• Архимандритъ Александръ (Милеантъ) – Таннственная природа любви.

    Архимандритъ Александръ (Милеантъ) – Таннственная природа любви.

    Союз Христа и Церкви. Фреска ц. Воскресения г. Тутаев (бывш. Романов-Борисоглебск) (1679-80)

    Что такое любовь? Какъ опредѣлить это чувство, столь разнообразное въ своемъ объектѣ и интенсивности? Когда говоримъ, напримѣръ: «Я люблю такую-то пищу», или: «Я люблю своихъ дѣтей» – то мы выражаемъ очень разныя чувства: въ первомъ случаѣ мы просто высказываемъ свое предпочтеніе къ чему-то доставляющему намъ удовольствіе. Во второмъ – свою родительскую привязанность къ дорогимъ намъ существамъ.

    Любовь къ Богу вытекаетъ изъ чувства благодарности и благоговѣнія къ Нему, а любовь къ несчастному, скажемъ, къ сиротѣ – изъ чувства жалости и состраданія къ нему. Любовь между женихомъ и невѣстой, вытекаетъ изъ совсѣмъ особыхъ чувствъ, имѣющихъ біологическое основаніе. Любовь къ семьѣ, къ своему народу, къ родинѣ опять же содержитъ въ себѣ совсѣмъ особыя разновидности этого добраго чувства. Конечно, одна форма любви не исключаетъ другую. Можно любить кого-то за его пріятную внѣшность, а также за его душевныя качества, и одновременно жалѣть его.

    28 November 2020 читать далее


  • ОТЧАГЪ ЛЮБВИ.

    Свв. мучч. Гурий, Самон и Авив. Мстера. 2-я пол. XIX в. (ГМИР)

    На протяженіи многотысячной человѣческой исторіи религіозныя ученія, философскія формулы, общественно-соціальныя теоріи не могли справиться съ чудовищнымъ врагомъ человѣка и человѣчества – эгоизмомъ. Падшая, порочная натура человѣка, однажды подчинившаяся закону эгоизма, и понынѣ всецѣло управляется имъ. Даже разумъ человѣческій, признающій эгоизмъ однимъ изъ страшныхъ проявленій зла, безсиленъ съ нимъ бороться: «ибо знаю – говоритъ св. апостолъ Павелъ, – что не живетъ во мнѣ, то есть въ плоти моей, доброе; потому что желаніе добра есть во мнѣ, но чтобы сдѣлать оное, того не нахожу. Добраго, котораго хочу не дѣлаю, а злое, котораго не хочу, дѣлаю...». Эгоизмъ полновластно владѣетъ міромъ и до скончанія вѣка будетъ царствовать въ немъ. Даже въ этомъ отношеніи внѣ Христа – нѣтъ спасенія.

    28 November 2020 читать далее


  • Епископъ Ириней (Орда) – Каженики и скопцы, по Писанію и толкованію св. Іоанна Златоуста.

    Епископъ Ириней (Орда) – Каженики и скопцы, по Писанію и толкованію св. Іоанна Златоуста.

    Да не входитъ каженикъ и скопецъ въ сонмъ Господень – таково опредѣленіе закона Моисеева (Втор. 23, 1), достойнымъ образомъ карающее нарушеніе воли Божіей и установленнаго Богомъ порядка природы. Богъ создалъ все совершеннѣйшимъ образомъ, въ природѣ все имѣетъ соотвѣтствующее себѣ назначеніе и опредѣленіе, въ созданной Богомъ природѣ вся добро зѣло. Поэтому всякое умышленное увѣчье и искаженіе человѣческаго (а также и животнаго Лев. 22, 24) тѣла есть оскверненіе и нарушеніе творческаго порядка божественнаго, предначертаннаго въ твореніи міра, и оскверненный такимъ образомъ, естественно, не могъ быть членомъ того народа, который и во внѣшности своей долженствовалъ быть святымъ и освященнымъ. Несмотря, однако, на такое положительное запрещеніе закона имѣть въ «обществѣ Господнемъ» кажениковъ и скопцовъ, у іудеевъ, въ періодъ Царей, при царскомъ дворѣ, по обычаю языческихъ деспотовъ, находились всегда скопцы, называемые, обыкновенно, греческимъ именемъ евнуховъ, и употреблялись, какъ и у языческихъ царей (Эсѳ. 2, 3. 14; 4, 4), для придворныхъ и преимущественно гаремныхъ услугъ (3 Цар. 22, 9. 4 Цар. 8, 6. 9, 32. 23, 11. Іер. 41, 16).

    26 November 2020 читать далее


  • Священникъ Евграфъ Мегорскій – Мысли святыхъ отцевъ о воспитаніи дѣтей.

    Священникъ Евграфъ Мегорскій – Мысли святыхъ отцевъ о воспитаніи дѣтей.

    «Пріиде Іисусъ въ Назаретъ, идѣже бѣ воспитанъ».

    (Лук. 3, 16).

    Вопроса о воспитаніи часто касается св. Іоаннъ Златоустъ, – два письма посвящаетъ ему блаж. Іеронимъ, – касаются его Григорій Богословъ, Григорій Двоесловъ, Василій Великій, блаж. Августинъ и другіе. При своемъ свѣтломъ умѣ н высокомъ образованіи, при своей пламенной любви къ христіанскому обществу, на служеніе которому были поставлены, – какъ мудрые учители и заботливые пастыри, св. Отцы не могли оставить безъ вниманія великое дѣло воспитанія и не выяснять обществу различныхъ вопросовъ, касающихся этого дѣла. Думаемъ, что мысли св. Отцевъ и великихъ Учителей могутъ быть весьма назидательнѣе и для современныхъ православныхъ читателей.

    11 September 2020 читать далее


  • НАЗНАЧЕНІЕ ХРИСТІАНСКАГО СЕМЕЙСТВА.

    НАЗНАЧЕНІЕ ХРИСТІАНСКАГО СЕМЕЙСТВА.

    Азъ и домъ мои служити будемъ Господеви, яко святъ есть.

    (Іис. Нав. XXIV, 13).

    Семейная жизнь, какъ установленіе Божіе, имѣетъ высокое назначеніе. Въ ней представляется обширное поприще для дѣятельности всѣхъ членовъ семейства. Семейная жизнь, имѣя важныя обязанности, отличается по преимуществу искренностію. Лучшее средство пріобрѣсть болѣе вѣрное понятіе о томъ или другомъ лицѣ – узнать его внутреннюю, домашнюю жизнь въ кругу его семейства. Какъ зло, такъ и добро имѣютъ здѣсь безчисленныя слѣдствія. Отношенія, соединяющія между собою всѣ члены семейства, весьма тѣсны; соприкосновеніе между ними самое близкое и всегдашнее; взаимное ихъ вліяніе весьма разнообразно.

    24 August 2020 читать далее


  • Святитель Филарет (Вознесенский) – Окружное Посланіе Предсѣдателя Архіерейскаго Собора РПЦЗ о христіанской семейной жизни.

    Святитель Филарет (Вознесенский) – Окружное Посланіе Предсѣдателя Архіерейскаго Собора РПЦЗ о христіанской семейной жизни.

    Свт. Митр. Филарет I-й в окружении прихожан в Австралии, в центре стоит о. Петр Семовских (нынешний Вл. Митр. Филарет II-й).

    Возлюбленныя наши духовныя чада!

    На сихъ дняхъ мы обращали къ вамъ слово Собора Епископовъ по общимъ вопросамъ нашей церковной жизни. Однако, тѣмъ же Соборомъ намъ поручено было еще написать вамъ увѣщаніе и о томъ, какъ надлежитъ намъ въ текущей жизни «подвизатися за вѣру, отъ Господа преданную святымъ». Ибо если въ дни апостольской проповѣди уже изобиловали, по словамъ св. Апостола Іуды, «нечестивые, обращающіе благодать Бога нашего въ поводъ къ распутству и отвергающіеся единаго Владыки Бога и Господа нашего Іисуса Христа» (Іу. 2), то теперь это зло изобилуетъ во много разъ больше и намъ становится все труднѣе бороться съ нимъ.

    Взирая на окружающее насъ въ мірѣ общество, мы часто могли бы повторить то, что Апостолъ Павелъ писалъ о язычникахъ. Говоря о противоестественныхъ порокахъ мужчинъ и женщинъ (изобилующихъ и оправдываемыхъ невѣрующими въ наши дни) Апостолъ объяснялъ, что посколько «они не заботились имѣть Бога въ разумѣ, то предалъ ихъ Богъ развратному уму – дѣлать непотребства, такъ что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбія, злобы, исполнены зависти, убійства, распрей, обмана, злонравія, злорѣчивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобрѣтательны на зло, непослушливы родителямъ, безразсудны, вѣроломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (Рим. 1, 28-31). Въ разныхъ формахъ и въ разной степени мы видимъ вокругъ насъ обильное проявленіе этихъ грѣховъ. Какъ наблюдалъ еще Апостолъ Павелъ, впадая въ нихъ, люди часто знаютъ, каковъ долженъ быть судъ Божій для дѣлающихъ такія дѣла беззаконія. «Однако, пишетъ онъ, не только ихъ дѣлаютъ, но и дѣлающихъ одобряютъ» (тамъ же, 31).

    24 January 2020 читать далее


  • Христіанское воспитаніе дѣтей. (М. 1905).

    Христіанское воспитаніе дѣтей. (М. 1905).

    Христіанское воспитаніе дѣтей. Изданіе Московской Синодальной типографіи, 1905. 71 с. (Общедоступная религіозно-нравственная библіотека).

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    В брошюре говорится, что маленьких детей надо начинать воспитывать с самых пеленок, только в самом юном возрасте дети легко поддаются всякому научению. Их душа мягка, как воск, на ней отпечатывается все, ваши дурные примеры и благочестивые слова, сказанные вами.

    26 December 2019 читать далее