Слово на утрени на праздникъ св. Пасхи.

Перифразъ пасхальнаго слова св. Златоуста, сдѣланнаго Высокопреосвященнымъ Митрополитомъ Кіевскимъ Платономъ.

Христосъ воскресе!

«Кто благочестивъ и боголюбивъ», – говоритъ св. Златоустъ, – кто истинно чтитъ Бога и любитъ Его искренно, «да насладится сего добраго и свѣтлаго торжества», т. е. преславнаго воскресенія Христова, которое мы нынѣ празднуемъ и въ коемъ Господь такъ дивно показалъ и благость Свою къ роду человѣческому, и премудрость въ искупленіи его отъ вѣчной погибели, и силу Свою надъ врагами спасенія нашего. – «Кто рабъ благоразумный», кто данные ему отъ Бога таланты – время, силы и способности, не скрываетъ напрасно въ землю, не иждиваетъ на земныя только дѣла и удовольствія, но мудро употребляетъ на служеніе Господу и стяжаніе вѣчнаго блаженства, «да внидетъ радуяся въ радость Господа своего», да будетъ участникомъ той духовной радости, которую Господь уготовалъ вѣрвымъ рабамъ Его, искупленнымъ кровію Спасителя (Матѳ. 25, 21). – «Кто потрудился постяся», – кто во время прошедшаго поста не оставался въ праздности, но усердно трудился надъ дѣломъ спасенія своего, «да пріиметъ нынѣ динарій», – получитъ въ благодатныхъ плодахъ воскресевія Христова ту награду, какую обѣщалъ Богъ добрымъ дѣлателямъ (Матѳ. 10, 10. 20, 1-8). – «Кто работалъ съ перваго часа», – исполнялъ волю Божію съ дѣтства, или съ того времени, какъ Господь призвалъ его въ вертоградъ Свой т. е. въ Церковь Христову, «пусть получитъ нынѣ плату, слѣдующую ему по справедливости». – «Кто пришелъ послѣ третьяго часа», приступилъ къ дѣлу Божію не вдругъ, но опустилъ нѣсколько времени, «да празднуетъ благодаря» Бога за снисхожденіе къ нему. – «Кто успѣлъ придти по шестомъ часѣ», пришелъ на зовъ Божіи еще позже, когда протекла уже половина его жизни, «пусть ни мало не безпокоится; ибо онъ ничего не лишится» изъ тѣхъ благъ, которыя воскресшій Господь даруетъ всѣмъ, желающимъ вкушать оныя. – «Кто пропустилъ и девятый часъ», замедлилъ еще болѣе и началъ трудиться надъ дѣломъ Божіимъ тогда, какъ день жизни его склонился уже къ вечеру, «пусть приступитъ безъ всякаго сомнѣнія и боязни»: ибо нынѣ явилась благодать Божія, спасительная всѣмъ человѣкамъ (Тит. 2, 11). – «Если кто успѣлъ придти только въ одинадцатый часъ», – даже и тотъ, кто вышелъ на дѣло Божіе очень поздно, сталъ пещись о спасеніи души своей уже въ старости, «и тотъ да не страшится замедленія: ибо домовладыка, любя честь», и будучи щедръ, «пріемлетъ и послѣдняго какъ перваго, успокоиваетъ и пришедшаго въ одинадцатый часъ, какъ трудившагося съ перваго часа», воздавая всѣмъ должное. «И первому удовлетворяетъ», награждая его по справедливости, «и послѣдняго милуетъ» по снисхожденію, «и оному даетъ» заслуженное, «и сему даритъ» по благости Своей; «и добрыя дѣла пріемлетъ» съ радостію, и благое «намѣреніе лобызаетъ» съ любовію; «и дѣяніе чтитъ» какъ должно, «и доброе расположеніе хвалитъ».

«Итакъ, всѣ войдите въ радость Господа своего. И первые и послѣдніе пріимите мзду» отъ милосердаго Владыки! «Богатые и бѣдные, ликуйте другъ со другомъ», какъ дѣти одного Отца небеснаго! «Трудящіеся и лѣнивые», въ дѣлѣ спасенія своего, «почтите настоящій день» всемірнаго торжества! – «Постившіея и не постившіеся, возвеселитесь нынѣ», когда небо и земля радуются, и празднуетъ вся тварь! – «Трапеза обильна: насыщайтесь ею всѣ». – «Телецъ», закланный ради насъ, «великъ и упитанъ: никто не уходи голоднымъ!». – «Всѣ насладитесь пиршествомъ вѣры, всѣ пользуйтесь богатствомъ благости» Божіей! – «Никто не жалуйся на бѣдность: ибо для всѣхъ открылось царство» небесное, въ которомъ уготовано вѣрующимъ богатое наслѣдіе. – «Никто не плачь о грѣхахъ своихъ: ибо изъ гроба» Спасителя «возсіяло прощеніе» всѣмъ грѣшникамъ, желающимъ получить оное. – «Никто не страшись смерти: ибо отъ ней освободила насъ Спасова смерть», если только мы снова не поработимся ей грѣхами. – «Ее истребилъ объятый ею» Жизнодавецъ. – «Сошедшій во адъ» Сынъ Божій «плѣнилъ адъ и огорчилъ его». – «Давно предъузнавъ это пророкъ Исаія, воскликнулъ: адъ огорчися, срѣтивъ Тебя въ преисподнихъ» своихъ (Исаіи 14, 9). – «Огорчился: ибо упразднился», – опустѣлъ; «огорчился: ибо посрамленъ» исходомъ борьбы своей съ Спасителемъ; «огорчился: ибо умерщвленъ», лишился того, – что составляло его жизнь и силу; «огорчился: ибо низложенъ» съ престола своего и лишенъ власти надъ родомъ человѣческимъ; «огорчился: ибо связанъ», и не можетъ теперь дѣйствовать съ тою свободою и силою, какъ прежде. – «Онъ взялъ плоть, а принялъ въ ней Бога; взялъ землю, а нашелъ въ ней небо; взялъ то, что видѣлъ, а подвергся тому, чего не ожидалъ». – Такъ Богъ уловилъ его Своею премудростію!

«Гдѣ твое, смерите, жало? гдѣ твоя, аде, побѣда» (1 Кор. 15, 55)? – Гдѣ грѣхъ, которымъ ты, смерть, уязвляла людей? Гдѣ, адъ, торжество твое надъ родомъ человѣческимъ? – «Воскресъ Христосъ, и ты низвергся», какъ безсильный врагъ. – «Воскресъ Христосъ, и пали демоны» – твои слуги, чрезъ коихъ ты уловлялъ людей. – «Воскресъ Христосъ, и радуются ангелы», взирая на дивное торжество Сына Божія и сдасеніе человѣковъ. – «Воскресъ Христосъ, и жизнь водворяется» всюду, даже и тамъ, гдѣ прежде была область смерти и тлѣнія. – «Воскресъ Христосъ, и нѣтъ ни одного мертваго во гробѣ»: «ибо Христосъ, воскресшій изъ мертвыхъ, начатокъ умершимъ быстъ» (1 Кор. 15, 20). – Онъ первый воскресъ, какъ глава, а потомъ востанутъ и всѣ члены Его, – вѣрующіе въ Него и имѣющіе въ себѣ животворный духъ Его (1 Кор. 15, 21-23. Римл. 8, 11). Да будетъ же «Ему слава и держава, во вѣки вѣковъ!». Аминь.

 

«Прибавленіе къ Подольскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». № 14. 1891 г. С. 277-279.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: