-
Замѣтка о времени Богослуженія въ праздникъ Рождества Христова.
Время богослуженія въ праздникъ Рождества Христова въ разныхъ мѣстахъ нашей епархіи бываетъ различно; то, примѣняясь къ часамъ службъ праздничныхъ, оно не выходитъ изъ колеи обычнаго богослужебнаго времени, т. е. всенощная совершается въ 6 час. вечера, а литургія въ 10 ч. утра, то, примѣняясь ко времени событія рожденія Спасителя – оно совершается въ необычное время – въ глубокое утро, въ 2-3 ч. ночи всенощная и 7-8 часовъ утра литургія, то случается – оно совершается въ такіе часы, для коихъ нѣтъ ужо никакого основанія, наприм. въ 7-8 час. утра начинается всенощное бдѣніе (съ великимъ повечеріемъ!) а въ 11 ч. Литургія.
06 January 2022 читать далее
-
Замѣтка о совершеніи таинствѣ крещенія.
Послѣдованіе таинства святаго Крещенія начинается освященіемъ воды. Это освященіе имѣетъ большое сходство съ освященіемъ воды святыхъ Богоявленій, но имѣетъ и свои особенности. Такъ въ ектеніи есть нѣсколько прошеній такихъ, коихъ нѣтъ въ ектеніи при освященія воды богоявленской, напр, «о еже достойну быти нетлѣннаго царствія въ ней крещаемому», «о еже нынѣ приходящемъ ко святому просвѣщенію и о спасеніи его»; «о eжe показатися ему сыну свѣта и наслѣднику вѣчныхъ благъ»; «о еже быти ему водѣ сей банею пакибытія, оставленію грѣховъ и одежди нетлѣнія»; и проч. Въ молитвѣ, послѣ екентіи, читаемой священникомъ велегласно, послѣдняя часть ся читается такъ: «молимся тебѣ, Господи, да отступятъ отъ насъ вся воздушная и неявленная привидѣнія: и да не утаится въ водѣ сей демонъ темный: ниже да снидетъ съ крещающимся духъ лукавый, помраченіе помысловъ и мятежъ мысли наводяй: но ты Владыко всѣхъ, покажи воду сію, воду избавленія, воду освященія, очищеніе плоти и духа, ослабу узъ, оставленіе прегрѣшеній, просвѣщеніе душъ, баню пакибытія, обновленіе духа, сыноположенія дарованіе, обѣяніе нетлѣнія, источникъ жизни». Всѣхъ этихъ и слѣдующихъ словъ нѣтъ въ молитвѣ при освященіи воды святыхъ Богоявленій.
21 December 2021 читать далее
-
Замѣтка: Въ какихъ случаяхъ священнослужители могутъ вѣнчать браки, не обращаясь за разрѣшеніемъ къ Епархіальному Преосвященному.
Обыкновенно за разрѣшеніемъ повѣнчать браки священнослужители или, по ихъ указанію, сами брачущіеся, или же ихъ родственники обращаются къ Преосвященному въ тѣхъ случаяхъ, когда препятствія къ повѣнчанію встрѣчаются 1) въ родствѣ плотскомъ или духовномъ, которое существуетъ между лицами. желающими вступитъ въ брачный союзъ; 2) со стороны возраста жениха и невѣсты. Само собою разумѣется, что эти просьбы о разрѣшеніи повѣнчанія браковъ могутъ имѣть смыслъ только тогда, когда препятствія къ повѣнчанію брака такого рода, что не превышаютъ предѣловъ власти, предоставленной Преосвященному, – съ одной стороны, а съ другой. – когда дѣйствительно для повѣнчанія брака разрѣшеніе Преосвященнаго необходимо. Въ противномъ же случаѣ эти ходатайства о разрѣшеніи повѣнчанія браковъ являются или совершенно безполезными, или же совершенно излишними. Безполезно было бы напр. просить разрѣшенія у Преосвященнаго повѣнчать родныхъ брата и сестру, двухъ родныхъ братьевъ на двухъ родныхъ сестрахъ и т. д.. а равно совершенно излишне было бы просить разрѣшенія повѣнчать 20 лѣтняго и 18 лѣтнюю, если между ними нѣтъ никакихъ законныхъ препятствій къ повѣнчанію; подобнаго рода ходатайства о разрѣшеніи повѣнчать браки только причиняютъ напрасное безпокойство Преосвященному и вводятъ въ безполезныя издержки просителей: на поѣздку въ епархіальный городъ, на уплату гербоваго сбора и т. п.
21 December 2021 читать далее
-
Замѣтка: Совершеніе литургіи «соборомъ» и въ присутствіи Архіерея.
Въ «Пастырскомъ Собесѣдникѣ» за 1889 годъ (№№ 15, 16, 17) священникъ I. Кутеповъ помѣстилъ обширную статью, подъ заглавіемъ «Практическія указанія и разъясненія относительно служенія литургіи соборне». Необходимость въ такихъ указаніяхъ и разъясненіяхъ объясняется тѣмъ, что служебникъ почти не даетъ наставленія какъ совершать литугію нѣсколькимъ священникамъ и діаконамъ. Въ немъ есть только три краткихъ замѣчанія на этотъ случай, именно – о возглашеніи ектеніи «елицы оглашенніи изыдите» при двухъ діаконахъ, о поминовеніи на великомъ входѣ при трехъ или четырехъ священникахъ и о взаимномъ цѣлованіи по возглашеніи: «возлюбимъ другъ-друга»... Съ другой стороны – сельскимъ священникамъ, особенно состоящимъ въ одноштатныхъ приходахъ, рѣдко приходится совершать литургію соборне. Отсюда у такихъ священниковъ естественно могутъ возникать затрудненія и недоумѣнія, когда имъ случится участвовать въ соборномъ служеніи.
02 November 2021 читать далее
-
Замѣтка: Возможно ли соборное служеніе священниковъ безъ діакона?
При сокращеніи состава причтовъ въ сельскихъ приходахъ діаконская должность, какъ извѣстно, уничтожается даже въ причтахъ состоящихъ изъ двухъ священниковъ. При полномъ введеніи такой реформы, діаконъ будетъ считаться рѣдкостію, а между тѣмъ могутъ встрѣчаться такіе дни, нъ которые желательно будетъ обоимъ священникамъ участвовать въ совершеніи богослуженія изъ религіознаго ли чувства, или въ видахъ торжественности сообразной съ важностію празднества; но отсутствіе діакона, по установившемуся правилу, служитъ большимъ къ тому препятствіемъ. Въ виду имѣющихъ предстать въ скоромъ будущемъ такихъ обстоятельствъ нѣкоторые священники обращались въ редакцію «Руководства для сельскихъ пастырей» съ вопросомъ – возможно ли соборное служеніе священниковъ безъ діакона?
02 November 2021 читать далее
-
Наставленіе Преосвященнѣйшаго Евѳимія, бывшаго Епископа Саратовскаго, новопроизведенному приходскому священнику, преимущественно сельскому.
ОБЩІЯ ОБЯЗАННОСТИ СВЯЩЕННИКА.
Не неради о своемъ дарованіи, живущемъ въ тебѣ, еже дано тебѣ быть пророчествомъ съ возложеніемъ рукъ священничества (1 Тим. IV, 14).
Воспоминаю тебѣ возгрѣвати даръ Божій, живущій въ тебѣ возложеніемъ руку моею (2 Тим. I, 6).
Въ сихъ словахъ апостольскихъ ясно показывается, чего ты вообще, не касаясь еще частныхъ твоихъ обязанностей, долженъ избѣгать въ предстоящемъ тебѣ служеніи, и – что долженъ дѣлать. И такъ.
1. Не вознеради о твоемъ служеніи, не впади въ то состояніе нравственной безпечности, по которому многіе изъ твоей братіи живутъ день за днемъ, не стараясь прояснять себѣ ни того, для чего они живутъ, ни того, что какъ и почему, gо своему званію, должны дѣлать. Такая безпечность не достойна не только пастыря Церкви, которому ввѣрены высочайшіе интересы человѣчества – вѣра, благочестіе, спасеніе, но – и разумнаго существа. Quidquid agis, prudenter agas, et respice finem[1], говорили еще древніе.
2. Напротивъ, постоянно имѣй въ виду цѣлъ своего служенія, которая есть – въ отношеніи къ Богу слава Божія, а въ отношеніи къ ближнимъ, и – частнѣе – къ твоимъ пасомымъ – ихъ спасеніе, достигаемое чрезъ религіозно-нравственное воспитаніе ихъ. Это-то воспитаніе паствы твоей по духу ученія Христова и Церкви Православной, какъ ближайшая непосредственная цѣль, и должно служить главною задачею всей твоей пастырской дѣятельности и, можно сказать, всей твоей жизни. Само собою разумѣется, что по мѣрѣ достиженія этихъ цѣлей въ отношеніи къ Богу и ближнимъ, ты будешь устроятъ и собственное свое благо – внутреннее и внѣшнее, временное и вѣчное.
30 October 2021 читать далее
-
Протоіерей Климентъ Ѳоменко – Одежда духовныхъ лицъ на Востокѣ (Изъ записокъ путешественника въ Св. Землю).
Положительно можно утверждать, что ни одно сословіе въ общественной жизни не выдѣляется такъ рѣзко своею одеждою, какъ сословіе духовное. Духовное лице, по его одеждѣ, всегда можно замѣтить среди сотней людей разныхъ званій и должностей. И это очень важно. Духовное лице – какъ свѣтильникъ на свѣщницѣ... (Матѳ. V, 15). На духовное лице смотрятъ испытующимъ глазомъ всѣ, – и свои и чужіе, и православные и неправославные, и христіане и нехристіане. Это очень хорошо видитъ и ясно понимаетъ православное духовенство на Востокѣ. Цѣлыя истекшія столѣтія пребыванія православнаго духовенства среди магометанъ и разнообразнаго инославнаго миссіонерствующаго клира на Востокѣ выработали для греческаго духовенства неизмѣнное правило: быть строго приличнымъ въ своей духовной одеждѣ.
19 October 2021 читать далее
«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)
Рубрики:
- Церковь, Государство и Общество
- ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ
- ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
- ЦЕРКОВНО-НАРОДНЫЙ МЕСЯЦЕСЛОВ НА РУСИ
- ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА
- ХРАМОЗДАТЕЛЬСТВО
- УЧИЛИЩЕ МОЛИТВЫ
- УЧАСТИЕ МИРЯН В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Уставные чтения (проповедь книги)
- УРОКИ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТЫХ
- УРОКИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
- Узкий путь в Царство Небесное
- СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ХРИСТИАНКИ
- СИНОДИК ПРАВОСЛАВИЯ
- СИЛА БОЖИЯ И НЕМОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
- СВЯЩЕННАЯ БОРЬБА РПЦЗ С АПОСТАСИЕЙ
- Святоотеческое Училище Благочестия
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ)
- СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ И САН-ФРАНЦИССКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ)
- Святая Русь под омофором Богородицы
- СВЕТОЧИ ХРИСТИАНСТВА
- РУССКИЙ ПАСТЫРЬ
- РУССКИЙ ИНОК
- РПЦЗ, ТРЕТИЙ РЕЙХ И ВОВ
- РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
- ПСАЛТИРЬ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ
- ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
- ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТВЕТЫ
- Православное Христиансто и современный мир
- Православное Христиансто и его враги
- Православная Христианская Семья
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПОЭЗИЯ
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА
- Православная Община
- ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОГРАФИЯ
- ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
- Поучения Святых Отцов
- ПОСТНИЧЕСТВО
- ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
- ПАСХАЛИЯ И ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
- ПАСХА ГОСПОДНЯ
- ПАСТЫРСКИЙ КРЕСТ
- Основная
- ОРУЖИЕ ПРАВДЫ
- О ПОКРОВИТЕЛЯ НАШЕГО ЦЕНТРА
- НОВОСТИ ИЗ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Новомученики и исповедники Российские
- НЕИЗВРАЩЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
- НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬ В НАШИХ НУЖДАХ И ПЕЧАЛЯХ
- НАШИ ИЗДАНИЯ
- НАЗИДАТЕЛЬНЫЯ РАЗМЫШЛЕНІЯ
- МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА
- МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ
- МИТРОПОЛИТ ВИТАЛИЙ (УСТИНОВ)
- МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)
- МИССИОНЕРСТВО
- ЛИТУРГИКА
- КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ)
- КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН
- КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
- КАНОНИКА (ЦЕРКОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО)
- ИМЯБОЖИЕ - ДРЕВНЯЯ ЕРЕСЬ
- ЗАПАДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
- ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
- ЕРЕСЬ СЕРГИАНСТВА (СЕРВИЛИЗМ)
- ЕПИСКОП ГРИГОРИЙ (ГРАББЕ)
- ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ
- ДУХОВНЫЕ СТИХИ
- ДУХОВНАЯ БЕСЕДА
- ДОГМАТ ИСКУПЛЕНИЯ
- ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ВО ХРИСТЕ
- ГОЛОС РУССКОГО ПАСТЫРЯ
- ВОСКРЕСНАЯ БЕСЕДА
- ВНЕБОГОСЛУЖЕБНОЕ ЧТЕНИЕ
- Видео
- ВЕЛИКОЕ ТАИНСТВО ЕПИСКОПСТВА
- В ПОМОЩЬ ГОВЕЮЩИМ
- БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТЕКСТЫ И УКАЗАНИЯ
- БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ
- Архиерейский Собор РПЦЗ 2016
- Архиерейский Собор ПРЦ/РПЦЗ 2017
- АРХИЕПИСКОП АНТОНИЙ (БАРТОШЕВИЧ)
- Апостасия последних времен
- АНГЕЛОЛОГИЯ
- Азбука православного христианина
- АГИОЛОГИЯ
- «ДУХОВНАЯ БРАНЬ». Свято-Афанасьевское издание
Популярное:
- ПРАВОСЛАВНАЯ И ИУДЕЙСКАЯ ПАСХИ НИКОГДА НЕ СОВПАДАЮТ (ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ).
- Икона Богородицы «Непроходимая Дверь» – пророческая дверь непроходимая, виденная пророком Иезекиилем.
- Протоіерей Стефанъ Луканинъ – О значеніи крестныхъ ходовъ и освященія воды (Слово въ день Происхожденія честныхъ древъ Креста Господня).
- О СОСТОЯНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КОНЦЕ МИРА (ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО, ГЛАВЫ 28-37)
- ЧТЕЦАМ И ПЕВЦАМ О ЦЕРКОВНОМ ЧТЕНИИ. ТРИ СТЕПЕНИ ХОРОШЕГО ЦЕРКОВНОГО ЧТЕНИЯ: ПРАВИЛЬНОСТЬ, ТОЛКОВОСТЬ, УМИЛИТЕЛЬНОСТЬ (1911)