• О ДУХОВНО ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ И АТМОСФЕРЕ СЕМЕЙНОЙ ЛЖИВОСТИ. (Из размышлений проф. И. А. Ильина о семье)

    И. А. Ильин и Н. Н. Ильина. Август 1954 г. (Фото)

     

    I. Значение семьи

    Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе; научиться в нем первым совестным движениям сердца; и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения – родине и государству.

    Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу своему возникает из выбора и решения; а ребенку не приходится выбирать и решать: отец и мать образуют как бы ту предустановленную для него судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить, - ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары; но судьба этих склонностей и талантов, - разовьются ли они в дальнейшем или поблекнут и если расцветут, то как именно,- определяется в раннем детстве.

    Вот почему семья является первичным лоном человеческой культуры.

    21 October 2016 читать далее

  • Без церковности нет истинной веры и нет Церкви (1911)

    Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве.

     

    Наша церковность, с её дивными образами и чудной поэзией, служит как бы посредником между миром духовным и вещественным, проводником благодатных веяний из мира духовного в душевный и вещественный, способствует расцвету в духовно-телесном составе человеческой природы тех начал, которые составляют в ней черты образа и подобия Божия. Церковность не была бы нужна, если бы человек не был бы облечён плотью, но пока он во плоти, она ему нужна, как нечто сродняющее духовный мир с его земностью, приближающее к нему этот мир и со своей стороны одухотворяющее его телесную природу… Известно, что поэзия воспитывает в человеке чувство прекрасного; наша церковность равномерно развивает все лучшие стороны человеческой природы. И что может сравниться с её тихим, но могучим благодатным воздействием на юную непорочную душу дитяти? Древние греки хвалились своим театром, но что, какой театр может идти в сравнение с нашим богослужением? Для православного человека самая идея театра излишня. Не будем говорить о простом народе, который на театр держится воззрений древних отцов и учителей Церкви; возьмём образованного человека, который понимает всё значение театра по-европейски: пойдёт ли он прямо от всенощной в театр на самую лучшую драму или трагедию? О, конечно, это было бы кощунством для его православной души, оскорблением святыни. Так что же после этого для него самый театр? Ведь если театр служит идее красоты, то он не должен противоречить в душе идее богослужения: ведь вечная красота есть Сам Бог… А современный театр весьма нередко противоречит церковности нашей, стало быть, для православного человека в нём нередко есть нечто ложное, противоречащее его мировоззрению. Оно и понятно: кто вкусил истинно сладкого, тот не захочет подслащённого; кто имел возможность почувствовать сердцем истинную красоту, тот не пожелает видеть подделку под эту красоту.

    Хотите ли знать, чем жила наша Святая Русь? Культурой ли, основанной на научных открытиях, на успехах хвалёной европейской цивилизации?- Нет; она жила в массе своего простого народа православною церковностью.

    20 October 2016 читать далее

  • Священномученик Владимир, митрополит Киевский - ЕВАНГЕЛИЕ ДЕТСТВА (пастырские беседы с детьми) Часть 2-ая

    Содержание Части II: 4) Послушание. 5) Кротость и смирение. 6) Трудолюбие.

     

    IV

    ПОСЛУШАНИЕ

    «Мы пленяем всякое помышление в послушание Христу».(2 Кор. 10:5)

    «Дети, будьте послушны родителям вашим во всём,

    ибо это благоугодно Господу». (Кол. 3:20)

    Когда Иосиф и Мария нашли отрока Иисуса в храме, говорится далее в Евангелии, Он возвратился вместе с ними в Назарет и был у них в послушании.— Таким образом, и там, в Назарете, Иисус продолжал показывать пример для детей и юношей. Там, в простой, бедной хижине, где Он жил с родителями до тридцатилетнего возраста, незаметно для мира, совершал такие великие добродетели, которые достойны подражания. А потому мы вправе назвать эту тихую и скромную назаретскую хижину образцовою школою юношеских добродетелей. Туда, в эту прекраснейшую школу пойдем мы вслед за Спасителем, чтобы поучиться у Него, нашего божественного учителя, как должны мы проводить нашу молодость, наше детство. Первое и самое важное, чему Он научает нас там своим примером—это послушание. «Он был послушен своим родителям»,—говорится в Евангелии.

    Итак, рассмотрим сегодня несколько ближе этот пример и размыслим, что значат слова, сказанные о Марии: она сохранила всё это в своём сердце? То, чему научимся от Иисуса, напечатлеем поглубже в своём сердце и будем применять к своей жизни.

    19 October 2016 читать далее

  • Священномученик Владимир, митрополит Киевский - ЕВАНГЕЛИЕ ДЕТСТВА (пастырские беседы с детьми) Часть 1-ая

    Священномученик Владимир, митрополит Киевский - ЕВАНГЕЛИЕ ДЕТСТВА (пастырские беседы с детьми) Часть 1-ая

    Содержание Части I: 1) Благочестие. 2) Польза благочестия. 3) Жажда знания, или любовь к учению.

     

    I. БЛАГОЧЕСТИЕ

    «Ты же, человек Божий, преуспевай в благочестии... 

    Великое приобретение - быть благочестивым...» (1 Тим. 6:6, 11)

     

    Милые дети! Образец для детства, в котором находитесь и вы, образец самый высокий, есть Господь наш Іисус Христос. Он для того и сошел с неба, для того и жил на земле, сначала как дитя и отрок, а потом как юноша и муж, чтобы всем возрастам, всем званиям и состояниям преподать пример добродетельной жизни и показать истинный путь к небу. Следовательно, Он есть образец и для детского и отроческого возраста. Историю детства Иисуса мы находим у евангелиста Луки, именно в том месте, где он говорит о путешествии 12-ти летнего Иисуса со своими родителями в Иерусалим.

    Евангелие детства Иисуса, по справедливости, можно назвать вашим, дети, евангелием. Оно—кратко, и это, вероятно, потому, чтобы вы детским умом своим удобнее и скорее могли воспринять его и запечатлеть в своём сердце. Оно — кратко, и, между тем, в нём заключается всё, чему хотел научить Иисус детей, что нужно им делать, чего желать и чему подражать. В этом евангелии к вам приложимо, в особенности, следующее изречение Спасителя: образ бо дах вам, да тоже аз сотворих, и вы творите, т. е. я показал вам пример, чтобы и вы поступали также, как я поступил. Как хотелось бы, дети, этот урок, преподанный вам Иисусом, поглубже напечатлеть в сердцах ваших! Для этой цели я хочу изложить вам это евангелие в нескольких поучениях, ибо в нём так много содержится хорошего и полезного, что высказать всё за один раз невозможно. Сегодня из всего богатого содержания этого евангелия хочу выделить только одну добродетель, самую главную, которой, прежде всего, должны быть научены дети: это благочестие и набожность Иисуса, Его любовь к храму или дому Божию, к молитве и ко всему, что относится к почитанию Отца Его.

    ***

    19 October 2016 читать далее

  • ДѢТСКОЕ БОГОПОЗНАНІЕ (Чтеніе для дѣтей младшаго и средняго школьнаго возраста).

    ДѢТСКОЕ БОГОПОЗНАНІЕ (Чтеніе для дѣтей младшаго и средняго школьнаго возраста).

    Какъ хорошо всѣмъ живется лѣтомъ, когда солнышко высоко поднимается надъ землей и поэтому крѣпко нагрѣваетъ ее! Какъ тогда пріятно дѣтямъ въ длинные теплые дни бѣгать по полямъ, по лугамъ, по лѣсамъ въ однихъ рубашенкахъ среди зеленой травы, цвѣтовъ, колосистой ржи и слушать звонкое пѣніе жаворонковъ въ поляхъ и другихъ птичекъ въ рощахъ и садахъ, а въ жару еще и купаться въ прудахъ и рѣчкахъ! Лѣтомъ можно даже жить не въ домѣ, а въ лѣсу и въ полѣ, и питаться лѣсными ягодами, орѣхами, грибами, приготовляя себѣ обѣдъ на кострѣ.

    17 October 2016 читать далее

  • Святитель Архиепископ Иоанн (Максимович) – Прославление святых угодников Божиих. (Памяти обретения мощей Святителя в 1993 г.).

     

    Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи преисполнены и любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзывчивы на людские нужды и на их моления и являются ходатаями и предстателями за них пред Богом.

    11 October 2016 читать далее

  • ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО, МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА.

    ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО, МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА.

    Патриарх Тихон и Митрополит Петр 

    Священником стал в 58 лет, через год после революции. Друг и ближайший соратник Патриарха Тихона. На протяжении 11 месяцев — фактический глава Церкви на воле, а потом в течение более 10 лет сохранял свои обязанности, находясь в тюрьмах и ссылках. Много лет заключенный в одиночной камере — без общения, без дневного света. Архипастырь, отпетый заочно задолго до своей смерти. Расстрелян 10 октября 1937 года.

     

    В начале декабря 1925 года, незадолго перед арестом (с ночи 9 на 10 декабря 1925 года в день памяти иконы Божией Матери, именуменой «Знамение»), уже ясно предчувствуя его, священномученик Петр, митрополит Крутицкий и Коломенский, Местоблюститель Патриаршего Престола решил изложить свою позицию первоиерарха — какие задачи он ставит в своём церковном управлении и как смотрит на него и на свой долг перед паствой, писал:

    10 October 2016 читать далее

  • «НѢТЪ СОМНЕНІЙ, СВЯТАЯ РУСЬ НЕ УМЕРЛА. НО ЖИВА ЛИ РОССІЯ?» (Г. Н. Юренев, «Отечетсво», 1918)

    М. Нестеров, Святая Русь

    Предлагаем нашим боголюбивым читателям познакомиться с патриотической статьей «Отечество», напечатанной впервые в журнале «Витебское церковно-общественное слово» в 1918 году. Хочется еще напомнить читателям, что явление русскому православному народу Державной Иконы Божией Матери произошло в день отречения от Престола Царя-Мученика Николая Александровича 2/15 марта 1917 года. Икона не случайно получила название «Державной», т. к. Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная. Тем самым икона эта свидетельствует о том, что от России Царская Власть (Монархия) не отобрана , а только по просьбе Царя Мученика передана самой Пресвятой Богородице. А потому Москва остается все-таки еще Третьим Римом. Поэтому автор этой статьи ошибается, утверждая, будто царской власти в России не стало. Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях проф. И. Андреевъ: «Зная исключительную силу вѣры и молитвы Государя Николая Втораго и Его особенное благоговѣйное почитаніе Божіей Матери (вспомнимъ Соборъ Ѳеодоровской иконы Божіей Матери въ Царскомъ Селѣ), — мы можемъ не сомнѣваться въ томъ, что это Онъ умолилъ Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть надъ народомъ, отвергшимъ своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла въ уготованный Ей всей русской исторіей «Домъ Богородицы», въ самый тяжкій моментъ жизни богоизбраннаго народа, въ моментъ его величайшаго духовнаго паденія, и приняла на Себя преемство власти державы Россійской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластія сатаны. Потому и строгъ, и суровъ, и скорбенъ взглядъ ЕЯ дивныхъ очей, наполненныхъ слезами гнѣва Божественной и материнской любви; потому и пропитана мученической русской кровью ЕЯ царская порфира и алмазныя слезы русскихъ невинныхъ мучениковъ украшаетъ ЕЯ корону. Символъ этой иконы ясенъ для духовныхъ очей: черезъ неисчислимыя страданія, кровь и слезы, послѣ покаянія, Русскій народъ будетъ прощенъ и Царская власть, СОХРАНЕННАЯ САМОЙ ЦАРИЦЕЙ НЕБЕСНОЙ, будетъ Россіи несомнѣнно возвращена». («Православная Жизнь» №7. Іюль 1962 года. С. 14-15.) - Ред.

     

    ОТЕЧЕСТВО.

    Когда-то славянофилы считали, что Россія держится на идеѣ, выраженной трехчленной формулой: «Вѣра, Царь, Отечество» (православіе, самодержавіе, народность).

    Съ отреченіемъ Николая II среднее звено этой цѣпи выпало; монар­хическій строй сменился у насъ формой правленія, возглавляемой Временнымъ Правительствомъ, которое въ сентябрѣ 1917 г., чтобы уничтожить неопредѣленность, провозгласило Россію федератив­ной демократической республикой; при этомъ всякая агитація за монархическій строй была объявлена запрещенной и преслѣдуемой революціонными мѣрами. Послѣ октябрьской революціи пропа­ганда демократической республики считается направленной про­тивъ установившегося коммунистическаго строя. Учредительное Собраніе, созванное на основѣ наиболѣе демократическаго закона, какой знали законодательства Европы и Америки, признано неотвѣчающимъ настроеніямъ широкихъ массъ Россіи, и существованіе его прервано черезъ 13 часовъ послѣ рожденія (5–6 января). Съ нимъ уни­чтожили еще одинъ «буржуазный» предрассудокъ…

    Но не о политическихъ проблемахъ хочется говорить. – Живы ли въ душѣ русскаго человѣка его старая вѣра и любовь къ отечеству?

    09 October 2016 читать далее

  • Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения (1918)

    Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения (1918)

    Апостол Павел умоляет двух женщин (Еводию и Синтихию) к единству в Господе, в то время, как в филиппийской церкви поссорились они и это угрожало миру в церкви (Флл. 4,2).Человек не может быть одновременно в мире с Богом и в разногласии с собратьями.

    «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14, 34-35). Эти слова апостола Павла, запрещающие женщине возвышать глас свой в церковном собрании, понимались как внутрицерковная заповедь в течение девятнадцати столетий. Памятуя это апостолькое наставление, Поместный Священный Собор Православной Российской Церкви разрешил женщинам активно участвовать в жизни Поместной Российской Церкви. Женщины получали право участвовать в приходских собраниях и советах, даже входить в благочиннические и епархиальные собрания, становиться старостами храмов. – Ред.

    Определение Священного Собора Православной Российской Церкви

    О ПРИВЛЕЧЕНИИ ЖЕНЩИН К ДЕЯТЕЛЬНОМУ УЧАСТИЮ НА РАЗНЫХ ПОПРИЩАХ ЦЕРКОВНОГО СЛУЖЕНИЯ

    от 7 (20) Сентября 1918 года.

    05 October 2016 читать далее

  • Новосвмуч. Митр. Владиміръ (Богоявленскій) – Бесѣды о православномъ воспитаніи дѣтей.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Содержание

    1. О причинах дурного воспитания в наше время
    2. О необходимости, сущности и начале воспитания
    3. О воспитании благочестия, или набожности
    4. О необходимости совместного воспитания семьи, школы и Церкви
    5. О воспитании послушания
    6. Воспитание правдивости
    7. Воспитание самоограничения
    8. Воспитание чувства стыдливости
    9. Зависть
    10. Родительская бдительность
    11. Борьба с главным пороком ребенка
    12. О наказании как воспитательном средстве

    В наше время отовсюду несутся жалобы на то, что большая часть нашего юношества дурно воспитана. Сами родители нередко жалуются на неблаговоспитанность своих детей. Недостаток доброго религиозно-нравственного воспитания нашего юнейшего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым во что бы то ни стало нужно бороться, в противном случае человечество неминуемо дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. Но для успешного лечения какой бы то ни было болезни прежде всего нужно узнать, где эта болезнь сосредотачивается, где ее начало, причина. Вот почему и для исправления недостатков в воспитании нашего юношества необходимо прежде всего узнать, где причина этого дурного воспитания, кто виноват в нем. И в самом деле, кто виноват в дурном воспитании нашего современного юношества?

     

    04 October 2016 читать далее