• Замѣтка: Надо-ли награждать духовенство свѣтскими знаками отличія?

    Замѣтка: Надо-ли награждать духовенство свѣтскими знаками отличія?

    Принято считать, что человѣкъ «возвышается», если его награждаютъ какимъ – либо орденомъ.

    Если по отношенію къ людямъ свѣтскимъ, мірянамъ, это можетъ быть и такъ, то по отношенію къ лицамъ духовнаго званія въ цѣлесообразности такихъ наградъ позволительно сомнѣваться. И даже болѣе того. Не служитъ-ли къ большому униженію духовнаго лица награжденіе его орденами и другими свѣтскими знаками отличій и къ низведенію его тѣмъ самымъ въ разрядъ чиновниковъ, тщательно отдѣленныхъ другъ отъ друга разными перегородками табели о рангахъ?

    16 May 2019 читать далее


  • О МѴРОВАРЕНІИ.

    О МѴРОВАРЕНІИ.

    Печь для варки мира (Патриарший дворец, Музеи московского Кремля)

    В качестве ознакомления наших читателей с Чином Мироварения рекомендуем помещенную ниже статью. – ред.

    На страстной недѣлѣ великаго поста, по установленію св. Церкви, въ Москвѣ, въ находящейся въ синодальномъ домѣ, при церкви Двунадесяти Апостоловъ, Крестовской палатѣ, обыкновенно чрезъ годъ или два, совершается священнодѣйствіе мѵроваренія и потомъ освященіе приготовленнаго мѵра въ большомъ Успенскомъ соборѣ. Въ то время означенная палата каждодневно посѣщается весьма многими благоговѣйными чтителями священныхъ обрядовъ православной Церкви, и не только въ это время, но и всегда любители христіанскихъ древностей, посѣщая патріаршую ризницу и библіотеку, изъявляютъ желаніе видѣть и крестовую палату, въ которой совершается мѵровареніе. При этомъ оказывается, что нѣкоторые изъ посѣщающихъ мѵроваренную палату не точно понимаютъ то высокое назначеніе, для котораго въ православной Церкви приготовляется св. мѵро; многіе изъявляютъ желаніе подробно знать, изъ какихъ веществъ составляется мѵро, въ какомъ порядкѣ производится мѵровареніе, когда и гдѣ освящается мѵро. Поэтому не излишнимъ признается кратко изложить то, на что многіе изъ посѣтителей мѵроварной палаты требуютъ устныхъ объясненій относительно мѵроваренія и освященія приготовленнаго мѵра.

    04 May 2019 читать далее


  • Замѣтка: Въ какихъ ризахъ служитъ Пасхальную Полунощницу?

    Замѣтка: Въ какихъ ризахъ служитъ Пасхальную Полунощницу?

    Правильно ли начинать и служить пасхальную полунощницу въ траурныхъ черныхъ ризахъ послѣ того какъ въ Великую Субботу чтеніе Евангелія на литургіи полагается, по уставу, въ свѣтлыхъ ризахъ? – Отвѣтъ на этотъ вопросъ вытекаетъ изъ самой сущности праздника Пасхи и пасхальной службы. Въ Евангеліи повѣствуется, что воскресеніе Господа совершилось въ полночь. Поэтому съ первыхъ временъ христіанства литургія великой субботы начиналась къ вечеру съ пѣніемъ пѣсней въ честь наступающаго дня и оканчивалась далеко по захождепіи солнца.

    27 April 2019 читать далее


  • Какъ совершать освященіе пасокъ наканунѣ св. Пасхи?

    Какъ совершать освященіе пасокъ наканунѣ св. Пасхи?

    Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ Россіи существуетъ обыкновеніе, по которому отчетнѣйшіе изъ прихожанъ, а въ городахъ и мѣстечкахъ и безъ различія православные христіане, для освященія приготовляемыхъ къ празднику яствъ, приглашаютъ священника въ домъ наканунѣ Пасхи, въ Великую субботу, обыкновенно въ промежутокъ времени между окончаніемъ литургіи и началомъ чтенія Дѣяній св. апостоловъ. И въ этомъ случаѣ не всѣ священники поступаютъ одинаково: одни, напр., послѣ «Благословенъ Богъ нашъ», читаютъ Царю Небесный, Трисвятое, Отче нашъ, потомъ: Господу помолимся, и положенныя молитвы: затѣмъ слѣдуетъ окропленіе снѣдей святою водою и отпустъ непасхальный. Другіе же держась буквально Требника, послѣ «Благословенъ Богъ нашъ» поютъ «Христосъ воскресе» трижды и потомъ Господу помолимся, и молитвы.., святою водою не окропляютъ и говорятъ пасхальный отпустъ. Какъ ни малозначительна эта разность, но она иногда ставитъ въ затрудненіе приходскихъ священниковъ: кто правильнѣе поступаетъ, поющіе или не поющіе «Христосъ воскресе» наканунѣ Пасхи, въ Великую субботу? Прямого отвѣта на этотъ вопросъ мы не найдемъ ни въ церковномъ Уставѣ, ни въ Требникахъ, ни въ изданныхъ руководствахъ для объясненія богослуженія Православной Церкви. Тѣмъ не менѣе, полагаемъ, что большого затрудненія для разрѣшенія сего вопроса не представится, если обратимъ вниманіе на косвенныя указанія, заключающіяся въ церковномъ Уставѣ и на соображенія, вытекающія изъ духа богослуженія Православной Церкви.

    27 April 2019 читать далее


  • Благочестивый обычай строгаго поста въ послѣдніе два дня Страстной седмицы.

    Благочестивый обычай строгаго поста въ послѣдніе два дня Страстной седмицы.

    Великий Четверг. Худ. И. В. Найдеров. Между 1904 и 1914 гг.
     

    Описуемый обычай сохранился доныне среди православного (русского) населения Белосточины (нынешняя северо-восточная Польша). – ред.

    Въ нѣкоторыхъ приходахъ Подоліи извѣстно преданіе, что Іаковъ, братъ Господень, послѣ Тайной Вечери связалъ себя клятвою, что съ того часа, когда онъ пилъ отъ чаши Господней, онъ не будетъ ни ѣсть ни пить, пока не увидитъ Господа воскресшимъ изъ мертвыхъ. Іисусъ Христосъ, зная объ этой клятвѣ, по воскресеніи Своемъ пришелъ къ праведному Іакову и сказалъ: «Братъ мой, ѣшь хлѣбъ, ибо Сынъ человѣческій воскресъ изъ мертвыхъ». Есть ли это простое народное сказаніе, или оно имѣетъ историческій характеръ, но православный народъ Подоліи хранитъ это преданіе, какъ священное, идущее отъ глубокой древности. Въ параллель съ вышеприведеннымъ преданіемъ, въ народѣ существуетъ обычаи соблюдать строжайшее воздержаніе съ вечера Страстного четверга до Воскресенія Христоваго. Не довольствуясь постомъ въ теченіе св. Четыредесятнпцы, узаконеннымъ Церковью для всѣхъ, многіе благочестивые христіане дни страданій и смерти Спасителя проводятъ въ такомъ обѣтномъ постѣ. Они связываютъ себя обѣтомъ: со времени «страстей Христовыхъ» ничего не ѣсть и не пить до Воскресенія Христова. Обѣтные постники пользуются большимъ уваженіемъ народа; имъ стремятся подражать не только взрослые, но и дѣти 12-14 лѣтъ. Эти маленькіе подвижники всегда вызываютъ во мнѣ умиленіе. Однажды въ Великую субботу я предложилъ имъ вкусить благословеннаго хлѣба и вина, но это предложеніе оскорбило ихъ дѣтское самолюбіе. Терпя мучительное состояніе голода, а особенно – жажду, обѣтные постники какъ бы злостраждутъ Господу и участіемъ въ страданіяхъ Его глубже сердцемъ уразумѣваютъ радость Воскресенія. Апостолъ Іаковъ, говоритъ преданіе, удостоился видѣть воскресшаго Господа и принять хлѣбъ изъ рукъ Его. И обѣтные постники въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ вечеромъ въ Великую субботу исповѣдываются, а на самую Пасху причащаются тѣла и крови Христа, чтобы въ этотъ великій праздникъ явственнѣе ощутить Бога въ душѣ своей и имѣть ту сладость блаженства, коей сподобятся чистые сердцемъ.

    26 April 2019 читать далее


  • НУЖНО-ЛИ НОВОМУ ДУХОВНИКУ ИСПОВѢДЫВАТЬ ГРѢХИ, ОТКРЫТЫЕ ПРЕЖНЕМУ ДУХОВНОМУ ОТЦУ И ИМЪ РАЗРѢШЕННЫЕ? (Разсужденіе покойнаго о. архимандрита Павла Прусскаго).

    НУЖНО-ЛИ НОВОМУ ДУХОВНИКУ ИСПОВѢДЫВАТЬ ГРѢХИ,  ОТКРЫТЫЕ ПРЕЖНЕМУ ДУХОВНОМУ ОТЦУ И ИМЪ РАЗРѢШЕННЫЕ? (Разсужденіе покойнаго о. архимандрита Павла Прусскаго).

    Исповедь. Худож. Б. Д. Клементьев. 1997 г.

     

    Означенный вопросъ нерѣдко предлагаютъ приходящіе къ исповѣди своимъ отцамъ духовнымъ: «а что, батюшка, нужно мнѣ исповѣдываться въ тѣхъ грѣхахъ, которые я раньше исповѣдывалъ прежнему своему о. духовному». Этотъ вопросъ ставитъ многихъ о.о. духовниковъ въ затрудненіе: не принять на исповѣдь эти грѣхи – не удовлетворить, значитъ, совѣсти кающагося, а принять на исповѣдь, значитъ, считать прежнюю исповѣдь и прежнее разрѣшеніе неполными и несильными.

    Сь этимъ вопросомъ и къ покойному о. архимандриту Павлу обращались за разъясненіемъ, и одному лицу онъ далъ довольно подробное и интересное сужденіе по этому весьма важному вопросу.

    15 April 2019 читать далее


  • ВАЖНОСТЬ И ЗНАЧЕНІЕ УСТНОЙ ИСПОВѢДИ ВЪ ТАИНСТВѢ ПОКАЯНІЯ.

    ВАЖНОСТЬ И ЗНАЧЕНІЕ УСТНОЙ ИСПОВѢДИ ВЪ ТАИНСТВѢ ПОКАЯНІЯ.

    Исповедь Худож. С. Н. Ефошкин. 1994 г.

     

    Протестантство, въ своемъ отрицательномъ отношеніи ко многимъ сторонамъ древне-церковной практики и въ частности къ нѣкоторымъ внѣшнимъ дѣйствіямъ св. таинствъ, между прочимъ неодобрительно отнеслось къ устному исповѣдыванію грѣховъ въ таинствѣ покаянія, какъ къ такому внѣшнему акту, который будто бы не имѣетъ характера необходимости и цѣлесообразности. Устная исповѣдь, по мнѣнію протестантовъ, не только не имѣетъ за себя никакихъ библейскихъ данныхъ, но не согласна съ самимъ духомъ христіанства, противорѣчитъ евангельскимъ фактамъ отпущенія грѣховъ безъ устной исповѣди, не подтверждается древней исторіей всеобще-церковной практики и наконецъ не оправдывается человѣческимъ разумомъ. Въ этомъ протестантскомъ взглядѣ на устную исповѣдь и ея отношеніе къ внутренней сторонѣ таинства покаянія, какъ и въ другихъ случаяхъ, выражается положенный въ основу всего протестантства односторонній субъэктивизмъ, обусловливающій собою, при развитіи многихъ протестантскихъ теорій, извращеніе прямаго смысла св. писанія и насиліе церковно-историческихъ фактовъ. Этими недостатками, какъ слѣдствіями основнаго протестантскаго принципа, страдаетъ и указанный взглядъ не устную исповѣдь: такой взглядъ, вопреки заявленію протестантскихъ богослововъ, нс только не стоитъ на почвѣ библейско-догматическихъ данныхъ и церковно-историческихъ фактовъ, но не оправдывается и раціональной точкой зрѣнія, которою протестанты обыкновенно измѣряютъ предметы христіанской догматики въ ущербъ св. писанію и св. преданію, съуживая эту точку предвзятыми идеями. Напротивъ, устная исповѣдь, какъ внѣшній и необходимый элементъ въ таинствѣ покаянія, основывается на прямыхъ данныхъ св. писанія и преданія и остается съ характеромъ высокой важности и цѣлесообразности, если разсматривается и обсуждается съ точки зрѣнія непредубѣжденнаго человѣческаго разума.

    11 April 2019 читать далее