• Замѣтка о богослужебныхъ особенностяхъ Страстной седмицы.

    Замѣтка о богослужебныхъ особенностяхъ Страстной седмицы.

    Къ рѣшенію вопросовъ изъ области пастырской практики.

    Въ Великій четвергъ и въ Великую субботу нѣкоторые находятъ возможнымъ совершеніе раннихъ литургій Василія Великаго, только не въ соединеніи съ вечернею и въ субботу безъ переоблаченія. Нельзя не согласиться съ тѣми пастырями, которые признаютъ служеніе литургій раннихъ въ четвергъ и субботу Страстной седмицы неумѣстнымъ. Во-первыхъ, говорятъ, совершеніе литургіи безъ вечерни въ эти дни противно Уставу и не имѣетъ для себя никакого основанія. Во-вторыхъ, предоставляя настоятелю въ другіе дни совершать литургію и раньше, и позже положеннаго времени (9 часовъ утра), уставъ для нѣкоторыхъ особенныхъ дней, въ томъ числѣ великихъ четверга и субботы, дѣлаетъ исключеніе, опредѣляя время совершенія литургіи въ сіи дни съ строгою точностію, – именно въ Великій четвергъ онъ предписываетъ совершать литургію въ восьмой часъ дня, по нашему – второй по полудни, въ Великую субботу – въ десятый часъ дня, по нашему – четвертый по полудни. Въ третьихъ, послѣ литургіи разрѣшается постъ, а въ четвергъ и субботу Страстной седмицы церковными правилами заповѣдуется проводить въ постѣ (Лаод. соб. прав. 49; Трулльск. соб. прав. 59). Такимъ образомъ, служеніе раннихъ литургій въ Великіе четвергъ и субботу является нарушеніемъ церковнаго Устава и не согласуется съ соборными постановленіями.

    29 April 2021 читать далее


  • Совершители таинства исповѣди по каноническому ученію православной и римско-католической церквей.

    Совершители таинства исповѣди по каноническому ученію православной и римско-католической церквей.

    Каноническое ученіе православной Церкви о совершителяхъ исповѣди въ настоящемъ его видѣ представляется слѣдующимъ.

    Всѣ епископы православной Церкви владѣютъ правомъ совершенія исповѣди, какъ наслѣдники апостольской власти вязать и рѣшить. Но православные епископы своимъ правомъ совершенія исповѣди владѣютъ, если такъ можно выразиться, принципіально, фактически предоставляя это право пресвитерамъ и самолично примѣняя его (фактически же) только въ крайнихъ случаяхъ: въ отлученіи, напр., грѣшниковъ отъ общенія церковнаго и принятіи ихъ обратно въ лоно св. Церкви, въ наложеніи публичной энитиміи, «въ вящшихъ и неудоборазсудительныхъ винахъ (въ области покаянія) приносимыхъ и предлагаемыхъ имъ» со стороны пресвитеровъ, по выраженію ставленной грамоты священнической и Духовнаго Регламента. Такимъ образомъ, право совершенія исповѣди въ православной Церкви фактически принадлежитъ почти исключительно пресвитерамъ.

    15 April 2021 читать далее


  • Замѣтка: О великихъ поклонахъ (съ произнесеніемъ молитвы св. Ефрема Сирина) на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ послѣ «Буди имя Господне».

    Замѣтка: О великихъ поклонахъ (съ произнесеніемъ молитвы св. Ефрема Сирина)  на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ послѣ «Буди имя Господне».

    Протоіерей К. Никольскій въ своемъ «Пособіи къ изученію устава богослуженія православной церкви» (изд. 4-е, Спб. 1888, стр. 475) при изъяснительномъ изложеніи порядка литургіи преждеосвященныхъ Даровъ говорить: «въ великую среду послѣ: «Буди имя Господне» три великіе поклона», и въ подтвержденіе сказанного ссылается при этомъ на Типиконъ (Тип. послѣд. вел. среды), гдѣ о поклонахъ на «Буди имя Господне», какъ принадлежности только великой среды, вовсе ничего не говорится. Между тѣмъ, по-видимому, слѣдуя указанію достоуважаемаго о. протоіерея К. Никольскаго, и другіе литургисты стали повторять подобное же замѣчаніе относительно великихъ поклоновъ на «Буди имя Господне» при совершеніи литургіи преждеосвященныхъ Даровъ (См. наприм. Булгакова «Настольная книга для священно и церковнослужителей», стр. 590, изд. 1862 г.). Но намъ думается, что такого рода замѣчаніе съ уставомъ церковнымъ не согласно.

    16 March 2021 читать далее


  • Замѣтка: Поминовеніе живыхъ и усопшихъ на Литургіи за сугубою ектеніею.

    Замѣтка: Поминовеніе живыхъ и усопшихъ на Литургіи за сугубою ектеніею.

    Въ нѣкоторыхъ С.-Петербургскихъ церквахъ практикуется обычай поминать на литургіи за сугубой ектеніей за здравіе и возносить заупокойную ектенію даже въ воскресные и праздничные дни. Подобный обычай представляется инымъ не только разсѣивающимъ молитвенное настроеніе, уничтожающимъ подъемъ духа у человѣка, «пришедшаго въ церковь праздновать праздникъ», но и прямо «противозаконнымъ». Такой взглядъ высказанъ, между прочимъ, въ «Церковномъ Вѣстникѣ» въ статьѣ Е. Поселянина (№ 17, 1905 г.). «По церковнымъ правиламъ, – говоритъ онъ, – такой ектеніи не полагается вовсе. Въ Москвѣ, напримѣръ, вы никогда не услышите поминовенія покойниковъ въ воскресенье». «Затѣмъ, по ученію Церкви: «превеликая бываетъ польза душамъ, о коихъ моленіе возносится, когда святая предлежитъ и страшная жертва»; сила церковнаго поминовенія въ вынутіи частей за проскомидіей и въ погруженіи ихъ, по пріобщеніи вѣрныхъ, въ Кровь Христову, а не въ той или иной ектеніи. Священники не интересаны, съ которыми мнѣ приходилось бесѣдовать объ этой подробности, признаютъ ея неправильность. Интересно бы знать, когда и какъ она завелась. А въ поддержаніи ея, мнѣ кажется, нельзя не видѣть нѣкоторый матеріальный разсчетъ. По крайней мѣрѣ, одинъ батюшка мнѣ такъ и отвѣтилъ: «это у насъ хлѣбъ отыметъ».

    08 March 2021 читать далее


  • Литургическія замѣтки из Самарскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей 1897 г.

    Литургическія замѣтки из Самарскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей 1897 г.

    Что означаетъ расположеніе перстней на престолѣ, указываемое въ Требникѣ: «лежатъ на деснѣй странѣ святыя трапезы перстни ихъ (т. е. брачущихся) два, златый и сребряный, сребряный убо уклонялся къ деснымъ, златый же къ лѣвымъ, близъ другъ друга».

    Значеніе такового расположенія перстней нужно объяснить по связи съ имѣющимъ наступить обмѣномъ колецъ между новобрачными. При обрученіи перстни налагаются на персты новобрачныхъ: «первѣе мужу златый, таже сребряный женѣ», – въ знакъ преимущества мужа предъ женой и повиновенія жены мужу. Послѣ этого совершается троекратный обмѣнъ, при участіи воспріемниковъ, а на рукахъ новобрачныхъ получаются перстни: у жениха невѣстинъ (серебряный), а у невѣсты жениховъ (золотой). Таково именно требованіе церковнаго устава; ибо перстень есть залогъ и какъ таковой долженъ храниться у другого. – Онъ есть постоянный напоминатель о близкомъ лицѣ. Поэтому не было бы смысла, если бы у каждаго изъ брачущихся – у жениха и невѣсты – оказался свой перстень. О себѣ самихъ всѣ помнятъ, и даже сь излишкомъ, безъ особаго напоминанія. Обмѣномъ же колецъ церковь хочетъ навсегда закрѣпить взаимное памятованіе брачущихся другъ о другѣ. Кромѣ того обмѣнъ колецъ совершается еще и затѣмъ, чтобы «женской слабости придать мужественный духъ и дать ей (женѣ) понять, что она входитъ въ согласіе съ мужемъ во всѣхъ дѣлахъ его» (Нов. Скр. ч. IV, гл. 10, § 9). Участіе воспріемниковъ изъ родственниковъ указываетъ на то, что на заключаемый бракъ имѣется согласіе родителей и лицъ брачущихся, или, за неимѣніемъ послѣднихъ живыми, – ихъ родственниковъ.

    02 February 2021 читать далее


  • Замѣтка: О руковязаніи при совершеніи чина вѣнчанія.

    Замѣтка: О руковязаніи при совершеніи чина вѣнчанія.

    Въ нынѣшнихъ требникахъ, употребляемыхъ въ Православной Русской Церкви, въ чинѣ вѣнчанія читаемъ: «и абіе пріемъ я (новобрачныхъ) священникъ, куму держащу позади вѣнцы, обращаетъ яко образомъ круга. И поетъ священникъ или людіе настоящыя тропари во гласъ 5: Исаіе ликуй». Таково требованіе чина. На практикѣ оно исполняется не вездѣ одинаково. Въ однихъ мѣстахъ (на сѣверѣ Россіи) священникъ, совершая съ новобрачными круговое хожденіе, соединяетъ у нихъ предварительно правыя руки, потомъ налагаетъ на ихъ руки конецъ епитрахили и, придерживая его своею рукою, обводитъ новобрачныхъ вокругъ аналоя. Въ другихъ мѣстахъ, преимущественно на юго-западѣ, въ томъ числѣ и въ нашей епархіи, къ указаннымъ обрядамъ присоединяется еще и руковязаніе. Состоитъ оно въ слѣдующемъ. Предъ моментомъ хожденія вокругъ аналоя, т. е. немедленно послѣ преподанія новобрачнымъ общей чаши, даютъ священнику, совершающему вѣнчаніе, руковязникъ. Это – кусокъ какой-либо матеріи (преимущественно цѣнной, – напр., шелковой), но чаще всего платокъ, качество котораго зависитъ отъ матеріальныхъ достатковъ вѣнчающихся. Платокъ, служащій руковязникомъ, обычно бываетъ такой величины, чтобы имъ удобно было связать соединенныя руки новобрачныхъ. Этимъ-то руковязникомъ священникъ и связываетъ правыя руки жениха и невѣсты, а потомъ уже полагаетъ на нихъ (руки) конецъ епитрахили и совершаетъ круговое хожденіе.

    28 January 2021 читать далее


  • Замѣтка по поводу Евангельскаго чтенія о Рождествѣ Спасителя (Луки зач. 5).

    Замѣтка по поводу Евангельскаго чтенія о Рождествѣ Спасителя (Луки зач. 5).

    Каждый годъ, при наступленіи праздника Рождества Христова, нѣкоторой скорбію омрачается сердце внимательнаго христіанина, что самое поэтическое Евангеліе о Рождествѣ Спасителя, т. е. о путешествіи Дѣвы Маріи въ Виѳлеемъ, о рожденіи въ пещерѣ Богомладенца, о положенія Его въ ясли, о явленіи ангела пастухамъ, о томъ, какъ съ неба слетѣли ангелы и пѣли чудесную Рождественскую пѣснь: «Слава въ вышнихъ Богу», – все это слышитъ только небольшое число молящихся, такъ какъ это Евангеліе (Луки зач. 5) положено читать лишь въ сочельникъ на литургіи, а бываютъ годы, когда сочельникъ случается въ субботу или воскресенье, тогда совершенно не читается это Евангеліе и проходитъ праздникъ Рождеству Христова и вѣрующіе лишены по какому-то недоразумѣнію этого сладчайшаго Евангельскаго повѣствованія, а между тѣмъ надо бы именно его читать на одной изъ главнѣйшихъ службъ: всенощной праздника, либо литургіи 1-го дня Рождества Христова.

    06 January 2021 читать далее