-
Первое явленіе Воскресшаго Господа Своимъ ученикамъ.
Когда они говорили о семъ, Самъ Іисусъ сталъ посреди ихъ и сказалъ имъ: миръ вамъ! Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видятъ духа. Но Онъ сказалъ имъ: что смущаетесь, и для чего такія мысли входятъ въ сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – Я Самъ; осяжите Меня, и разсмотрите; ибо духъ плоти и костей не имѣетъ, какъ видите у Меня. И сказавъ это, показалъ имъ руки и ноги. Когда же они отъ радости еще не вѣрили и дивились, Онъ сказалъ имъ: есть ли у васъ здѣсь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотоваго меда. И взявъ, ѣлъ предъ ними. И сказалъ имъ: вотъ то, о чемъ Я вамъ говорилъ, еще бывъ съ вами, что надлежитъ исполниться всему, написанному о Мнѣ въ законѣ Моисеевомъ, и въ пророкахъ, и въ псалмахъ (Лук. 24, 36-44).
Это явленіе есть одно изъ наиболѣе замѣчательныхъ откровеній Воскресшаго Господа. Оно, по сравненію съ прочими, гораздо болѣе изобилуетъ доказательствами дѣйствительности воскресенія Христа Спасителя и представляетъ собою прекрасное заключеніе перваго дня, полнаго благодатныхъ явленій Воскресшаго.
22 April 2023 читать далее
-
Архіепископъ Димитрій (Муретовъ) – Слово предъ раздаяніемъ Артоса.
Между многими священными обрядами, которыми сопровождается свѣтлое и свѣтоносное торжество Воскресенія Христова, есть одинъ знаменательный обрядъ, который не можетъ не обращать на себя особаго вниманія. Въ первый день Воскресенія Господня полагается въ храмахъ особо приготовленный хлѣбъ, именуемый греческимъ словомъ: Артосъ, который освящается молитвою и окропленіемъ святой воды. Въ продолженіе всей торжественной седмицы сей священный хлѣбъ остается посреди собора вѣрующихъ въ храмѣ; наконецъ, по окончаніи свѣтлыхъ дней праздника, послѣ вторичнаго молитвеннаго благословенія, онъ раздробляется и преподается вѣрующимъ. Что это значитъ, и для чего учреждено это св. церковію?
Это, братіе мои, творится въ воспоминаніе многихъ, весьма важныхъ событій, послѣднихъ дней пребыванія Воскресшаго Господа на землѣ; творится для того, чтобы вожделѣнный образъ Воскресшаго живѣе и глубже напечатлѣлся въ душахъ и сердцахъ нашихъ, по оной заповѣди Апостольской: поминай Господа Іисуса Христа, воставшаго отъ мертвыхъ.
22 April 2023 читать далее
-
Артосъ (Историческая справка) (+ Молитвы надъ Артосомъ).
Къ числу нѣкоторыхъ чиновъ и обрядовъ, соединенныхъ съ празднованіемъ Пасхи въ православной церкви, относится употребленіе артоса. Артосъ, по буквальному переводу съ греческаго языка, значитъ хлѣбъ, а по церковному уставу – просфора всецѣлая. Символическое значеніе артоса достаточно ясно открывается изъ тѣхъ молитвъ, которыя положено читать на благословеніе и раздробленіе артоса.
Какъ въ ветхомъ завѣтѣ, въ воспоминаніе освобожденія народа Божія отъ горькой работы фараоновой, закалался по повелѣнію Господа агнецъ, который съ тѣмъ вмѣстѣ прообразовалъ Агнца, вземлющаго грѣхи всего міра, возлюбленнаго Сына Божія; такъ въ новомъ завѣтѣ въ воспоминаніе славнаго воскресенія Господа нашего Іисуса Христа, чрезъ Котораго мы отъ вѣчной работы вражіей избавились и отъ адовыхъ нерѣшимыхъ узъ освобожденіе получили, приносится артосъ – хлѣбъ, изображающій собою Хлѣбъ живота вѣчнаго, сошедшій съ небесъ, Господа нашего Іисуса Христа, Который, напитавъ насъ духовною пищею тридневнаго ради и спасительнаго воскресенія, содѣлался для насъ истиннымъ хлѣбомъ жизни. Призывая благословеніе Божіе на освящаемый артосъ, священникъ въ молитвенномъ обращеніи проситъ Господа исцѣлить всякій недугъ и болѣзнь и подать здравіе всѣмъ вкушающимъ отъ сего артоса.
22 April 2023 читать далее
-
Священникъ Іоаннъ Щукинъ – Божественный свѣтъ Воскресшаго Іисуса Христа среди мірской тьмы.
«Я свѣтъ міру», сказалъ Іисусъ Христосъ (Іоан. IX гл. 5 ст.).
«Свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ, и тьма не объяла его» (Іоан. I гл. 5 ст.).
«Для васъ, благоговѣющіе предъ именемъ Моимъ, взойдетъ Солнце правды и исцѣленіе въ лучахъ Его» (Малах. IV гл. 2 ст.).
Воскресшій Іисусъ Христосъ – истинное солнце духовнаго міра, освѣщающее своимъ свѣтомъ весь міръ отъ самаго начала его бытія. Это солнце однажды зашло во гробъ и навсегда возстало изъ него, взошло надъ горизонтомъ церковнымъ и на вѣки стало въ зенитѣ его, какъ источникъ духовнаго свѣта.
Великъ и чуденъ свѣтъ этого солнца. Животворно, всемогуще и всеобъемлюще дѣйствіе сего свѣта въ нравственномъ мірѣ и никакая тьма не можетъ погасить его.
Вотъ – истины, въ которыхъ легче всего убѣдиться.
Въ самомъ дѣлѣ, взглянемъ ли мы во мракъ прошедшаго, видимъ въ лицѣ Іисуса Христа восходящее «Солнце правды», внезапно просвѣтившее ночь язычества. Устремимъ ли взоръ въ туманную мглу будущаго, прозрѣваемъ сіяніе «паки грядущаго» Христа и Его вѣчнаго царства. Присмотримся ли къ настоящему, вездѣ встрѣтимъ лучи свѣта Воскресшаго Христа Спасителя.
21 April 2023 читать далее
-
Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – Объясненіе канона святой Пасхи.
Воскресенія день! Такъ восклицаетъ нынѣ Церковь небесная и земная, воинствующая и торжествующая. Что мы находимъ и видимъ во всякомъ днѣ? Отшествіе тьмы. Но то не тьма чувственная отошла и разсѣялась сегодня, а прошла власть духовной тьмы, миновала власть грѣха, власть смерти и исконнаго врага. Вчера и третьяго дня какъ страшна была эта власть! Какія силы воздвигла она на Возлюбленнаго, на Господа Спаса нашего? Нынѣ все разсѣялось. – Что еще находимъ во всякомъ днѣ? Солнце всходитъ. Но то не солпце чувственное взошло сегодня для насъ, а Господь нашъ возсталъ съ любовію къ намъ, теплѣйшею солнца, съ радостію, свѣтлѣйшею солнечныхъ лучей, съ истиной, яснѣйшею дневнаго свѣта, съ той истиной, что смерть и грѣхъ побѣждены, а побѣдила истина и жизнь, и всѣ, послѣдовавшіе Христу, улучатъ Христово торжество и Христово воскресеніе.
Воскресенія день! Чьего воскресенія? Воскресенія единаго и единственнаго. Не поминайте о Лазарѣ. То было не воскресеніе, но воскрешеніе. Лазарь не воскресъ самъ собою, но былъ воздвигнутъ, воскрешенъ силию Христа. Воскресъ же, Самъ возсталъ, не отъ прикосновенія къ костямъ пророка (4 Цар. 13, 21), не по чудодѣйственному повелѣнію другого, воскресъ собственною Своею силою одинъ Господъ нашъ Іисусъ Христосъ. Онъ воскресъ, потому что смерть безсильна была удерживать Его, приразилась къ Нему, какъ къ смертному, отпаде же власти Ею державою.
21 April 2023 читать далее
-
Священникъ Николай Воиновъ – Изъясненіе ирмоса 9-й пѣсни Пасхальнаго канона.
Свѣтися, свѣтися, новый Іерусалиме! Слава бо Господня на тебѣ возсія: ликуй нынѣ и веселися Сіоне! Ты же Чистая, красуйся Богородице о возстаніи Рождества Твоего.
Основаніемъ означенной пѣсни церковной служитъ 60-я глава книги пророка Исаіи, исполненная самыхъ утѣшительныхъ пророчествъ о судьбѣ Іерусалима.
Свѣтися, свѣтися Іерусалиме, взываетъ пророкъ; ближе къ еврейскому подлиннику: «воспряни, сіяй», т.-е. ободрись, выйди изъ того по истинѣ мрачнаго и скорбнаго состоянія, въ которомъ до сихъ поръ находился ты, Іерусалимъ, и озарись свѣтомъ радости и веселія, прими праздничный видъ.
Подъ Іерусалимомъ, къ которому обращается пророкъ съ воззваніемъ, разумѣется вообще общество вѣрующихъ въ истиннаго Бога, или Церковь Божія. Церковный Пѣснописецъ называетъ сей Іерусалимъ новымъ: свѣтися, свѣтися, новый Іерусалиме; и этимъ показываетъ, что ветхозавѣтный пророкъ, приглашая къ веселію Іерусалимъ, имѣлъ въ виду Церковь Божію въ ея новозавѣтномъ состояніи, или лучше – въ ея переходѣ въ сіе состояніе изъ ветхозавѣтнаго, въ ея преобразованіи изъ земнаго Іерусалима въ небесный, или вышній, именемъ котораго св. Апостолъ Павелъ называетъ новозавѣтную церковь, указывая на ея превосходство предъ ветхозавѣтною (Гал. 4, 26).
20 April 2023 читать далее
-
Священникъ Николай Воиновъ – Изъясненіе 1-й Пасхальной стихиры.
Пасха священная намъ днесь показася, Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христосъ Избавитель, Пacxa непорочная, Пасха великая, Пасха вѣрныхъ, Пасха двери райскія намъ отверзающая, Пасха всѣхъ освящающая вѣрныхъ.
Этой стихиры, равно какъ и четырехъ за нею слѣдующихъ, рѣдкій изъ христіанъ не знаетъ на память. Не только возрастные, даже весьма многіе изъ малолѣтныхъ умѣютъ «пропѣть пасху». Но отъ умѣнія пропѣть до пониманія того, что поется, весьма далеко. Отъ малолѣтныхъ яснаго пониманія, по ихъ раннему возрасту, нельзя еще требовать, похвально и то, что они хоть устами только славятъ воскресшаго Господа и тѣмъ уподобляются младенцамъ, воспѣвшимъ славу Господа при торжественномъ входѣ Его въ Іерусалимъ и обличившимъ своею пѣснію гордыхъ и надменныхъ своею мнимою праведностію фарисеевъ (Мѳ. 21, 15-16); къ сожалѣнію, весьма многіе изъ возрастныхъ, въ отношеніи въ пониманію стихиръ пасхальныхъ, немногимъ, а иные даже и ничѣмъ не отличаются отъ несмысленныхъ младенцевъ{1}. Между тѣмъ въ стихирахъ сихъ, при всей ихъ кратности, самыми величественными чертами изображаются празднуемое событіе и плоды искупленія.
Приведенная нами стихира Пасхи, преимущественно предъ слѣдующими за нею остальными четырьмя, обилуетъ глубиною и многознаменательностію содержащихся въ ней мыслей. Въ ней что ни слово, то новая мысль. А потому, во славу воскресшаго Господа, мы предлагаемъ посильное изъясненіе ея вниманію благомыслящихъ читателей.
20 April 2023 читать далее
«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)
Рубрики:
- Школа молитвы
- Церковь, Государство и Общество
- ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ
- ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
- ЦЕРКОВНО-НАРОДНЫЙ МЕСЯЦЕСЛОВ НА РУСИ
- ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА
- ХРАМОЗДАТЕЛЬСТВО
- УЧАСТИЕ МИРЯН В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Уставные чтения (проповедь книги)
- УРОКИ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТЫХ
- УРОКИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
- Узкий путь в Царство Небесное
- СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ХРИСТИАНКИ
- СИНОДИК ПРАВОСЛАВИЯ
- СИЛА БОЖИЯ И НЕМОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
- СВЯЩЕННАЯ БОРЬБА РПЦЗ С АПОСТАСИЕЙ
- Святоотеческое Училище Благочестия
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ)
- СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ И САН-ФРАНЦИССКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ)
- Святая Русь под омофором Богородицы
- СВЕТОЧИ ХРИСТИАНСТВА
- РУССКИЙ ПАСТЫРЬ
- РУССКИЙ ИНОК
- РПЦЗ, ТРЕТИЙ РЕЙХ И ВОВ
- РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
- ПСАЛТИРЬ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ
- ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
- ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТВЕТЫ
- Православное Христиансто и современный мир
- Православное Христиансто и его враги
- Православная Христианская Семья
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПОЭЗИЯ
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА
- Православная Община
- ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОГРАФИЯ
- ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
- Поучения Святых Отцов
- ПОСТНИЧЕСТВО
- ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
- ПАСХАЛИЯ И ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
- ПАСХА ГОСПОДНЯ
- ПАСТЫРСКИЙ КРЕСТ
- Основная
- ОРУЖИЕ ПРАВДЫ
- О ПОКРОВИТЕЛЯ НАШЕГО ЦЕНТРА
- НОВОСТИ ИЗ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Новомученики и исповедники Российские
- Неизвращенная история Православной Церкви
- НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬ В НАШИХ НУЖДАХ И ПЕЧАЛЯХ
- НАШИ ИЗДАНИЯ
- НАЗИДАТЕЛЬНЫЯ РАЗМЫШЛЕНІЯ
- МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА
- МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ
- МИТРОПОЛИТ ВИТАЛИЙ (УСТИНОВ)
- МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)
- МИССИОНЕРСТВО
- ЛИТУРГИКА
- КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ)
- КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН
- КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
- КАНОНИКА (ЦЕРКОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО)
- ИМЯБОЖИЕ - ДРЕВНЯЯ ЕРЕСЬ
- ЗАПАДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
- ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
- ЕРЕСЬ СЕРГИАНСТВА (СЕРВИЛИЗМ)
- ЕПИСКОП ГРИГОРИЙ (ГРАББЕ)
- ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ
- ДУХОВНЫЕ СТИХИ
- ДУХОВНАЯ БЕСЕДА
- ДОГМАТ ИСКУПЛЕНИЯ
- ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ВО ХРИСТЕ
- ГОЛОС РУССКОГО ПАСТЫРЯ
- ВОСКРЕСНАЯ БЕСЕДА
- ВНЕБОГОСЛУЖЕБНОЕ ЧТЕНИЕ
- Видео
- ВЕЛИКОЕ ТАИНСТВО ЕПИСКОПСТВА
- В ПОМОЩЬ ГОВЕЮЩИМ
- БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТЕКСТЫ И УКАЗАНИЯ
- БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ
- Архиерейский Собор РПЦЗ 2016
- Архиерейский Собор ПРЦ/РПЦЗ 2017
- АРХИЕПИСКОП АНТОНИЙ (БАРТОШЕВИЧ)
- Апостасия последних времен
- АНГЕЛОЛОГИЯ
- Азбука православного христианина
- АГИОЛОГИЯ
- «ДУХОВНАЯ БРАНЬ». Свято-Афанасьевское издание
Популярное:
- ПРАВОСЛАВНАЯ И ИУДЕЙСКАЯ ПАСХИ НИКОГДА НЕ СОВПАДАЮТ (ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ).
- Протоіерей Стефанъ Луканинъ – О значеніи крестныхъ ходовъ и освященія воды (Слово въ день Происхожденія честныхъ древъ Креста Господня).
- ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «НЕПРОХОДИМАЯ ДВЕРЬ» – УТЕШИТЕЛЬНИЦА РУССКОГО НАРОДА В СМУТНОЕ ВРЕМЯ.
- О СОСТОЯНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КОНЦЕ МИРА (ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО, ГЛАВЫ 28-37)
- ЧТЕЦАМ И ПЕВЦАМ О ЦЕРКОВНОМ ЧТЕНИИ. ТРИ СТЕПЕНИ ХОРОШЕГО ЦЕРКОВНОГО ЧТЕНИЯ: ПРАВИЛЬНОСТЬ, ТОЛКОВОСТЬ, УМИЛИТЕЛЬНОСТЬ (1911)