• «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 7 (11) – 1 апреля (2018)

    «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 7 (11) – 1 апреля (2018)

    «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 7 (11) – 1 апреля (2018), полностью выложен здесь >>> (PDF)​

    Содержание номера:

    ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА СВ. ПАСХУ. Святителя Иоанна Златоуста.

    «ПРИИДИТЕ, ПРИИМИТЕ СВЕТ ОТ НЕВЕЧЕРНЕГО СВЕТА…». Древняя стихира начала пасхальной заутрени.

    СЛОВО В СВЕТОНОСНЫЙ ДЕНЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТА И БОГА НАШЕГО. Свт. Герасим (Паллада), патр. Александрийский.

    СОШЕСТВИЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ВО АД. ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ВО АДЕ «Троицкие Листки».

    О ЗНАЧЕНИИ ХРИСТОСОВАНИЯ НА СВ. ПАСХУ.

    КАК ПРАЗДНОВАЛИ ПАСХУ В IV ВЕКЕ Из 3-й беседы на Пасху свт. Григория Нисского.

    ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ.

    КАК ПОВЕЛЕВАЕТ ЦЕРКОВЬ ПРОВОДИТЬ СВЕТЛУЮ НЕДЕЛЮ ПАСХИ?

    07 April 2018 читать далее

  • П. П. Бутурлинъ, О времени празднованія Пасхи по счисленію Юліанскаго и Григоріанскаго календаря.

    Пасхалия - центр Юлианского календаря

    Намъ часто случалось слышать слѣдующій вопросъ: «если, въ настоящемъ столѣтіи, числа юліанскаго календаря отстаютъ отъ чиселъ григоріанскаго 12-ю днями, то отчего празднованія св. пасхи, по этимъ двумъ календарямъ, иногда совпадаютъ въ одинъ день, а иногда пасха по юліанскому календарю бываетъ позже пасхи по календарю григоріанскому 7-ю, 28-ю и даже 35-ю днями?»

    Задающіе такой вопросъ не знаютъ, или забыли, что григоріанское преобразованіе календаря состояло не только въ увеличеніи чиселъ юліанскихъ нѣсколькими днями, для приведенія навсегда весенняго равноденствія на 21-е марта, какъ оно было во времена I Никейскаго собора; но кромѣ того, оно измѣнило и начала, по которымъ опредѣлялось число новолунія.

    Для яснаго рѣшенія этаго вопроса, мы считаемъ нужнымъ представить прежде нѣсколько понятій о ветхозавѣтной пасхѣ у іудеевъ, потомъ христіанской пасхѣ по юліанскому календарю, и наконецъ о преобразованіи календаря папою Григоріемъ XIII.

    07 April 2018 читать далее

  • Новомученик Евгений Поселянин – Благовещение и Крест.

    Новомученик Евгений Поселянин – Благовещение и Крест.

    В подавляющем большинстве случаев праздник Благовещения выпадает в дни Великого поста, но несмотря на то, особым постановлением Шестого Вселенского собора в этот праздник предписывается совершение полной Божественной литургии. Праздник Благовещения оказывается как бы выше поста, ибо мы в этот день вместе с Церковью архангельским гласом возвещаем о вочеловечении Бога: «Сын Божий – сын Девы бывает». Среди шедевров русской иконописи - икона «Страстное Благовещение» (XVI в.), в которой выражается одновременно тайна Воплощения Богочеловека и Искупления Ним падшего человечества. Перед Богоматерью стоит Архангел Гавриил, обхватив обеими руками большой восьмиконечный черный крест. Богоматерь стоит во весь рост и удерживает на руках Спасителя, Который отворачивается от видения. На иконе надпись читается: «Рече Богородица к Архангелу: "О Архангеле, уже прежде благовестил еси радость, егда зачати во утробе и породиши Сына, Его же царствию не будит конца, и ныне вижу тя крест держаще, утробою уязвляюся, вспоминая Симеоново пророчество". Отвещает Архангел и рече: "Подобает Сыну Человеческому много пострадать, и распятому быть, и в третий день воскреснути"» (Н. П. Лихачев. Материалы для истории русского иконописания. Атлас снимков. Т. 1. Спб. 1906. табл. С. 11. № 264.). – ред.

    Как светел день Благовещения, как он любим! Это — начало весны в природе, это начало радости для человечества, дотоле, со дня грехопадения, знавшего одну только скорбь и уныние.

    Что представляется нам, когда говорят «Благовещение»?

    Представляются могучие, веселые волны половодья, земля, освобождающаяся от последнего снега, хлопотливо журчащие ручьи талой воды, солнце, уже ярко играющее на небе и в волне речного разлива, и в маленькой лужице, и ласково греющее землю, которая вся, с негой отдаваясь объятьям его лучей, воскресает для новой жизни и нового расцвета...

    Счастливая пора роста и надежд!

    06 April 2018 читать далее

  • Святитель Архиепископ Иоанн (Максимович) – О ПОСЛЕДНИХ ДНЯХ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ.

    Святитель Архиепископ Иоанн (Максимович) – О ПОСЛЕДНИХ ДНЯХ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ.

    Разъясняется клиру и пастве, что погребение Христово вспоминается на вечерне, почему вечерня Великого пятка совершается среди дня, когда по Крестной Смерти Христовой тело Его было снято со Креста и погребено Иосифом и Никодимом, что изображается выносом плащаниц в конце вечерни. Читаемый затем на повечерии канон изображает скорбь Богородицы у гроба и плач Богородицы над Ним.

    На утрени Великой субботы воспевается пребывание Христа телом во гробе и схождение душею во ад, чем были потрясены основания ада и освобождены томившиеся в нем души, ожидавшие Христа.

    06 April 2018 читать далее

  • ИСТИНА.

    ИСТИНА.

    Евангеліе повѣствуетъ, что правитель Іудеи Пилатъ, услышавъ слова Спасителя, что царство Его не отъ міра сего (Іоан. 18, 36), что Онъ на то родился и на то пришелъ въ міръ, чтобы свидѣтельствовать объ ИСТИНѢ (ст. 37) и что «всякій, кто отъ истины», слушаетъ голоса Его, отвѣтилъ полувопросомъ, полуснисходительнымъ замѣчаніемъ (такъ, по крайней мѣрѣ, при изученіи этого мѣста Евангелія, звучатъ его слова): «что есть истина?», и, произнеся эти слова, не сталъ дожидаться дальнѣйшихъ объясненій, будучи, повидимому, напередъ совершенно увѣренъ, что удовлетворительнаго отвѣта на этотъ вопросъ дать невозможно; «и сказавъ это, опять вышелъ къ іудеямъ и сказалъ имъ: я никакой «вины не нахожу въ Немъ» (ст. 38).

    05 April 2018 читать далее

  • Архимандрит Амвросий (Погодин) - Благоразумный Разбойник (Толкование притчи)

    Архимандрит Амвросий (Погодин) - Благоразумный Разбойник (Толкование притчи)

    «Разбойника благоразумнаго во едином часе
    Раеви сподобил еси, Господи,
    и мене Древом Кре­стным просвети и спаси мя
    ».
    Эксапостиларий Великого пятка.

    Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, пришедший спасти мир и искупить его от власти греха и смерти, и снисшедший к нам даже до кре­ста и погребения, был распят посреди двух разбойников, вместе с Ним осужденных на казнь. Повествуя о распятии Христовом, Евангелие го­ворит нам: «Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сто­рону, а другой по левую» (Матф. 27, 38; Марк. 15, 27; Лук. 23, 32-33). «Такое положение было дано им с намерением, чтобы Святый Святых и на кресте представился как бы преступнейшим из злодеев», как говорит Святи­тель Иннокентий, архиепископ Херсонский[1]. Святитель Илья Минятий так го­ворит о сем: «В то же самое время с Христом распинают еще двух разбойников, одного по правую, другого по левую руку, дабы крайняя сте­пень страданий не лишена была бы и крайнего безчестия, дабы вдвойне стра­дали и тело и душа!»[2] Можно согласиться съ Пиро /Ріrоt/, что такая злоба в отношении Господа нашего Иисуса Христа была проявлена не со стороны Пила­та, а со стороны иудеев[3]; участие Пилата уже окончилось: он предал Господа и, как с горечью замечает Св. Кирилл Александрийский, «не про­сто предал, но предал им Его да распнется»[4]. Распяв Господа посереди двух разбойников, иудеи и этим проявили дьявольскую злобу и издевательство над Спасителем. «Казалось, – какъ говорит Святитель Инно­кентий, – Провидение с намерением совокупило у креста Иисусова все то, что могло быть мучительнейшего и более поносного, дабы Началовождь спасения человеческого собственным опытом узнал все»[5]. Распят был Христос среди разбойников во исполнение древнего пророчества о страда­нии Спасителя, которое говорит, что Он «со беззаконными вменися» (Исаия 53, 12). «Иудеи, – говорит Святитель Иоанн Златоуст, – хотели затмить славу Его, и везде, что ни делали, оскорбляли Его, но истина сияла везде и возрастала чрез самые препятствия»[6].

    05 April 2018 читать далее

  • Свящ. Павелъ Матвѣевскій - Св. Четыредесятница и Святая Пасха у древнихъ христіанъ

    Свящ. Павелъ Матвѣевскій - Св. Четыредесятница и Святая Пасха у древнихъ христіанъ

    Раннехристианское богослужение в катакомбах святого Каллиста (гравюра XIX в.)

    СВ. ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА: причина установленія ея; нравственное значеніе ея; строгость поста; послабленіе для больныхъ; соединеніе тѣлеснаго поста съ духовнымъ; устраненіе лакомыхъ блюдъ, каждодневное богослуженіе; литургія преждеосвященныхъ даровъ; воспрещеніе разныхъ увеселеній, зрѣлищъ, судебныхъ и торговыхъ дѣлъ; СТРАСТНАЯ НЕДѢЛЯ: вербное воскресенье, благословеніе ваій; усугубленіе дѣлъ благочестія; великій четвергъ; освященіе мvра; отлученіе еретиковъ; омовеніе ногъ; великій пятокъ; строжайшій постъ и прекращеніе мірскихъ занятій; великая суббота; постъ; крещеніе надъ оглашенными; ночное собраніе въ храмѣ; пасхальная ночь. СВ. ПАСХА: торжество праздника; дѣла христіанской любви; благословеніе въ храмѣ яствъ; пасхальныя яйца; святая недѣля.

    Великому празднику христіанской Церкви —пасхѣ, предшествовалъ и прежде, какъ въ настоящее время, сорокодневный постъ — св. четыредесятница (ἡ Τεσσαρακοστή). Отцы Церкви производятъ начало этого поста отъ апостольскаго преданія1, да и древнѣйшія соборныя опредѣленія2 говорятъ о немъ, какъ о дѣлѣ общеизвѣстномъ и для всѣхъ обязательномъ.

    05 April 2018 читать далее

  • Епископ Евлампий (Пятницкий) - Поучения на каждый день Страстной седмицы с субботы Лазаревой до великой.

    Епископ Евлампий (Пятницкий) - Поучения на каждый день Страстной седмицы с субботы Лазаревой до великой.

    Страстная седмица съ Лазаревою субботою и недѣлею Ваій, или Поученія на каждый день Страстныя седмицы съ субботы Лазаревой до Великой, Еѵлампія, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. М. 1853. 208 с.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Онлайн здесь >>> (HTML)

    Оглавленіе.

    1. Суббота Лазарева. О воскресеніи Лазаря
    2. Недѣля Ваій. О торжественномъ вшествіи Господа Іисуса Христа во Іерусалимъ
    3. Въ недѣлю Ваій слово 1-е. Какъ мы должны сопровождать Господа Іисуса Христа на страданія?
    4. Въ недѣлю Ваій слово 2-е. О томъ, что Господь Іисусъ Христосъ содѣлываетъ въ насъ спасеніе правдою и кротостію
    5. Въ недѣлю Ваій слово 3-е. О свойствѣ и дѣйствіи кротости
    6. Понедѣльникъ страстной Седмицы. Первая стезя послѣдованія за Христомъ на страданія — цѣломудріе
    7. Вторникъ страстной Седмицы. Вторая стезя послѣдованія за Христомъ на страданія — духовное бодрствованіе
    8. Среда страстной Седмицы. Третья стезя послѣдованія за Христомъ на страданія — глубокое чувство грѣховности
    9. Великій Четвертокъ. Слово 1-е на умовеніе ногъ
    10. Великій Четвертокъ. Слово 2-е на пріобщеніе тѣла и крови Христовой
    11. Великій Пятокъ. Слово 1-е о виновникахъ страданій и смерти Христовой
    12. Великій Пятокъ. Слово 2-е о снятіи со креста и погребеніи тѣла Іисусова
    13. Великій Пятокъ. Слово 3-е о виновности нашей въ страданіяхъ Христовыхъ
    14. Великій Пятокъ. Слово 4-е о чемъ мы должны плакать при взорѣ на страждущаго Іисуса?
    15. Великая Суббота. Слово о стояніи и плачѣ Богоматери при Крестѣ, и о оплакиваніи нами грѣховъ своихъ при крестѣ
    16. Великая Суббота. Сказаніе о сошествіи во адъ Іисуса Христа

    02 April 2018 читать далее

  • Архиепископ Аверкий (Таушев) – РЕФОРМАЦИЯ В ПРАВОСЛАВИИ – ИУДИНО ПРЕДАТЕЛЬСТВО.

    Архиепископ Аверкий (Таушев) – РЕФОРМАЦИЯ В ПРАВОСЛАВИИ – ИУДИНО ПРЕДАТЕЛЬСТВО.

    «Бодрствуйте, стойте в вере мужайтеся, утверждайтеся!»
    (1 Коринф. 16, 13)

    «Содержите Христианство все, как оно есть и хранится в Церкви Христовой,

    и твердо стойте в нем, не покушаясь изменять, или отменять что в нем,  

    а себя непрестанно совершенствуйте по образцу его!»

    (Еп. Феофан – «О Православии».)

    Приближается к концу св. Четыредесятница – время подвига, время покаяния. После поклонения Кресту св. Церковь приводит нам на память два дивных образа – преп. Иоанна Лествичника и преп. Марии Египетской.

    Преп. Иоанн Лествичник с его замечательной «Лествицей» внушает нам, что истинное христианство заключается в непрестанном стремлении к христианскому совершенству, в полном согласии со словами-увещанием Христа Спасителя: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Матф. 5, 48). А его «Лествица, возводящая на небо», указывает путь к этому совершенству чрез непрестанную борьбу со своими греховными страстьми и похотьми и чрез насаждение в своей душе противоположных им добродетелей.

    Преп. Мария Египетская для всех грешников являет высокий пример истинного и действенного покаяния, которое способно изглаждать все грехи, сколь бы велики и тяжки они ни были, и также открывать путь к тому же христианскому совершенству для тех, кто, казалось бы, столь далек был от него.

    И вот, после дивного чуда Воскрешения Лазаря и торжественного Входа Господня в Иерусалим, Церковь вводит нас в святые и великие дни Страстной седмицы, когда вспоминаются последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его крестные страдания, «нас ради человек и нашего ради спасения», и погребение.

    01 April 2018 читать далее

  • Новосвмуч. Мефодий (Красноперов) еп. Петропавловский – «БЕЗРАЗЛИЧІЕ, РАВНОДУШІЕ ВЪ ДѢЛѢ ВѢРЫ ХРИСТОВОЙ И РЕЛИГІИ – ЭТО ОБЩАЯ БОЛѢЗНЬ НАШЕГО ВѢКА».

    Новосвмуч. Мефодий (Красноперов) еп. Петропавловский – «БЕЗРАЗЛИЧІЕ, РАВНОДУШІЕ ВЪ ДѢЛѢ ВѢРЫ ХРИСТОВОЙ И РЕЛИГІИ – ЭТО ОБЩАЯ БОЛѢЗНЬ НАШЕГО ВѢКА».

    Слово въ Недѣлю Ваій, произнесенное в Уфимском Кафедральном Соборе 22-го марта 1909 г.

    И яко приблизимся (Іисусъ),

    видѣвъ градъ, плакася о немъ, глаголя;

    яко аще бы разумѣлъ и ты въ день сей твой,

    еже къ миру твоему

    (Лук. 19, 41, 42).

    Евангельское чтеніе и церковныя пѣснопѣнія настоящаго праздника, останавливаютъ наше вниманіе, возлюбленныя братья, больше всего на торжественной и радостной сторонѣ праздника. Представляется величественная картина торжественнаго шествія въ столицу Іудейскаго царства г. Іерусалимъ Царя Израилева, сына Давидова. Господь-Учитель, сотворившій множество чудесъ въ Іудеѣ, напитавшій пятью хлѣбами пять тысячъ народа, воскресившій только четверодневнаго Лазаря умершаго, садится на молодого осла и шествуетъ въ Іерусалимъ. Народъ съ горячимъ воодушевленіемъ и радостными кликами встрѣчаетъ его, держа въ рукахъ ваіи и постилая одежды по пути шествія. Весь городъ, по слову евангелиста, потрясся, взволновался при приближеніи Сына Давидова. „Осанна, благословенъ грядый Царь Израилевъ”, слышалось со всѣхъ сторонъ. Даже дѣти Іерусалимскіе исполнились радостнаго вдохновенія и пѣли хвалу грядущему Господу. Среди такого всеобщаго ликованія, среди такой торжественности описываемаго событія входа Господа въ Іерусалимъ одно обстоятельство глубоко потрясаетъ душу и заставляетъ особенно задуматься и остановить свое вниманіе на немъ. Когда Господь поднялся на самую вершину Масличной горы и увидѣлъ оттуда весь великій и древній Іерусалимъ, во всей его красотѣ, при торжественной обстановкѣ, посреди всеобщаго ликованія народа, при громкихъ побѣдныхъ кликахъ „осанна”, поникъ задумчивымъ взоромъ своимъ, печать грусти легла на Его божественномъ челѣ. Господь сталъ спускаться съ горы, а слезы, божественныя слезы, лились изъ глазъ Его. „Видѣвъ градъ плакася о немъ”.

    31 March 2018 читать далее