молитвѣ въ причащеніи гроздія въ 6 день августа (по ст. ст.).

    Святая Церковь не оставляетъ безъ благословеніи ничего, предпринимаемаго человѣкомъ во славу Божію, и въ пользу своей жизни. Устраивается ли храмъ Божій, или обновляется, устраивается ли домъ для жилища, засѣвается ли поле, насаждается ли садъ и проч. все сопровождается благословеніемъ Церкви. Это же благословеніе и освященіе дѣлается надъ овощами и плодами, и особенно надъ виноградомъ – (гроздіемъ). Благословеніе сего послѣдняго въ нашихъ богослужебныъ книгахъ и требникахъ положено въ 6 день августа мѣсяца, и въ этотъ день и читается молитва. Но благоразумно ли поступаютъ нѣкоторые священнослужители, читая молитву, положенную на благословеніе винограда надъ яблоками, грушами, сливами и другими плодами? Нѣтъ, не благоразумно.

    18 August 2021 читать далее


  • Замѣчанія относительно нѣкоторыхъ разностей при отправленіи Богослуженія. (Изъ «Руководства для сельскихъ пастырей» 1873 г.).

    Замѣчанія относительно нѣкоторыхъ разностей при отправленіи Богослуженія. (Изъ «Руководства для сельскихъ пастырей» 1873 г.).

    1) Объ «аллилуіа», поемомъ въ концѣ кондаковъ въ акаѳистахъ Божіей Матери, и какой припѣвъ должно считать правильнымъ: «Тебѣ» или «о Тебѣ» поющихъ аллилуія?

    Въ акаѳистахъ разныхъ типографій древнихъ и новѣйшихъ: Львова, Почаева, Чернигова, Кіева, Москвы, разныхъ годовъ и редакцій «аллилуія», воспѣваемое въ концѣ кондаковъ, напечатано различно и особенно въ кондакѣ – «О всепѣтая Мати»; въ однихъ напечатано: «о тебѣ поющихъ: аллилуія», а въ другихъ: «Тебѣ поющихъ: аллилуія». Даже въ одномъ и томъ же акаѳистникѣ аллилуія въ акаѳистѣ Божіей Матери печатается различно, наприм. въ благовѣщенскомъ акаѳистѣ напечатано: «О всепѣтая Мати.... и будущіе изыя муки, Тебѣ вопіющихъ: аллилуія»; а въ успенскомъ акаѳистѣ, въ концѣ тогоже кондака: «О всепѣтая Мати..., напечатано; «и небеснаго царствія насъ, Царице, сподоби, о Тебѣ вопіющихъ: аллилуія». Какой припѣвъ или возгласъ должно считать правильнымъ?

    17 August 2021 читать далее


  • Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – Благолѣпіе богослуженія при бѣдности обстановки.

    Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – Благолѣпіе богослуженія при бѣдности обстановки.

    Одну изъ существенныхъ обязанностей, указуемыхъ духовенству и правилами Церкви, и Верховною Властію[1], является охраненіе благолѣпія въ богослуженіи. Но при этомъ можетъ возникнуть вопросъ, возможно ли благолѣпное богослуженіе въ бѣдномъ храмѣ, какихъ очень много, при убоихъ облаченіяхъ и при крайне малочисленномъ клирѣ. Не оставляетъ ли благолѣпіе богослуженія исключительной принадлежпости богатыхъ городскихъ храмовъ, сіяющихъ иконами въ золотыхъ окладахъ, храмовъ, блистающихъ въ праздничные дни отъ безчисленнаго множества свѣчей и оглашаемыхъ пѣніемъ многочисленнаго клира и благоустроеннаго хора? Чтобы рѣшить эти вопросы, посмотримъ, что нужно разумѣть подъ благолѣпіемъ вообще и подъ благолѣпіемъ богослуженія въ частности.

    Несомнѣнно, что въ понятіе благолѣпія (εὐπρέπεια) входитъ чувственная красота, о которой псалмопѣвецъ говоритъ: «Господи, возлюбихъ благолѣпіе дому Твоего» (25, 8). Конечно, такая красота въ высшей степени приличествуетъ храму, какъ жилищу Того, Кто облекается славою и великолѣпіемъ (103, 1). Не менѣе приличествуетъ она всѣмъ прочимъ предметамъ, дѣйствіямъ и словамъ, которыя человѣкъ посвящаетъ Господу и въ которыхъ тѣлесно выражаетъ свое стремленіе къ Нему. Мало того: о Госиодѣ сказано, что красота – въ десницѣ Его (Пс. 15, 11); Онъ есть самоисточная Красота; а посему только то истинно прекрасно, что имѣетъ нѣкоторое отношеніе къ Нему, въ плодахъ же человѣческаго творчества только то, что посвящается Ему, что освѣщено и согрѣто религіозно-нравственнымъ чувствомъ. Поэтому, если бы красота подверглась изгнанію изъ храма, то рано или поздно къ этому присоединилось бы изгнаніе ея изъ человѣческой жизни, изъ человѣческаго творчества. Что все художественно – прекрасное имѣетъ связь съ религіей, и что храмъ есть колыбель красоты, насколько она принадлежитъ человѣческимъ созданіямъ, это всего лучше видно изъ того, что всякое искусство даетъ лучшіе плоды тогда, когда оно служитъ религіи, и посему лучшая живопись, несомнѣнно, религіозная, лучшая архитектура-церковная, лучшая музыка (пѣніе) – священная.

    17 August 2021 читать далее


  • Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – Объ охраненіи церковнаго устава въ богослуженіи.

    Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – Объ охраненіи церковнаго устава въ богослуженіи.

    Эта дѣльная статья совершенно отвѣчаетъ насущной современной потребности приведенія церковнаго богослуженія въ должную полноту по указанію церковнаго устава, исполненіе котораго между прочимъ, дѣйствительно, много встрѣчаетъ препятствій отъ распространенныхъ хоровыхъ партесныхъ издѣлій часто нелѣпыхъ и по своему складу и по исполненію, поддерживаемыхъ всякаго сорта регентами. – ред.

    Въ рескриптѣ на имя Высокопреосвященнаго Владиміра, Митрополита Московскаго и Коломенскаго, Государь Императоръ выразилъ надежду, что новый Митрополитъ «проявитъ полноту святительскихъ дарованій – въ непрестаныхъ заботахъ» (между прочимъ) «объ охраненіи церковнаго устава и благолѣпія въ богослуженіи» и приложитъ «особенное стараніе къ благоустроенію церковныхъ школъ». Въ лицѣ Московскаго Владыки внемлетъ этому и все пастырство Русской Церкви. Благочестивѣйшій Государь желаетъ, чтобы въ богослуженіи былъ соблюдаемъ церковный уставъ[1].

    17 August 2021 читать далее