Посланіе Вселенской Патріархіи къ Святѣйшему Правительствующему Россійскому Сѵноду и Отвѣтное Посланіе послѣдняго (1902-1903 г.)

Постоянные члены Свят. Синода митрополиты: новосвмуч. Владимир (Богоявленский), Антоний (Вадковский) и Флавиан (Городецкий).

ПОСЛАНІЕ

Вселенской Патріархіи къ

Святѣйшему Правительствующему Россійскому Сѵноду (1902 г.)

Священный и Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ Церкви Русской, во Святомъ Духѣ возлюбленнѣйшій братъ, цѣлуемъ Васъ о Христѣ святымъ лобзаніемъ.

Изъ тѣхъ честныхъ мирныхъ грамотъ, коими святѣйшіе предстоятели досточтимыхъ автокефальныхъ православныхъ церквей отвѣтствовали намъ на наше извѣщеніе о совершившихся по Божьему изволенію нашемъ избраніи и восшествіи на Святѣйшій Апостольскій Патріаршій Вселенскій Престолъ, мы съ радостію усмотрѣли, что издревле ненарушимое единеніе соблюдается со всякимъ усердіемъ и горячею ревностію, что слова евангельской любви исполняются съ полною готовностію и что горячія молитвы къ Богу возносятся за эту старѣйшую святую и Великую Христову церковь, ревностнѣйшую въ вѣрѣ, надеждѣ и любви свою сестру.

Это согласное какъ бы въ священномъ сонмѣ стояніе вмѣстѣ молящихся во Христѣ сестеръ, поразивъ нашу душу, воспламеняетъ насъ къ еще болѣе тѣснѣйшему и неразрывному общенію и возбуждаетъ въ насъ добрыя надежды на улучшеніе взаимныхъ отношеній между единовѣрными церквами къ болѣе славной и богатой религіозной пользѣ. Мы принимаемъ за исполненныя крѣпкаго рѣшенія и божественной ревности и лобызая обнимаемъ свободныя завѣренія святѣйшихъ церквей, изъ числа коихъ старѣйшая между церквами православныхъ Имперій, святѣйшая сестра, православная, говоримъ, Всероссійская церковь особенно утѣшила насъ, сказавъ и завѣривъ слѣдующее: «обращенное къ намъ и прочимъ автокефальнымъ церквамъ Ваше призваніе къ миру, братской любви и взаимному живому общенію встрѣчаетъ откликъ и сочувствіе въ сердцахъ всѣхъ православныхъ христіанъ, преданныхъ своей матери-церкви. Раздѣленныя историческими причинами, различіемъ языковъ и народностью святыя Божіи помѣстныя церкви обрѣтаютъ свое единство во взаимной любви, а въ тѣсномъ другъ съ другомъ единеніи почерпаютъ мужество и силу къ преуспѣянію въ вѣрѣ и богопознаніи, къ сокрушенію козней вражескихъ и благоуспѣшному проповѣданію евангелія». Тотъ же духъ братской любви и единства, истекая изъ боготочиваго источника евангелія, вѣетъ въ словахъ и выраженіяхъ вышепомянутыхъ грамотъ всѣхъ другихъ сестеръ церквей, давая намъ смѣлость и силу и доставляя благословный поводъ, чтобы во исполненіе прекраснаго издревле дѣйствующаго обычая братскихъ и исполненныхъ любви привѣтствій спросить ихъ мнѣній по вопросамъ, относительно коихъ общая забота и рѣшеніе могутъ быть признаны церквами благовременными и содѣйствующими благу для общей пользы какъ отдѣльныхъ церквей, такъ и Церкви Вселенской, глава коей –Христосъ.

Итакъ, побуждаемые этою братскою поддержкою и имѣя въ мысли призваніе апостола Павла къ Коринѳянамъ и ко всѣмъ всѣхъ вѣковъ вѣрующимъ во Христа: «умоляю Васъ, братія, именемъ Господа нашего Іисуса Христа, чтобы всѣ вы говорили одно и не было между вами раздѣленій, но чтобы вы соединены были въ одномъ духѣ и въ однѣхъ мысляхъ», мы рѣшили предложить нашему Священному Стноду на разсмотрѣніе озабочивавшій насъ и почитаемый нами за приличный, святый и достойный глубокаго вниманія вопросъ о томъ, признаетъ ли ваша Святая Великая Христова Церковь благовременнымъ обмѣняться мнѣніями съ Святѣйшими Патріархами и досточтимѣйшими предстоятелями автокефальныхъ церквей относительно нѣкоторыхъ предметовъ, вообще говоря, религіознаго свойства, а въ частности большаго значенія и серьезности, списокъ коихъ мы и сообщили досточтимымъ и желаннѣйшимъ во Христѣ Сѵнодальнымъ братьямъ для обстоятельнаго разсмотрѣнія и обсужденія.

Итакъ, получивъ послѣ всесторонняго обсужденія и изслѣдованія единогласное Сѵнодальное заключеніе нашихъ во Святомъ Духѣ возлюбленнѣйшихъ и вожделѣннѣйшихъ братьевъ святыхъ архіереевъ по вышеупомянутымъ предметамъ, мы, послѣдуя дѣйствующему въ древней церкви обычаю, по которому предстоящіе въ церквахъ епископы свои затрудненія и ихъ рѣшеніе сообщали посредствомъ грамотъ другимъ епископамъ, тѣмъ самымъ старательно и побратски стремясь достигнуть согласія въ словѣ и дѣлѣ, побуждаемся къ изложенію обсужденныхъ уже Сѵнодомъ предметовъ. Мы не возбуждаемъ какихъ либо новыхъ вопросовъ, а лишь предлагаемъ общей заботѣ долгое время бывшіе въ пренебреженіи, для взаимнаго выясненія ихъ помѣстными, святыми, Божіими православными церквами, которыя исполняясь намѣреній всеобщей пользы, съ охотою, мы убѣждены въ томъ, примутъ на себя и благовременнымъ почтутъ расширитъ кругъ духовнаго общенія не только въ виду текущихъ обстоятельствъ, но и обязанности званія, къ коему мы всѣ призваны во Христѣ, поскольку изволеніемъ и благодатію Бога поставлены на предстоятельство святыхъ Его церквей, дабы внимать себѣ и по долгу заботиться о спасеніи всѣхъ. Ибо дѣйствительно для свыше поставленныхъ на духовное управленіе вѣрныхъ необходимо, а для христіанской полноты великая польза, имѣть попеченіе о томъ, дабы драгоцѣннѣйшее начало любви могло принести больше плодовъ, согласно святой волѣ Господа. Посему, сначала слѣдуетъ, мы думаемъ, изслѣдовать, что когда-нибудь казалось уважаемымъ предстоятелямъ святѣйшихъ автокефальныхъ церквей полезнымъ совершить, но не совершено, что отъ нынѣ должно и можно совершить для соединенія православныхъ народовъ въ единствѣ вѣры, во взаимной любви другъ къ другу и согласіи и что засимъ должно сдѣлать къ большему утвержденію святой православной нашей вѣры и лучшей защитѣ святыхъ Божіихъ церквей противъ нападокъ противнаго духа вѣка сего.

Богоугодно также и согласно евангелію спросить мнѣнія Святѣйшихъ автокефальныхъ церквей относительно настоящаго и будущаго отношеній нашихъ къ двумъ великимъ вѣтвямъ христіанства – западной и протестантской церквамъ. Извѣстно, что въ нашей церкви соблюдается правило постоянной за нихъ молитвы и прошеній, а у всякаго истиннаго христіанина, послѣдующаго евангельскому ученію единенія, есть благочестивая любовь и сердечное единеніе съ ними и со всѣми вѣрующими во Христа, но вмѣстѣ съ тѣмъ не неизвѣстно, что эта боголюбезная любовь сталкивается съ непоколебимымъ пребываніемъ этихъ церквей въ разномысліи, въ коемъ оставаясь, какъ на твердомъ основаніи укрѣпляемомъ временемъ, являются совершенно нерасположенными вступить на путь единенія, который указывается евангельскою и историческою правдою, или же и проявляютъ готовность, но въ. границахъ и размѣрахъ, на коихъ желаемое догматическое согласіе и общеніе представляются невоспріемлемыми для насъ. Излишне также говорить, что святая соборная и апостольская церковь, назданная на основаніи апостоловъ и утвержденная божественнѣйшими богоносными отцами на вселенскихъ соборахъ, имѣющая своею Главою Пастыреначальника Христа, Своею кровію пріобрѣтшаго ее, будучи по боговдохновенному и до небесъ восхищенному Апостолу столпомъ и утвержденіемъ истины и тѣломъ Христа, святая, говоримъ, Церковь есть въ дѣйствительности едина въ тожествѣ вѣры и въ подобіи нравовъ и обычаевъ, согласно постановленіямъ седми вселенскихъ соборовъ, и должна быть едина, а не многія церкви, – различающіяся другъ отъ друга по догматамъ и основнымъ установленіямъ церковнаго управленія. Но всякое невозможное у людей дѣло возможно у Бога. Посему и единеніе всѣхъ, слѣдуетъ надѣяться, сдѣлается когда-либо возможнымъ при помощи содѣйствующей Божіей благодати, когда люди направятся на стези евангельской любви и мира. Въ виду сего должно наблюдать и заботиться, чтобы по возможности расчистить ведущій къ этой цѣли и нынѣ неправильный путь, изыскивать точки для соглашенія и соединенія и для взаимныхъ дозволенныхъ уступокъ, до тѣхъ поръ, пока не завершится это дѣло, и тѣмъ исполнится къ общей радости и пользѣ изреченіе Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа о единомъ пастырѣ и единомъ стадѣ. Предполагая посему, что предложеніе о таковомъ разслѣдованіи будетъ пріятно святѣйшимъ братьямъ, смѣло предлагаемъ таковой братскій вопросъ, не будетъ ли признано благовременнымъ нѣкоторое предварительное разсужденіе о томъ, чтобы приготовить гладкій и широкій путь для любезнаго взаимнаго сближенія и опредѣлить, съ общаго согласія членовъ всей православной нашей церкви, основанія, мѣры и средства, какія будутъ признаны для сего наилучшими.

Въ связи съ вопросомъ о христіанскомъ единствѣ представляется и вопросъ о недавно отдѣлившихся отъ Римской церкви западныхъ христіанахъ, которые, принявъ названіе старокатоликовъ и утверждая, что они содержатъ все принятое нераздѣльною церковію до 9 вѣка, а также постановленія седми святыхъ и уважаемыхъ вселенскихъ соборовъ, себя же возвѣщаютъ какъ сущихъ уже въ каѳолической православной церкви, ищутъ съ нею единства и общенія въ смыслѣ окончательнаго формальнаго признанія. Похвальна вообще горячая ревность этихъ боголюбезныхъ христіанъ о христіанской истинѣ и евангельской любви, извѣстны христіанскому міру дѣянія и опредѣленія ихъ Собраній, а также догматическое и литургическое ученіе, изложенное въ ихъ катехизическихъ и символическихъ книгахъ. Но такъ какъ относительно выражаемаго ими исповѣданія вѣры не установлено еще у насъ какого-либо вполнѣ опредѣленнаго и общаго мнѣнія, но нашими церковными мужами высказываются различныя сужденія: одни -– непосредственно входящими съ ними въ общеніе, другія–издали основательно изучающими, изъ коихъ одни относительно таковаго исповѣданія заявляютъ, что въ догматическомъ отношеніи оно далеко отстоитъ отъ чистаго православія, а другіе напротивъ разсуждаютъ, что оно не содержитъ въ себѣ никакихъ отличій, препятствующихъ единству вѣры и церковному общенію, ибо исполнено воспріятія всего ненарушеннаго православнаго ученія и преданія, то мы признали за благо спросить относительно этого важнаго предмета благочестиваго и братолюбиваго мнѣнія святѣйшихъ и единовѣрныхъ церквей, если только имъ покажется благовременнымъ и признано будетъ желаннымъ содѣйствовать осуществленію желанія о полномъ единеніи съ нами названныхъ христіанъ и тѣмъ положить доброе начало къ ожидаемому и вожделѣнному всемірному христіанскому единству.

Не меньшаго вниманія, мы думаемъ, заслуживаютъ и вопросы: а) объ общемъ календарѣ, о коемъ столь долго говорятъ и пишутъ, въ частности предлагаютъ планы измѣненія отъ вѣковъ дѣйствующаго въ православной церкви юліанскаго календаря или принятія григоріанскаго, признавая первый неудовлетворительнымъ, а второй за болѣе точный, а засимъ – б) о пересмотрѣ тѣсно связанной съ календаремъ нашей церковной пасхаліи. И въ отношеніи къ сему предмету мы видимъ, что мнѣнія среди нашихъ православныхъ раздѣляются на двѣ половины. Ибо одни изъ нихъ считаютъ издревле принятый у насъ календарь за единственно приличный для церкви, ибо онъ преданъ намъ отцами и церковно свыше провозглашенъ, и по основаніямъ, которыя приводятъ, находятъ измѣненіе его не только не нужнымъ, но думаютъ, что таковаго необходимо избѣжать. Иные же, выставляя возможную хронометрическую точность и внѣшнюю общую пригодность, являются сторонниками западнаго календаря и введенія его у насъ, находя это приличнымъ и ожидая получить отъ западной церкви религіозную по ихъ особому пониманію пользу. Такимъ образомъ, въ виду усиливающагося въ наши дни изслѣдованія сего предмета, по которому одновременно высказываются заслуживающія вниманія двоякія основанія, одни–опирающіяся на науку, а другія – на религію, при чемъ въ нѣкоторыхъ православныхъ странахъ проявляется увлеченіе мнѣніемъ о необходимости перемѣны нашего календаря или какого либо его измѣненія, намъ кажется соотвѣтственнымъ, чтобы святыя православныя церкви вошли въ сношеніе другъ съ другомъ, дабы заботу объ этомъ предметѣ сдѣлать общею для всѣхъ церквей заботою и имѣть одно мнѣніе и одно рѣшеніе всей православной церкви, коей одной только подлежитъ сужденіе объ этомъ предметѣ и изысканіе, по необходимости, способа соединить возможную требуемую научную точность съ сохраненіемъ освященныхъ церковныхъ опредѣленій.

Итакъ, наша Христова великая церковь, почитая таковой обмѣнъ мнѣній за обнаруженіе духовнаго и дѣйствительнаго общенія, столь драгоцѣннаго для православія, питаетъ добрыя надежды на то, что ея братская забота и призваніе, направленныя къ святымъ и евангельскимъ цѣлямъ, встрѣтятъ сочувственный откликъ въ сердцѣ почитаемыхъ во Христѣ братьевъ и найдетъ полное согласіе на сообщеніе мнѣнія церквей, въ коихъ они боголюбезно предстоятельствуютъ, о каждомъ пунктѣ. Надѣемся также, что вмѣстѣ съ ожидаемою общею пользою отъ взаимныхъ сношеній, засвидѣтельствуется міру пребывающая въ святой Христовой православной церкви крѣпкая нравственная сила, источникъ коей – непоколебимо содержимая истина, а крѣпкая защита неразрывное единство частныхъ церквей другъ съ другомъ. При таковыхъ надеждахъ и убѣжденіи, кои мы основываемъ на боговдохновенной о славѣ и благоденствіи святыхъ Божіихъ церквей ревности управляющихъ ими уважаемыхъ предстоятелей и Святѣйшихъ Сѵнодовъ, изъ глубины сердца молимъ Господа, да спасетъ Онъ и защититъ подъ Своею непобѣдимою эгидою всю полноту православныхъ вѣрныхъ и да подастъ Вашей желаннѣйшей намъ и вожделѣннѣйшей любви жизнь, исполненную счастія, здравія и благополучія.

1902 года іюня 30.

Вашихъ желаннѣйшихъ намъ Преосвященствъ возлюбленный во Христѣ братъ и совершенно расположенный Константинопольскій Іоакимъ.

Далѣе слѣдуетъ подписи членовъ Сѵнода: Ефесскаго Іоанна, Прусскаго Наѳанаила, Неокесарійскаго Александра, Иковійскаго Аѳанасія, Смирнскаго Василія, Хіосскаго Константина, Варненскаго Поликарпа, Ксанѳскаго Іоакима, Боденскаго Никодима, Латицкаго Никифора, Иліопольскаго Тарасія и Калліопольскаго и Мадитскаго Іеронима.

 

«Церковныя Вѣдомости». 1903. № 23. С. 240-244.

 

ОТВѢТНОЕ ПОСЛАНІЕ

Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода ко Вселенской Патріархіи (1903 г.)

Святѣйшему Архіепископу Константинополя, Новаго Рима, и Вселенскому Патріарху Господину Господину Іоакиму III со Святымъ и Священнымъ Сѵнодомъ Великой Христовой Церкви Константинопольской посылаемъ братское во Христѣ лобзаніе.

Съ особою радостію и любовью получилъ Святѣйшій Сvнодъ Всероссійскій почтенное и духоносное посланіе Вашего Святѣйшества и Священнаго Вашего Синода, запечатлѣнное обычною на каѳедрѣ Златоуста ревностью о благѣ Церкви Божіей и неизмѣннымъ попеченіемъ о спасеніи всѣхъ, равно какъ и особою любовью и близостью къ Церкви Россійской; и по внимательномъ изслѣдованіи и разсужденіи, подвизается отвѣтствовать любви Вашей и сообщить Вамъ свое мнѣніе по вопросамъ, столь благовременно поставленнымъ Вашею мудрою попечительностью.

Прежде всего, памятуя слова Псалмопѣвца: «се что добро или что красно, но еже жити братіи вкупѣ» и заповѣдь Апостола: «блюсти единеніе духа въ союзѣ мира», мы съ любовію лобызаемъ Боголюбезную мысль Вашу о необходимости упрочить единеніе и расширить кругъ взаимообщенія между сестрами по вѣрѣ – святыми Божіими православными церквами помѣстными, полагая, что только во взаимной любви и въ постоянномъ и дѣятельномъ общеніи между собой найдутъ святыя Церкви надежную себѣ опору и силы для ихъ великой «брани противъ міроправителей тьмы вѣка сего, духовъ злобы поднебесныхъ», противъ невѣрія, индифферентизма и прочихъ зловредныхъ вѣяній. Самымъ же лучшимъ и совершеннѣйшимъ выраженіемъ этой святой братской любви и блаженнѣйшаго общенія Божіихъ церквей и самымъ дѣйственнымъ средствомъ къ врачеванію нашихъ общественныхъ нестроеній были бы, несомнѣнно, нарочитыя собранія православныхъ епископовъ, въ особенности предстоятелей Церквей, и ихъ непосредственное «усты къ устомъ» совѣщаніе по вопросамъ, въ данное время волнующимъ ихъ духовную паству. Если епископы, по влеченію ихъ сердца, подвизаемые лежащимъ на нихъ архипастырскимъ долгомъ, соберутся во едино и, нелицемѣрно мысля себя предъ лицемъ Самого Христа, неложно обѣщавшагося быть среди собравшихся во имя Его, въ чистой совѣсти и единодушной молитвѣ произнесутъ всенародно исповѣданіе вѣры своей или постановятъ рѣшеніе, врачующее церковныя нестроенія и язвы; то Духъ Святый, живущій въ Церкви Вселенской и движущій ею, несомнѣнно говоритъ въ такомъ случаѣ устами молитвенно собравшихся епископовъ, хотя бы каждый изъ нихъ и сознавалъ себя грѣшнѣйшимъ изъ людей. И если нѣкогда поколебалось мѣсто, гдѣ собрана была церковь, молившаяся и дерзновенно призывавшая всесильную Десницу Промыслителя на окружившихъ ее враговъ, то несомнѣнно и теперь «много можетъ совокупная молитва» предстоятелей Церквей и противъ, дерзновенно провозглашеннаго ихъ соборомъ исповѣданія вѣры ихъ не устояли бы никакія враждебныя силы, и жизнь церковная, нашедши себѣ столь яркое выраженіе, несомнѣнно заблистала бы неизъяснимымъ свѣтомъ предъ лицемъ всего міра и повлекла бы къ себѣ сердца всѣхъ ищущихъ истины, пробудивъ въ то же время и дремлющую совѣсть рожденныхъ въ вѣрѣ, но забывшихъ ее и охладѣвшихъ къ ней. Но какъ бы ни было вожделѣнно такое собраніе всѣхъ епископовъ православныхъ, – въ настоящее время, когда святыя церкви помѣстныя раздѣлены между собою границами государствъ, и когда всякое междуцерковное отношеніе по необходимости затрагиваетъ и отношенія междугосударственныя, едва-ли осуществимо такое собраніе епископовъ и такое всенародное и вселенское обсужденіе ими церковныхъ вопросовъ. О немъ пока можно молиться и его желать. Ближайшей же задачей святыхъ помѣстныхъ православныхъ церквей и ихъ мудрыхъ предстоятелей является – по возможности приближаться къ указанному свѣтлому идеалу древне-церковнаго вселенскаго общенія, поддерживая между собою постоянную и живую связь посредствомъ письменныхъ и другихъ сношеній, обмѣниваясь братскими посланіями по случаю всякихъ радостныхъ и печальныхъ событій въ своей церковной жизни, испрашивая братскихъ совѣтовъ и указаній въ случаяхъ затруднительныхъ, дѣлясь съ прочими своимъ опытомъ въ веденіи дѣлъ церковныхъ. Въ особенности же необходимъ такой обмѣнъ мнѣній между сестрами-церквами въ вопросахъ, касающихся существа вѣры и основоположеній настоящаго церковнаго устройства, или же имѣющихъ междуцерковный характеръ. Пусть въ тѣхъ случаяхъ, когда предстоитъ въ помѣстной церкви какая-либо реформа, глубоко затрогивающая установившійся церковный строй, когда надлежитъ произнести или уже произнесено сужденіе о какомъ-нибудь новомъ религіозномъ движеніи, въ особенности, если вліяніе его можно предполагать и за границами данной церкви, пусть тогда предстоятель этой церкви, посредствомъ посланія или иначе, извѣститъ предстоятелей и другихъ помѣстныхъ православныхъ церквей, прося у братской опытности ихъ совѣта и поставляя ихъ въ извѣстность о происшедшемъ въ его области. Такая постоянная взаимопомощь и участіе въ общей жизни несомнѣнно будетъ служить дѣйствительной и живой связью, скрѣпляющей всѣ помѣстныя церкви въ единое Тѣло, «возрастающее въ жилище Божіе Духомъ». Но и въ своей особой жизни каждая автокефальная православная церковь должна хранить всегда (какъ и теперь онѣ дѣлаютъ) память и сознаніе своего единенія съ прочими православными церквами и того, что только въ общеніи и согласіи съ ними она имѣетъ залогъ истины и вѣчной жизни, является церковію Божіею, и что, потерявъ то общеніе и единеніе, она должна погибнуть и засохнуть, какъ вѣтвь, отпадшая отъ Лозы. Постоянное и дѣятельное проведеніе въ жизнь и свою церковную практику этого начала вселенскости, воспитаніе чувства необходимости его въ своемъ церковномъ обществѣ да будутъ предметомъ особой заботливости мудрыхъ предстоятелей помѣстныхъ церквей, и неослабная и искренняя ревность ихъ, вѣримъ, не замедлитъ принести обильный плодъ на благодатной нивѣ вселенскаго единенія, оживляя въ тоже время и церковную жизнь каждой помѣстной церкви, укрѣпляя вѣру ея чадъ, совершая ихъ въ надеждѣ жизни вѣчной и взаимной любви, а вмѣстѣ съ тѣмъ являя и міру всему во всемъ блескѣ истину и силу Христовой православной вѣры.

Что касается нашихъ отношеній къ двумъ великимъ развѣтвленіямъ христіанства – латинянамъ и протестантамъ, то Россійская Церковь, вмѣстѣ со всѣми автокефальными православными церквами, всегда молится, ждетъ и пламенно желаетъ, чтобы эти нѣкогда чада Матери-Церкви и овцы единаго стада Христова, а теперь завистію вражіею отторгнутыя и заблудшія, «покаялись и пришли въ познаніе истины», чтобы они снова возвратились въ лоно святой соборной и Апостольской церкви, къ своему единому пастырю. Мы вѣримъ искренности вѣры ихъ во Пресвятую и Живоначальную Троицу, и потому принимаемъ крещеніе тѣхъ и другихъ. Мы чтимъ апостольское преемство латинской іерархіи и приходящихъ къ нашей Церкви клириковъ ихъ принимаемъ въ сущемъ ихъ санѣ (подобно тому, какъ принимаемъ армянъ, коптовъ, несторіанъ и другихъ, не утратившихъ апостольскаго преемства). «Сердце наше расширено» (2 Кор. VI, 11), и все возможное готовы мы сдѣлать, чтобы способствовать утвержденію на землѣ вожделѣннаго единства. Но, къ великому нашему сожалѣнію и общей скорби всѣхъ истинныхъ церковныхъ чадъ, въ настоящее время приходится думать не столько о смягченіи нашихъ отношеній къ западнымъ христіанамъ и о любвеобильномъ привлеченіи ихъ обществъ къ единенію съ нами, сколько о неустанной и бдительной защитѣ ввѣренныхъ намъ словесныхъ овецъ отъ непрестающихъ нападеній и многообразныхъ соблазновъ со стороны латинянъ и протестантовъ. Нашимъ возлюбленнымъ и высокочтимымъ отцамъ и братіямъ извѣстны вѣковыя вожделѣнія Рима, послужившія въ свое время причиной и отпаденія его; извѣстны въ исторіи различныя ухищренія его и явныя и тайныя, направленныя къ тому, чтобы подчинить себѣ православный Востокъ; извѣстны и нынѣ существующія и дорого стоющія школы, миссіонерскія общества, особые монашескіе ордена и прочія и прочія учрежденія, число которыхъ не перестаетъ возрастать, и единственная цѣль которыхъ уловить, если возможно, чадъ православной Церкви. Въ частности, на Россійскую Церковь давно уже направлены взоры латинства. Не имѣя возможности соблазнить нашъ простой, но благочестивый и преданный Церкви народъ, они обращаются къ членамъ высшаго аристократическаго общества, привыкшаго жить заграницей и уже много поколѣній находящагося въ постоянномъ духовномъ общеніи съ западомъ, и путемъ тайной пропаганды, путемъ литературы, печати и т. п., стараются ихъ поколебать въ вѣрѣ отцевъ и утвердить среди нихъ католичество. Обращеніе Россіи и русскаго народа составляетъ завѣтную мечту и нескрываемую цѣль стремленій современнаго папства. Поэтому, какъ бы ни были миролюбивы рѣчи латинянъ, какъ бы старательно ни выказывали и ни подчеркивали всячески они своей особенной любви и уваженія къ Православной Церкви, въ частности, къ русскому народу и государству, эти рѣчи не должны и не могутъ закрыть отъ нашего вниманія дѣйствительныхъ поползновеній Рима, и мы, по необходимости, только еще болѣе усиливаемъ нашу бдительность и нашу рѣшимость непоколебимо стоять на незыблемой почвѣ православія и не увлекаться никакими видами ложно понятаго мира, не смотря на все стремленіе наше къ единенію вѣры, заповѣданному всѣмъ христіанамъ самимъ Христомъ, Спасителемъ нашимъ.

Столь же, если еще не болѣе, неприступнымъ представляется въ настоящее время и протестантство. Не разумѣя церковной жизни и требуя себѣ внѣшнихъ осязательныхъ дѣлъ, преимущественно общественно-соціальнаго характера, протестантскія общины разсматриваютъ нашу Восточную Церковь, какъ область духовнаго застоя, безпросвѣтнаго мрака и заблужденія, не останавливаясь даже предъ обвиненіями насъ въ идолопоклонствѣ, – и потому изъ ложно понимаемой ревности о Христѣ не щадятъ матеріальныхъ средствъ и силъ на распространеніе среди чадъ Православной Церкви своихъ протестантскихъ заблужденій, не опуская случая подорвать авторитетъ православной іерархіи и поколебать въ народѣ вѣру въ святость церковнаго преданія. Религіозная исключительность и даже фанатизмъ, смѣшанный съ презрительнымъ высокомѣріемъ по отношенію къ православію, отличаетъ протестантовъ, можно сказать, болѣе, чѣмъ латинянъ. Конечно, многое въ этомъ объясняется вѣковыми предразсудками и общею узостью кругозора нѣмецкой богословской школы, а отсюда и церковныхъ дѣятелей протестантскихъ, и это налагаетъ на нашихъ ученыхъ непремѣнный долгъ раскрывать предъ сознаніемъ запада истинное величіе и подлинно христіанскую чистоту православія. Но пока это тягостное и неблагодарное сѣяніе на каменистой почвѣ культурной гордости и взаимнаго непониманія будетъ приносить свои плоды, намъ, предстоятелямъ церкви, въ особенности Россійской, приходится напрягать всѣ свои силы въ борьбѣ противъ разнообразныхъ ухищреній этого опаснаго врага церкви, непрестанно молясь своему Пастыреначальнику защитить отъ него своихъ вѣрныхъ овецъ.

Инымъ нѣсколько образомъ относятся къ православію англикане. За рѣдкими исключеніями, они не стремятся совращать православныхъ христіанъ, и при всякомъ поводѣ и случаѣ стараются заявить свое особенное уваженіе святой апостольской восточной церкви, признавая ее, а не Римъ, истинною хранительницею отеческихъ преданій и въ единеніи съ нею и согласіи ища и для себя оправданія. Любовь и расположеніе не могутъ не вызывать любви и съ нашей стороны, и не питать въ насъ благой надежды на возможность церковнаго единенія съ ними въ будущемъ. Но и здѣсь еще многое предстоитъ сдѣлать и выяснить, прежде чѣмъ будетъ возможно думать о какомъ-нибудь опредѣленномъ шагѣ въ томъ или другомъ направленіи. И прежде всего необходимо, чтобы желаніе единенія съ восточной православной церковію сдѣлалось искреннимъ желаніемъ не только нѣкоторой фракціи въ англиканствѣ (High Church), но и всего англиканскаго общества, чтобы другое чисто кальвинистическое теченіе, въ сущности отрицающее церковь, какъ мы ее понимаемъ, и съ особой нетерпимостью относящееся къ православію, было поглощено вышеупомянутымъ чистымъ теченіемъ и потеряло свое замѣтное, чтобы не сказать исключительное вліяніе на церковную политику и всю вообще церковную жизнь этого въ общемъ чуждаго непріязни къ намъ исповѣданія. Съ нашей стороны въ отношеніи къ англиканамъ должны быть братская готовность помочь имъ разъясненіями, обычная внимательность къ ихъ лучшимъ желаніямъ, возможная. Снисходительность къ естественнымъ при вѣковомъ раздѣленіи недоумѣніямъ, но въ то же время твердое исповѣданіе истины нашей вселенской церкви, какъ единой хранительницы Христова наслѣдія и единаго спасительнаго ковчега божественной благодати.

Такъ называемые старокатолики, мужественно поднявшіе свой голосъ противъ «любящаго начальствовать у нихъ» (3 Іоан. 9 ст.) и до сихъ поръ не перестающіе приносить всякія жертвы въ своей великой борьбѣ за истину и совѣсть, съ самыхъ первыхъ шаговъ нашли себѣ сочувствіе среди нашихъ церковныхъ дѣятелей и представителей богословской науки, изъ которыхъ нѣкоторые приняли самое живое участіе въ ихъ дѣлѣ, неустанно работая въ ихъ пользу и въ литературѣ, и на конгрессахъ. Въ отвѣтъ на общее желаніе, въ Петербургѣ учреждена была особая комиссія для изслѣдованія вопроса о старокатоликахъ и для сношенія съ ними (она существуетъ и до сихъ поръ). Наши дѣятели одушевлены были самыми лучшими чувствами къ старокатоликамъ и, понимая всю разность въ національныхъ, историческихъ, церковныхъ и пр. условіяхъ и традиціяхъ, со всякимъ терпѣніемъ относились къ возникавшимъ разногласіямъ и недоумѣніямъ старокатоликовъ, и готовы были сдѣлать все, чтобы уравнять для нихъ путь къ вступленію въ церковь. Въ началѣ это вожделѣнное дѣло представлялось близкимъ и безъ особыхъ трудностей осуществимымъ. Но время идетъ. Главные столпы старокатолическаго движенія, воспитанные, хотя и не въ православныхъ, но все же церковныхъ преданіяхъ, одинъ за другимъ сходятъ съ жизненной арены, уступая мѣсто новымъ людямъ, столь же, можетъ быть, искреннимъ и самоотверженнымъ, но не столь твердымъ въ церковности, не жившимъ церковною жизнію; а окружаетъ ихъ по преимуществу міръ протестантскій, съ которымъ они къ тому же близки и по языку, и по общей гражданской жизни, и по университетскому образованію, и по самой, наконецъ, борьбѣ съ Римомъ. Этимъ новымъ людямъ, не особенно твердымъ въ церковности, при удаленности отъ Востока и неясномъ представленіи о немъ, міръ протестантскій, естественно, можетъ показаться и сроднымъ и близкимъ, и нелегко имъ устоять противъ его незамѣтнаго, но постояннаго вліянія. Вотъ почему и наша россійская церковь, не переставая и теперь сочувствовать и удивляться старокатоликамъ и всячески содѣйствуя ихъ достохвальному исканію церковной истины, начинаетъ съ нѣкоторой тревогой смотрѣть на будущее этого движенія: устоятъ ли старокатолики въ своемъ первоначальномъ рѣшеніи принадлежать только подлинной вселенской церкви и стремиться къ единенію съ нею, или же, увлекшись заманчивой и столь свойственной раціоналистическому Западу мечтой возстановить истинную Церковь у себя дома своими научными силами и своимъ разумомъ, уклонятся на распутія протестантства, къ великому горю всѣхъ своихъ искреннихъ друзей?.. Задача наша по отношенію къ нимъ должна состоять, по нашему мнѣнію, въ томъ, чтобы, не полагая имъ лишнихъ преградъ къ единенію неумѣстною нетерпимостью и подозрительностью, но и не увлекаясь понятнымъ желаніемъ имѣть полезныхъ и многоученыхъ союзниковъ противъ Рима, серьезно и твердо, по совѣсти и предъ Христомъ, раскрыть имъ нашу вѣру и неизмѣнное убѣжденіе въ томъ, что только наша восточная православная Церковь, неповрежденно сохранившая всецѣлый залогъ Христовъ, – есть въ настоящее время Церковь вселенская, и тѣмъ на самомъ дѣлѣ показать имъ, что они должны имѣть въ виду, и на что рѣшиться, если дѣйствительно вѣрятъ въ спасительность пребыванія въ Церкви и искренно желаютъ единенія съ нею. Наша любовь и наша молитва должны сдѣлать эти нелегкія для гордаго ума условія удобoпріемлемыми для старокатоликовъ.

Наконецъ, и вопросъ о перемѣнѣ или только о нѣкоторомъ преобразованіи календаря, точно также не мало и уже давно, волнуетъ умы православныхъ и въ нашей странѣ. По повелѣнію Благочестивѣйшаго Государя нашего нарочито для изслѣдованія этого вопроса при Императорской академіи наукъ образована особая комиссія изъ ученыхъ представителей различныхъ, имѣющихъ сюда отношеніе, отраслей знанія. Но работы этой комиссіи, весьма многосложныя и разностороннія, до сихъ поръ еще не закончены, и послѣдняго вывода ихъ заранѣе сказать нельзя. Нужно только, по нашему мнѣнію, имѣть въ виду, что вопросъ этотъ имѣетъ много сторонъ, допускающихъ неодинаковое освѣщеніе и рѣшеніе. Примѣненіе новаго стиля въ одномъ гражданскомъ лѣтосчисленіи, безъ измѣненія Пасхаліи и безъ передвиженія церковныхъ праздниковъ и съ однимъ переименованіемъ чиселъ примѣнительно къ новому стилю (т. е., тотъ день, который теперь помѣчается, напримѣръ, 6 января, тогда будетъ помѣчаться 19, но останется праздникомъ Богоявленія), конечно, особенно не затронетъ церковныхъ интересовъ, такъ какъ въ церковной практикѣ останется во всей силѣ календарь Юліанскій (только праздникъ Новолѣтія совпадетъ тогда не съ праздникомъ Обрѣзанія Господня, а съ памятью святаго мученика Вонифатія 19 декабря стараго стиля, какъ это и практикуется, напримѣръ, въ православной японской церкви, которой приходится помѣчать свои праздники новымъ стилемъ, дѣйствующимъ въ Японіи). Но, если затронуть вопросъ о чисто научной состоятельности того или другого лѣтосчисленія, то болѣе авторитетные ученые у насъ склоняются скорѣе въ пользу Юліанскаго календаря, допуская лишь нѣкоторыя поправки въ немъ, а отнюдь не замѣну его менѣе осмысленнымъ, по ихъ заключенію, календаремъ Григоріанскимъ. Этотъ авторитетный голосъ ученыхъ заставляетъ и насъ, блюстителей Церкви, съ большою осторожностью относиться къ желанію нѣкоторыхъ перемѣнить календарь, если при этомъ разумѣть перемѣну и Пасхаліи и всего церковнаго лѣтосчисленія. Такая перемѣна, колеблющая исконный и много разъ освященный Церковію порядокъ, несомнѣнно сопровождалась бы нѣкоторыми потрясеніями въ церковной жизни, а между тѣмъ въ настоящемъ случаѣ такія потрясенія не находятъ для себя достаточнаго оправданія ни въ исключительной правотѣ предлагаемой реформы, ни въ назрѣвшей церковной потребности. Посему, мы съ своей стороны стояли бы за сохраненіе въ церковной практикѣ календаря Юліанскаго, допуская въ крайнемъ случаѣ лишь формальныя, вышеизъясненныя перемѣны касательно Новолѣтія и переименованія чиселъ.

Предлагая все вышеизложенное Вашей любви и мудрому благоусмотрѣнію, не можемъ не обратить вниманія предстоятелей святыхъ Божіихъ Церквей на то печальное явленіе, что и внутри самой Православной Церкви видимъ мы достойное слезъ оскудѣніе любви, раздоры и раздѣленіе, иногда доходящіе до разрыва церковнаго общенія. Да прострется наша любовь и на живущихъ среди насъ заблудшихъ братій нашихъ. Рядомъ съ нами стоятъ древнія христіанскія общины: несторіане, армяне, копты и проч., отдѣлившіеся много вѣковъ отъ Церкви, но не потерявшіе церковнаго устройства, ни іерархіи, и въ настоящее время, по крайней мѣрѣ въ лицѣ самыхъ передовыхъ своихъ членовъ, начинающіе иногда приходить къ сознанію неправоты своего отпаденія. Привлечь снова въ лоно единой Церкви этихъ людей, рядомъ съ нами живущихъ, весьма близкихъ къ намъ по культурѣ, нравамъ и обычаямъ, и, въ особенности, по складу церковной жизни и по типу благочестія, является ближайшею задачею нашей Церкви и нашимъ непремѣннымъ и прямымъ долгомъ, исполнивъ который мы не только бы возродили къ новой церковной жизни эти древнія общины, но и для самой Церкви со временемъ открыли бы новый источникъ сильныхъ и усердныхъ тружениковъ въ общемъ церковномъ дѣлѣ.

Вседушевно моля Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа, да утвердитъ онъ въ единомысліи святую Свою Соборную и Апостольскую Церковь, да укрѣпитъ въ Ней начало взаимной любви и общенія, Вашему же Святѣйшеству и святому и Священному Сѵноду, окружающему Васъ, вмѣстѣ со всею Великою Церковію Константинопольскою да даруетъ миръ и благоденствіе и во всемъ преуспѣяніе, пребываемъ съ братскою о Христѣ Богѣ любовію.

1903 года февраля 25 дня.

Антоній, Митрополитъ С.-Петербургскій и Ладожскій.

Владиміръ, Митрополитъ Московскій и Коломенскій.

Владиміръ, Епископъ Владикавказскій и Моздокскій.

Николай, Епископъ Таврическій и Симферопольскій.

Іоаннъ, Епископъ Саратовскій и Царицынскій.

Епископъ Маркеллъ.

 

«Церковныя Вѣдомости». 1903. № 24. С. 250-257.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: