Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Православное богослуженіе въ нашихъ храмахъ въ день еретическаго праздника «Божіяго Тѣла» въ костелахъ.

Подлинникъ иконы Христа-Спасителя, съ припадающими митр. Филиппомъ и патр. Никономъ, какъ образецъ для иконы праздника въ честь Іисуса Сладчайшаго. Икона иконостаса Голгоѳской ц. Воскресенского Ново-Иерусалимскаго м-ря. 1657 г.

Меня неоднократно спрашивали священники, какую службу установить въ православныхъ храмахъ въ первый четвергъ Петрова Поста, когда въ сосѣднемъ костелѣ бываетъ отпустъ Божьяго Тѣла. Народъ въ это время свободенъ, и, если его не отвлекать къ православной молитвѣ, то часть его пойдетъ любопытствовать на еретическую.

Нѣкоторые священники правятъ у себя въ сей день службу храмовому празднику, нѣкоторые – по уставу Минеи. Такъ-же поступаютъ они въ день католическаго отпуста 13 іюня, когда католики празднуютъ Антонія Падуанскаго, передѣлавъ на него русскій праздникъ преп. Антонія Печерскаго; поэтому и день Антонія Падуанскаго въ нѣкоторыхъ костелахъ празднуется 10 іюля, а въ другихъ, гдѣ уже удалось вырвать изъ памяти народной Печерскаго Чудотворца – 13 іюня – по латинскому календарю.

Намъ съ Божіею помощью удалось устранить этотъ соблазнъ въ Житомірѣ и въ окрестныхъ селахъ, чрезъ установленіе 13 іюня вторичнаго праздника Преподобномученицы Анастасіи Римлянины (первый – 29 октября). Не только православный народъ пересталъ собираться въ этотъ день къ костелу, но и множество католиковъ спѣшатъ въ нашъ соборъ, гдѣ въ большой серебряной ракѣ почиваетъ нетлѣнная глава святой, причемъ въ эти два дня ея памяти св. рака обносится торжественно вокругъ церкви.

Съ прошлаго года въ чешскомъ предмѣстьи Житоміра, гдѣ имѣется костелъ и праздникъ Божьяго Тѣла, застроенъ каменный храмъ во имя Іисуса Сладчайшаго и праздникъ храмовой назначенъ въ первый четвергъ Петрова Поста. Въ томъ же 1913 году таковой праздникъ былъ уже торжественно ознаменованъ въ временной церкви поселка Крошни предъ пожертвованнымъ мною большимъ образомъ Іисуса Сладчайшаго, и привлекъ всѣхъ православныхъ прихожанъ храма. Икона эта въ два аршина; на ней изображенъ Господь Іисусъ, сидящій на тронѣ съ кроткогрустнымъ выраженіемъ; подъ Нимъ два Ангела, а предъ Нимъ склонились ницъ и цѣлуютъ Его ноги два святителя. Подлинникъ сей иконы (греческаго письма) исполненъ по мысли Св. Патріарха Никона и находится въ иконостасѣ основаннаго имъ знаменитаго Иверскаго монастыря въ г. Валдаѣ, Новгородской епархіи.

Чтобы какой-либо обычай привился народной жизни, должно вводить его и его держаться 1) однообразно, 2) искренно и 3) съ постоянствомъ: иначе онъ будетъ казаться мірянамъ случайнымъ капризомъ священника. Поэтому совѣтую тѣмъ іереямъ, которые еще не установили окончательно чинъ богослуженія у себя въ четвергъ первой седьмицы Петрова Поста, установить его по образцу Крошенскаго прихода и устроить для сего нарочитую икону Сладчайшаго Іисуса.

Такой праздникъ, кромѣ огражденія паствы отъ латинскаго соблазна, имѣлъ бы и другое, весьма назидательное значеніе. Вѣдь высоко умилительная «Служба Іисусу Сладчайшему», которую мы – іереи – съ такимъ восторгомъ читаемъ наканунѣ каждой нашей службы, мало извѣстна для мірянъ: только предъ причастіемъ имъ читаетъ эту службу псаломщикъ, да и то въ меньшинствѣ нашихъ приходовъ, какъ это ни грустно. Но, если эту же службу пѣть съ праздничной обстановкой «посредѣ церкве», то не найдется такого окаменѣннаго сердца, которое бы не умилилось святыми чувствами любви ко Христу и покаянія, вылившимися въ ея канонѣ, акаѳистѣ и стихирахъ. По прилагаемой выпискѣ желающіе могутъ узнать, какъ творить службу Іисусу Сладчайшему по храмовой главѣ: нужно дополнить каноникъ Минеей Августъ изъ службы Всемилостивому Спасу 1 авг. и Нерукотворенному Образу 16 августа.

Отдѣльно служба Іисусу Сладчайшему продается въ Почаевѣ, кажется, за 15 коп. (безъ дополненій изъ Минеи). Если бы кто пожелалъ пріобрѣсти икону мною описанную, (въ одномъ изъ слѣдующихъ номеровъ Еп. Вѣдомостей она будетъ напечатана[1]) то обращаться: г. Валдай, о. архим. Іосифу. Мнѣ сдѣлали великолѣпный образъ въ 2 аршина за 100 рублей.

 

Архіепископъ Антоній.

 

«Волынскія Епархіальныя Вѣдомости». 1914. № 12. Ч. Неофф. С. 186.

 

[1] См. Приложеніе къ № 18 «Волынскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей» за 1914 г. П. М. Силинъ, описывая въ нач. XX в. имущество Иверскаго Валдайскаго монастыря, отмѣтилъ находящуюся въ приделѣ Иверской иконы Богоматери соборнаго Успенскаго храма икону Христа Спасителя, изображеннаго сидящимъ на престолѣ съ припадающими къ Его стопамъ въ моленіи справа патріархомъ Никономъ, слѣва – митрополитомъ Филиппомъ. По заключенію историка, эта икона написана въ XVII в. старцами Оршанскаго Богоявленскаго Кутеинскаго монастыря по заказу патріарха Никона. См. его же. Историческое описаніе Валдайскаго Иверскаго Святоезерскаго Богородицкаго первокласснаго монастыря. СПб., 1901. С. 26). – ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: