• Крестная казнь въ древнемъ мірѣ.

    Крестная казнь въ древнемъ мірѣ.

    Крестная казнь или распятіе считалось въ древнемъ мірѣ ужаснѣйшимъ, мучительнѣйшимъ и позорнѣйшимъ изъ всѣхъ видовъ казни. Она была извѣстна индійцамъ, персамъ, ассирійцамъ, финикіянамъ, египтянамъ, карѳагенянамъ, также грекамъ и римлянамъ. Послѣдніе не иначе называли ее, какъ казнью для рабовъ; человѣкъ съ правами римскаго гражданства никогда не подвергался этой казни. «Іудейское право, по словамъ русскаго ученаго (Маккавейскаго), отличаясь болѣе гуманнымъ характеромъ, чѣмъ римское судопроизводство, не знало распятія. Еслибы судъ надъ Іисусомъ Христомъ совершался въ періодѣ самостоятельной политической жизни іудеевъ, то, обвиняемый двукратнымъ собраніемъ синедріона въ богохульствѣ, подсудимый былъ-бы побитъ камнями. Но время было не то. Обсужденный отечественнымъ судилищемъ на смерть, предсталъ на судъ еще римскаго правителя, гдѣ все дѣло было перенесено на почву римской юриспруденціи. Здѣсь само обвиненіе потеряло свой прежній религіозный характеръ и, благодаря стараніямъ руководителей дѣла, тѣхъ-же членовъ синедріона, приняло политическую окраску».

    30 April 2021 читать далее


  • Иванъ Василевичъ Баженовъ – Смерть Іуды предателя.

    Иванъ Василевичъ Баженовъ – Смерть Іуды предателя.

    Въ концѣ 3½ лѣтняго общественнаго служенія Іисуса Христа въ избранномъ Имъ обществѣ двѣнадцати Апостоловъ съ ужасающимъ контрастомъ выступаетъ омрачившаяся личность Іуды Искаріотскаго. Гнусное предательство имъ Божественнаго Учителя своего по недугу сребролюбія, въ связи съ явно открывшимся тогда невѣріемъ предателя въ божественность Его и высокую духовную миссію Спасителя, сдѣлало Іуду какою-то загадочною личностію, преимущественно по нѣкоторой затруднительности точно опредѣлить всѣ душевныя движенія и настроенія и вмѣстѣ представить и уразумѣть весь трагизмъ его положенія. Загадочнымъ кажется и самый финалъ предателя – мерзкое самоубійство, именно въ виду того, что о смерти Іуды въ священныхъ писаніяхъ даются, повидимому, разнорѣчивыя показанія. Св. евангелистъ Матѳей повѣствуетъ, что ап. Іуда, повергнувъ предательскіе 30 сребренниковъ предъ презрѣвшими его первосвященниками и старѣйшинами, вышелъ изъ присутственнаго отдѣленія при храмѣ «и удавился» (27, 5). Между тЬмъ, по книгѣ Дѣяній Апостоловъ, св. Петръ въ своей рѣчи къ 120 вѣрующимъ объ избраніи двѣнадцатаго апостола на мѣсто отпавшаго и погибшаго Іуды такъ сообщаетъ о смерти послѣдняго: «когда онъ низринулся, разсѣлось чрево его и выпали всѣ внутренности его» (Дѣян. 1, 18).

    29 April 2021 читать далее


  • Протоіерей Аполлинарій Ковальницкій – Страстный путь Господа нашего Iисуса Христа въ Іерусалимѣ (via dolorosa).

    Протоіерей Аполлинарій Ковальницкій – Страстный путь Господа нашего Iисуса Христа въ Іерусалимѣ (via dolorosa).

    Въ теченіе своего кратковременнаго въ 1884 г. пребыванія въ Іерусалимѣ я нѣсколько разъ всходилъ на Елеонскую гору. Ни одно мѣсто не вызываетъ въ душѣ столько священныхъ воспоминаній и чувствъ, какъ Елеопъ: отсюда видъ на весь св. городъ, отсюда видъ на Іорданъ и другія св. мѣстности. Я уже собрался било идти, уже положилъ себѣ на голову и шею подъ шляпу бѣлый легкій платъ – защиту отъ налящаго солнца, какъ встрѣтился мнѣ на дворѣ гостинницы еврей, обратившійся ко мнѣ по русски: не угодно ли купить на память какую нибудь священную вещь? Евреи, одесскій уроженецъ, держалъ въ рукѣ большой узелъ разныхъ вещей: продаю дешево, замѣтилъ онъ мнѣ. Онъ уговорилъ меня возвратиться въ № – и посмотрѣть. У него оказались въ большомъ количествѣ деревянные ножи, портъ-сигары, палки, пресс-папье, рамки – все масличнаго дерева; на всѣхъ ихъ надпись по еврейски: «Іерусалимъ». Впрочемъ, я вамъ лучше покажу вотъ что, сказалъ онъ, развертывая особый узелокъ: посыпались крестики, разныя иконки, деревянныя статуетки разныхъ католическихъ святыхъ; на каждой вещи еврейская надпись «Іерусалимъ», на нѣкоторыхъ эта надпись была н но французски. «Эти вещи, сказалъ еврей, сдѣланы изъ дерева, растущаго на Елеонѣ, гдѣ самъ Іисусъ Христосъ часто проводилъ время».

    22 April 2021 читать далее


  • По поводу отвѣта Святѣйшему Россійскому Сѵноду графа Льва Толстаго.

    По поводу отвѣта Святѣйшему Россійскому Сѵноду графа Льва Толстаго.

    На изданное Святѣйшимъ Сѵнодомъ Россіи относительно графа Льва Толстаго постановленіе, точный переводъ котораго «Церковная Истина» дала своимъ читателямъ въ другомъ мѣстѣ (№ 10), графъ Толстой отвѣтилъ длиннымъ посланіемъ, которое было напечатано въ переводахъ, а въ послѣднее время и въ оригиналѣ (См. Церк. Вѣстникъ № 5 г. сего года).

    Къ несчастію – пишемъ это съ глубокою скорбію – въ этомъ своемъ отвѣтѣ графъ Л. Толстой не сдѣлалъ ничего болѣе, какъ только энергично и торжественнѣшимъ образомъ подтвердилъ слухъ объ его еретичествѣ, категорически отрекаясь въ немъ принять существеннѣйшіе догматы христіанства и окончательно удаляясь изъ священной ограды христіанской церкви, въ которой пребываніе за честь для себя считали такіе великіе и высокоодаренные умы человѣчества, какъ Іустины, Василіи, Григоріи, Златоусты, Фотіи, Восссюеты, Паскали, Шатобріаны, Ламенэ, Ламартины, Ньютоны.

    21 March 2021 читать далее


  • ОБЪ ИСКУШЕНІИ.

    ОБЪ ИСКУШЕНІИ.

    Подлинный терминъ Новаго Завѣта, выражающій фактъ искушенія (пирасмосъ), происходитъ отъ слова, которое означаетъ испытывать, подвергать испытанію, искушать (пиразо). Предметы и сердца подвергаются испытанію, когда рѣчь идетъ о томъ, чтобы увѣриться или въ прочности однихъ, или въ постоянствѣ другихъ. Такимъ образомъ Іисусъ Христосъ однажды испытывалъ Апостола Филиппа, чтобы обнаружить до какой степени простирается вѣра этаго учениника въ чудодѣйственную силу Господа (Іоан. VI, 5-7).

    И Богъ судилъ полезнымъ испытывать человѣка въ продолженіе всей его жизни. Этотъ, будучи призванъ чрезъ это испытаніе сдѣдать выборъ между Богомъ и грѣхомъ можетъ увлечься этимъ послѣднимъ и склониться на сторону грѣха: испытаніе сдѣлается тогда «искушеніемъ». Въ этомъ смыслѣ слово это чаще всего употребляется въ библейскомъ языкѣ.

    18 March 2021 читать далее


  • Истинные пастыри и самозванные учители.

    Истинные пастыри и самозванные учители.

    А вы не называйтесь учителями и не называйтесь наставниками

    (Объясненіе Матѳ. 23, 6-11).

    Никто изъ христіанъ самъ себѣ не долженъ присваивать никакой чести, – если она ему не будетъ дана или Богомъ, или людьми. Ветхозавѣтные книжники и фарисеи, о которыхъ говорится въ 23-ей главѣ Евангелія св. Матѳея, самозванно восхитили себѣ честь учительства среди народа еврейскаго. Никто ихъ не поставлялъ на мѣсто учителей, а они сами сѣли на сѣдалище Моисея и сами взяли власть надъ народомъ еврейскимъ, подобно тому, какъ берутъ эту власть надъ народомъ русскимъ самозванные разные законники – книжники и сектанты – фарисеи.

    Какъ тѣ, такъ и эти любятъ посѣщать разныя народныя собранія и любятъ выступать тамъ въ качествѣ ораторовъ и учителей. Любятъ они, чтобы ихъ звали: учитель, учитель, и любятъ называть учителями самихъ себя.

    04 March 2021 читать далее


  • Патріаршество на Руси и русскіе патріархи (1589–1700 гг.).

    Патріаршество на Руси и русскіе патріархи (1589–1700 гг.).

    Данный снимок был сделан практически сразу после интронизации патриарха Тихона.

    Вопросъ о паріаршествѣ въ XX в. сдѣлался вопросомъ живымъ или, какъ принято выражаться, злободневнымъ. Нынѣ онъ особенно волнуетъ умы и сердца русскихъ людей, интересующихся церковными дѣлами. Однако, далеко не всѣ понимаютъ и рѣшаютъ его одинаково. Мнѣнія и взгляды ученыхъ и неученыхъ историковъ, канонистовъ, богослововъ и публицистовъ давно раздѣлились по этому вопросу, въ иныхъ случаяхъ до полнѣйшей противоположности. Въ послѣднее время слишкомъ ярко обозначились три теченія въ рѣшеніи вопроса о русскомъ патріаршествѣ, одни горячо защащаютъ русское патріаршество, доказывая значеніе его въ прошломъ и для будущей исторіи Русской Церкви и русскаго народа; защитники патріаршества рѣшительно настаиваютъ на мысли о возстановленіи его на Руси. Другіе болѣе или менѣе спокойно относятся къ мысли о возстановленіи патріаршества; для нихъ, какъ будто, безразлично – будетъ оно возстановлено, конечно, при извѣстныхъ условіяхъ, или не будетъ; наконецъ, третьи совершенно отрицаютъ всякую попытку возстановить паріаршество на Руси, мало этого, они считаютъ вреднымъ возстановленіе его, а въ прошломъ русскаго патріаршества не находятъ ничего хорошаго, даже и болѣе того – находятъ одно вредное для Церкви и народа. Доказательства безполезности и ненужности возстановленія патріаршества одни и тѣ же; они являются въ значительной мѣрѣ повтореніемъ того, что было сказано около двухъ сотъ лѣтъ тому назадъ въ Духовномъ Регламентѣ въ положеніяхъ противъ патріаршества, въ большинствѣ которыхъ, по словамъ покойнаго проф. Московской Академіи и университета А. П. Лебедева, «нѣтъ ни слова правды».

    23 February 2021 читать далее