Замѣтка о времени всенароднаго совершенія таинства елеосвященія.

Извѣстно, что у грековъ издревле было обыкновеніе совершать въ великій четвергъ елеосвященіе безъ предшествующей исповѣди надъ всѣми желающими этого, на основаніи словъ святаго апостола Іакова о семъ таинствѣ (Іак. V, 14), которыя понимаются въ смыслѣ указанія не только на тѣлесныя болѣзни и страданія, но и на духовныя – скорбь, уныніе и т. п. Таковое всенародное совершеніе елеосвященія въ греческихъ церквахъ продолжается и до настоящаго времени, какъ въ Греціи, такъ отчасти и въ предѣлахъ русскаго государства.

Въ церкви русской о елеосвященіи, совершаемомъ всенародно въ великій четвергъ, говоритъ святитель Димитрій Ростовскій. Въ его «Вопросахъ и отвѣтахъ краткихъ о вѣрѣ» спрашивается: «Когда сія тайна (елеосвященіе) преподается»? и дается отвѣтъ «рековъ, яко немощнымъ токмо, и яко никому не преподается, кромѣ, больныхъ; въ великій же четвертокъ токмо могутъ принимать оную здравіи, или, съ субботу великую, по обычаю, затвержденному церковному, а не по писанному преданію». «Чего ради въ великій четвертокъ преподается тайна здравымъ»? «Понеже въ великій четвертокъ на вечери Христосъ устави завѣтъ новый Тѣла и Крове Своея; того ради и сея тайны не неприлично причаститися, хотя и здравому человѣку, невѣдущу дне и часа» (т. е. дня и часа смерти)[1]. «Таинство елеосвященія надъ здравыми совершается въ великій четвергъ или субботу только епископами. Въ настоящее время въ Россіи оно совершается въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ и въ Свято-Троицкой Сергіевой лаврѣ въ великій четвергъ, и въ навечеріи великой субботы – въ каѳедральномъ соборѣ города Одессы. Елеосвященіе въ Успенскомъ соборѣ въ великій четвергъ совершается до литургіи[2].

Подобнымъ образомъ елеосвященіе совершалось въ древности, въ великій четвертокъ въ Новгородскомъ Софійскомъ соборѣ. Въ Одесскомъ каѳедральномъ соборѣ совершеніе елеосвященія въ навечеріи великой субботы установлено въ 1854 году архіепископомъ Херсонскимъ Иннокентіемъ, по случаю переживавшагося тогда городомъ тяжелаго положенія, вслѣдствіе бомбардировки его со стороны непріятелей. Съ того времени елеосвященіе ежегодно въ указанный день совершается въ Одессѣ и до нынѣ по особому чину; но 1854 годъ достопамятенъ не для Одессы только, но и для всей Россіи, а въ особенности для Таврическаго края. Посему преосвященнымъ Таврическимъ Николаемъ, въ виду исполняющагося въ 1904 году 50-лѣтія славной Севастопольской обороны и для увѣковѣченія ея въ памяти народной, возбуждено было предъ Святѣйшимъ Сѵнодомъ ходатайство объ установленіи ежегодно, начиная съ 1904 года, въ навечеріи великой субботы, торжественнаго совершенія елеосвященія и въ Симферопольскомъ каѳедральномъ соборѣ, по тому же чину, какъ и въ каѳедральномъ соборѣ города Одессы. Святѣйшій Сѵнодъ удовлетворилъ означенное ходатайство преосвященнаго.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1903. № 28. С. 1062-1063.

 

[1] Пособіе къ изученію устава богослуженія православной церкви, протоіерея К. Никольскаго, стр. 724.

[2] Подробно чинъ его изложенъ тамъ же, стр. 725-726.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: