• Новосвмуч. Архіеп. Никонъ (Рождественскій) – НЕИСПОВЕДИМЫЯ СУДЬБЫ ПРОМЫСЛА БОЖІЯ ВЪ ИЗБРАНІИ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА РОМАНОВА.

    Новосвмуч. Архіеп. Никонъ (Рождественскій) – НЕИСПОВЕДИМЫЯ СУДЬБЫ ПРОМЫСЛА БОЖІЯ ВЪ ИЗБРАНІИ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА РОМАНОВА.

    11 (21) июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила Фёдоровича Романова на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых. Предлагаем нашим читателям познакомится с редкой статьей непременного члена Святейшего Синода и члена Государственного Совета – Архиепископа Никона (Рождественского). Священномученик Никон был прославлен Архиерейским Соборе ПРЦ/РПЦЗ в с. Амосовке, Курская обл. в 2016 г. – ред.

    Царь и боговдохновенный пророкъ Божій Давидъ, созерцая дивные пути Господни въ судьбахъ народовъ земныхъ, говоритъ: «Съ небесе призрѣ Господь, видѣ вся сыны человѣческiя. Отъ готоваго жилища своего призрѣ на вся живущыя на земли» (Псаломъ 32, стихъ 13). Удивляясь, какъ «Господь вникаетъ во всѣ дѣла ихъ», какъ «разрушаетъ совѣты язычниковъ, уничтожаетъ замыслы народовъ» (Пс. 32, ст. 15 и 10), пѣснопѣвецъ восклицаетъ: «Блаженъ языкъ, емуже есть Господь Богъ его, людiе, яже избра въ наслѣдiе себѣ» (Пс. 32, ст. 12).

    21 June 2018 читать далее


  • А. С. Будиловичъ - Свѣточи Восточнаго Православія.

    А. С. Будиловичъ - Свѣточи Восточнаго Православія.

    Предлагаеная статья — блестящая рѣчь проф. А. С. Будиловича, сказанная на юбилейномъ актѣ 6-го апрѣля въ Варшавскомъ университетѣ. Мы лично съ величайшимъ наслажденіемъ читали ее, — думаемъ, что и на читателей нашихъ произведетъ она такое же впечатлѣніе. – Ред.

    Образованность ново-европейскихъ народовъ слагается изъ трехъ стихій: классической, христіанской и народной. Въ дальнѣйшемъ развитіи къ нимъ присоединяются еще результаты тысячелѣтняго труда этихъ народовъ.

    Въ сходствѣ этихъ стихій заключается источникъ и объясненіе культурной близости всѣхъ ново-европейскихъ народовъ. Эта близость могла бы дойти до плеонастическаго тожества, если бы Провидѣнію не благоугодно было ввести нѣкоторое разнообразіе въ тѣ составныя стихіи, ихъ сочетанія и способы дальнѣйшей переработки.

    24 May 2018 читать далее


  • Митрополит Антоний (Храповицкий) - О Патриархе Никоне (Восстановленная истина).

    Митрополит Антоний (Храповицкий) - О Патриархе Никоне (Восстановленная истина).

    Лекция Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Волынского, о Святейшем Никоне, Патриархе Всероссийском, записанная о. П.Л. В заключение лекции Высокопреосвященнейшим Владыкой были прочтены некоторые выдержки из переписки царя с Патриархом, в которых обнаружились одинаково благороднейшие и возвышеннейшие души Патриарха и царя и было высказано пожелание, чтобы образ Святейшего Патриарха и в сердцах его юных слушателей возбудил ревность послужить святой Церкви, содействовать ее устроению на началах богопреданных канонов, чему отдал всю свою жизнь Святейший Патриарх Никон. Первоначально лекция была опубликована в: Мирный труд. 1910. № 9. С. 140-171. – Ред.

    18 May 2018 читать далее


  • Николай Морковинъ – О праздникѣ Пасхи (1872)

    Радостенъ и свѣтоносенъ праздникъ свѣтлаго Христова воскресенія! Посвященный воепоминанію событія воскресенія Христова, онъ возбуждаетъ самыя свѣтлыя и отрадныя чувства. Эти чувства наполняютъ сердце, когда въ глубокую полночь зажигаются огни на колокольняхъ церквей и послѣ мертваго безмолвія вдругъ раздается благовѣстъ къ пасхальной утрени. «Нѣсколько разъ», говоритъ одинъ изъ ученыхъ изслѣдователей нашей русской жизни[1], «я прислушивался къ торжественному звону, и всякій разъ мнѣ слышалась новая музыка и новый хоръ ликующихъ голосовъ. Весь мой слухъ превращался въ безконечный міръ побѣдоносныхъ звуковъ, которые, дѣйствуя не на одинъ слухъ, но и на душу, напоминаютъ каждому человѣку, что все соединилось воспѣть Воскресшаго изъ мертвыхъ». Христіанинъ въ лучшей, какая у него есть, одеждѣ радостно спѣшитъ въ церковь, гдѣ прежде всего видитъ плащанищу и слышитъ надгробныя пѣнія, какія еще вчера раздавались... Но вотъ отверзаются царскія врата, и священнослужители въ блестящихъ ризахъ являются вѣстниками всемірной радости. Огни въ церкви дѣлаются свѣтлѣе и ярче, звонъ все чаще и чаще, начинается большое движеніе въ храмѣ и изъ притвора его слышится пѣснь воскресенія: Воскресеніе Твое, Христе Спасе, ангели поютъ на небеси. Земная Церковь спѣшитъ присоединиться къ лику ангельскихъ голосовъ и взываетъ: и насъ на земли стодоби чистымъ сердцемъ Тебе славити.

    08 April 2018 читать далее


  • Проф. С. И. Смирнов — Водокрещи. Материалы для истории Крещенских обрядов в древней Руси (1900).

    Проф. С. И. Смирнов, Водокрещи. Материалы для истории Крещенских обрядов в древней Руси // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1900. Т. 1. № 1. С. 1–17.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Праздник Крещения Господя и теперь еще в народе сопровождается множеством суеверных обычаев и обядов, идущих из глубокой древности, завещанных отчасти язычеством. Те из них, которые имеют христианское, а не языческое происхождение, сосредоточиваются около двух священных предметов – богоявленской воды и креста, конечно вследствие церковного обряда освящения воды, удачно называвашагося в древности Водокрещами, Водокрестием, Водокрещением, – откуда это имя перешло и на самый праздник Крещения.

    19 January 2018 читать далее


  • Страдальцы и мученики за веру православную и народность русскую в Западной Руси, в частности, в Гродненской губернии. (Посвящается простому Западнорусскому народу).

    Страдальцы и мученики за веру православную и народность русскую в Западной Руси, в частности, в Гродненской губернии. (Посвящается простому Западнорусскому народу). // «Гродненские епархиальные ведомости». Г.9 1909. Отдел неофициальный. 21 июня, №24/25. С. 245-266; 5 июля, №27. С. 271-292;19 июля, №29. С. 293-306.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Предки наши готовы были скорее умереть, 

    чем изменить вере православной и языку русскому.

    Нередко теперь приходится слышать, что русские люди легко, не особенно задумываясь, готовы изменить вере православной. У нас, например, в Западном крае, иные идут въ польский костел и, делаясь католиками, сразу же переделываются из русских в поляков. Известно, что в нашем крае стать католиком все равно что переделаться в поляка, так как католическая вера есть польская, как православная – русская, и ксендзы в костелах требуют непременно по-польски говорить. Сам народ понимает это и не говорит: православный или католик, когда спрашивают о вере, а непременно отвечает: русский или польский. А тут еще ксендзы морочат темный народ, что Господь Наш, Иисус Христос был поляк, а Пресвятая Дева Мария – полька. Говорили, что и Царица наша приняла католическую веру. Говорили ту же нелепость о почитаемом всеми православном пастыре о. Иоанне Кронштадтском, так что о. Иоанн вынужден был даже в газетах объяснят, что то есть наглая ложь. Находится однако немало невежд, которые верят этим пустым, недобрым басням. Как легко иные меняют веру и народность, страшно и подумать. Пообещает пан или пани службу выгодную; дадут какую-либо подачку; подвернется невеста – католичка или жених – католик, – и погибает русская душа, ибо вера и язык – это душа народная. Иной, живя среди католиков и боясь насмешек и притеснений, спешит дешево продать свою русскую душу, лишь бы жилось покойнее...

    28 November 2017 читать далее


  • Священнопроповедник Михаил М. Джега - ИЕЗУИТСТАЯ ФАТА-МОРГАНА. Несколько замечании об «Кочующим Соборе» 1928 г.

    «Без правды история есть потешная сказка,
    а с нею она – дельное и полезное знание
    ».

    Епископ Порфирий (Успенский)

    I.

    «История бывает трех родов: тупая, принимающая все, что оставило нам прошлое время с именем исторического материала за чистую монету и потому рассказывающая нам бабьи басни; лгущая, которая не обманывается сама, но обманывает других, которая из разных практических побуждений представляет черное белым и белое черным, хулит достойное хвалы и хвалит достойное порицаний и т.д.; и настоящая, которая стремится к тому, чтобы по возможности верно и обстоятельно узнавать прошлое и потом стараться также верно и обстоятельно воспроизвести его. Предоставляя желающим и произволящим быть сторонниками истории тупой и лгущей, я, со своей стороны, есмь горячий почитатель истории настоящей» – писал проф. Е. Е. Голубинский[1].

    Это заявление маститого исследователя русской церковной историографии, должно стать жизненным кредом всех историков, в частности историков церковных.

    Поводом к написанию этой статьи стало сомнительное историческое событие – «Кочующий Собор Истинно-Православной Церкви 1928 года».

    18 November 2017 читать далее