Жизнь и труды свв. первоверховныхъ апостоловъ въ насажденіи вѣры Христовой (Поученіе въ день свв. первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла).

Нынѣ, братіе, Св. Церковь совершаетъ память первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла, воспоминаетъ ихъ жизнь, ихъ великіе подвиги въ насажденіи вѣры Христовой. Остановимся же и мы, братіе, для своего назиданія, на глубоко поучительной жизни первоверховныхъ апостоловъ, вспомнимъ объ ихъ трудахъ, объ ихъ вѣрѣ, любви и терпѣніи, которыми они удивили и теперь удивляютъ весь міръ христіанскій.

Апостолъ Петръ такъ любилъ Господа, что какъ только услышалъ зовъ Спасителя: «слѣдуй за Мной», тотчасъ же оставилъ сѣти, лодку, жену, хозяйство, всю суету мірскую и пошелъ вслѣдъ за Господомъ, не попросивъ даже позволенія вернуться домой, чтобы проститься съ близкими его сердцу. Презрѣвъ все земное, этотъ апостолъ всю жизнь свою горѣлъ вѣрою и любовію къ Іисусу Христу, своему Божественному Учителю. Апостолъ Петръ былъ столь ревностенъ и усерденъ ко Христу, что чаще, скорѣе и пламеннѣе другихъ апостоловъ свидѣтельствовалъ свою вѣру и свою преданность Ему. И Господь всегда отличалъ его предъ прочими апостолами, дѣлая его участникомъ и свидѣтелемъ самыхъ большихъ чудесъ Своихъ (Лук. 8, 51) и важнѣйшихъ событій Своей жизни (Мѳ. 17, 1; 26, 37).

Исполненный силы и ревности, ап. Петръ является однимъ изъ важнѣйшихъ дѣятелей образующейся Церкви Христовой. Въ день Пятидесятницы онъ первый выступаетъ предъ народомъ съ проповѣдью о Христѣ; онъ первый начинаетъ проповѣдывать св. Евангеліе и насаждать въ людяхъ ученіе Христово. За это апостолъ много претерпѣлъ и пострадалъ отъ іудеевъ, коими былъ заключенъ въ темницу, но былъ чудесно изведенъ изъ нея посланнымъ отъ Бога Ангеломъ (Дѣян. 5, 10). Не взирая на всѣ страданія и заключенія, ап. Петръ съ проповѣдью Евангелія прошелъ Самарію, Сирію, Понтъ, Киликію, Памфилію, Асію и Египетъ. Подвиги благовѣствованія объ Іисусѣ Христѣ апостоломъ Петромъ была закончены въ Римѣ, гдѣ, во время гоненія на христіанъ отъ Нерона, былъ распятъ на крестѣ внизь головою, такъ какъ не считалъ себя достойнымъ уподобиться въ образѣ страданій Своему Божественному Учителю.

Второй изъ воспоминаемыхъ нынѣ апостоловъ – Павелъ, называвшійся ранѣе Савломъ, сначала былъ великимъ ревнителемъ закона Моисеева и строгимъ хранителемъ правилъ фарисеевъ, вслѣдствіе чего онъ сталъ ярымъ и гонителемъ христіанъ. Однажды онъ со спутниками своими шелъ въ городъ Дамаскъ, чтобы преслѣдовать, гнать и предавать суду христіанъ, но Господь, для вразумленія іудеевъ и всѣхъ людей, сдѣлалъ его избраннымъ сосудомъ благодати Божіей и проповѣдникомъ св. Евангелія всѣмъ народамъ. На пути въ Дамаскъ его внезапно осіялъ необыкновенный свѣтъ. Савлъ упалъ на землю, ослѣпъ – и слышитъ голосъ: «Савлъ, Савлъ! Что ты Меня гонишь?». Савлъ спросилъ: «Кто Ты, Господи?». Голосъ отвѣтилъ: «Я – Іисусъ, Котораго ты гонишь, трудно тебѣ идти противъ рожна». Савлъ спросилъ: «Господи! что повелишь мнѣ дѣлать?». Господь отвѣчалъ ему: «Идти въ Дамаскъ, тамъ тебѣ будетъ сказано, что дѣлать» (Дѣян. 9, 1-6). Послѣ этого спутники Савла повели его въ Дамаскъ, гдѣ онъ принялъ крещеніе и названъ былъ Павломъ. Съ этого времени Павелъ дѣлается сосудомъ избраннымъ; его Господь посылаетъ возвѣщать Имя Христово предъ народами, царями и сынами Израилевыми. Іудей умеръ въ немъ, – отнынѣ онъ проповѣдуетъ, что не дѣлами, но вѣрою, не закономъ, но благодатію люди спасены, и что, слѣдовательно, нѣтъ различія между іудеемъ и язычникомъ. Душа его всецѣло влеклась къ Іисусу Христу, Который изъ послушанія Богу Отцу и по любви къ людямъ былъ распятъ на крестѣ и сжалился даже надъ нимъ, Павломъ, Его врагомъ и гонителемъ. Онъ такъ соединился духомъ съ Распятымъ, что какъ будто былъ пригвожденъ ко кресту со Христомъ, умерши, такимъ образомъ, для міра и грѣха.

«Любовь къ Іисусу Христу», говоритъ св. Златоустъ, «была жизнію св. Павла; это былъ для него міръ, небо, настоящее, будущее, наслажденіе всѣми благами. Все что не вело къ этой любви, казалось ему ничтожнымъ. Всѣ предметы чувственные онъ презиралъ, какъ траву, которую попираютъ ногами. Всѣ тираны, всѣ народы, вооруженные противъ него, не болѣе устрашаютъ его, какъ насѣкомыя, которыя имѣютъ только незначительное время существованія. На смерть, мученія, несчастія онъ смотрѣлъ, какъ на дѣтскія игрушки, если только нужно пострадать за Имя Іисуса Христа, ибо тогда онъ искалъ ихъ и принималъ съ радостію. Павелъ былъ воспламененъ любовію, онъ весь былъ любовь, какъ желѣзо въ горнилѣ не кажется болѣе желѣзомъ, но огнемъ». Съ какою пламенною ревностію ап. Павелъ проповѣдуетъ Евангеліе и съ какою любовію готовъ пролить кровь свою, чтобы поддержать и защищать его отъ нападеній враговъ. Со времени выступленія своего на поприще апостольскаго служенія св. Павелъ не знаетъ отдыха и покоя. Съ проповѣдію Евангелія онъ проникаетъ въ самыя отдаленныя страны, возвѣщаетъ Слово Божіе царямъ, какъ и народамъ, необразованнымъ, какъ и мудрымъ. Св. Павелъ проповѣдуетъ въ Антіохіи, Ефесѣ, Филиппахъ, Коринѳѣ, Аѳинахъ и Римѣ; повсюду онъ устрояетъ Церкви и управляетъ ими. Когда измѣряешь на каргѣ пространство странъ, пройденное ап. Павломъ съ проповѣдью о Христѣ; когда представляешь тѣ безчисленныя и громадныя трудности, какія проповѣдникъ Слова Божія долженъ былъ въ то время преодолѣть; когда представишь себѣ всякаго рода опасности, которымъ онъ подвергался, – то съ величайшимъ изумленіемъ и благоговѣніемъ останавливаешься предъ великими подвигами и дѣлами апостола языковъ – св. Павла. Поэтому то св. Павелъ и ублажается нынѣ Церковію наравнѣ съ первоверховнымъ апостоломъ Петромъ.

Вотъ, братіе, какова была жизнь, труды и подвиги воспоминаемыхъ нынѣ первоверховныхъ апостоловъ, чтобы просвѣтить сидящихъ во тьмѣ свѣтомъ истинной вѣры! Будемъ же, братіе, крѣпко держаться этой святой вѣры, переданной и завѣщанной намъ свв. апостолами. Не духъ времени, а духъ Христовъ, духъ свь. апостоловъ долженъ быть руководителемъ нашимъ въ жизни, на пути къ спасенію. Мы должны стараться соблюдать не правила и обычаи міра сего, а правила христіанскаго благочестія и для другихъ служить «образцомъ въ словѣ, въ житіи, въ любви, въ вѣрѣ, въ чистотѣ» (1 Тим. 4, 12). Свѣтъ добрыхъ христіанскихъ дѣлъ долженъ свѣтить въ насъ такъ сильно, чтобы и другіе, видя наши добрыя дѣла, прославляли Отца Небеснаго.

Святые первоверховные апостолы, весь міръ ученіемъ своимъ просвѣтившіе и всѣ концы земли ко Христу приведшіе! Владыку всѣхъ – Бога молите, да сохранитъ насъ въ правой вѣрѣ и спасетъ насъ! – Аминь.

 

Н. Ушаковъ.

«На служеніе Слову Христовой Истины». № 11-й. Безплатное приложеніе къ № 12-му «Вѣстника Виленскаго Св.-Духовскаго Братства» за 1913 г. С. 53-56.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: