Сѵнодикъ: Присутствовавшій въ Святѣйшемъ Сѵнодѣ Преосвященный епископъ Маркеллъ (Попель).
29-го минувшаго сентября [1903 г., 12 октября по н. ст.], въ 9 часовъ 15 минутъ утра, тихо скончался преосвященный епископъ Маркеллъ. Наканунѣ своей кончины почившій владыка исповѣдывался и причастился Святыхъ Таинъ; утромъ 29 сентября, почувствовавъ приближеніе смерти, владыка выразилъ желаніе пособороваться. И по прочтеніи послѣднихъ молитвъ таинства отдалъ свою душу Господу Богу.
Почившій епископъ Маркеллъ – сынъ дворянина Онуфрія Попеля, родился 25 декабря 1825 года въ городѣ Галичѣ въ австрійской Галиціи. Обучался сначала въ нѣмецкой школѣ этого города, затѣмъ въ классической гимназіи въ Станиславѣ и Бучачѣ въ Галиціи. Окончилъ курсъ ученія на философскомъ факультетѣ въ городѣ Черновицахъ и, кромѣ того, выслушалъ полный богословскій курсъ въ двухъ университетахъ – во Львовѣ и въ Вѣнѣ. Въ 1849 году былъ назначенъ учителемъ педагогическихъ курсовъ во Львовѣ, а въ 1850 году 20 декабря рукоположенъ во священника къ приходской церкви уніатской Львовской архіепископіи въ городѣ Бучачѣ.
Во время своего пребыванія въ Галиціи, исполняя законоучительскія обязанности въ нѣкоторыхъ мѣстныхъ гимназіяхъ, преосвященный Маркеллъ занимался въ то же время составленіемъ цѣлаго ряда ученыхъ богословскихъ работъ и сотрудничествомъ въ Львовской газетѣ «Русское Слово». Въ своихъ ученыхъ работахъ и статьяхъ почившій занимался главнымъ образомъ изложеніемъ и объясненіемъ обрядовъ восточной церкви и ревностного защитою оныхъ.
Правительственная комиссія народнаго просвѣщенія въ царствѣ Польскомъ обратила вниманіе на ученаго и ревностнаго защитника Православія и вызвала его въ 1866 году въ Россію. Съ тѣхъ поръ всѣ мысли почившаго и вся его дѣятельность направлены были на возсоединеніе любовію отторгнутыхъ нѣкогда насиліемъ Холмскихъ уніатовъ. Началъ онъ свою дѣятельность на пользу Православія сначала въ должности законоучителя Холмской гимназіи и преподавателя Холмской духовной семинаріи, а затѣмъ служилъ протоіереемъ при Холмскомъ каѳедральномъ соборѣ и совѣтникомъ Холмской уніатской духовной консисторіи. Одаренный рѣдкимъ даромъ слова, по порученію консисторіи, протоіерей Попель посѣщалъ уніатскіе приходы и увѣщавалъ мѣстное духовенство и прихожанъ въ необходимости устранить изъ церковнаго употребленія латино-польскія нововведенія и въ церковныхъ проповѣдяхъ употреблять русскій языкъ вмѣсто польскаго. Много содѣйствовало вліятельное слово Попеля послѣдующему возсоединенію уніатовъ съ православною церковію. При утвержденномъ папою Піемъ IX епископѣ Холмскомъ Михаилѣ Куземскомъ протоіерей Попель продолжалъ свою дѣятельность на пользу Православія и, по увольненіи Куземскаго отъ должности въ 1871 году, былъ назначенъ администраторомъ Холмской епархіи.
Облеченный полномочіями, протоіерей Попель рѣшительно выступилъ на защиту Православія и въ посланіи къ духовенству 25 марта 1871 года настаивалъ на необходимости очистить греко-уніатскій обрядъ отъ латинскихъ нововведеній. Въ 1873 г. Холмскимъ епархіальнымъ начальствомъ сдѣлано было распоряженіе о повсемѣстномъ совершеніи богослуженія по уставу греко-восточной церкви. И несмотря на противодѣйствіе со, стороны католиковъ, на папскую буллу, осуждавшую дѣятельность протоіерея Попеля, при его настойчивомъ стремленіи къ одной цѣли – возсоединенію съ Православною церковью, при ревностномъ, содѣйствіи протоіерея Холмскаго каѳедральнаго собора Іоанна Гошовскаго и другихъ пастырей, уніаты рѣшили ходатайствовать о возсоединеніи Холмской греко-уніатской епархіи съ православною всероссійскою церковію. Постановленіе Святѣйшаго Сѵнода о возсоединеніи состоялось 23 апрѣля 1875 года, а 11 мая того же года было торжественно отпраздновано въ г. Холмѣ[1]. Образована была православная Холмско-Варшавская епархія; непосредственное же завѣдываніе нововозсоединенными съ Православною церковію приходами поручено было Маркеллу Попелю, съ возведеніемъ его, по возсоединеніи съ Православною церковію, въ санъ епископа Люблинскаго, викарія Холмско-Варшавской епархіи. На Люблинской каѳедрѣ почившій владыка пробылъ до 1878 года, посвятивъ, такимъ образомъ, дѣлу возсоединенія и утвержденія въ Православіи уніатовъ 12 лѣтъ. Объ этой дѣятельности почившій такъ повѣствовалъ, прощаясь съ Холмской паствою. «Двѣнадцать лѣтъ тому назадъ я былъ вызванъ въ Холмъ для обученія молодежи, вскорѣ затѣмъ я принялъ дѣятельное участіе въ управленіи епархіею и наконецъ поставленъ во главѣ правленія. Двѣнадцать лѣтъ усиленнаго неусыпнаго труда, двѣнадцать лѣтъ удручающихъ душу опасеній и розовыхъ, оживляющихъ надеждъ. Но, по милости Божіей, трудъ увѣнчался успѣхомъ, опасенія прошли мимо и надежды сбылись. Вѣковое заблужденіе ввѣренной мнѣ паствы разсѣялось предъ свѣтомъ истины: унія, введенная насиліемъ и хитростію, исчезла, какъ исчезаетъ всякое дѣло обмана, и Холмская Русь опять стала вѣровать, какъ вѣровали ея предки. Нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, съ миромъ, яко видѣста очи мои спасеніе Твое».
И зта великая задача – возсоединеніе уніатовъ, ставящая почившаго владыку на видное и почетное мѣсто въ исторіи Православной Русской Церкви, достигнута двумя средствами – воспитаніемъ дѣтей и юношества въ духѣ православной церкви и проповѣдническимъ словомъ пастырей, горячо убѣжденныхъ въ истинности Православной Греко-Восточной Церкви.
Съ 9 сентября 1878 года преосвященный Маркеллъ продолжалъ свое служеніе Святой Церкви сначала на Подольской архіерейской каѳедрѣ, затѣмъ на Полоцкой (съ 1882 года), а съ 1889 года въ званіи присутствующаго въ Святѣйшемъ Сѵнодѣ. Въ епархіяхъ владыку любили и духовенство, и міряне за его отеческое отношеніе къ нимъ. Самъ владыка и въ той, и въ другой епархіи заботился, прежде всего, объ улучшеніи церковнаго пѣнія, что онъ считалъ лучшимъ способомъ воспитанія религіозно-нравственнаго чувства въ народѣ. Затѣмъ его стремленіемъ было развить проповѣдническую дѣятельность пастырей, при чемъ онъ особенно настаивалъ, чтобы проповѣди произносились изустно, а не по тетрадкѣ. Будучи самъ неустаннымъ и краснорѣчивымъ проповѣдникомъ, онъ того же требовалъ и отъ подвѣдомыхъ ему пастырей. «Замолкни слово Божіе, то и вѣра Христова зачахнетъ и свѣтъ истины померкнетъ», говорилъ архипастырь. Наконецъ, онъ постоянно внушалъ духовенству мысль о плодотворномъ значеніи церковныхъ школъ и необходимости для пастырей церкви воспитывать молодое поколѣніе въ духѣ церковности. Много было открыто и устроено церковно-приходскихъ школъ за время его служенія па архіерейскихъ каѳедрахъ[2].
Съ 1889 года до своей кончины почившій владыка принималъ живое и дѣятельное участіе въ дѣлахъ высшаго церковнаго управленія, особенно по вопросамъ, касающимся родной ему западной окраины Россіи, гдѣ онъ посвятилъ на служеніе Святой Церкви лучшіе годы своей жизни.
***
2-го сего октября [1903 г.] совершено отпѣваніе и погребеніе тѣла почившаго архипастыря въ Исидоровской церкви Александро-Невской лавры. Погребеніе совершали высокопреосвященные Алексій, экзархъ Грузіи, Гурій, архіепископъ Новгородскій, и преосвященные епископы: Тихонъ Сѣверо-Американскій [буд. новосвмуч. Патріархъ Московскій], Іоаннъ Пермскій, Константинъ Гдовскій, Сергій Ямбургскій, Антонинъ Нарвскій и Павелъ бывшій Старицкій.
В. С.
«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1903. № 40. 1546-1548.
[1] Подъ именемъ Холмской Руси разумѣется обыкновенно территорія, занятая въ настоящее время приблизительно губерніями Люблинской и Сѣдлецкой, Августовскимъ уѣздомъ Сувалкской губерніи и Мазовецкимъ уѣздомъ Ломжинской. По своему положенію «за Бугомъ» край этотъ назывался также Забужіемъ или Забужной Русью. Въ южной его части, какъ думаютъ, лежали тѣ Червенскіе города, которые занялъ Владиміръ святый во время похода 981 г. и которые находились подъ властью Кіевскихъ князей до XII вѣка. Съ половины XI вѣка, т. е. со времени развитія на Руси удѣлыюй системы, въ Холмской Руси начинаютъ постепенно выдѣляться отдѣльныя области: Люблинская, Брестская, Холмская, Червенская, Белзская, Галицкая, Перемышльская и другія. Границы этихъ областей постоянно мѣнялись. Съ усиленіемъ Галицкаго княжества большая часть Холмской земли вошла въ составъ этого послѣдняго. Въ 1240 г. нашествіе татаръ разорило Холмскую землю. Даніилъ Романовичъ Галицкій возстановилъ разрушенные города и села, вызвалъ новыхъ поселенцевъ и, вообще, заботился объ упорядоченіи края. Послѣ его смерти (1264 г.) Холмская земля распалась между его сыновьями, затѣмъ внуками. Въ 1366 г. часть Холмской земли – Холмскобелзкій удѣлъ, находившійся во владѣніи внука Даніила Романовича ІОрія Даниловича, была захвачена польскимъ королемъ Казиміромъ I Великимъ. Другая, юго-восточная, часть Холмской земли находилась въ это время въ рукахъ литовцевъ. Со времени брака литовскаго князя Ягайла съ польскою королевой Ядвигой (1386 г.) судьба Холмской Руси является общею съ судьбой другихъ русскихъ областей, находившихся подъ властью польско-литовскаго государства. Польское вліяніе отражается здѣсь особенно сильно, такъ какъ Холмская Русь непосредственно соприкасается съ границами Польши. Результатомъ Люблинской уніи (1569 г.) было усиленіе активнаго ополячиванія Холмской Руси. На первый планъ выдвигается вопросъ религіозный. По преданію, христіанство проникло въ Холмскую Русь главнымъ образомъ двумя путями – изъ Кіева (еще при Владимірѣ святомъ) и изъ Моравіи. Посему можно полагать, что большинство населеиія было окрещено въ Православіе. Холмская земля вмѣстѣ съ другими русскими землями входила первоначально въ составъ Волынскаго княжества и учрежденной въ 992 г. Волынской епархіи съ епископскою каѳедрою въ городѣ Владимірѣ Волынскомъ. Изъ этой обширной епархіи впослѣдствіе стали выдѣляться нѣкоторыя ея части, образуя собою отдѣльныя епархіи съ епископами во главѣ. Въ 1223 г. была учреждена Даніиломъ Романовичемъ каѳедра въ городѣ Угровскѣ, переведенная затѣмъ, около 1250 г., въ гор. Холмъ. Холмская епархія въ первое время своего существованія обнимала всѣ православные приходы между Западнымъ Бугомъ и Вислою, включая и Краковскую область и простираясь ва сѣверъ за Вислу до г. Опатова. Съ XIII вѣка входила въ ея составъ первая половина Забужья – Холмщина, часть нынѣшней Галиціи – Белзъ и часть Волыни; большая же часть второй половины Забужья – Подляшіе, принадлежала къ Владиміро-Брестской епархіи. Владыки именовались епископами Холмскими и Белзскими. Послѣ присоединенія Белза къ Австріи и къ Перемышльской епархіи, Холмская епархія заключала въ себѣ губерніи: Люблинскую, Сѣдлецкую, Ломжинскую и Сувалкскую, также двѣ уніатскія церкви въ Варшавѣ и Краковѣ. До 1330 г. Холмская епархія была подчинена митрополіи Кіевской, съ 1331-1347 г. – Галицкой, съ 1371-1393 г. – Галицкому митрополиту Антонію; со времени епископа Холмскаго Харитона (въ началѣ XV в.) Холмская епископія становится подвластной митрополитамъ Кіевскимъ и Литовскимъ православнымъ, затѣмъ уніатскимъ, съ 1803-1830 г. – митрополитамъ Галицкимъ; въ 1830 г. перешла подъ непосредственное вѣдомство папъ римскихъ. Состоявшаяся въ 1596 г. церковная унія обострила борьбу въ краѣ Православія съ католичествомъ. Въ Холмской Руси унія пустила глубокіе корни. Объясненія этому нужно искать не въ однихъ только актахъ насилія, но и въ сильномъ вліяніи Польши. Новая жизнь для Холмской Руси начинается со времени польскихъ раздѣловъ. По первому изъ нихъ (1772 г.) Холмская Русь была раздѣлепа на двѣ части: сѣверная осталась за Польшей, южная отошла къ Австріи. По третьему разделу (1795 г.) къ Россіи отошла небольшая часть Холмской Руси отъ рѣки Буга до литовской границы, остальная же часть ея поступила во владѣніе Австріи. По Вѣнскому договору 1815 г., вся Холмская Русь вошла въ составъ царства польскаго. Со времени польскаго возстанія 1831 г. главной заботой русскаго правительства въ Холмской Руси было поднятіе значенія русской народности и Православія. Съ этой цѣлью основывались церковныя школы, въ которыхъ большое значеніе отводилось русскому языку, и строились православный церкви. Заботы объ устроеніи церковныхъ школъ и церквей въ Холмской Руси особенно усилились послѣ польскаго возстанія 1863 г. При князѣ В. А. Черкасскомъ, назначенномъ въ 1864 г. главнымъ директоромъ правительственной комиссіи внутреннихъ и духовныхъ дѣлъ въ царствѣ польскомъ, было отмѣнено патронатство польскихъ помѣщиковъ надъ уиіатскими церквами, упразднены базиліанскіе монастыри, закрыты многіе изъ римско-католическихъ монастырей, преобразованы греко-уніатскія учебныя заведенія, начали возстановляться при богослуженіи обряды Православной Восточной Церкви. («Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1905. № 32. С. 1356-1358.). – ред.
[2] За время управленія епархіей Полоцкой и Витебской Владыка открылъ 172 церковно-приходскія школы, активно создавалъ хоры пѣвчихъ, стимулировалъ ввѣденіе общаго хороваго церковнаго пѣнія. Въ каждой церкви Владыкой было прѣдписано вести богослужебный журналъ, въ который записывать тѣмы для проповѣдей, затѣмъ провѣрявшіяся епархіальнымъ архіерѣемъ. Въ 1887 г. основалъ въ Витебскѣ братство во имя св. равноап. князя Владимира для религіозно-нравственнаго воспитанія народа въ духѣ Православной церкви. Въ первый же годъ въ составъ братства вступили до пятисотъ человѣкъ. – ред.