• Архіепископъ Димитрій (Муретовъ) – Приготовленіе рода человѣческаго къ пришествію Спасителя.

    Архіепископъ Димитрій (Муретовъ) – Приготовленіе рода человѣческаго къ пришествію Спасителя.

    Христосъ съ небесъ, срящите!

    Такъ оглашаетъ насъ св. Церковь, предуготовляя къ одному изъ величайшихъ празднествъ своихъ въ честь и славу рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа. Для чего? Для того, безъ сомнѣнія, чтобы великое торжество Церкви не прошло для насъ туне, чтобы мы готовы были, въ день явленія Сына Божія во плоти, не только предстать въ храмѣ Божіемъ съ хвалебными пѣснями въ устахъ; но и пріять Его Самого во внутреннее святилище души своея, чтобы Самъ Господь пришелъ и вселился въ насъ; а для этого, очевидно, нужно – съ нашей стороны не малое приготовленіе, а со стороны Церкви благовременное оглашеніе. Почему особенно съ настоящаго дня св. Церковь начинаетъ призывать насъ къ достойному срѣтенію грядущаго съ небесъ Господа? Потому, что днесь благоволенія Божія предображеніе и человѣковъ спасенія проповѣданіе, въ храмѣ Божіи ясно Дѣва является, и Христа всѣмъ предвозвѣщаетъ, говоритъ пѣснь Церковная; т.-е., что настоящій день, какъ день избранія пресвятой Дѣвы Маріи въ Матерь Сыну Божію, есть начало исполненія обѣтованій Божественныхъ о спасеніи человѣковъ, есть какъ бы проповѣдь о грядущемъ Спасителѣ! Что дѣлать намъ, чтобъ исполнить заповѣдь Церковную? какъ уготовлять себя, ко срѣтенію Господа? Такъ же, какъ уготовляли себя древніе Праотцы, когда жили еще вѣрою во грядущаго Искупителя. Ибо спасеніе каждаго изъ насъ совершается такъ же, какъ совершилось спасеніе всего міра: что дѣлалъ Богъ для привлеченія всѣхъ человѣковъ къ Сыну своему, то же дѣлаетъ и для привлеченія каждаго; какимъ путемъ приходили ко Христу другіе, тѣмъ же самымъ можемъ прійти и мы. Потому-то св. Церковь и назначаетъ пять седмицъ для размышленія о томъ, что совершилось въ мірѣ въ теченіе пяти тысячелѣтій, до пришествія Христова; для того и воспоминаетъ, въ предпразднественные воскресные дни, всѣхъ ветхозавѣтныхъ праведниковъ, чтобы мы, подражая ихъ вѣрѣ, покаянію и благоговѣйному житію, явились готовыми во срѣтеніе Христу, какъ были готовы они.

    Споспѣшествуя сему благому дѣлу, мы предлагаемъ здѣсь, по возможности, краткое сказаніе о томъ, какъ вседѣйствующій Промыслъ Божій, или лучше Самъ Единородный Сынъ Божій, иже вчера и днесь, тойже и вовѣки, благоволившій, по опредѣленію Бога Отца, спасти падщій родъ человѣческій отъ грѣха, проклятія и смерти, предуготовлялъ челокѣковъ къ спасительному пришествію Своему во плоти.

    05 January 2024 читать далее


  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Ученіе и Духъ Великаго Златоуста.

    Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Ученіе и Духъ Великаго Златоуста.

    Господь открылъ Своей Церкви, что три Вселенскіе святителя имѣютъ равное достоинство въ Его всеправедныхъ очахъ; но къ народу Божію, народу церковному, святый Златоустъ ближе всѣхъ. Не говоримъ о нашемъ времени безпросвѣтнаго религіознаго невѣжества, забвенія отцевъ Церкви, не только одичавшею паствою, но и омірщившимися пастырями: обращаемъ лице свое ко временамъ безраздѣльнаго единодушія народа и клира въ жизни церковной, которое длилось у насъ отъ временъ Владиміровыхъ до дней Петровыхъ, которое длится на православномъ Востокѣ отъ временъ Апостольскихъ до дней настоящихъ; обратимъ также лицо свое къ тѣмъ еще «живущимъ и оставшимся» инокамъ и мірянамъ, особенно – единовѣрцамъ, которые живутъ чистоцерковнымъ бытомъ, Чье имя изъ святыхъ угодниковъ услышите вы ежедневно на общественной молитвѣ? Златоустово! Чьи книги чаще всего встрѣтите вы въ домахъ христіанскихъ и въ наибольшемъ числѣ во святомъ храмѣ? Златоустовы! Кто единственный изъ святыхъ прославляется даже въ день Святой Пасхи, когда упраздняются на цѣлыхъ 16 дней послѣдованія дневнымъ святымъ? Онъ же, святой Златоустъ, которому воспѣвается тропарь послѣ Пасхальныхъ стихиръ и чтеніе его слова.

    Пока чада Церкви изучали Божественное Писаніе, они изучали его по Златоустову толкованію, и въ церкви, и дома, ибо толкованія блаженнаго Ѳеофилакта Болгарскаго, читавшіяся народу, являются лишь сокращеніемъ толкованій Златоустовыхъ. Златоустъ чрезъ всѣ вѣка церковнаго быта остается для христіанъ главнымъ истолкователемъ Божественнаго Откровенія: оно входитъ въ разумѣніе вѣрующихъ чрезъ Златоуста.

    26 November 2023 читать далее


  • Священникъ Владиміръ Данкевичъ – О трудностяхъ пастырскаго служенія (Поученіе въ 10-ю недѣлю по Пятидесятницѣ).

    Священникъ Владиміръ Данкевичъ – О трудностяхъ пастырскаго служенія (Поученіе въ 10-ю недѣлю по Пятидесятницѣ).

    Въ апостольскомъ чтеніи настоящаго дня, св. Церковь предложила нашему вниманію слова св. ап. Павла о трудностяхъ апостольскаго служенія. Мрачными красками изображаетъ онъ положеніе апостоловъ и проповѣдниковъ евангельской истины въ средѣ тогдашнихъ христіанъ. Вотъ что говоритъ онъ: намъ, посланникамъ своимъ, Богъ судилъ быть какъ-бы приговоренными къ смерти, потому что мы сдѣлались позорищемъ для міра. Мы безумны Христа ради, а вы мудри о Христѣ; мы немощны, а вы крѣпки; вы въ славѣ, а мы въ безчестіи, даже до нынѣ терпимъ и холодъ и жажду, наготу и побои, и скитаемся, и трудимся дѣлающе своими руками. Злословятъ насъ, мы благословляемъ, гонятъ насъ, мы терпимъ, хулятъ насъ, мы молимся, мы какъ соръ для міра, какъ прахъ всѣми попираемый до нынѣ (1 Корѳ. 4, 9-13).

    Вотъ какъ трудно было служеніе апостольское! За дѣло проповѣди Христовой, за желаніе и готовность послужить спасенію другихъ, Апостоловъ презирали и ненавидѣли. Имъ приходилось всегда трепетать за свою жизнь. Тяжелая участь! И настоящее служеніе пастырей Церкви не легко. – Правда, мы, пастыри, въ наше время живемъ покойнѣе. Но если всмотрѣться и вникнуть въ дѣло, то нельзя не видѣть, что и наша жизнь тяжела и наше положеніе трудно. Каждый изъ насъ, пастырей Церкви, стоитъ на глазахъ у народа: всѣ за нимъ слѣдятъ, всѣ подмѣчаютъ. Всякій – самый малѣйшій недостатокъ, малѣйшую слабость, какихъ въ себѣ самихъ и не замѣчаютъ, – въ священникѣ видятъ и осуждаютъ его за то, – хотя онъ вѣдь такой же человѣкъ, какъ и другіе. И замѣчательно, – чѣмъ люди снисходительнѣе къ себѣ, къ своимъ поступкамъ и слабостямъ, тѣмъ строже къ намъ – пастырямъ.

    12 August 2023 читать далее


  • Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – Всегда ли похвальна для пастыря любовь пасомыхъ?

    Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – Всегда ли похвальна для пастыря любовь пасомыхъ?

    Иерейство во Христе. Афонский иконописец иером. Лука из мон-ря Ксенофонт.

    Любовь пасомыхъ къ пастырю считается показателемъ добрыхъ качествъ пастыря. Если священникъ любимъ своими прихожанами, то, значитъ, онъ хорошъ, – такъ умозаключаютъ весьма многіе. Священникъ, пользующійся любовію своего прихода, ссылается на это, какъ на неоспоримое доказательсто безупречности своего служенія. Не лишне разсмотрѣть, насколько правиленъ этотъ взглядъ.

    14 July 2023 читать далее


  • Необходимость продолжительнаго приготовленія къ пастырскому служенію.

    Необходимость продолжительнаго приготовленія къ пастырскому служенію.

    Для приготовленія къ пастырскому служенію у насъ назначается несравненно болѣе продолжительное время, чѣмъ для приготовленія къ какому-либо другому общественному служенію. Приготовляются къ нему, можно сказать, съ малолѣтства; за тѣмъ обязательно для всѣхъ пройти курсъ воспитанія въ среднихъ духовно-учебныхъ заведеніяхъ, состоящій болѣе чѣмъ изъ 10 лѣтъ, и сверхъ того, прошедши этотъ курсъ, кандидаты священства должны пробыть нѣсколько лѣтъ въ должности псаломщиковъ, прежде чѣмъ удостоены будутъ священнаго сана. Такая продолжительность приготовленія въ настоящее время нѣкоторымъ представляется излишнею; достаточно, говорятъ, употребить для него два года въ спеціально-богословскомъ учебномъ заведеніи, получивши предварительно образованіе въ свѣтскихъ учебныхъ заведеніяхъ; а иные даже высказываютъ мысль, что больше полезно было бы для Церкви избирать пастырей изъ среды благочестивыхъ и достаточно знакомыхъ съ ученіемъ вѣры прихожанъ, не обязывая ихъ проходить курсъ спеціальнаго приготовленія къ священному сану. Въ подкрѣпленіе такихъ мнѣній ссылаются на древность церковную, обильную примѣрами избранія пастырей изъ среды народа, а еще болѣе на то, что первые провозвѣстники божественной истины – пророки и апостолы преимущественно вызываемы были Духомъ Святымъ изъ людей простыхъ, даже необразованныхъ, и вступали въ свое служеніе, не проходя никакихъ курсовъ спеціальной подготовки къ этому дѣлу.

    14 July 2023 читать далее


  • Распоряженія Россійской Церкви о празднованіи памяти Святыхъ Кирилла и Меѳодія.

    Распоряженія Россійской Церкви о празднованіи памяти Святыхъ Кирилла и Меѳодія.

    ⸭    ⸭    ⸭

    Указъ Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода отъ 18 марта 1863 г. № 733,

    о службѣ преподобнымъ Кириллу и Меѳодію.

    Святѣйшій правительствующій сѵнодъ, въ память совершенія тысящелѣтія отъ первоначальнаго освященія нашего отечественнаго языка Евангеліемъ и вѣрою Христовою опредѣлилъ: 1) установить каждогодное, начиная съ сего 1863 года, въ 11 день Мая церковное празднованіе преподобнымъ Кириллу и Меѳодію, отправляя всенощное бдѣніе, литургію и молебное пѣніе симъ преподобнымъ; 2) по отпечатаніи службы преподобнымъ препроводить оную чрезъ хозяйственное управленіе къ преосвященнымъ епархіальнымъ архіереямъ и къ протопресвитерамъ: духовнику Ихъ Императорскихъ Величествъ и главному священнику арміи и флотовъ въ потребномъ числѣ экземпляровъ для разсылки по одному изъ нихъ во всѣ подвѣдомые ими церкви для изъясненной въ 1 пунктѣ цѣли; о чемъ сѵнодальнымъ членамъ и преосвященнымъ епархіальньшъ архіереямъ послать указы.

    «Вятскія Епархіальныя Вѣдомости». 1863. № 8. С. 148-149.

    ⸭    ⸭    ⸭

    Указ Святейшего Синода от 6 мая 1871 г. за № 29,

    о переносѣ празднованія памати святыхъ Кирилла и Меѳодія

    на воскресный день, если 11 мая придетса въ будни.

    23 May 2023 читать далее


  • Побеждай благимъ злое (Из пастырской практики).

    Побеждай благимъ злое (Из пастырской практики).

    Какъ рыщущій по полю голодный ловъ ищетъ себѣ добычи, ищетъ кого бы поглотити, такъ діаволъ, этотъ противникъ истины, отецъ лжи и обмана, ищетъ, какъ бы похитить между людьми любовь, миръ и единодушіе и на мѣсто сихъ послѣднихъ поселить однѣ ссоры, драки и несогласія. Тѣмъ болѣе онъ заботится поселить непріязнь между тѣми лицами, которыя должны представить изъ себя образецъ религіозно-нравственнаго совершенства, т. е. между священно-и церковно-служащими.

    Такъ, исконный врагъ рода человѣческаго полагаетъ начало вражды между священникомъ и причетникомъ съ начала въ дѣлежѣ ихъ братскихъ доходовъ; но искры вражды, имѣвшія вспыхнуть и воспламениться, тотчасъ погашены были изобиліемъ воды, т. е. несравненно большимъ, чѣмъ слѣдовало, удовлетвореніемъ требованію причетника. Казалось бы на этомъ дѣлу и кончиться. Но нѣтъ... Духъ злобы, не успѣвшій въ одномъ случаѣ, домогается того же самаго въ другомъ. И вотъ онъ между священникомъ я причетникомъ снова поселяетъ несогласіе, но уже не въ дѣлежѣ ихъ доходовъ, а въ несвоевременномъ выполненіи низшимъ членомъ причта своихъ обязанностей и въ ненормальномъ отношеніи того же члена къ высшему себя.

    27 April 2023 читать далее