• Св. Митрополитъ Филаретъ (Вознесенскій) – О важности и необходимости исполнять церковные законы и уставы (Слово на Петровъ постъ).

    Св. Митрополитъ Филаретъ (Вознесенскій) – О важности и необходимости исполнять церковные законы и уставы (Слово на Петровъ постъ).

    Особыя времена сейчасъ настали, возлюбленные братья! Особыя потому, что когда вы сравните теперешнія времена съ тѣмъ, что было на Руси-Матушкѣ раньше, то мы видимъ какую-то почти полную противоположность. Въ частности, сейчасъ идетъ Петровскій постъ. Но вѣдь изъ современныхъ христіанъ православныхъ очень многіе даже этого не знаютъ. Раньше, бывало въ Россіи, русскіе православные люди знали хорошо церковные уставы и правила и свою жизнь создавали, согласовывали съ тѣмъ, какъ указываетъ намъ Церковь жить здѣсь на землѣ, въ этой земной жизни. А теперь, повторяю, иные не знаютъ церковныхъ правилъ. Да тутъ не только невѣдѣніе и незнаніе, а непозволительная разслабленность христіанина и даже – пренебрежительное отношеніе христіанина къ старымъ, добрымъ установленіямъ Церкви.

    Когда-то Господь нашъ Іисусъ Христосъ сказалъ: скорѣе исчезнеть небо и земля, – «небо и земля прейдутъ, нежели іота одна, черта едина изъ закона погибнетъ», т.е., все о чемъ говоритъ нашъ православный законъ, о чемъ говорить святое Евангеліе, все это исполнится, а тѣ, кто его не исполняютъ, будутъ прямыми ослушниками Божьяго закона.

    12 June 2023 читать далее


  • Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – Страстная седмица въ древней христіанской Церкви.

    Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – Страстная седмица въ древней христіанской Церкви.

    Послѣдняя седмица Великаго поста издревле именовалась у христіанъ «Страстной» (поелику посвящаема была Церковію воспоминанію страстей Господнихъ), «недѣлею святыхъ страстей», «спасительными страстями», «недѣлею свободною отъ житейскихъ занятій «печальною», «послѣднею недѣлею», «пасхою креста», а чаще всего была извѣстна подъ именемъ «великой». «Мы называемъ недѣлю предъ Пасхою, замѣчаетъ вселенскій учитель, св. Златоустъ въ одной изъ бесѣдъ на страстную седмицу, великою не потому, будто бы ея дни – больше числомъ и болѣе другихъ (ибо въ этомъ отношеніи они нисколько не разнятся отъ другихъ дней), но потому, что въ теченіе ея воспоминаются, поистинѣ великія и преславныя событія изъ земной жизни Господа Іисуса Христа. Ибо въ эту седмицу, называемую великою, продолжительное мучительство діавола расторжено, смерть умерщвлена, крѣпкій діаволъ связанъ, сосуды его расхищены, грѣхъ истребленъ, проклятіе упразднено, рай отверзенъ, небо престало быть недоступнымъ, люди стали обитать вмѣстѣ съ ангелами, средостѣніе ограды разрушилось, забрала сняты. Царь и Богъ мира умирилъ вмѣстѣ и небесная и земная; посему она и называется великою седмицею»{1}.

    10 April 2023 читать далее


  • Священникъ Николай Поклонскій – О значеніи поста и постной пищи.

    Священникъ Николай Поклонскій – О значеніи поста и постной пищи.

    Вѣрующіе люди весьма часто ежатся и жмутся подъ ироническими взглядами иначе мыслящихъ людей, стыдятся легкомысленныхъ ихъ колкихъ и ѣдкихъ, замѣчаній, которыми подчасъ сопровождается ихъ критика религіозныхъ вѣрованій христіанъ. Ихъ иронія, прежде всесильная, заставлявшая молча выслушивать ихъ, часто оскорбительныя для религіознаго человѣка замѣчанія, поселявшія въ душѣ христіанина сомнѣнія и недоумѣнія, къ счастію вѣрующихъ и торжеству нашей Церкви, начинаютъ ослабѣвать. Наука, прежде какъ будто противоборствовавшая идеямъ христіанства, нынѣ охотно и тамъ и здѣсь подписывается подъ справедливыми требованіями Церкви. Прежде наука высказывалась противъ поста, какъ вреднаго для организма человѣка, но послѣ опубликованныхъ трудовъ проф. Чижа, Мечникова, Пясковскаго, доктора Апраксина – по вопросу о постѣ, она рѣзко измѣняетъ свои взгляды и склоняется въ пользу отвергнутаго прежде ею положенія. Съ доводами сихъ послѣднихъ, конечно, соглашаются не всѣ представители научнаго міра, но важно то, что въ средѣ научныхъ авторитетовъ начинаютъ пробиваться и доминировать положенія и принципы, которые до сего времени ставили въ тупикъ самыхъ убѣжденныхъ и религіознѣйшихъ людей нашего времени. Достаточно вспомнить страничку изъ жизни о. Іоанна Кронштадскаго, и намъ ясно будетъ, какъ сильно вліяла наука и ея авторитетъ на религіозное сознаніе вѣрующихъ.

    11 March 2023 читать далее


  • Замѣтка: Объ обрядахъ церковныхъ, относящихся ко времени Великаго поста.

    Замѣтка: Объ обрядахъ церковныхъ, относящихся ко времени Великаго поста.

    Богослуженіе Великаго поста имѣетъ не мало обрядовыхъ особенностей, которыми Церковь старается возбудить въ сердцѣ нашемъ глубочайшее чувство сокрушенія о грѣхахъ, произвести сильнѣйшее желаніе чистой молитвы и чрезъ то содѣлать духъ нашъ бодрымъ и легкимъ къ исполненію дѣлъ благочестія. Отмѣтимъ нѣкоторые обряды церковные, преимущественно относящіяся ко времени Великаго поста.

    И прежде всего звонъ церковнаго колокола, призывающій въ теченіе Великаго поста къ Богослуженію, бываетъ медленнѣе, коснѣе обыкновеннаго; самое число звуковъ колокола опредѣлено церковнымъ уставомъ, при извѣстныхъ случаяхъ. Такъ, при началѣ службы третьяго часа кандиловжигатель (церковникъ), «сотворивъ обычный поклонъ предстоятелю, и шедъ, ударяетъ въ камнанъ (колоколъ) трижды; предъ шестымъ часомъ шесть кратъ», при началѣ чтенія девятаго часа, «изшедъ ударяетъ девять кратъ»{1}, предъ службою великаго повечерія ударяетъ въ било двѣнадцать разъ (Типик. Послѣд. понед. 1-й седмиц. Велик. поста). Можно также замѣтить, что въ простые дни Великаго поста, кромѣ литургіи преждеосвященныхъ, церковный благовѣстъ всегда производится въ одинъ колоколъ, средній или простодневный. Нельзя не сознаться, что въ томномъ, заунывномъ одинокомъ и протяжномъ стенаніи храмоваго колокола грѣшная душа человѣческая слышитъ для себя родъ нѣкотораго суда и приговора на духовную казнь; и самый упорный грѣшникъ не можетъ внимать ему безъ смущенія совѣсти, – человѣкъ же благочестивый, или же человѣкъ, мало по малу приходящій въ сознаніе своей грѣховности, ощущаетъ въ протяжномъ церковномъ благовѣстѣ кроткое призваніе къ сердечвоному умиленію.

    10 March 2023 читать далее


  • Замѣтка: Какъ постились русскie люди въ древнее время.

    Замѣтка: Какъ постились русскie люди въ древнее время.

    Какъ постились pyccкie люди въ древнее время.

    Говоря про старые годы, часто не безъ основанія прибавляютъ: «такъ было въ доброе старое время».

    Дѣйствительно, во многомъ старые годы были добрымъ временемъ.

    Посмотримъ, напримѣръ, какъ проводили русскіе люди великій постъ три вѣка тому назадъ. Пойдемъ мысленно въ старую Москву, гдѣ русская жизнь проявлялась въ наибольшей своей красѣ.

    Всѣ празднества и увеселенія, съ наступленіемъ поста, здѣсь прекращались. Жизнь громаднаго города какъ бы замирала. Никого не было видно. На улицахъ царила таинственная тишина. Питейные дома и трактиры запирались. Закрывались лавки и торговыя помѣщенія. Такъ было во всю первую недѣлю. Въ слѣдующія недѣли, если и появлялись люди на улицахъ, ради житейскихъ потребностей, то въ самой скромной одеждѣ, какъ будто въ траурѣ. Особенно же строго проводилась седмица страстей Хрістовыхъ.

    Строгое воздержаніе въ пищѣ и питіи, неопустительное посѣщеніе длиннѣйшихъ Богослуженій, душеспасительное чтеніе и назиданіе, дѣла хрістіанской любви и милосердія – вотъ чѣмъ были заняты русскіе люди въ св. Четыредесятницу.

    08 March 2023 читать далее


  • Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – Связь между отрицаніемъ поста и безбожіемъ.

    Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – Связь между отрицаніемъ поста и безбожіемъ.

    Требуется извѣстная доля нѣкотораго мужества, чтобы въ наше время, которое гордится наименованіемъ просвѣщеннаго, среди общества, которому присвоено титло образованнаго, объявить себя сторонникомъ и почитателемъ поста, – отстранить отъ себя скоромное кушанье и этимъ невольно напомнить другимъ о дняхъ воздержанія. Кто рѣшается на это, тотъ сейчасъ же дѣлается предметомъ общаго вниманія и разговора. Шепотомъ и въ полголоса называютъ его фанатикомъ; вслухъ не стѣсняются отпускать на его счетъ колкія слова. «Вы», говорятъ ему, «хотите прямо въ рай» – и въ этой шуткѣ слышится насмѣшка не только надъ тѣмъ, кто рѣшился высказаться за постъ и открыто соблюдать церковную заповѣдь, но и надъ мыслію о Богѣ-воздаятелѣ и о тѣхъ благахъ, которыя Онъ уготовалъ любящимъ Его. Отвѣтъ на эту шутку долженъ быть такой: «какъ же не хотѣть мнѣ въ рай, если я вѣрю въ него? развѣ вы сами не стремитесь въ рай? конечно, стремитесь; только вы не знаете никакого другаго рая, кромѣ обильнаго и вкуснаго обѣда. Какъ же мнѣ не служить Богу, въ Котораго я вѣрую? Вотъ вы служите же вашему богу; только вы не знаете никакого другаго бога, кромѣ чрева. Я вѣрую, что мой Богъ истиненъ въ Своихъ обѣтованіяхъ, что надежда на Него не обманетъ меня; смотрите, чтобы вамъ не обмануться въ вашемъ богѣ».

    08 March 2023 читать далее


  • Протоіерей Димитрій Слюсаревъ – Поученіе о томъ, въ чемъ состоитъ истинный постъ.

    Протоіерей Димитрій Слюсаревъ – Поученіе о томъ, въ чемъ состоитъ истинный постъ.

    Отрадно бываетъ путешественнику, когда онъ изъ страны далекой возвращается на родину; но несравненно отраднѣе грѣшнику, когда онъ удаляется изъ страны беззаконій, чтобы приблизиться къ родному отечеству небесному.

    Въ такомъ состояніи теперь мы, благочестивые слушатели. Мы теперь пролагаемъ себѣ путь, затерянный нашими грѣхами, къ отечеству небесному. Ибо всѣ мы, много ли, мало ли, по своимъ силамъ постимся. А потому кстати теперь побесѣдовать намъ о томъ, въ чемъ состоитъ истинный постъ?

    Обыкновенно постъ поставляютъ въ воздержаніи отъ пищи и питія; многіе, во время своего говѣнія, день, два и три не вкушаютъ пищи. Похвально такое воздержаніе; такой постъ, ослабляя порывь страстей тѣлесныхъ, просвѣщастъ душу, дѣлаетъ ее способною возноситься къ небу, готовою къ покаянію и бодрой въ молитвѣ и въ другихъ подвигахъ духовныхъ.

    08 March 2023 читать далее