Священникъ Іоаннъ Щукинъ – Божественный свѣтъ Воскресшаго Іисуса Христа среди мірской тьмы.

«Я свѣтъ міру», сказалъ Іисусъ Христосъ (Іоан. IX гл. 5 ст.).

«Свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ, и тьма не объяла его» (Іоан. I гл. 5 ст.).

«Для васъ, благоговѣющіе предъ именемъ Моимъ, взойдетъ Солнце правды и исцѣленіе въ лучахъ Его» (Малах. IV гл. 2 ст.).

Воскресшій Іисусъ Христосъ – истинное солнце духовнаго міра, освѣщающее своимъ свѣтомъ весь міръ отъ самаго начала его бытія. Это солнце однажды зашло во гробъ и навсегда возстало изъ него, взошло надъ горизонтомъ церковнымъ и на вѣки стало въ зенитѣ его, какъ источникъ духовнаго свѣта.

Великъ и чуденъ свѣтъ этого солнца. Животворно, всемогуще и всеобъемлюще дѣйствіе сего свѣта въ нравственномъ мірѣ и никакая тьма не можетъ погасить его.

Вотъ – истины, въ которыхъ легче всего убѣдиться.

Въ самомъ дѣлѣ, взглянемъ ли мы во мракъ прошедшаго, видимъ въ лицѣ Іисуса Христа восходящее «Солнце правды», внезапно просвѣтившее ночь язычества. Устремимъ ли взоръ въ туманную мглу будущаго, прозрѣваемъ сіяніе «паки грядущаго» Христа и Его вѣчнаго царства. Присмотримся ли къ настоящему, вездѣ встрѣтимъ лучи свѣта Воскресшаго Христа Спасителя.

Посмотрите: какъ блещутъ лучи Христовой истины со дня Воскресенія Христова въ проповѣдуемомъ повсюду Словѣ Божіемъ; какой чудный блескъ Христовой красоты сквозитъ въ безсмертныхъ произведеніяхъ христіанскаго искусства! Какое дивное сіяніе Христовой добродѣтели распространяется въ неисчислимыхъ примѣрахъ нравственныхъ подвиговъ!

Вездѣ сіяетъ свѣтъ Христовъ: сіяетъ онъ въ благочестивыхъ христіанскихъ семействахъ, особенно ярко отражаясь въ чистыхъ душахъ младенцевъ; сіяетъ онъ въ христіанскихъ школахъ, вливая жизнь въ сердца дѣтей; сіяетъ онъ въ храмахъ Божіихъ, успокоивая утомленный духъ земныхъ тружениковъ.

Никто не лишенъ драгоцѣннаго свѣта Христова.

Счастливому отражается онъ во всѣхъ благословенныхъ благахъ этой жизни; на несчастнаго льется онъ въ Евангельскихъ утѣшеніяхъ и въ дѣлахъ христіанской благотворительности. Праведникъ, пріобрѣвъ, носитъ его въ душѣ; грѣшникъ, потерявъ, пріобрѣтаетъ снова въ покаяніи. Имъ озаряется только что вступившій въ жизнь и удостоившійся крещенія младенецъ; имъ же освѣщается всякій въ покаяніи усопшій христіанинъ.

Воистину, «Божественное Солнце правды», Воскресшій Христосъ Богъ нашъ озаряетъ всѣ концы міра. Воистину, во всей вселенной сіяетъ день Воскресенія Христова. Воистину, всѣ истинные христіане, по слову апостола, «сыны свѣта и сыны дня, а не сыны ночи и тьмы» (1 Ѳессал. 5, 5).

И, однако, какъ много среди насъ невѣрующихъ въ Воскресеніе Христово, не хотящихъ признавать Іисуса Христа свѣтомъ міра, и, что еще хуже, всѣми силами и всею жизнью своей старающихся ослабить и погасить въ мірѣ Христовъ свѣтъ.

Да, если великъ и всеобъемлющъ свѣтъ Воскресшаго Христа Спасителя, то велика въ тоже время и всюду имѣетъ мѣсто тьма, среди которой свѣтитъ Онъ. Исходя отъ «начальника тьмы» и распространяясь при содѣйствіи его омраченныхъ слугъ, она всюду ставитъ преграды Христову свѣту.

Возьмемъ ли область ума. Сколько появлялось и появляется здѣсь туманныхъ теорій, неясныхъ міровоззрѣній и мрачныхъ лжеученій. Какъ много изыскивалось и изыскивается въ нихъ кривыхъ и окольныхъ путей къ рѣшенію вопросовъ о Богѣ, о происхожденіи и назначеніи человѣка и т. п., которые легко и просто рѣшаются единственно лишь прямымъ путемъ свѣтлой вѣры Христовой.

Мало того, сколько здѣсь скрытаго озлобленія противъ самого Iисуса Христа и явныхъ нападокъ на вѣру въ Него: сколько попытокъ ложной критики, направленной на лице и жизнь Спасителя, сколько глумленія надъ простотою вѣры и сколько пренебреженія къ вѣрующимъ. И какъ широко и настойчиво силится разлиться этотъ умственный мракъ по всѣмъ путямъ умственной жизни.

Возьмите любое ученое сочиненіе нашего времени, въ основаніи его непремѣнно найдете такую или иную естественную теорію, въ большинствѣ случаевъ модную, но въ рѣдкихъ случаяхъ примиримую съ Христіанскимъ Откровеніемъ.

Или просмотрите какое-либо новѣйшее модное произведеніе легкой литературы, въ немъ вы найдете отраженіе какихъ угодно воззрѣній, только не свѣтлаго, чистаго и трезваго христіанскаго взгляда на жизнь.

Прислушайтесь къ сужденіямъ интеллигентныхъ людей по вопросамъ христіанской вѣры и жизни и вы замѣтите, какъ нерѣдко даже у защитниковъ христіанства въ присутствіи противника оказывается больше уступокъ, чѣмъ дышущихъ убѣжденіемъ доводовъ.

Загляните, наконецъ, въ храмы просвѣщенія и науки. Съ какою серьезностью и едва не съ благоговѣніемъ весьма часто предлагаются здѣсь несостоятельныя теоріи и съ какимъ стараніемъ обходятся истины вѣры, могущія пролить истинный свѣтъ на преподаваемые предметы.

Не меньше, если не больше, противодѣйствія Христову свѣту оказывается и въ области нравственной жизни.

Каждому извѣстны нравственные недуги нашей жизни и нѣтъ нужды перечислять ихъ. Стоитъ лишь при свѣтѣ ело за Божія посмотрѣть на современную жизнь и въ сердцѣ невольно зародится тревожное опасеніе: «ужъ не изсякаетъ ли среди людей свѣтъ вѣры и любви Воскресшаго Христа Спасителя».

Тревожность этого опасенія еще болѣе усилится, если принятъ во вниманіе, съ какимъ презрѣніемъ и съ какой враждебностью омраченные сыны вѣка сего относятся къ лицамъ, стремящимся ходить во свѣтѣ Христовой чистоты.

Такъ, стараешься ты жить цѣломудренно по заповѣдямъ Христовымъ, надъ тобою смѣются и не опускаютъ случая ввести тебя въ соблазнъ. Стремишься поступать и говорить правдиво, тебя отчисляютъ къ лицамъ, нетерпимымъ въ обществѣ.

Дѣлаешь попытку исполнять спасительные уставы Церкви, на тебя смотрятъ съ пренебреженіемъ и сожалѣніемъ, какъ на отсталаго и недалекаго человѣка.

Такова ослѣпительная тьма, царящая въ нашемъ грѣшномъ мірѣ. Такую упорную брань ведетъ она съ Христовымъ свѣтомъ, постоянно угрожая совершеннымъ погашеніемъ его и приводя слабыя души въ забвеніе о сіяніи его въ мірѣ.

Но истинно обѣтованіе Божіе «для васъ, благоговѣющіе, предъ именемъ Моимъ, взойдетъ Солнце правды» (Малах. 4, 2): не обманчиво увѣреніе Спасителя: «Я свѣтъ міру» (Іоан. 9, 5) и не ложны слова Богопросвѣщеннаго Евангелиста: «и свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ, и тьма не объяла Его» (Іоан. 1, 5).

Дѣйствительно, не объять, не превозмочь адской тьмѣ вѣчнаго свѣта Воскресшаго Христа, какъ не превозмочь самымъ мрачнымъ и грознымъ тучамъ яркаго полуденнаго свѣта.

Не воцарится тамъ безпросвѣтная ночь, гдѣ свѣтитъ вѣчное неугасимое Солнце. Пусть вооружаются противъ свѣта Христовой истины омраченные мудрець вѣка сего, мало кто устоитъ изъ нихъ и наконецъ не преклонится предъ Христомъ.

Иначе и быть не можетъ. Если они окутываютъ непроницаемымъ мракомъ заблужденій свои умы, то лучъ Христова свѣта все-таки находитъ возможность по временамъ изливаться въ ихъ сердца и такимъ образомъ прекращать ихъ богоборную дѣятеяьность.

Пусть возстаютъ противъ сіянія Христовой чистоты массы развращенныхъ и порочныхъ душъ, и онѣ въ большинствѣ не устоятъ до конца; ибо нѣтъ такого грѣховнаго омраченія и такой закоснѣлости въ порокахъ, когда-бы душа была непроницаема для свѣта Христова. Достаточно одной искры этого свѣта, и разбойникъ дѣлается исповѣдникомъ, гонитель становится апостоломъ, блудница обращается въ мироносицу; словомъ, самые упорные враги Христа оказываются самыми искренними друзьями Его.

Никогда не погаснетъ въ человѣчествѣ свѣтъ Воскресшаго Христа Спасителя потому уже, что въ немъ – благодатная сила, доставляющая человѣку единственное облегченіе и единственную отраду при всѣхъ самыхъ тяжкихъ и жестокихъ несчастіяхъ жизни. Въ немъ – благодатная сила, благодаря которой самыя мрачныя положенія человѣка обращаются въ отрадныя.

Грозенъ, напримѣръ, душевный сумракъ ядовитаго озлобленія, но при сіяніи Христіанскаго всепрощенія и примиренія, онъ исчезаетъ, какъ дымъ. Нестерпимо мучительны для порочной души угрызенія пробужденной совѣсти, но отъ любви и всепрощенія Воскресшаго Христа они таютъ, какъ воскъ.

Страшенъ безотрадный мракъ тюрьмы, но достаточно блеснуть въ нему лучу свѣта Христова – свѣта міра, успокоенія совѣсти и любви, и тюрьма будетъ отраднымъ убѣжищемъ. Убійственна тьма нищеты и физическихъ страданій, но при свѣтѣ Креста Христова и милосердія и нищета, и физическія страданія становятся для избранниковъ Божіихъ желаннымъ состояніемъ. Ужасенъ холодный мракъ могилы, но при свѣтѣ Воскресенія Христова даже смерть для вѣрныхъ послѣдователей Христа является пріятнымъ успокоеніемъ отъ всѣхъ тяжкихъ трудовъ, мучительныхъ горестей и жестокихъ несчастій.

И такъ, для насъ не можетъ подлежать сомнѣнію, что Воскресшій Іисусъ Христосъ – истинное животворное солнце міра и что свѣтъ Его никогда не погаснетъ въ человѣчествѣ. Ибо Христосъ теперь «уже не умираетъ: смерть Имъ къ тому не обладаетъ» (Римл. 6, 9). А потому мы – христіане для своего счастья, живя въ мірѣ, должны пребывать и ходить во свѣтѣ Его, а не во тьмѣ.

Мы будемъ пребывать во свѣтѣ и не останемся во тьмѣ, если будемъ вѣровать въ Воскресшаго Іисуса Христа и въ Его божественное ученіе, отвергая всѣ ложные взгляды и заблужденія омраченнаго гордостью разума.

Если будемъ слѣдовать за Христомъ и исполнять Его заповѣди, не стѣсняя себя злыми обычаями вѣка сего и оставляя безъ вниманія людскія насмѣшки, то во свѣтѣ Воскресшаго Христа будемъ постоянно съ радостью созерцать дивную красоту Его. Не простую зарю, прогоняющую вещественный мракъ, мы будемъ видѣть, а дивную божественную зарю, прогоняющую мракъ душевный. Не вечернее заходящее солнце будемъ созерцать, а незаходимое вѣчное Солнце, блистающее особеннымъ райскимъ свѣтомъ.

«Кто послѣдуетъ за Мною, сказалъ Воскресшій Іисусъ Христосъ, тотъ не будетъ ходить во тьмѣ, но будетъ имѣть свѣтъ жизни» (Іоан. 8, 12), будетъ имѣть «въ себѣ радость Мою совершенную» (Іоан. 17, 13) и видѣть «славу Мою, которую далъ Мнѣ Отецъ» (Іоан. 17, 24).

Блаженны достигшіе созерцанія «невечерняго свѣта» Христова! Не достигшіе же стремитесь къ достиженію сего!

Пребывающій во тьмѣ возстань, обратись къ Воскресшему Христу Спасителю и скажи предъ Нимъ изъ глубины души съ живою вѣрою: воистинну воскресъ Христосъ! и Христосъ, воскресшій въ твоей душѣ, всегда будетъ освѣщать и оживотворять тебя своимъ божественнымъ свѣтомъ.

 

Священникъ I. Щукинъ.

 

«Рижскія Епархіальныя Вѣдомости». 1901. № 7. Отд. Неофф. 279-284.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: