• Епископъ Сергій (Соколовъ) – Бесѣда въ день Преображенія Господня.

    Для просмотра изображения кликните по нему.

    Нужно-ли, братіе, слабое наше слово, когда при вожженныхъ всюду свѣтильникахъ, какъ бы во свѣтѣ Ѳаворскомъ, такъ прекрасно, ни съ чѣмъ несравнимо, поучаетъ насъ служба церковная? Составленная великимъ пѣснопѣвцемъ святимъ Іоанномъ Дамаскинымъ и его сподвижниками, преимущественно Космою, епископомъ Маюмскимъ, она съ самою возвышенною, священною поэзіею и неподражаемымъ витійствомъ раскрываетъ духъ настоящаго празднества.

    19 August 2024 читать далее


  • Св. прав. о. Іоаннъ Кронштадтскій – Поученіе въ день Преображенія Господня.

    Св. прав. о. Іоаннъ Кронштадтскій – Поученіе въ день Преображенія Господня.

    Преобразися предъ ними (Іисусъ): и просвѣтися лице Его, яко солнце, ризы же Его быша бѣлы яко свѣтъ. (Матѳ. 17, 2).

    Нынѣ мы воспоминаемъ и празднуемъ славное Преображеніе причистыя плоти Господа нашего Тисуса Христа. Преображеніе это было при трехъ земныхъ свидѣтеляхъ – при апостолахъ Петрѣ, Іаковѣ и Іоаннѣ. Іисусъ Христосъ по обычаю взошелъ на гору помолиться, какъ человѣкъ, Отцу небесному. Въ то время, какъ Онъ молился, Божество Его вдругъ просіяло чрезъ тѣло Его: лицо Его сдѣлалось свѣтло, какъ солнце, а одежды Его отъ внутренняго свѣта Божества и отъ свѣта тѣла – стали бѣлы, какъ свѣтъ, – такъ бѣлы, что ни какой бѣлильщикъ не въ состояніи такъ убѣлить ихъ. Явились Моисей и Илія, древніе великіе пророки; они говорили съ Господомъ. О чемъ же они говорили? – Говорили о страданіяхъ, которыя Спаситель рода человѣческаго имѣлъ претерпѣть ради спасенія нашего въ Іерусалимѣ. Глаголаста же исходъ Его, егоже хотяше скончати во Іерусалимѣ (Луки 9, 31). Апостолъ Петръ, увидѣвъ въ такой славѣ Господа и пророковъ, сказалъ Господу: Господи! добро есть намъ здѣ быти; если хочешь, мы сдѣлаемъ здѣсь три сѣни (палатки): одну Тебѣ, одну Моисею и одну Иліи. Еще онъ говорилъ, какъ свѣтлый облакъ осѣнилъ ихъ, и вотъ изъ облака слышится голосъ: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ: Того послушайте (Матѳ. 17, 5). Гласъ былъ отъ Бога Отца. Услышавъ божественный гласъ, ученики Господни пали ницъ и сильно убоялись. Господь подошелъ къ нимъ, коснулся ихъ и сказалъ: встаньте и не бойтесь. Они возвели взоръ свой: не было уже никого, кромѣ Іисуса Христа. Когда стали сходить съ горы, Господь сказалъ имъ, чтобы они никому не говорили о видѣніи дотолѣ, пока Онъ воскреснетъ изъ мертвыхъ.

    19 August 2024 читать далее


  • Архимандритъ Антоній (Докторовъ) – Ѳаворская слава.

    Архимандритъ Антоній (Докторовъ) – Ѳаворская слава.

    «Приспѣ день Божественнаго веселія: восходитъ на гору Ѳаворскую Владыка – Божества Своего облистати красоту» (Троп. предпр. Преобр.).

    Для чего преобразился Господь предъ учениками Своими? «Да видѣвше – сказано – чудеса Свои, не устрашатся страданіи Твоихъ!» (Стих. Преобр.). – Страшное испытаніе предстояло вѣрѣ и любви Св. Апостоловъ къ Своему Учителю! Близилось время страданій Господа!.. Друзья и послѣдователи Его готовились быть очевидцами столь ужасныхъ Его поруганій, – готовились быть свидѣтелями самыхъ невѣроятныхъ событій, подъ ударомъ которыхъ содрогнулся даже камень вѣры Петра, – тотъ камень, на коемъ имѣла быть утверждена Церковь Христова! Тотъ, Кого они только что исповѣдали Сыномъ Божіимъ, скоро долженъ былъ выступить обезчещеннымъ паче всѣхъ сыновъ человѣческихъ! Предъ Кѣмъ трепетали самыя силы адовы – готовился принять всѣ оскорбленія, на какія только способна была подняться дерзкая рука человѣческая!.. Судія неба и земли шелъ на судъ судіи Римскаго, шелъ на осужденіе позорнѣйшей смерти, какой когда-либо подвергался невинный праведникъ! Тотъ, одно слово Котораго врачевало всякія болѣзни, скоро долженъ былъ покрыться съ головы до ногъ ранами, выступить изъязвленнымъ и окровавленнымъ Страдальцемъ!.. Предъ Кѣмъ стихали вѣтры, умолкали бури морскія и преклонялись всѣ стихіи поднебесныя, – Тотъ скоро готовился устыдить Своимъ позоромъ самое солнце! Кто обѣщалъ Своимъ послѣдователямъ столько благъ, кто хотѣлъ посадить Своихъ 12 спутниковъ на 12 престолахъ судіями Израиля, – Тотъ вдругъ окажется Самъ осужденнымъ, повѣшеннымъ на крестъ и сокрываемымъ – казалось, навсегда – въ нѣдрахъ земли жалкимъ истерзаннымъ Мертвецомъ!..

    Это ли не ужасныя испытанія вѣры и любви Апостоловъ къ Своему Учителю!? Да и однихъ ли только Апостоловъ? Все человѣчество не было ли бы вправѣ задуматься надъ недоумѣннымъ вопросомъ, какимъ образомъ возможны были столь крайнія противорѣчія, и какъ могла выстоять предъ ними слабая вѣра и сердце человѣческое!

    18 August 2024 читать далее


  • Объ умѣренности и воздержности (Слово въ 8-ю недѣлю по Пятидесятницѣ).

    Объ умѣренности и воздержности (Слово въ 8-ю недѣлю по Пятидесятницѣ).

    Пріятъ же хлѣбы Іисусъ и хвалу воздавъ, подаде ученикомъ, ученицы же возлежащимъ (Іоан. VI, 11).

    Чудесное событіе, изложенное въ нынѣ чтенномъ Евангеліи, произошло во второй годъ общественнаго служенія Господа Іисуса, вскорѣ послѣ усѣкновенія главы Іоанна Крестителя и посланія Апостоловъ на проповѣдь. Пріидите, говорилъ Господь по возвращеніи ихъ, въ пусто мѣсто едини и отдохните мало (Mѳ. VI, 81). Они вошли въ лодку и переплыли чрезъ Галилейское морѣ, чтобы въ пустынныхъ окрестностяхъ города Виѳсаиды, на восточной сторонѣ названнаго моря и въ области кроткаго тетрарха Филиппа, вдали отъ преслѣдованій и нападокъ лукавыхъ своихъ противниковъ, въ близкомъ кругу дать отчетъ Господу во всемъ томъ, что они сдѣлали въ первое свое посольство, чему научили, что испытали, что потерпѣли, сдѣлали ли и какое сдѣлали примѣненіе изъ тѣхъ наставленій и мудрыхъ ученій, которыми Божественный Учитель въ напутствіе снабдилъ ихъ изъ Своего отечески любвеобильнаго сердца.

    Но только краткое время единомысленныя души оставались въ спокойномъ сопребываніи; только на весьма непродолжительное время Спасителю дозволено было успокоиться отъ трудовъ и безпокойствъ неутомимо и ревностно выполнявшагося Имъ учительскаго служенія; едва масса народа, жаждавшаго спасенія, узнала, гдѣ находится столь страстно искомый Учитель и Чудотворецъ, какъ онъ въ огромныхъ толпахъ собрался въ пустыню внимать изъ устъ Христовыхъ слову жизни. И Господь, постоянно готовый помогать и врачевать, утѣшать, ободрять, наставлять, гдѣ и когда было то необходимо, не отсылаетъ народа просящаго; народъ алчетъ хлѣба истины, и Господь, говорившій о себѣ: Азъ есмъ путъ и истина и животъ, могъ ли не утолить его голода, не исполнить его желаній? Не самъ ли Онъ приточно сказалъ: Какой изъ васъ отецъ, когда сынъ попроситъ у него хлѣба, подастъ ему камень? или когда попроситъ рыбы, подастъ ему змѣю вмѣсто рыбы или если попроситъ яйца подастъ ему скорпіона (Лк. XI, 11)? Слѣдовательно, если человѣческій земной отецъ слышитъ просьбу своего дитяти, могъ ли Божественный Учитель и Благодѣтель не исполнить просьбъ вѣрнаго Своего стада? Но не только небесной пищей Господь укрѣпляетъ души народа, Онъ подаетъ алчущимъ въ пустынѣ и обыкновенную пищу; находятся пять хлѣбовъ и двѣ рыбы, – капля для собравшагося въ числѣ нѣсколькихъ тысячъ народа, – но что невозможно для приращенія человѣческими силами, то замѣняется Божественнымъ всемогуществомъ; Спаситель повелѣваетъ массамъ народа расположиться на землѣ, беретъ хлѣбы и произнесши благодарственную молитву къ Отцу своему, раздѣляетъ ихъ; то же дѣлаетъ и съ рыбами, и весь народъ въ числѣ нѣсколькихъ тысячъ насытился, кромѣ того остатками пищи наполнили еще двѣнадцать корзинъ. – Что сдѣлалъ Господь въ Виѳсаидѣ, то же дѣлаетъ Онъ еще и по сего дня, потому что Богъ и донынѣ насыщаетъ и наполетъ милліоны своихъ твореній; и человѣкъ и мы находимся между совозлежащими за трапезой, уготовляемой ежедневно Богомъ, ибо ежедневно подается намъ свыше все на удовлетвореніе нашихъ естественныхъ потребностей.

    17 August 2024 читать далее


  • Необычайное чудо, доказывающее истину воскресенія мертвыхъ (Поученіе на память свв. седми Ефесскихъ отроковъ, 4-го авг. ст. ст.)

    Необычайное чудо, доказывающее истину воскресенія мертвыхъ (Поученіе на память свв. седми Ефесскихъ отроковъ, 4-го авг. ст. ст.)

    Мы, братіе, вѣруемъ, что будетъ время, когда явится во славѣ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, повѣетъ на все Своимъ животворнымъ дыханіемъ, скажетъ Свое всемогущее слово, и всѣ мы, какъ бы отъ сна воспрянувъ, встанемъ изъ своихъ гробовъ, встанемъ и уже болѣе не ляжемъ въ нихъ, воскреснемъ и болѣе не умремъ. Эту истину, для вящшаго нашего убѣжденія Господь, въ продолженіе многихъ вѣковъ, подтверждалъ великими чудесами. Воскрешеніе мертвыхъ Имъ Самимъ и Его святыми, явленія изъ міра загробнаго, нетлѣніе св. мощей, чудеса, совершаемыя угодниками Божіими по кончинѣ ихъ, – все это не есть-ли убѣдительнѣйшее доказательство общаго воскресенія всѣхъ? Конечно такъ, братіе! Но, знайте, что эту истину иногда Господь подтверждалъ знаменіями болѣе чрезвычайными, чѣмъ указанныя, и подлинно превосходящими всякъ умъ. Одно изъ таковыхъ, для назиданія, сегодня мы и предлагаемъ вамъ. Надѣемся, что вы выслушаете его со вниманіемъ.

    Святые семь отроковъ Ефесскихъ, память которыхъ св. Церковь совершаетъ 4 августа, жили во времена гонителя христіанъ, Декія, были дѣти городскихъ старѣйшинъ и всѣ исповѣдывали христіанскую вѣру. Декій, услыхавъ, что они христіане, долго принуждалъ ихъ принестя жертвы идоламъ, но, не успѣвъ въ этомъ, удалился изъ Ефеса, давъ имъ время на размышленіе. Въ его отсутствіе святые исповѣдники, взявши съ собою нѣсколько золота и серебра для своего прожитія, удалились изъ Ефеса и скрылись въ одной пещерѣ близъ города, и тутъ пребыли многіе дни въ молитвѣ. Младшій изъ нихъ, имя которому было Іамвлихъ, ходилъ изъ пещеры въ городъ, покупалъ тамъ пищу и приносилъ своимъ друзьямъ. Разъ, когда онъ былъ въ городѣ и услыхалъ, что Декій возвратился, то разсказалъ объ этомъ своимъ товарищамъ. Страхъ объялъ юношей, и они стали пламенно молиться Богу, чтобы Господь избавилъ ихъ отъ мучителя. Молитва была услышана, и Господь совершилъ надъ ними великое чудо. Не только сердца, но и все существо исповѣдниковъ Христовыхъ, и тѣла и души ихъ успокоились, погрузившись въ необычайный сонъ, совершенно сходный со смертію. Между тѣмъ Декій началъ искать ихъ, спрашивалъ о нихъ ихъ родителей, и, наконецъ, узнавъ, что они скрываются въ пещерѣ, рѣшилъ заживо погребсти ихъ тамъ и велѣлъ камнями завалить входъ въ эту пещеру, гдѣ были они. Повелѣніе было исполнено.

    17 August 2024 читать далее


  • Поученія во дни Успенскаго поста о земной жизни Пресвятой Богородицы (II-е).

    Поученія во дни Успенскаго поста о земной жизни Пресвятой Богородицы (II-е).

    (начало)

    2.

    Приведутся Царю дѣвы въ слѣдъ ея, искреннія ея приведутся Тебѣ: приведутся въ веселіи и радованіи, введутся въ храмъ Царевъ. (Псал. 44, 15-16)

    Такъ пророчески Давидъ въ псалмѣ 44-мъ изобразилъ славное введеніе Пресвятыя Дѣвы Маріи въ храмъ Господень. По священному преданію Церкви, Пресвятая Дѣва, какъ предобрученная небесному Царю невѣста, вошла въ храмъ Божій, какъ въ царскій чертогъ, сопровождаемая, по древнему обычаю, чистыми дѣвами, Ея подругами, искренними Ея.

    Пресвятой Дѣвѣ было три года отъ рожденія; святые богоотцы Іоакимъ и Анпа поспѣшили исполнить свой задушевный обѣтъ, который они дали Господу, когда Богоотроковица была носима еще во чревѣ матери. Не пожалѣли они разстаться съ единственною радостью своей жизни, послѣднимъ утѣшеніемъ своей старости, съ своею возлюбленною Дщерью. Видя въ Ней еще въ младенчествѣ необычайно раннее проявленіе духовныхъ дарованій благодати Божіей, они скоро поняли, что только святый храмъ есть вполнѣ достойное Ея святости мѣсто для Ея дальнѣйшаго воспитанія и возрастанія. Вотъ почему они и поспѣшили свою трехлѣтиюю Дщерь привести въ храмъ и посвятить Ее Господу. Посовѣтовавшись съ своими родными, которые не только одобрили ихъ рѣшеніе, но и согласились сопровождать ихъ до Іерусалима, святые Іоакимъ и Анна пригласили сопутствовать имъ также нѣкоторыхъ изъ назаретскихъ дѣвицъ, преимущественно сверстницъ и подругъ Богоотроковицы. Такъ ясно исполнилось пророчество Давида: приведутся дѣвы въ слѣдъ ея, искреннія ея приведутся Тебѣ.

    15 August 2024 читать далее


  • Поученія во дни Успенскаго поста о земной жизни Пресвятой Богородицы (I-е).

    Поученія во дни Успенскаго поста о земной жизни Пресвятой Богородицы (I-е).

    1.

    Вся слава дщери Царевы внутрь (Псал. 44, 14).

    Вся земная жизнь Пресвятой Богородицы исполнена чудесъ великихъ и предивныхъ. А потому и всѣ важнѣйшія событія этой жизни составляютъ для Церкви Христовой цѣлый рядъ праздниковъ, замыкающійся на подобіе круга въ годовомъ обращеніи. Начинается этотъ кругъ Рождествомъ Пресвятой Богородицы, оканчивается преславнымъ Ея Успеніемъ. Постараемся въ нынѣшніе святые дни успенскаго поста мысленно пройти весь этотъ кругъ Богородичныхъ чудесъ и такимъ путемъ дойти постепенно до послѣдняго и высшаго проявленія внутренней славы Дщери Царевой въ чудесахъ Ея преславнаго Успенія.

    Не только рождество Пресвятой Богородицы, но и самое Ея зачатіе въ неплодномъ чревѣ цѣломудренной и праведной Анны св. Церковь чествуетъ, какъ свой, радостный для всего міра, праздникъ. Въ преданіяхъ своихъ Церковь сохранила намъ дивныя о семъ сказанія.

    14 August 2024 читать далее