Замѣтка: Осеннія поминки.

Во многихъ мѣстностяхъ Кіевской епархіи, такъ же какъ и другихъ епархій юго-западнаго и западнаго края, существуетъ обычай въ осенніе дни справлять поминки по умершимъ предкамъ, родителямъ. Время такихъ поминокъ начинается большею частію послѣ дня Покрова Божіей Матери 1-го октября и продолжается до Филиппова поста, начинающагося 14 ноября. Въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ западнаго края для всего этого періода времени имѣется даже особенное названіе проводы, не безъизвѣстное и въ здѣшнемъ краѣ, а самыя недѣли этого періода считались въ народѣ такъ: первая проводная, вторая проводная и т. д. А проводы въ данномъ случаѣ и означали именно поминальныя службы, моленія о душахъ умершихъ. Для совершенія такихъ поминальныхъ службъ обыкновенно соединяются двѣ-три-четыре семьи, между собою родственныя, но почти всегда во главѣ какой-либо одной изъ нихъ болѣе зажиточной или старшей. Дѣлается складчина на заказъ поминальной службы и панихиды, на свѣчи, на поминальный обѣдъ.

Въ старину, когда существовали остатки древнихъ братствъ, непремѣнно приглашался братчикъ, если онъ не имѣлся въ составѣ членовъ семьи. Такъ бываетъ мѣстами и теперь. По соглашенію съ приходскимъ священникомъ назначается день поминальной службы, обыкновенно не праздничный и не постный. Дается священнику, если есть готовая или за ново составляется, поминальная запись именъ всѣхъ по возможности предковъ и родныхъ, начиная отъ дѣдовъ и бабушекъ. Въ назначенный день при собраніи всѣхъ сложившихся на поминки, служится заупокойная литургія, а послѣ нея панихида. Послѣдняя также служится въ церкви, а не на кладбищѣ, не на могилахъ покойниковъ, и этимъ, между прочимъ, отличаются осеннія поминки отъ весеннихъ, которыя чаще совершаются именно на кладбищахъ. На литургіи въ извѣстныя времена, а за тѣмъ на панихидѣ поминаются внесенныя въ запись имена умершихъ. Съ глубокимъ вниманіемъ слушаютъ это поименное поминаніе своихъ присныхъ всѣ молящіеся, набожно осѣняя себя крестнимъ знаменіемъ въ сердечной молитвѣ о нихъ, нерѣдко колѣнопреклоненной и сопровождаемой частыми поклонами. Можно примѣтить и слезы на глазахъ молящагося, а въ женской половинѣ ихъ слышатся взрывы тихаго плача. Поминки заключаются обѣдомъ, который приготовляется изъ призапасенныхъ для сего яствъ и питій и устрояется или на погостѣ церковномъ, или въ квартирѣ кого-либо изъ причта или же дома въ избѣ болѣе зажиточной изъ участвующихъ въ поминаніи семьи. Начавшееся такимъ образомъ поминальное угощеніе длится иногда долго, особенно если оно справляется не при церкви, а въ домахъ самихъ участниковъ поминанія.

Обычай осеннихъ поминаній очень давній. Пріуроченіе ихъ именно къ осенней порѣ объясняется просто. Съ осени кончается для поселянъ самая страдная, рабочая пора, настаетъ пора болѣе досужая. Легче теперь взять для поминокъ день или два изъ будней, легче и хозяйкамъ справлять угощеніе. Къ тому же осенью набирается въ хозяйствѣ большій или меньшій запасъ разнаго рода живности, начиная отъ хлѣба, подходятъ и кое-какія денжоки, заработанные лѣтомъ или вырученные изъ продажи полевыхъ продуктовъ и под. Нѣкоторые изъ нашихъ этнографовъ наклонны давать еще другое, болѣе далекое, объясненіе факту пріуроченія семейныхъ поминаній къ осенней порѣ, связывая, его съ языческими поминаніями славянъ. То правда, у нашихъ предковъ, при сильно сложившемся у нихъ родовомъ, семейномъ началѣ, широко развиты были поминальные обряды. Они пріурочивались къ четыремъ временамъ года, сообразно языческимъ представленіямъ о посмертной судьбѣ душъ умершихъ. Уходя въ невѣдомыя подземныя, подводныя жилища, онѣ, по представленію язычниковъ, не оставляли и надземнаго міра. Весной начинали онѣ выходить изъ своихъ жилищъ, витая средь могилъ, носясь по рощамъ, полямъ, у водъ, заносясь и въ жилья своихъ живыхъ родичей. Къ срединѣ лѣта міръ этихъ пришельцевъ бывалъ такъ сказать въ найбольшемъ сборѣ, жилъ съ наибольшимъ просторомъ, такъ что падающіе на средину лѣта дни предъ-троицкой недѣли назывались русальными, навъими, т. е. днями душъ умершихъ. Но затѣмъ начинался для нихъ періодъ стѣсненія въ мірѣ живыхъ и поворота въ міръ загробный. Именно осенью они окончательно уходили туда и тамъ оставались на всю зиму. Отсюда обрядъ провожанія ясивыми родичами своихъ покойниковъ изъ этого міра въ загробный или проводы. Пріуроченіе этого названія именно къ осеннимъ поминаніямъ у поселянъ настоящаго времени, можетъ въ самомъ дѣлѣ служить однимъ изъ указаній, что въ этихъ поминаніяхъ отзываются далекія языческія вѣрованія объ осеннихъ проводахъ. Пусть и такъ. Само по себѣ подобное соотношеніе древне языческихъ обрядовъ съ христіанскими еще не представляетъ чего-либо неестественнаго и худаго.

Наша христіанская вѣра въ жизнь загробную, въ общеніе живыхъ съ умершими, выражаемое особенно молитвою первыхъ о послѣднихъ естественно прививается къ свойственной человѣку по самой природѣ вѣрѣ въ загробную жизнь, въ продолженіе за гробомъ жизни людей отошедшихъ отъ земли, сдѣдовательно въ возможность общенія съ ними. А если такъ, то отъ чего бы и обряды поминанія умершихъ, созданные естественною, отъ природы вложенною въ людяхъ вѣрою въ продолженіе жизни ихъ, не могли въ томъ или другомъ отношеніи сойтись съ обрядами созданными въ духѣ христіанской вѣры. Необходимо однакоже заботливо устранять въ нихъ то, что есть въ нихъ прямо суевѣрнаго, грубаго и противнаго чистотѣ христіанскихъ нравовъ. Таково между прочимъ пьянство, сопровождающее какъ всякія другія, такъ и осеннія поминанія у поселянъ и вообще у простонародья. Оно-то особенно напоминаетъ языческую тризну или языческіе законные обѣды. Чрезъ него-то особенно осеннія поминки становятся новымъ источникомъ разоренія поселянъ, такъ что заработанное лѣтомъ, начавъ затрачиваться съ самой осени на поминальное пьянство, идетъ отъ такого дурнаго начала и къ дальнѣйшей растратѣ. Церковная проповѣдь, подкрѣпляемая добрымъ примѣромъ сельскихъ братствъ и попечительетвъ, гдѣ они есть, могла бы ослабить упомянутый, несогласный съ духомъ христіанства и разорительный для поселянъ, обычай поминальнаго пьянства. Отъ разнаго рода радѣтелей народнаго блага, хотя бы то и мнимыхъ, приходится слышать, будто церковная обрядность съ сопровождающими ее обычаями содѣйствуетъ къ поддержанію въ народѣ грубыхъ и вредныхъ привычекъ. Какъ бы ни было мало въ нашихъ глазахъ значеніе подобныхъ утвержденій, слѣдуетъ тѣмъ не менѣе устранять самые поводы къ нимъ.

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1880. № 39. Ч. Неофф. С. 2-4.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: