• Митрополитъ Амвросій Некресскій (Микадзе) – Поученіе въ день поминовенія усопшихъ.

    Митрополитъ Амвросій Некресскій (Микадзе) – Поученіе въ день поминовенія усопшихъ.

    «Сердце мое смятеся во мнѣ, и боязнь смерти нападе на мя: страхъ и трепетъ пріиде на мя, и покры мя тьма» (Псаломъ 54, 5-7).

    Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

    Неоднократно сказывалъ я вамъ, христіане, что Ботъ – благъ, что Онъ ничего злаго не творитъ, и не желаетъ творить, какъ и учатъ о семъ великіе отцы Церкви.

    Но возникающія по многимъ причинамъ бѣдствія и несчастія являются слѣдствіемъ прегрѣшенія и паденія прародителя нашего Адама. Да и по правдѣ сказать, безъ нихъ нельзя было и обойтись въ сей скоро-преходящей жизни человѣку. Поэтому промыслу Божію и угодно было устроить все это въ соотвѣтствіе настоящему нашему состоянію.

    Послѣ паденія Адама четыре вида страха и ужаса постигли человѣческій родъ: а) скорби и печали матерей и въ болѣзняхъ рожденіе ими дѣтей; б) недуги, сопровождаемые болями и страданіями; в) разныя бѣды, скорби, несчастія и, наконецъ, г) смерть лютая и ужаснѣйшая. Перваго вида страхъ: муки и въ болѣзняхъ рожденіе матерьми дѣтей своихъ, каждый изъ насъ видывалъ; всѣ знаютъ, какой, въ самомъ дѣлѣ, опасный и роковой часъ представляетъ время это какъ для рождающей, такъ и для родящагося: ибо нерѣдки случаи, когда не отыскивается никакой помощи въ семъ случаѣ и гибнуть неминуемо какъ мать, такъ и дитя. Боже, пощади ихъ отъ Твоего гнѣва! отврати отъ нихъ эту страшную участь!

    Тоже нужно сказать и относительно болѣзней человѣка. Извѣстно, какъ много такихъ болѣзней, противъ которыхъ тщетны всякаго рода усилія и старанія врачей, родныхъ и друзей, недѣйствительны всякаго рода лѣкарства и спасительныя средства.

    08 March 2024 читать далее


  • Священникъ Василій Григоревичъ – Память объ умершихъ и молитва за нихъ.

    Священникъ Василій Григоревичъ – Память объ умершихъ и молитва за нихъ.

    По слову Божію къ людямъ послѣ ихъ грѣхопаденія (Быт. 3, 17. 19; 3, 16), земная жизнь человѣка стала исполненной болѣзней, печалей и воздыханія, а заключеніемъ на землѣ воздаянія за грѣхъ служитъ тѣлесная смерть (Рим. 6, 23; 1 Кор. 15, 56 и др.). Быстро и незамѣтно проходятъ секунды, дни, годы земной жизни, – и всѣ мы неуклонно приближаемся къ могилѣ, боримые многочисленными страстями, паденіями и недугами, среди бушующаго жизненнаго моря постепенно теряя силы къ житейской борьбѣ. И для искушенныхъ горькимъ опытомъ жизни отрадно становится вѣрить, что послѣ земныхъ трудовъ, страданій и усталости ожидаетъ ихъ загробный отдыхъ, ничѣмъ житейскимъ ненарушимый покой. Отрадно знать христіанину, что чрезъ смерть перейдетъ онъ къ дарованному Христомъ безсмертію, – и настанетъ время, когда, примѣнительно къ требованіямъ вѣчнаго существованія (1 Кор. 15, 50), тлѣнное тѣло наше облечется въ неистлѣніе и безсмертіе (1 Кор. 15, 53) и, чуждое грѣховнымъ склонностямъ и потому чуждое болѣзнямъ и изнеможенію, возстанетъ для совмѣстной съ душой жизни вѣчной.

    Что же, тѣ, которые, какъ и мы, носясь по бурному житейскому морю, боролись съ бѣшеными волнами жизни, какъ и мы уставали, а теперь достигли тихаго пристанища вѣчнаго покоя, – перестали существовать для насъ? Нѣтъ. Съ правдивыми скорбью и слезами правожаемъ мы въ могилу родныхъ и знаемыхъ и послѣ, вспоминая о нихъ, воздыхаемъ, что ихъ нѣтъ съ нами, что прервалисъ добрыя отношенія или что наши взаимоотношенія съ ними при жизни не были достаточно справедливыми и благожелательными. Вѣрующимъ же, кромѣ того, открывается полная возможность общенія съ умершими въ Господѣ, у Котораго всѣ живы (Лук. 20, 36-38). «Живемъ или умираемъ, всегда Господни» (Рим. 14, 8). Можно, не будучи вмѣстѣ тѣломъ, быть вмѣстѣ духомъ (Кол. 2, 3).

    08 March 2024 читать далее


  • Cвятый преподобномученикъ Аѳанасій (Филипповичъ), игуменъ Берестейскій.

    Святый Аѳанасій, по фамиліи Филипповичъ, жилъ въ XVII вѣкѣ, былъ игуменомъ Брестскаго (уѣзднаго города Брестъ – Литовска, Гродненской губерніи) монастыря святаго Сѵмеона Столпника, нынѣ не существующаго, и замѣчателенъ, какъ выдающійся историческій дѣятель въ открывшейся при польскомъ королѣ Владиславѣ IV борьбѣ православныхъ западноруссовъ съ польскими католиками и уніатами. Искренно и беззавѣтно преданный вѣрѣ отцовъ, Аѳанасій Филипповичъ не убоялся и мученической кончины за свои высокія, завѣтныя вѣрованія. Кончина преподобномученика Аѳанасія послѣдовала 5 сентября 1648 года въ г. Брестѣ: онъ былъ убитъ «за охраненіе и защиту православія» отъ руки поляковъ...

    17 September 2023 читать далее


  • Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – Отъ чего и послѣ пришествія Христа люди умираютъ?

    Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – Отъ чего и послѣ пришествія Христа люди умираютъ?

    Нѣкоторые вожаки штундистовъ говорятъ: Если на землю приходилъ Христосъ-Спаситель, если Онъ спасъ людей отъ грѣха, проклятія и смерти, то за чѣмъ вездѣ грѣхъ и неправда, всюду болѣзни и смерть? (Моск. Вѣдом. № 224). Въ этотъ разъ мы постараемся отвѣтить на вопросъ, почему и послѣ пришествія Христа люди подвержены смерти.

    Но не всѣ люди, вѣруютъ во Христа. Хотя боятся смерти всѣ, однако къ Источнику жизни и безсмертія прибѣгаютъ немногіе. Всѣ хотятъ жить, но когда Христосъ предлагаетъ свои животворящіе дары, то многіе отвращаются, отметаютъ дары, даже поносятъ щедраго и независтнаго Подателя. Ужели бы ты хотѣлъ, чтобы и этимъ людямъ Христосъ подавалъ освобожденіе отъ смерти? Ужели ты станешь требовать, чтобы и язычники были безсмертны со времени пришествія Христа? Но тогда вмѣстѣ съ ними получила бы безсмертіе и вражда ихъ противъ Христа. Тогда Христова Церковь имѣла бы не только безсмертныхъ защитниковъ, но и безсмертныхъ враговъ. Нѣтъ. Нельзя требовать отъ Христа безсмертія для Его враговъ, и посему вопросъ: отчего и послѣ пришествія Христова люди подвержены смерти? должно исправить такъ: почему подвержены смерти христіане, почему и они умираютъ наравнѣ съ магометанами и евреями?

    11 June 2023 читать далее


  • Замѣтка: Вторая вселенская родительская суббота.

    Замѣтка: Вторая вселенская родительская суббота.

    Вторая вселенская родительская суббота бываетъ наканунѣ дня Пресвятыя Троицы и обыкновенно называется Троицкою. Какъ первая вселенская родительская суббота положена за недѣлю до св. Четыредесятницы, такъ вторая упреждаетъ недѣлею постъ апостольскій.

    Въ субботу Троицкую предъ недѣлею Пятидесятницы Церковь призываетъ насъ со временъ апостольскихъ совершать поминовеніе всѣхъ отъ вѣка усопшихъ благочестивыхъ. праотецъ, отецъ и братій нашихъ, потому что въ деер Пятидесятницы запечатлѣлось искупленіе міра, освятительно-совершительною силою Животворящаго Пресвятаго Духа, которая благодатно и спасительно простирается на живущихъ и умершихъ. Ибо Господь Спаситель, «во адъ сошедый и вереи вѣчныя сокрушивый», явился Великимъ Помощникомъ всѣмъ грѣшникомъ. Посему Церковь въ субботу предъ Пятидесятницею, представляющею первый день открывшагося во всей силѣ царства Христова и, по выраженію Церкви, изряднѣе призывающею насъ къ молитвамъ «о своихъ грѣхахъ и о людскихъ невѣдѣніяхъ», ходатайствуя о собраніи всѣхъ въ Царство Христово; молясь объ искупленіи Живыхъ – «возвратить плѣненіе душъ ихъ», «приноситъ молитвенныя очищенія» и о душахъ прежде усопшихъ и проситъ упокоить ихъ на мѣстѣ прохлажденія, «яко не мертвіи восхвалятъ Тя, Господи, ниже сущій во адѣ исповѣданіе дерзнутъ принести Тебѣ; но мы живіи благословимъ Тя и молимъ и жертвы приносимъ Тебѣ о душахъ ихъ».

    03 June 2023 читать далее


  • «Радоницы» въ память усопшихъ на Ѳоминой недѣлѣ.

    «Радоницы» въ память усопшихъ на Ѳоминой недѣлѣ.

    Поминовеніе усопшихъ въ православной Церкви Христовой соблюдается, какъ древнее, благочестивое постановленіе. Въ ряду другихъ нравственныхъ правилъ, завѣшанныхъ Товитомъ своему юному сыну Товіи, онъ упоминаетъ и о благотворительности въ память ближнихъ своихъ – повелѣваетъ иждивать хлѣбы при гробѣ праведныхъ (Тов. 4, 17). Это ветхозавѣтное правило нашло себѣ широкое примѣненіе въ Церкви новозавѣтной. Христіане первыхъ вѣковъ, чтобы чаще быть поминаемыми, просили погребать себя при гробахъ святыхъ. Въ четвертомъ вѣкѣ по Рождествѣ Христовомъ св. отцы и учители Церкви говорятъ о поминовеніи, какъ о непремѣнномъ долгѣ для всѣхъ христіанъ. О «Радоницѣ», какъ древнемъ установленіи церковномъ, упоминаютъ св. отцы Амвросій Медіоланскій и Іоаннъ Златоустъ. «Достойно и праведно есть, братія, говоритъ св. Амвросій, послѣ торжества Пасхи, которое мы праздновали, раздѣлить радость нашу съ святыми мучениками и имъ, какъ участникамъ страданій Господа, возвѣстить славу воскресенія Господня». Благочестивое обыкновеніе первыхъ христіанъ – творить память св. мучениковъ, между которыми они находили своихъ друзей и родныхъ, послужило основаніемъ и для позднѣйшихъ христіанъ молитвенно воспоминать отшедшихъ отецъ и братій. Не смотря однако на такое древнее и твердое основаніе въ Церкви «Радоницы» носятъ характеръ, можно сказать, мѣстнаго поминовенія, существуютъ только въ нашей отечественной Церкви, а въ греческой ихъ нѣтъ, и во всеобщемъ уставѣ заупокойной службы на какой-либо день Ѳоминой недѣли не положено.

    24 April 2023 читать далее


  • Александръ Ивановичъ Обтемперанскій – О поминовеніи усопшихъ.

    Александръ Ивановичъ Обтемперанскій – О поминовеніи усопшихъ.

    Чадца моя, пишу вамъ, да не согрѣшаете: и аще кто согрѣшитъ, ходатая имамы къ Отцу, Іисуса Христа праведника: И той очищеніе есть о грѣсѣхъ нашихъ, не о нашихъ же точію, но и о всего міра (1 Іоан. 2, 2).

    Аще два отъ васъ совѣщаета на земли о всякой вещи, ея же просита, будетъ има отъ Отца моего, иже на небесѣхъ (Мѳ. 18, 19).

    Самъ Господь и Владыка, сдѣлавшійся чрезъ свою добровольную смерть на позорномъ крестѣ ходатаемъ за насъ предъ Отцемъ Небеснымъ и умилостивленіемъ за грѣхи всего міра, засвидѣтельствовалъ ученикамъ своимъ, что если бы хотя двое изъ вѣрующихъ въ Него, согласились просить о чемъ-нибудь Отца небеснаго, то Онъ дастъ имъ по молитвѣ ихъ. А нынѣ какъ часто, братіе христіане, забываются эти божественные глаголы!! На каждомъ шагу мы встрѣчаемъ людей не только вѣрующихъ, но и проповѣдующихъ, что молитва за умершихъ уже безполезна. Евангельскій богачъ, говорятъ они, мучившійся въ аду, сколько ни умолялъ Авраама не получилъ облегченія своихъ страданій, ибо надѣялся на человѣка, а «всякъ надѣяйся на человѣка проклятъ въ очахъ Божіихъ» по слову Іереміи пророка (17, 5). Молиться же о тѣхъ, объ участи коихъ намъ ничего не извѣстно, или о тѣхъ, кои покаялись предъ смертью и получили разрѣшеніе грѣховъ своихъ, не имѣетъ смысла, да и доступно скорѣе только для людей богатыхъ, которые могутъ съ успѣхомъ разсчитывать на свои капиталы.

    17 March 2023 читать далее