• Протопресвитер Михаил Помазанский – СОРОК ДНЕЙ С ВОСКРЕСШИМ.

    Протопресвитер Михаил Помазанский – СОРОК ДНЕЙ С ВОСКРЕСШИМ.

    В субботу великого покоя апостола все могло казаться погибшим: не оправдалась их вера, отнята их любовь. Убита правда в мире, и этим стерты все побуждения к добру.

    Но ВОСКРЕС ХРИСТОС. И торжествует ликуя вера апостолов и мироносиц, и любовь радуется И нет смерти, и открыта и ясна дорога, ведущая к вечной жизни с Воскресшим Господом.

    По воскесении – явления Господа ученикам. О них повествуют Евангелия и послания апостолов и книга Деяний, где сказано: «Господь явил Себя живым по страдании Своем со многими верными знамениями, в продолжение сорока дней являясь и говоря о Царствии Божием».

    Из чтения писаний апостольских ясно, что для апостолов событие воскресения Господня стало в центре всех их мыслей, всей проповеди, всего учения, от него идут прямые линии ко всем тайнам Царствия Божия. Само слово ВОСКРЕСЕНИЕ приводит в радость и входит в самые приветствия апостолов, им начинаются обращения их в посланиях; истина воскресения в основе их призывов к иудеям и язычникам; воскресением осмысливается вся жизнь в учении апостолов.

    10 April 2018 читать далее

  • «ЕДИНСТВЕННАЯ ПРИЧИНА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗЕМЛИ — ПРЕБЫВАНИЕ НА НЕЙ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ». Пасхальное Послание 1997 года Митрополита Виталия (Устинова).

    «ЕДИНСТВЕННАЯ ПРИЧИНА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗЕМЛИ — ПРЕБЫВАНИЕ НА НЕЙ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ». Пасхальное Послание 1997 года Митрополита Виталия (Устинова).

    Христос Воскресе!

    Возлюбленные чада Русской Православной Зарубежной Церкви в рассеянии и на просторах российских сущие.

    Пасха Христова всегда утешала нас и утешит волнами благодати Божией, снисходящей из широко отверстых врат Царствия Небесного. Все ее почувствуют, ко всем и к каждому она придет и осенит его лик чистой радостью, как икону — лампада. Никого не минет, никого не обойдет — постящегося и не постящегося, молящегося и даже не молящегося. Каждого коснется. Одного так наполнит сверх края душу, что он не будет знать, где он — на небе или на земле, только Бог будет знать, дерзновенно перефразируя апостола Павла; а другого тихо коснется, как бы нежным крылом, чуть-чуть, но от такого прикосновения, от головы до ног пройдет радостным трепетом Божия пасхальная благодать, и он проснется и откроются его духовные очи к свету новой жизни и он этого никогда уже больше не забудет всю свою жизнь.

    Так что мы уже не будем вам повторять ежегодные пасхальные благожелания. Лучше помолчим и мы, и вы. Так часто бывает, что в таком пасхальном молчании больше силы и смысла, чем в звуках наших немощных слов. Тут вспоминаются слова акафиста Божией Матери: «Радуйся молчания просящих веро».

    09 April 2018 читать далее

  • Николай Морковинъ – О праздникѣ Пасхи (1872)

    Радостенъ и свѣтоносенъ праздникъ свѣтлаго Христова воскресенія! Посвященный воепоминанію событія воскресенія Христова, онъ возбуждаетъ самыя свѣтлыя и отрадныя чувства. Эти чувства наполняютъ сердце, когда въ глубокую полночь зажигаются огни на колокольняхъ церквей и послѣ мертваго безмолвія вдругъ раздается благовѣстъ къ пасхальной утрени. «Нѣсколько разъ», говоритъ одинъ изъ ученыхъ изслѣдователей нашей русской жизни[1], «я прислушивался къ торжественному звону, и всякій разъ мнѣ слышалась новая музыка и новый хоръ ликующихъ голосовъ. Весь мой слухъ превращался въ безконечный міръ побѣдоносныхъ звуковъ, которые, дѣйствуя не на одинъ слухъ, но и на душу, напоминаютъ каждому человѣку, что все соединилось воспѣть Воскресшаго изъ мертвыхъ». Христіанинъ въ лучшей, какая у него есть, одеждѣ радостно спѣшитъ въ церковь, гдѣ прежде всего видитъ плащанищу и слышитъ надгробныя пѣнія, какія еще вчера раздавались... Но вотъ отверзаются царскія врата, и священнослужители въ блестящихъ ризахъ являются вѣстниками всемірной радости. Огни въ церкви дѣлаются свѣтлѣе и ярче, звонъ все чаще и чаще, начинается большое движеніе въ храмѣ и изъ притвора его слышится пѣснь воскресенія: Воскресеніе Твое, Христе Спасе, ангели поютъ на небеси. Земная Церковь спѣшитъ присоединиться къ лику ангельскихъ голосовъ и взываетъ: и насъ на земли стодоби чистымъ сердцемъ Тебе славити.

    08 April 2018 читать далее

  • Іеромонахъ Пахомій Святогорецъ - Размышленіе христіанина въ праздникъ св. Пасхи (1932)

    Іеромонахъ Пахомій Святогорецъ - Размышленіе христіанина въ праздникъ св. Пасхи (1932)

    Сей день, его же сотвори Господь,

    возрадуемся и возвеселимся въ онь!

    Праздникъ свѣтлаго Христова Воскресенія — радостнѣйшій и торжественнѣйшій изъ всѣхъ праздниковъ. Онъ есть праздниковъ Праздникъ и торжество торжествъ. И насколько солнце свѣтлѣе звѣздъ, настолько онъ свѣтлѣе всѣхъ прочихъ праздниковъ. Но почему такъ? Да потому, что въ прочихъ праздникахъ Владыка нашъ представляется подъ покровомъ плоти въ смиренномъ образѣ раба, въ воскресеніи же Своемъ Онъ является во всей славѣ Своего Божества, какъ Побѣдитель ада и смерти, и всѣхъ враговъ — Своихъ и нашихъ.

    Сердце каждаго истиннаго христіанина въ сей день исполняется особою неземною радостію, которая подается намъ отъ Воскресшаго Христа, какъ даръ, въ воздаяніе за вѣру нашу въ Него и за любовь къ Нему, преимущественно же чувствуютъ сію радость тѣ, кои вмѣстѣ съ правою вѣрою стараются исполнять все заповѣданное намъ Спасителемъ нашимъ. О такихъ христіанахъ Самъ Христосъ радуется и похваляется ими предъ Отцемъ Своимъ небеснымъ, какъ бы такъ говоря: «Вотъ, Отче! такіе-то истинно любятъ Меня и исполняють все, что Я отъ Имени Твоего заповѣдалъ имъ. Они дѣлами своими прославляютъ Тебя на земли предъ человѣками, Ты же прослави ихъ на небеси предъ святыми Ангелами Твоими, чтобы, гдѣ Я, Сынъ Твой, тамъ и они, слуги Мои, были!»

    08 April 2018 читать далее

  • Александрийского Патриарха Герасима слово в светоносный день воскресения Христа и Бога нашего.

    Александрийского Патриарха Герасима слово в светоносный день воскресения Христа и Бога нашего.

    «Слово в светоносный день воскресения Христа и Бога нашего» святителя Герасима II Паллады, александрийского патриарха рубежа XVII-XVIII вв. – Ред.

    Вчера всякий благочестивый и боголюбивый человек чувствовал в сердце своем, по истине, велию печаль и скорбь невыносимую, воспоминая, как Господа славы, Царя царствующих, держащего всю тварь в Своей длани, заключили в едином малом гробе, в едином месте в три лактя, под одним камнем Единого положили мертва, уничиженна Иудеями. А днесь коликую радость и веселие ощущает в себе каждая душа благочестивая, созерцая воскресение Господа нашего, и распомышляя, как Тот, Который вчера поруган был яко осужденный, днесь с великою властию попирает и сокрушает врата ада яко Царь, – Тот, Которого вчера оплакивала Его Матерь – Богородица, яко мертва, днесь изводит из ада мертвыя от века с силою великою, и славословится от всех Ангелов, пророков, праведных, патриархов и святых в преисподних земли. Сего ради все мы единым гласом днесь воскликнем: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. Сей день есть тот нареченный, святый, благознаменитый день воскресения Господа нашего, в который Он содеял освобождение душ сущих от века человеков, в который отверзся рай, и в который все праведные возрадовались, а обольститель диавол низложен. Возвеселимся убо днесь, благочестивейшие христиане, и взыграем Духом Святым.

    08 April 2018 читать далее

  • Как повелевает Церковь проводить светлую неделю Пасхи?

    Как повелевает Церковь проводить светлую неделю Пасхи?

    Ю. Кузенкова - Пасха

    Правило 66-е шестого Вселенскаго собора гласитъ слѣдующее: «Отъ святаго дня Воскресенія Христа Бога нашего до недѣли новыя, во всю седмицу вѣрные должны во святыхъ церквахъ непрестанно упражнятися во псалмѣхъ и пѣніяхъ и пѣснехъ духовныхъ, радуяся и торжествуя во Христѣ, и чтенію Божественныхъ писаній внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо такимъ образомъ со Христомъ купно воскреснемъ и вознесемся. Того ради отнюдь въ реченные дни да не бываетъ конское ристаніе, или иное народное зрѣлище».

    Толковникъ Іоаннъ Зонара объясняетъ сіе правило такъ: «Званные отъ Христа, мы должны праздновать, заботясь не объ удовольствіяхъ своихъ, роскоши и праздности, но веселясь духовно. А духовное веселіе состоитъ въ томъ, чтобы пѣть Господу и прославлять Его за чудеса, которыя Онъ сотворилъ, избавивъ насъ отъ рабства діаволу. Итакъ, правило хочетъ, чтобы такъ именно мы праздновали праздникъ Пасхи, упражняясь всю седмицу въ церквахъ, поя Господеви во псалмѣхъ и пѣніяхъ, и такимъ образомъ торжествуя во Христѣ, со вниманіемъ занимались чтеніемъ Божественныхъ писаній и наслаждались Божественныхъ таинъ. И такимъ образомъ, говоритъ, со Христомъ купно воскреснемъ и вознесемся; воскреснемъ отъ грѣховнаго паденія и дольней и земной жизни, а вознесемся къ высшему и поистинѣ духовному житію. Посему во всю седьмицу Пасхи соборъ не дозволяетъ быть ни конскому ристанію, ни другимъ народнымъ зрѣлищамъ, на которыя собирается народъ смотрѣть происходящее.

    Правила святыхъ Апостоловъ и святыхъ Отецъ, Святыхъ Поместныхъ Соборовъ, Святыхъ Вселенскихъ Соборовъ съ толкованіями. Въ 3-хъ книгахъ. Томъ II. Правила святыхъ Вселенскихъ Соборовъ. М. 1877. C. 498-499.

    08 April 2018 читать далее

  • О значении христосования на св. ПАСХУ.

    О значении христосования на св. ПАСХУ.

    В первый день св. Пасхи на утрени мы исполняем уста­новленный Церковью обряд христосования. Обряд этот продол­жается во все время Пасхи до Вознесения и имеет важное значение для христиан.

    Когда мы произносим „Христос воскресе!”, на это нам отвечают: „Воистину воскресе”! Это есть подражание первым ученикам и ученицам Господа, когда по воскресении его они беседовали между собою о Воскресшем и говорили: „Воистину воста Господь (Лук. 24, 14-35). Этими же приветствиями, хотя кратко, но ясно мы высказываем друг другу историю настоящего праздника, который своею торжественностью превосходит все праздники. Вот почему в этот праздник приличнее вместо обычных поздравлений „с праздником” приветствовать словами: „Христос воскресе!” – „Воистину воскресе!”.

    Пасхальное приветствие вселяет какую-то неизъяснимую радость в нашу душу. Как-то особенно бывает радостно слы­шать это приветствие. А радостно это потому, что „Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть”, говорит св. ап. Павел (1 Кор. 10, 20). Следовательно, если воскрес Христос, то и мы воскреснем. Это весьма утешительно для нас, а особенно это утешительно для тех, у которых путь их настоящей жизни усеян печалями и скорбями. В самом деле, бед­ствовать целую жизнь и потом сделаться навеки жертвою смерти – это ужасно!

    08 April 2018 читать далее

  • «ПОСПѢШИМЪ НА ВСТРѢЧУ СОЛНЦА ПРАВДЫ». Пасхальное послание святителя Іоанна (Максимовича), архіепископа Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго (1940 г.).

    «ПОСПѢШИМЪ НА ВСТРѢЧУ СОЛНЦА ПРАВДЫ». Пасхальное послание святителя Іоанна (Максимовича), архіепископа Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго (1940 г.).

    Христосъ Воскресе!

    Утренюемъ утреннюю глубоку,

    и вмѣсто мѵра пѣснь принесемъ Владыцѣ.

    Предваримъ нынѣ восходъ солнца и глубокой ночью поспѣшимъ на встрѣчу Солнца правды. Необычайна нынѣшняя ночь! Свѣтлѣе дня она осіяетъ наши души! Лучи Солнца міра освѣщаютъ насъ и всю вселенную, просвѣщая всѣхъ притекающихъ къ Его свѣту. Теплота, разливаемая Его лучами, проникаетъ во всѣ наши составы, наполняя глубокимъ миромъ наши души и даже утишая болѣзни тѣлесныя. Отъ теплоты ихъ растаеваютъ наши скорби и словно огнемъ попаляются страсти. Исчезаютъ изъ насъ вражда и ненависть, забываются горести, не чувствуется убожество. Инымъ становится весь міръ въ сію ночь святую и единственную!

    Вся природа измѣняется, и все наполняется теплотою, свѣтомъ. Какъ при солнечномъ восходѣ скрываются хищныя птицы и прячутся въ свои логовища дикіе звѣри, такъ исчезаетъ зло изъ каждаго сердца, озареннаго днесь возсіявшимъ изъ гроба Свѣтомъ. Подобно утренней росѣ осушаются нынѣ слезы! Какъ при наступленіи дня раскрываются цвѣты, оживляемые солнечными лучами, такъ восходящее въ нынѣшнее утро Солнце возращаетъ въ насъ добродѣтели. Потщимся же всѣ озариться симъ чуднымъ Свѣтомъ!

    07 April 2018 читать далее

  • «ВСИ НАСЛАДИТЕСЯ». Предпасхальное слово архиепископа Сан-Францисского Антония (Медведева)

    «ВСИ НАСЛАДИТЕСЯ». Предпасхальное слово архиепископа Сан-Францисского Антония (Медведева)

    Заканчивая Великий пост, всмотримся в его конечную цель, в священную, в светоносную ночь Пасхи. Эта ночь, в которую Церковь украшается в свои лучшие одежды, и поет свои вдохновеннейшия песни, встречая воскресшаго Жениха – Христа. Бодрствуют христиане православные! В древности особо строго наблюдалось, чтобы никто не спал в эту ночь... Одним словом, готовимся к чему-то великому.

    И справедливо: если Владыка Антоний[1] проникновенно объяснял, что каждый праздник есть таинство, то праздник праздников – Пасха, есть таинство таинств, о котором я не смею и не умею любомудрствовать.

    Впрочем, остановившись над глубиною Пасхи, уловим хотя бы ту истину, что в ту ночь Человеколюбец к нам как бы сугубо милостив. Множество беззаконий наших, в иное время столь тягостных для совести, если только она не усыплена, и если мы сокрушались о них, здесь облегчаются одним вздохом умиления. Поверим в это «богатство благости», о котором возглашает божественный Иоанн, насладимся «пиром веры», на который его златыми устами зовет Церковь. Слово Златоуста, на которое я ссылаюсь, так совершенно говорит о Пасхе, что в светлую ночь никто не заменяет его и не дополняет своею проповедью. В русских храмах оно читается неизменно... Впрочем, о русском народе и вообще известно, что ни один другой народ так не празднует Пасху. За это благодарение Господу!

    07 April 2018 читать далее

  • «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 7 (11) – 1 апреля (2018)

    «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 7 (11) – 1 апреля (2018)

    «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 7 (11) – 1 апреля (2018), полностью выложен здесь >>> (PDF)​

    Содержание номера:

    ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА СВ. ПАСХУ. Святителя Иоанна Златоуста.

    «ПРИИДИТЕ, ПРИИМИТЕ СВЕТ ОТ НЕВЕЧЕРНЕГО СВЕТА…». Древняя стихира начала пасхальной заутрени.

    СЛОВО В СВЕТОНОСНЫЙ ДЕНЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТА И БОГА НАШЕГО. Свт. Герасим (Паллада), патр. Александрийский.

    СОШЕСТВИЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ВО АД. ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ВО АДЕ «Троицкие Листки».

    О ЗНАЧЕНИИ ХРИСТОСОВАНИЯ НА СВ. ПАСХУ.

    КАК ПРАЗДНОВАЛИ ПАСХУ В IV ВЕКЕ Из 3-й беседы на Пасху свт. Григория Нисского.

    ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ.

    КАК ПОВЕЛЕВАЕТ ЦЕРКОВЬ ПРОВОДИТЬ СВЕТЛУЮ НЕДЕЛЮ ПАСХИ?

    07 April 2018 читать далее