• Епископъ Сергій (Серафимовъ) – Великій постъ или святая Четыредесятница у древнихъ христіанъ.

    Епископъ Сергій (Серафимовъ) – Великій постъ или святая Четыредесятница у древнихъ христіанъ.

    Владыка Серафимъ дважды издавалъ это поученіе – по пришествіи на Вятскую (1887) и Астраханскую (1896) каѳедры въ назиданіе своей паствѣ. – ред.

    Господь нашъ Іисусъ Христосъ, по принятіи крещенія отъ Предтечи Іоанна, возведенъ быстъ Духомъ въ пустыню искуситися отъ діавола, и постився дній четыредесять, и нощій четыредесять (Матѳ. 4, 1. 2), не ястъ ничесоже во дни тыя (Лук. 4, 2). Святая Церковь Христова въ подражаніе своему Господу и Владыкѣ и въ воспоминаніе Его спасительныхъ страданій и крестной смерти, равно какъ и для того, чтобы дать время для надлежащаго приготовленія оглашенныхъ къ святому крещенію, а кающихся къ исправленію и примиренію съ Церковію, всѣмъ же христіанамъ – къ торжественному и достойному срѣтенію великаго праздника Воскресенія Христова, или Св. Пасхи, – съ первыхъ же временъ учредила для христіанъ Великій постъ. Постъ этотъ, названный великимъ, какъ по своему продолженію, такъ и особенно по его высокому назначенію, древніе христіане проводили съ особенною строгостію и благочестіемъ, и пастыри Церкви съ особенною ревностію заботились о поддержаніи въ своихъ пасомыхъ этого настроенія, то раскрывая свойства истиннаго поста и его благотворныя слѣдствія, то порицая и обличая тѣхъ, кто позволялъ себѣ нарушеніе св. поста или невоздержаніемъ въ пищѣ, или другими пороками.

    24 March 2021 читать далее


  • Къ свѣдѣнію нарушающихъ посты, установленные православною церковію.

    Къ свѣдѣнію нарушающихъ посты, установленные православною церковію.

    Въ «Недѣлѣ» (1892 г.) помѣщена статья о томъ, на сколько полезна, для насъ растительная пища. Есть умственный привычки, говорить авторъ, которыя въѣлись намъ въ плоть и кровь, и опровергнуть ихъ трудно. Въ числѣ понятіи, которыя внушаютъ многимъ съ дѣтства, находится убѣжденіе въ необходимости для здоровья мясной пищи. Отказаться отъ нея при нашей мозговой и нервной жизни считается чуть не самоубійствомъ. Учебники по гигіенѣ утверждаютъ, что для питанія средняго человѣка нужно не менѣе 300 граммъ мяса. Мясо, говорятъ медики, удобоваримо, питательно и аналогично по составу съ нашимъ тѣломъ; Либиховскій мясной экстрактъ оказываетъ неоцѣненныя услуги; лица малокровныя и старики, благодаря ему, цріобрѣли силу и здоровье и пр. и пр. Существуетъ, однако, научные авторитеты, отвергающее эту слѣпую вѣру въ мясо и его продукты. Есть многія сотни тысячъ людей, добровольно и сознательно отказавшихся отъ мясной пищи. За границей по большимъ городамъ имѣются столовыя для лицъ, отказавшихся отъ мясной пищи; существуютъ школы, гдѣ дѣтей питаютъ одною постною пищею. Защитники мясной пищи любятъ опираться на науку (рутину ея), но противники мяса имѣютъ въ наукѣ могучаго союзника.

    18 March 2021 читать далее


  • Свящ. Симеонъ Козлинскій – Поученіе въ Великій постъ (о постѣ не лицемѣрномъ).

    Свящ. Симеонъ Козлинскій – Поученіе въ Великій постъ (о постѣ не лицемѣрномъ).

    Егда поститеся, не будите якоже лицемѣри... (Матѳ. 6, 16).

    Во дни Великаго поста предложу вамъ, братіе мои о Господѣ, и слово о постѣ, положивши въ основаніе моего слова выше приведенныя слова Христа Спасителя нашего: Егда поститеся, не будите якоже лицемѣри. Эти божественныя слова поучаютъ насъ, что поститься надо намъ безъ лицемѣрія.

    Есть, значитъ, постъ лицемѣрный, и есть постъ нелицемѣрный. Какой же постъ лицемѣрный, и какой – нелицемѣрный? Постъ лицемѣрный бываетъ тогда, когда мы, постясь тѣломъ, не постимся духомъ. Нелицемѣрный же постъ – такой постъ, при которомъ тѣлесный постъ сопровождается постомъ духовнымъ.

    Постъ тѣлесный, какъ вамъ извѣстно, есть воздержаніе отъ скоромной, лакомой и вообще отъ излишней пищи, – ограниченіе прихотей нашего тѣла; постъ есть воздержаніе. Что же такое – постъ духовный? и духовный постъ есть воздержаніе, – воздержаніе отъ того, что тяготитъ нашу душу, подобно тому, какъ лишняя пища отягощаетъ тѣло; духовный постъ есть воздержаніе отъ дурныхъ привычекъ, отъ грѣховныхъ мыслей, чувствъ и желаній, – словомъ, отъ всякихъ грѣховъ.

    18 March 2021 читать далее


  • Поученіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ѳеодосія, игумена Печерскаго, о постѣ и покаяніи.

    Сорокъ дней поста Богъ далъ намъ на очищеніе души. Это – десятина, удѣляемая Богу изъ года. Дней въ году 365. Изъ нихъ мы приносимъ Богу десятину, совершая сорокадневный постъ, въ который душа, очистившись, свѣтло празднуетъ Воскресеніе Христово, веселясь о Господѣ, ибо постъ очищаетъ умъ человѣка.

    Постъ установленъ отъ начала: еще Адаму заповѣдано было не вкушать отъ одного древа.

    Моисей, постившись сорокъ дней, сподобился принять Законъ на горѣ Синайской и видѣлъ славу Божію.

    Постившіеся ниневитяне избавились гнѣва Божія.

    Даніилъ, постившись, удостоился великаго видѣнія.

    Илія, постившись, взятъ былъ какъ бы на небо.

    14 March 2021 читать далее


  • Двери покаянія (Къ Великому посту).

    Двери покаянія (Къ Великому посту).

    Въ самую торжественную минуту всенощнаго бдѣнія, когда вѣрующіе въ псалмахъ поліелейныхъ восхвалили Господа, услышали потомъ евангельское сказаніе о воскресеніи Спасителя и прославили Воскресшаго возвышеннымъ гимномъ, взятымъ изъ Пасхальной службы, – «Воскресеніе Христово видѣвше», – вдругъ теперь врывается неожиданно вопль покаянія и сокрушенія о грѣхахъ: «Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче». Уже задолго до Великаго поста слышимъ мы эту пѣснь, и будемъ внимать ей до самого окончанія великопостной четыредесятницы. Ясно отсюда, что Церковь придаетъ ей особое значеніе, приглашаетъ насъ обратить на нее особенное вниманіе, вдуматься въ нее глубже и сознательнѣе..

    09 March 2021 читать далее


  • Священникъ Онуфрій Думанскій – Поученіе о постѣ.

    Священникъ Онуфрій Думанскій – Поученіе о постѣ.

    Нынѣшніе міролюбцы и плотоугодники ни противъ одного изъ постановленій Церкви такъ не возстаютъ, какъ противъ постановленія о постахъ. «Къ чему посты?» – спрашиваютъ они: «безъ питательной пищи и здоровье теряется, и разумъ помрачается, и молиться мы не можемъ, и раздражаемся отъ нихъ» и т. п. Говорятъ такъ они, и выходитъ, по ихъ мнѣнію, какъ будто постъ дѣйствительно есть зло и нарушать его нисколько не предосудительна и даже должно. Но на самомъ дѣлѣ они жестоко ошибаются, ибо постъ не только не вредитъ здоровью, но поправляетъ его; не только не помрачаетъ разумъ, но просвѣтляетъ его.

    24 March 2020 читать далее


  • Епископъ Павелъ (Вильчинскій) – Постъ съ церковной точки зрѣнія.

    Епископъ Павелъ (Вильчинскій) – Постъ съ церковной точки зрѣнія.

    Въ наше время говорить о постѣ по меньшей мѣрѣ неудобно. Постъ обыкновенно считается дѣломъ безразличнымъ, нетребующимъ никакихъ руководящихъ указаній. Между тѣмъ и въ наше время, равно какъ и прежде, жалуются на продолжительность и строгость поста церковнаго, не видя въ немъ особенной нужды и пользы. Причемъ не сочуствующіе посту указываютъ на то, что нашъ вѣкъ многоболѣзненный; что теперь появилось множество такихъ недуговъ, о которыхъ прежде люди не знали. Говорятъ они также, что нашъ вѣкъ есть вѣкъ просвѣщенія и напряженной умственной дѣятельности. Въ виду сего позволительно сказать, что мудрецы всѣхъ временъ указывали на необходимость строгого воздержанія, или поста въ тѣхъ случаяхъ, когда дѣятельность нравственныхъ силъ преобладаетъ надъ физическими. Въ свою очередь и наука медицина увѣряетъ, что постъ оказываетъ наилучшее врачебное дѣйствіе на болѣзненную физическую природу нашу. Потому справедливость требуетъ возвысить хотя слабый голосъ противъ жалобъ на церковный постъ въ томъ убѣжденіи, что св. Церковь въ учрежденіи постовъ руководилась не простымъ произволомъ, какъ думаютъ нѣкоторые, – но глубокимъ знаніемъ духовной и тѣлесной нашей природы.

    Для большей полноты и ясности въ раскрытіи избраннаго нами предмета укажемъ благотворныя дѣйствія поста сперва на тѣлесную нашу природу, а потомъ – и на духовную, съ соблюденіемъ при этомъ возможной краткости.

    23 March 2020 читать далее