Великій и Свѣтлый Праздникъ Воскресенія Христова.

Воскресеніе Христово есть величайшій праздникъ христіанскій. Святая Церковь называетъ его праздникомъ праздниковъ и торжествомъ изъ торжествъ; въ устахъ христіанъ онъ именуется свѣтлымъ и великимъ праздникомъ. Иначе не называетъ его, какъ «Великдень», нашъ мѣстный православно-русскій народъ.

Да, это поистинѣ великій и священный день не только по сравненію съ другими днями года, но и съ самыми важнѣйшими праздниками Церкви христіанской. Тогда какъ другіе праздники воспоминаютъ намъ частнѣйшія событія изъ земной жизни Господа Искупителя и Его Пречистой Матери, имѣвшія священное значеніе въ исторіи нашего спасенія, – празднуемое нынѣ великое событіе свѣтлаго воскресенія Христова имѣетъ то преимущественное значеніе, что имъ завершилась великая тайна искупленія и спасенія рода человѣческаго. Единородный Сынъ Божій, принявшій зракъ раба и униженный до смерти крестной, возглавилъ наше искупленіе славнымъ воскресеніемъ Своимъ, проявивъ божественное всемогущество въ воспринятой Имъ отъ Пресвятой Дѣвы пречистой плоти Своей, въ которой Онъ восторжествовалъ надъ всѣми сопротивными силами, явившись побѣдителемъ смерти, ада и діавола. Всякая благочестивая душа христіанская чувствуетъ многознаменательное значеніе этого великаго событія и преисполняется, во время празднованія его, самою искреннею и священною христіанскою радостію.

Насаждая и воспитывая въ насъ это священное и благоговѣйное христіанское чувство, св. Церковь подготовляетъ насъ къ нему постепенно, возводя насъ отъ скорби и сокрушенія къ духовной радости и торжеству, подражая тому скорбному пути, по которому шелъ къ прославленію Самъ небесный Искупитель, исполнявшій святую волю Отца небеснаго. предопредѣленную въ предвѣчномъ божественномъ совѣтѣ о спасеніи нашемъ.

Въ порядкѣ времени празднику св. Пасхи предшествуетъ богослуженіе Страстной седмицы, которое въ самыхъ трогательныхъ чертахъ изображаетъ уничиженное состояніе Господа Искупителя, волею пріемшаго на божественныя Свои рамена грѣхи и немощи человѣческіе, вознесшаго ихъ съ Собою на крестъ, чтобы омыть ихъ пречистою кровію Своею, и принесшаго земную жизнь Свою въ искупительную жертву за грѣхи всѣхъ людей. И въ чтеніяхъ евангельскихъ, и въ пѣснопѣніяхъ церковныхъ, и въ священнодѣйствіяхъ богослужебныхъ во время Страстной седмицы является предъ нами въ смиреніи и уничиженіи, и въ тоже время въ неземномъ величіи, Божественный Страдалецъ за грѣхи всего міра. Мы слышимъ скорбныя мысли и чувства Его божественной души въ прощальной бесѣдѣ съ учениками, видимъ священный примѣръ смиренія въ умовеніи ногъ ученикамъ и созерцаемъ великое таинство самоотверженной любви въ преподаніи Апостоламъ пречистаго тѣла и крови Его, подъ видомъ хлѣба и вина; глубоко смущаемся въ душѣ тяжкой неблагодарностью людской въ предательствѣ Іуды и всецѣло поражаемся тяжестыо страданій Господа и Его крестной смерти, при видѣ которой пришла въ содроганіе и трепетъ сама неодушевленная природа. И вотъ уже совершилось все, какъ исповѣдалъ это въ слухъ всего міра самъ Божественный Страдалецъ, предавшій духъ Свой Богу Отцу. Закрылись Его очи, сомкнулись уста; Онъ вмѣнился съ мертвыми и преданъ погребенію, оплаканный немногими, до конца преданными Ему сердцами. Враги привалили огромный камень на двери гроба, наложили печать и поставили стражу, чтобы никто не взялъ отсюда погребеннаго мертвеца.

Но здѣсь-тο и проявилось божественное всемогущество нашего Господа Искупителя. Погребенный и запечатанный во гробѣ Господь почивалъ здѣсь Своею пречистою плотію, а безсмертною душею, соединенною съ Божествомъ, Онъ сошелъ во адъ и освободилъ праведныя души, съ вѣрою ожидавшія Его пришествія, и въ воспринятой Имъ на Себя плоти воскресъ изъ мертвыхъ, восторжествовалъ надъ смертію и надъ имѣющимъ державу смерти діаволомъ и совоскресилъ съ Собою умершихъ отъ вѣка, какъ это исповѣдуетъ св. Церковь въ тропарѣ пасхальномъ: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ.

Богослуженіе Великой субботы возбуждаетъ въ душѣ вѣрующихъ только ожиданіе и предчувствіе настоящаго великаго и всемірнаго событія. Но вотъ раздается полночный пасхальный благовѣстъ, – этотъ вѣстникъ воскресенія Христова. Какъ заблисталъ мгновеннымъ небеснымъ свѣтомъ гробъ Господа во время свѣтлаго и божественнаго воскресенія Его, когда предстали служить Ему свѣтозарные Ангелы, такъ мгновенно наполняется свѣтомъ и славословіемъ храмъ христіанскій, собирая въ себя и кругомъ себя сонмы вѣрующихъ. И торжественное освѣщеніе храмовъ, и блестящія ризы священнослужащихъ, и священно-торжественныя и радостныя церковныя пѣснопѣнія – все соединяется здѣсь въ одинъ общій радостный ликъ, прославляющій воскресшаго Господа, – и сердце христіанина наполняется высокою, неземною радостію, преддверіемъ радости небесной. Съ воскресшимъ Господомъ и мы всѣ воскресли, возстали отъ смерти грѣховной для новой жизни, и въ Его воскресеніи получили великій залогъ безсмертія и жизни вѣчной. Воскресъ изъ мертвыхъ Христосъ, и мы также воскреснемъ. Нынѣ Христосъ воста отъ мертвыхъ, начатокъ умершымъ бысть (1 Кор. 15, 20): Господь возсталъ изъ мертвыхъ и тѣмъ положилъ начало и нашему блаженному воскресенію. Смерти празднуемъ умерщвленіе, адово разрушеніе и новаго вѣчнаго житія начало, – воспѣваетъ въ своихъ пѣснопѣніяхъ св. Церковь и прославляетъ виновника этихъ благъ и подателя жизни и безсмертія – Христа Жизнодавца. Сердца христіанскія наполняются теперь великою и неземною радостію, которую можно считать предвкушеніемъ вѣчной радости небесной. Въ порывѣ этой радости, одушевленные восторгомъ, люди забываютъ земныя печали и скорби, взаимную вражду и зависть, проникаются любовію и всепрощеніемъ и лобызаютъ другъ друга, во имя любви Христовой къ намъ. Храмы и дома христіанскіе дѣлаются теперь подобіемъ неба, гдѣ всѣ люди являются добрыми братьями и друзьями предъ лицемъ Отца небеснаго, изъ любви къ міру ниспославшаго на землю Единороднаго Сына Своего, который первѣе возлюбилъ насъ, принесши Себя въ искупительную жертву за грѣхи всѣхъ людей.

 

Н. Я.

«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1900. № 14-15. Ч. Неофф. С. 319-323.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: