Замѣтка: Какъ поступать съ принадлежностями, остающимися по совершеніи таинства Елеосвященія?

По окончаніи Елеосвященія остаются безъ употребленія слѣдующіе предметы, входившіе въ обряды тайнодѣйствія: 1) остатки свѣтильниковъ, 2) зерна пшеницы, 3) стручцы и 4) освященный елей. Остатки эти, когда таинство совершается на дому, очень озабочиваютъ вѣрующихъ, – и они въ чувствахъ благоговѣнія обыкновенно вопрошаютъ пастыря: «что дѣлать съ ними, куда употребить ихъ»? Св. елей въ таинствѣ былъ носителемъ и проводникомъ божественной благодати, а прочіе предметы чрезъ свое служебное значеніе ему сдѣлались причастными къ освященію, особенно стручцы. Общее положеніе для сихъ вещей, по изъясненію блаженнаго Симеона Солунскаго, состоитъ въ томъ, что имъ нельзя отказать въ почтеніи оставлять въ небреженіи[1]: поелику и по окончаніи своего назначенія они сохраняютъ достоинство. Относительно же каждой вещи въ отдѣльности, на основаніи древнихъ обычаевъ и религіозныхъ соображеній, можно принять въ руководство слѣдующія сужденія.

Свѣтильники, если оставить ихъ въ частныхъ домахъ послѣ Елеосвященія, могутъ подпасть употребленію, несогласному съ ихъ служеніемъ святынѣ таинства; поэтому вѣрующими теперь считается наиболѣе приличнымъ отдавать ихъ въ церкви для возженія во время богослуженія у св. престола и жертвенника.

При Елеосвященіи, какъ назначено въ «послѣдованіи», должна быть употребляема пшеница (σῖτον, triticum – Матѳ. 3, 12) въ зернахъ (κόκκος τοῦ σίτου – Іоанн. 12, 24). Эти зерна пшеничвыя не подлежатъ никакому употребленію и потому практическими руководствами совѣтуется сожигать ихъ въ церкви въ жаровнѣ гдѣ приготовляется ѳиміанъ для кажденія[2].

Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ есть суевѣрный обычай сожигать стручцы, которыми помазуется больной, во время самого чиносовершенія таинства, дабы по направленію дыма судить о выздоровленіи болящаго. Но дѣлать гаданія о будущемъ притомъ еще посредствомъ священныхъ и богослужебныхъ предметовъ, есть великій грѣхъ[3]. Сожиганіе же стручцовъ во время богослуженія, хотя бы и безъ гаданія, въ чинѣ не показано. Стручцы съ бумагою, омоченною св. елеемъ, пресвитерамъ должно сжечь, какъ и пшеницу, въ церкви въ жаровнѣ[4].

Что касается остатковъ св. елея, то, по окончаніи таинства, ихъ должно предавать уничтоженію, съ подобающимъ святымъ благоговѣніемъ и честію. Но для сего не нельзя обращать ихъ для сожженія въ паникадило или кадило: поелику не сообразно съ достоинствомъ св. елея смѣщеніе его съ неосвященнымъ масломъ; тѣмъ паче не слѣдуетъ остатки елея выливать въ рѣку: этотъ способъ уничтоженія ихъ не имѣетъ за собою никакого церковнаго основанія. Остатки св. елея пресвитерамъ должно принести въ церковь и, по указанію Требника Петра Могилы, предавать ихъ сожженію въ церковной жаровнѣ. Возліяніе же остатковъ св. елея на умершихъ (по окончаніи чина погребенія, предъ закрытіемъ гроба, какъ это допускается въ нѣкоторыхъ епархіяхъ Россіи) не согласно съ существомъ таинства и церковными установленіями о немъ. Елей освящается для помазанія живущихъ, для исцѣленія отъ болѣзни, для оживотворенія ихъ и прощенія имъ грѣховъ. Правилами воспрещено совершать елеосвященіе для помазанія умершихъ. Если во время Елеосвященія болящій, для котораго оно совершается, скончается, то по кончинѣ воспрещается его, для завершенія обрядовъ, помазывать. Въ этихъ общихъ положеніяхъ содержится и частое правило, чтобы не возливать остатковъ св. елея, или, что тоже, не помазывать ими умершихъ. Наконецъ, это возліяніе прямо противорѣчитъ дѣйствующему Уставу церковному и потому не допускается имъ. Въ нашемъ Требникѣ, въ чинѣ погребенія, сказано: «и полагаются мощи (умершаго) во гробъ, священникъ же, вземъ персть, крестовидно мещетъ верху мощей..; и посемъ наливаетъ верху мощей елей отъ кандила..., и тако покрываютъ, яко обычно, гробъ»[5].

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1907. Т. 1. С. 274-276.

 

[1] Писанія св. Отцевъ и учителей церкви, относящаяся къ истолкованію православнаго Богослуженія . Т. II 2, 1856 г., стр. 378.

[2] П. И. Нечаевъ. Практическое руководство для священнослужителей, 3 изд, 1893 г. стр. 259.

[3] А. С. Павловъ. Номоканонъ при большомъ трeбникѣ, стр. 45 о прорицаніи. См. также вопрошенія въ чинѣ исповѣданія грѣховъ въ Требникѣ.

[4] П. И. Нечаевъ. Практическое руководство, стр. 258.

[5] Требникъ въ концѣ «чина». О тайнѣ св. елея прот. М. Архангельскаго, 1895 г., стр. 252-260.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: