Замѣтка о совершеніи таинствѣ крещенія.

Послѣдованіе таинства святаго Крещенія начинается освященіемъ воды. Это освященіе имѣетъ большое сходство съ освященіемъ воды святыхъ Богоявленій, но имѣетъ и свои особенности. Такъ въ ектеніи есть нѣсколько прошеній такихъ, коихъ нѣтъ въ ектеніи при освященія воды богоявленской, напр, «о еже достойну быти нетлѣннаго царствія въ ней крещаемому», «о еже нынѣ приходящемъ ко святому просвѣщенію и о спасеніи его»; «о eжe показатися ему сыну свѣта и наслѣднику вѣчныхъ благъ»; «о еже быти ему водѣ сей банею пакибытія, оставленію грѣховъ и одежди нетлѣнія»; и проч. Въ молитвѣ, послѣ екентіи, читаемой священникомъ велегласно, послѣдняя часть ся читается такъ: «молимся тебѣ, Господи, да отступятъ отъ насъ вся воздушная и неявленная привидѣнія: и да не утаится въ водѣ сей демонъ темный: ниже да снидетъ съ крещающимся духъ лукавый, помраченіе помысловъ и мятежъ мысли наводяй: но ты Владыко всѣхъ, покажи воду сію, воду избавленія, воду освященія, очищеніе плоти и духа, ослабу узъ, оставленіе прегрѣшеній, просвѣщеніе душъ, баню пакибытія, обновленіе духа, сыноположенія дарованіе, обѣяніе нетлѣнія, источникъ жизни». Всѣхъ этихъ и слѣдующихъ словъ нѣтъ въ молитвѣ при освященіи воды святыхъ Богоявленій.

Кромѣ этого вода при совершеніи таинства святаго крещенія знаменуется крестнымъ знаменіемъ два раза: одинъ разъ перстами священника: и знаменуетъ воду трижды, погружая персты въ водѣ, и дунувъ на ню, глаголетъ: да сокрушатся подъ знаменіемъ образа креста Твоего вся сопротивныя силы (трижды), второй разъ – освященнымъ елеемъ съ троекратнымъ пѣніемъ аллилуіа: священникъ поя аллилуіа трижды съ людьми, творитъ кресты три елеемъ въ водѣ. Изъ всего этого выходитъ. что вода должна бытъ всякій разъ освящаема при совершеніи таинства крещенія. Но нѣкоторые священники не совершаютъ освященія воды, а довольствуются тѣмъ, что въ купель, наполненную водою, вливаютъ нѣсколько воды богоявленской. Въ оправданіе этого они ссылаются на то, и эта вода святая – освященная, – и потому нѣтъ нужды освящать воду еще разъ.

Что богоявленская вода святая, это совершенно справедливо, но совершенно справедливо и то, что она имѣетъ другое назначеніе: «да вси почерпающій и причащающійся имѣютъ ю ко очищенію душъ и тѣлесъ, ко исцѣленію страстей, ко освященію домовъ, и ко всякой пользѣ изрядну» и далѣе «даждь же всѣмъ прикасающимся ей и причащающимся, и мажущимся ею освященіе, здравіе, очищеніе и благословеніе», и не имѣетъ той силы, какую съ древнѣйшихъ временъ св. отцы Церкви усвояли водѣ крещенія. Св. Григорій Нисскій говоритъ: «не пренебрегай божественною купелію и не считай ее обыкновенною по употребленію воды, ибо то, что въ ней дѣйствуетъ велико есть и призводитъ чудныя дѣйствія»[1]. Св. Василій Великій: «крещеніе есть выкупъ плѣнныхъ, отпущеніе долговъ, смерть грѣха, возрожденіе души, свѣтлое облаченіе, печать неизгладимая, колесница, возносящая къ небу, предуготовленіе царствія, дарованіе усыновленія»[2]. Св. Іоаннъ Златоустъ: «крещеніе не просто отпущаетъ намъ грѣхи, не просто очищаетъ насъ отъ беззаконій, но такъ, какъ бы снова мы рождались: ибо снова творитъ и образуетъ насъ, не опять изъ земли, но изъ другой стихіи – водной природы»[3].

Говорятъ еще, что въ молитвѣ при освященіи воды святыхъ Богоявленій сказано: «да вси почерпащіи и причащающійся имѣютъ ю . . . . ко всякой пользѣ изрядну», и эти послѣднія слова принаровляютъ и къ совершенію таинства крещенія. Но 1., да имѣютъ ю ко всякой пользѣ изрядну почерпающій и причащающійся; 2., слова: «ко всякой пользѣ изрядну» въ сопоставленіи съ предъидущими: «ко очищенію душъ и тѣлесъ, ко исцѣленію страстей, ко освященію домовъ», ясно указываютъ на пользу приносимою этою водою[4]. Притомъ, если бы при совершеніи таинства крещенія достаточно было вливать въ купель богоявленскую воду, то не было бы и нужды составлять особую молитву для освященія воды.

Нѣкоторые изъ священниковъ говорятъ, что они дѣлаютъ это въ крайнихъ случаяхъ, когда напр, слабъ младенецъ. Но въ семъ случаѣ можно обойтись и безъ богоявленской воды: крещеніе въ крайнемъ случаѣ можетъ быть совершено и лицемъ женскаго пола въ простой водѣ и простомъ сосудѣ. Да и для такихъ крайнихъ случаевъ находится въ требникахъ особенная сокращенная молитва для освященія воды, напр. въ требн. изд. въ Почаевѣ въ 1786 году.[5] Если бы нѣкоторые священники вливали богоявленскую воду въ купель только въ крайнихъ случаяхъ, то это было бы извинительно; но приходилось видѣть, что совершаемо было и оглашеніе и все по чиноположенію церковному, а освященія воды не было совершаемо. А между тѣмъ времени для сего нужно очень мало, всего десять или пятнадцать минутъ.

Вполнѣ надѣемся, что священнослужители простятъ намъ замѣтку, и постараются исправить то, что вошло, быть можетъ, въ обычай.

 

«Куркія Епархіальныя Вѣдомости». 1873. № 4. Отд. Неофф. С. 156-159.

 

[1] Григорія Нисскаго о крещ. христ. т. 3, стр. 369, 370.

[2] Творенія Василія Великаго въ русск. перев. ч. IV, стр. 233.

[3] Ad illuminandos catheches. 1, tom. 2.

[4] См. напр. Большой требникъ, л. 155, 156.

[5] См. тамъ же Чинъ освященія воды вкратцѣ, л. 276 об.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: