• Замѣтка о поклонахъ въ праздникъ Благовѣщенія.

    Замѣтка о поклонахъ въ праздникъ Благовѣщенія.

    Въ виду приближающагося праздника Благовѣщенія Пресвятой Богородицы, не лишнимъ будетъ разъяснить неточно понимаемое многими указаніе Типикона относительно поклоновъ въ этотъ день.

    Въ Типиконѣ, въ главѣ подъ 25 марта мѣсяца, сказано: «поемъ часъ 3-й и 6-й съ каѳисмами, безъ поклоновъ». На основаніи этого указанія многіе доказываютъ, что на 3, 6 и 9 часахъ въ день Благовѣщенія великіе поклоны не положены. Между тѣмъ изъ предложенной цитаты этого не видно, если принять во вниманіе слѣдующее: въ церковномъ законоположеніи о поклонахъ, помѣщенномъ въ Типиконѣ, поклонъ и великій поклонъ весьма разнятся: «аще ли престоятель... аще ли причетникъ, или людянинъ, да внимаетъ, идѣже написано великій поклонъ, да творитъ великій неспѣшно... а идѣже просто поклонъ написанъ, то да творитъ просто поклонъ». Чѣмъ разнится поклонъ отъ великаго поклона, каждый найдетъ въ упомянутомъ церковномъ законоположеніи. Не говоритъ ли приведѣнная изъ этого законоположенія выдержка, что въ указаніи о совершеніи часовъ въ день Благовѣщенія говорится о малыхъ поклонахъ?

    06 April 2020 читать далее


  • Замѣтка: Почему на Преждеосвященной Литургіи при великомъ входѣ полагается преклоненіе долу?

    Замѣтка: Почему на Преждеосвященной Литургіи при великомъ входѣ полагается преклоненіе долу?

    На Преждеосвященной Литургіи при великомъ входѣ священнослужителями переносится на престолъ истинное Тѣло и истинная Кровь Христовы: «Жертва тайная, совершенная дориносится». Предъ этою-то совершенною Жертвою, на которую не смѣютъ взирать открыто даже чини ангельстіи, и потому закрываютъ въ священномъ ужасѣ свои лица, въ смиреніи и благоговѣніи преклоняется долу, скрывая лицо свое, и смертный человѣкъ. «Пусть при этомъ», – поучаетъ блаж. Сѵмеонъ Солунскій, – «каждый вѣрный молится и за себя, и за своихъ, и за всѣхъ вѣрныхъ..., потому что является Самъ Христосъ, и въ чашѣ находится Его всесвятое Тѣло и Божественнѣйшая Кровь; о чемъ бы кто ни молился въ это время съ вѣрою, получитъ просимое во святое имя Его, какъ Самъ Онъ сказалъ» (Пис. свв. отц. и учит. Ц., относящ. къ истолк. правосл. богослуженія. Т. III. Спб. 1857 г., стр. 53-54).

    26 March 2020 читать далее


  • Замѣтка: О поклонахъ и закрытіи катапетасмы на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ.

    Замѣтка: О поклонахъ и закрытіи катапетасмы на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ.

    Многое въ нашей богослужебной практикѣ дѣлается во имя Устава – не такъ, какъ положено въ Уставѣ, а многое изъ положеннаго въ Уставѣ и совсѣмъ не дѣлается. Между тѣмъ практика церковная должна основываться на положительномъ Уставѣ церковномъ или, по крайней мѣрѣ, не противорѣчить ему, – въ противномъ случаѣ она будетъ уже произвольною и для желающихъ держаться строго Устава ни чуть не обязательною.

    26 March 2020 читать далее


  • Замѣтка по вопросу о возношеніи именъ болящихъ на Литургія въ слухъ всего народа.

    Замѣтка по вопросу о возношеніи именъ болящихъ на Литургія въ слухъ всего народа.

    Въ «Руководствѣ для сельскихъ пастырей» напечатана слѣдующая статья: нѣкоторыя болящія лица имѣютъ усердіе просить, чтобы на литургіи поминали имена ихъ въ слухъ всего народа на ектеніяхъ великой въ началѣ обѣдни и сугубой – послѣ Евангелія. Законно или нѣтъ поступаютъ, удовлетворяя такое усердіе нашихъ болящихъ прихожанъ?

    Въ чинахъ Божественной литургіи Василія Великаго и Іоанна Златоуста нигдѣ не говорится о поимянномъ поминовеніи болящихъ въ слухъ народа и не указывается мѣста для такого поминовенія. Но, не давая буквальнаго предписанія или наставленія на сей случай, употребляемые у насъ чины Божественной литургіи не заключаютъ въ себѣ ничего такого, что могло бы наводить на мысль о незаконности такого моленія; напротивъ, въ нихъ находится весьма много основаній, оправдывающихъ его законность.

    16 March 2020 читать далее


  • Изъ пастырской практики при напутствованіи больныхъ и умирающихъ.

    Изъ пастырской практики при напутствованіи больныхъ и умирающихъ.

    Можетъ быть, кто нибудь думаетъ, что къ выполненію должности духовника и напутствованія больныхъ отъ священника не требуется особенныхъ душевныхъ подвиговъ. Но иначе представляется дѣло при свѣтѣ опыта, который показываетъ, какъ много требуется отъ пастыря знанія людей, такта и мудрости для дѣла Господня, какъ много терпѣнія и любви въ соединеніи съ живою ревностію о благѣ ближнихъ. Вотъ нѣсколько воспоминаній, мыслей и совѣтовъ, заимствованныхъ изъ пастырской практики.

    16 March 2020 читать далее


  • Дополненіе изъ обычной практики къ указаніямъ служебника о совершеніи Литургіи Преждеосвященныхъ Даровъ.

    Дополненіе изъ обычной практики къ указаніямъ служебника о совершеніи Литургіи Преждеосвященныхъ Даровъ.

    При совершеніи Литургіи Преждеосвященныхъ Даровъ не должно бы быть недоумѣній, такъ какъ въ служебникѣ, кромѣ самаго послѣдованія литургіи, есть особые – «чинъ божественныя Литургіи Преждеосвященныхъ» и «изъявленіе о нѣкихъ исправленіяхъ въ служеніи Преждеосвященныя Литургіи», въ которыхъ и находятся нужныя указанія. Внимательно изучивъ «чинъ» и «изъявленіе», священникъ безъ особаго затрудненія будетъ совершать литургію. Къ указаніямъ служебника нужно сдѣлать только небольшое дополненіе и поясненіе.

    16 March 2020 читать далее


  • Протоіерей Ѳеофанъ Драгомирецкій – О молитвахъ, которыя обыкновенно читаютъ сельскіе священники своимъ прихожанамъ въ св. Четыредесятницу и въ постъ предъ Рождествомъ Христовымъ.

    Протоіерей Ѳеофанъ Драгомирецкій – О молитвахъ, которыя обыкновенно читаютъ сельскіе священники своимъ прихожанамъ въ св. Четыредесятницу и въ постъ предъ Рождествомъ Христовымъ.

    Св. православная церковь установила читать прихожанамъ нѣкоторыя молитвы во дни св. четыредесятницы и въ постъ предъ Рождествомъ Христовымъ. Что содержатъ въ себѣ эти молитвы! Съ какою цѣлію читаются онѣ? Въ какое время поста положено читать? Когда и какъ читаютъ эти молитвы наши сельскіе священники? Имѣть вѣрные отвѣты на эти вопросы полѣзно не только тѣмъ, которые читаютъ эти молитвы прихожанамъ, но и тѣмъ которымъ онѣ читаются.

    Св. церковь православная предлагаетъ чадамъ своимъ, ревнующимъ о благочестіи, очищать душу покаяніемъ и пріобщеніемъ св. тайнъ тѣла и крови Христовой во всѣ четыре поста. Но тѣмъ, у которыхъ ревности къ благочестію менѣе, предлагаетъ говѣть покрайней мѣрѣ два раза въ годъ: предъ Рождествомъ Христовымъ и предъ Пасхою[1].

    26 February 2020 читать далее