• Замѣтка: Требованія относительно брака лицъ, посвящающихъ себя на служеніе церкви.

    Замѣтка: Требованія относительно брака лицъ, посвящающихъ себя на служеніе церкви.

    Высокое достоинство священнаго сана, отличая служителей Христовой церкви отъ прочаго ея общества, а особенная святость возлагаемаго на нихъ служенія, возвышая ихъ надъ другими, необходимо требуютъ того, чтобы принимаемыя въ клиръ и возводимыя на степени священства лица отличались совершенною чистотою души и тѣла. «Несообразно, выражаются церковныя правила, – благословляти другаго тому, кто долженъ врачевати свои собственныя язвы» (VІ всел. пр. 3). Плотская нечистота, проистекающая отъ нечистаго сопряженія, хотя бы и по закону брака, по воззрѣнію церковныхъ каноновъ, представляется самою вредоносною для духовной и тѣлесной чистоты, потребной для священнослужителя, чтобы достойно и въ дѣйствительности преподавать другимъ благодатное освященіе молитвою, благословеніемъ и священнодѣйствіями церкви. Различныя по степени нравственной чистоты лица, сопрягаясь по закону брака въ одну плоть, не могутъ не заражать другъ друга присущею кому-либо изъ нихъ нечистотою; поэтому нечистое супружество, по тѣсной связи жены съ мужемъ, не можетъ не оскорблять достоинства священнаго сана, не можетъ не препятствовать духовному лицу въ исполненіи лежащихъ на немъ священныхъ обязанностей. На семъ основаніи вселенская церковь въ своихъ правилахъ, возбраняя священнослужителямъ вступать въ бракъ послѣ рукоположенія (Анк. 10, Неокес. 1. VI всел. 3. 6. Ап. 26), требуетъ того, чтобы и заключаемое до рукоположенія супружество было чистымъ и непорочнымъ сопряженіемъ.

    06 August 2021 читать далее


  • Проф.-протоіерей Александръ Воскресенскій – О сглазываніи (призорѣ очесъ).

    Проф.-протоіерей Александръ Воскресенскій – О сглазываніи (призорѣ очесъ).

    Существуетъ повѣрье, что одинъ человѣкъ можетъ причинить вредъ, болѣзнь другому своимъ взглядомъ, потому и самая причина болѣзни, или вообще несчастія называется сглазываніемъ, наврочиваньемъ, престритомъ и т. п.

    Вотъ предъ вами рѣзвилось дитя; оно было бодро, свѣжо, здорово; вы любовались его невинными забавами и даже капризами и, оставляя его въ покоѣ подъ присмотромъ няни или матери, уносили въ душѣ своей пріятное впечатлѣніе. Чрезъ нѣсколько времени, чрезъ нѣсколько даже часовъ, вы видите тоже самое дитя, и не узнаете его; оно все въ жару, оно болѣзненно стонетъ, плачетъ, кричитъ, страдаетъ. Вы спрашиваете о причинѣ такой перемѣны во всемъ организмѣ дитяти, и вамъ отвѣчаютъ: сглазили его. Что ты такъ блѣденъ, чѣмъ ты страдаешъ, отъ чего случилась болѣзнь твоя, спрашиваемъ иногда и взрослаго, принимая участіе въ его болѣзненномъ положеніи; и онъ, не задумавшись, со всѣмъ убѣжденіемъ отвѣчаетъ намъ: отъ сглаза: такой-то сглазилъ меня, у него слишкомъ недобрый глазъ. И часто, очень часто приводится слышать о болѣзняхъ, происшедшихъ будто бы отъ вліянія одного взгляда недобраго глаза. Что это за явленіе такое? Если оно дѣйствительно существуетъ, то какъ объяснить его? Если одинъ взглядъ можетъ причинять намъ вредъ, то сколь далеко можетъ простираться подобное вліяніе, и нѣтъ ли какихъ средствъ противодѣйствовать оному?

    29 July 2021 читать далее


  • Замѣтка: Какъ поступать съ принадлежностями, остающимися по совершеніи таинства Елеосвященія?

    Замѣтка: Какъ поступать съ принадлежностями, остающимися по совершеніи таинства Елеосвященія?

    По окончаніи Елеосвященія остаются безъ употребленія слѣдующіе предметы, входившіе въ обряды тайнодѣйствія: 1) остатки свѣтильниковъ, 2) зерна пшеницы, 3) стручцы и 4) освященный елей. Остатки эти, когда таинство совершается на дому, очень озабочиваютъ вѣрующихъ, – и они въ чувствахъ благоговѣнія обыкновенно вопрошаютъ пастыря: «что дѣлать съ ними, куда употребить ихъ»? Св. елей въ таинствѣ былъ носителемъ и проводникомъ божественной благодати, а прочіе предметы чрезъ свое служебное значеніе ему сдѣлались причастными къ освященію, особенно стручцы. Общее положеніе для сихъ вещей, по изъясненію блаженнаго Симеона Солунскаго, состоитъ въ томъ, что имъ нельзя отказать въ почтеніи оставлять въ небреженіи[1]: поелику и по окончаніи своего назначенія они сохраняютъ достоинство. Относительно же каждой вещи въ отдѣльности, на основаніи древнихъ обычаевъ и религіозныхъ соображеній, можно принять въ руководство слѣдующія сужденія.

    Свѣтильники, если оставить ихъ въ частныхъ домахъ послѣ Елеосвященія, могутъ подпасть употребленію, несогласному съ ихъ служеніемъ святынѣ таинства; поэтому вѣрующими теперь считается наиболѣе приличнымъ отдавать ихъ въ церкви для возженія во время богослуженія у св. престола и жертвенника.

    13 July 2021 читать далее


  • Замѣтка: Общественное поминовеніе о здравіи воиновъ.

    Замѣтка: Общественное поминовеніе о здравіи воиновъ.

    Одинъ священникъ Архангельской епархіи прислалъ въ редакцію мѣстныхъ «Епархіальныхъ Вѣдомостей» письмо, въ которомъ разсказываетъ, какъ онъ былъ тронутъ словами одного новгородскаго батюшки въ статьѣ «Дѣло пастыря при мобилизаціи», что онъ за каждой литургіей на сугубой эктеніи поминаетъ о здравіи своихъ прихожанъ, находящихся въ рядахъ дѣйствующей арміи. Слова эти понравились мнѣ. У меня тоже – трое прихожанъ находятся въ дѣйствующей арміи, а двое – въ недалекомъ будущемъ – будутъ тамъ. За своихъ прихожанъ-воиновъ я молился, но молился негласно, – на проскомидій. Дай, подумалъ, буду молиться вслухъ на эктеніяхъ, но на эктеніяхъ не литургіи только, а и вечерни и утрени. И вотъ сегодня, въ праздникъ Рождества Богородицы, за всенощнымъ бдѣніемъ на вечорней сугубой эктеніи я въ первый разъ возгласилъ: «еще молимся о милости, жизни, мирѣ, здравіи, спасеніи, посѣщеніи, прощеніи и оставленіи грѣховъ рабовъ Божіихъ воиновъ: Іоанна, Мирона, Ѳеодора, Лонгина, Алексія и братіи святаго храма сего». То же прошеніе повторилъ и на сугубой эктеніи утрени и обѣдни. Вижу, мое прошеніе хорошее впечатлѣніе произвело на молящихся.

    25 May 2021 читать далее


  • Протоіерей Василій Гаретовскій – Что читали древніе христіанскіе пастыри въ своемъ домашнемъ уединеніи?

    Протоіерей Василій Гаретовскій – Что читали древніе христіанскіе пастыри въ своемъ домашнемъ уединеніи?

    Слѣдуя апостольской заповѣди: «подобаетъ епископу быти держащемуся вѣрнаго словесе по ученію, да силенъ будетъ и утѣшати въ здравомъ ученіи, и противящіяся обличати» (Тит. 1, 9), древніе христіанскіе пастыри прежде всего останавливали вниманіе на словѣ Божіемъ: «первымъ «предметомъ ихъ занятій были книги, которыя Духъ начерталъ языкомъ святыхъ мужей»[1]. Прилагая великое стараніе о томъ, чтобы «слово Христово вселялось въ нихъ богатно» (Колос. 3, 16)[2], они непрестанно прилежали чтенію книгъ Божественныхъ[3], день и ночь проводили въ семъ благочестивомъ упражненіи[4], весь умъ свой влагали въ разумѣніе Божественнаго писанія[5], и этому священному занятію отнюдь не предпочитали чего либо другаго. «Я первый изъ хвалителей мудрости», свидѣтельствуетъ о себѣ св. Григорій Богословъ, «первый изъ упражняющихся, или, по крайней мѣрѣ, желающихъ упражняться въ Божіемъ словѣ. Я никогда не предоочту сему занятію чего либо другаго, дабы сама Мудрость не назвала меня жалкимъ какъ уничижителя мудрости и образованія»[6]. Подобнымъ образомъ объ Оригенѣ извѣстно, что «въ занятіи св. писаніемъ проходили у него и дни и ночи; чтеніе смѣняло молитву, молитва – чтеніе»[7].

    13 May 2021 читать далее


  • Замѣтки объ обычаѣ двувосприемничества.

    Замѣтки объ обычаѣ двувосприемничества.

    Можно ли отсутствующее лицо допустить въ воспріемника крещаемому младенцу?

    Иногда родители младенца ставятъ въ затрудненіе священника предъявленіемъ просьбы о дозволеніи отсутствующему лицу быть воспріемникомъ новорожденнаго. Трудно отыскать уважительную причину, по которой можно было бы согласиться на подобную просьбу. Желаніе заочнаго воспріемника можетъ вытекать изъ побужденій разсчета матеріальной выгоды, можетъ бить объяснено цѣлію войти въ болѣе тѣсныя отношенія и близкое знакомство съ лицомъ вліятельнымъ, съ вѣсомъ и значеніемъ въ обществѣ и тому под.; но всѣ эти цѣли и виды земные, житейскіе. Съ христіанской точки зрѣнія, желаніе имѣть того, а не другаго воспріемника понятно только при особенной преданности къ православію лица, на котораго палъ выборъ и умѣньи преподать своему питомцу великую науку христіанской жизни; но интересы вѣры едва ли когда входятъ въ соображеніе при подобныхъ выборахъ. Избраніе заочнаго воспріемника, по характеру своему, сильно напоминаетъ избраніе свѣтскими учрежденіями почетныхъ членовъ и т. п., которые зачастую только номинально носятъ это званіе; но церковная практика не знаетъ такого порядка: обязательство воспитать ребенка въ вѣрѣ и благочестіи, въ отношеніи къ воспріемнику, не дававшему, за младенца, предъ лицомъ церкви, обѣщанія служить Христу, не можетъ имѣть силы. Впрочемъ, кажется, что не выходя изъ предѣловъ церковныхъ постановленій, можно сдѣлать желанію родителей одну уступку: такъ какъ при крещеніи мальчика, по словамъ требника, «довлѣетъ единъ воспріемникъ, а при крещеніи дѣвочки – воспріемница», то лица, не безусловно нужныя при крещеніи, т. е. воспріемница при крещеніи мальчика и воспріемникъ при крещеніи дѣвочки, согласно волѣ родителей, могутъ быть избраны заочно.

    12 May 2021 читать далее


  • Историческая справка о пасхальномъ благовѣстѣ.

    Историческая справка о пасхальномъ благовѣстѣ.

    Торжественно и радостно раздается благовѣстъ въ святую ночь Свѣтлаго Христова Воскресенія. Церкви сіяютъ огнями, толпы народа съ страстными свѣчами въ рукахъ спѣшатъ въ святой храмъ, чтобы тамъ услышать о благой вѣсти, повторяемой въ этотъ Великій день почти уже двѣ тысячи лѣтъ; въ воздухѣ не перестаютъ гудѣть колокола, разнося эту вѣсть на далекое пространство. Время пасхальнаго благовѣста опредѣлялось въ прежнія времена въ православномъ богослуженіи не одинаково. Трулльскій соборъ опредѣлилъ прекращать постъ Великій и начинать праздникъ Пасхи въ средніе часы ночи по великой субботѣ (69 прав.); съ этого времени и утвердился повсемѣстно однообразный обычай начинать торжество праздника Пасхи послѣ полуночи. Съ теченіемъ времени выработался обычай начинать богослуженіе въ святый день Пасхи именно въ полночь.

    Въ современной тріоди цвѣтной указанъ лишь порядокъ службъ церковныхъ на Пасху, безъ обозначенія часовъ, въ которые онѣ должны совершаться. Тамъ положено передъ пасхальною утренею совершать чтеніе Дѣяній апостоловъ, и когда окончится чтеніе, «вжигаетъ вжигатель вся кандила храма, и исходя ударяетъ въ клепало». Въ уставѣ (тоже нынѣшнемъ) эти времена службъ пасхальной ночи опредѣлены часами. Чтеніе Дѣяній положено производить «до часа 4-го ночи» (10-го по нашему), и далѣе указано совершать полунощшщу, передъ которою «параекклисіархъ ударяетъ въ било». Послѣ полупощницы, по минованіи полночи, положено благовѣстить къ пасхальной заутренѣ, по время благовѣста точно не опредѣлено: «Объ часѣ утреннемъ параеклисіархъ, вземъ благословеніе у настоятеля, исходитъ и ударяетъ въ великое и клеплетъ довольно»...

    01 May 2021 читать далее