Сырная седмица.

Послѣдняя недѣля предъ Великимъ Постомъ называется недѣлею сырной, или масляной, масляницей. Названія эти явились не раньше XIV в. и даны четвертой приготовительной недѣлѣ потому, что въ церковномъ Уставѣ разрѣшено христіанамъ употреблять въ пищу въ дни этой недѣли лишь сыръ, яйца и масло. Называя всѣ дни сырной седмицы масляной, русскій народъ каждому изъ этихъ дней даетъ еще особыя названія: понедѣльнику усвояется названіе – встрѣча, вторнику – заигрыши, средѣ – лакомка, четвергу – разгулъ, переломъ (у болгаръ – вертеломъ), пятницѣ – тещины вечерни, субботѣ – золовкины посидѣлки, воскресенью – проводы, прощанье, цѣловальникъ, прощеный день.

Въ Малороссіи такія названія неизвѣстны. У насъ, по крайней мѣрѣ, сырная седмица называется въ народѣ просто «масныця». Есть также различіе между Великороссіей и Малороссіей и въ самомъ способѣ провожденія дней масляницы. Въ Великороссіи масляница – это періодъ широкаго разгула, почему тамъ народъ и называетъ ее широкою, веселою. Картину того, какъ проводятъ масляницу въ Великороссіи, даетъ св. Тихонъ Воронежскій въ своемъ словѣ о сырной седмицѣ. «Извѣстно знаете, слышатели, пишетъ онъ, и безспорно признаете, что масляницы почти всѣ ожидаютъ, какъ какого знатнаго праздника, почему къ празднованію ея заранѣе приготовляются; а какъ приближится, варятъ пиво, меды, купуютъ вино. Въ самое ея празднованіе люди обоего пола убираются въ платье лучшее, жены сверхъ того украшаютъ, или паче сказать, портятъ лица свои различными красками на прельщеніе юныхъ сердецъ, и уже изъ естественной доброты дѣлаютъ притворную личину. Приготовляютъ и всякое, какое кто можетъ, богатое кушанье: пироги, конфекты и всякія закуски, которыми украшаютъ столы. Тако приготовившися. другъ друга въ гости зовутъ, другъ друга посѣщаютъ. Чего тутъ примѣчать? Сдѣлалась компанія, слѣдуетъ испраздиеніе бутылокъ, стаканы и бокалы никогда не изсыхаютъ. Бываетъ здѣсь поздравленіе... съ масляницей; отъ сего поздравленія слѣдуетъ безчувствіе. А далѣе чѣмъ еще веселіе сему праздничку дѣлаютъ? Не держится зло между стѣнами, не скрывается въ домахъ: выходитъ на публику, является по улицамъ, по стогнамъ, по дорогамъ, и бываетъ зло сугубѣйшее, зло соблазнами. Тогда непрестанное на коняхъ ристаніе...; тутъ возносятся кличи, пѣсни, а индѣ кулачные бои производятся, индѣ драки, брани, сквернословія слышатся. И такъ кажется, что и самый воздухъ соблазнами человѣческими преисполненъ, шумитъ. А что въ ночи, что въ тайныхъ и сокровенныхъ мѣстахъ дѣлается, о томъ и не говорю».

Въ этомъ описаніи масляннчныхъ торжествъ отсутствуетъ указаніе на одну изъ существенныхъ принадлежностей масляницы, именно – на блины. Въ Великороссіи – блины непремѣнный аттрибутъ масляницы, такъ что съ понятіемъ послѣдней непремѣнно соединяется представленіе и о первыхъ.

Несомнѣнно, что обычай разгула на масляницу и употребленіе въ эти дни блиновъ – остатокъ язычества. Въ частности, что касается блиновъ, то она спеціальная принадлежность языческихъ поминокъ. Послѣдніе совершались на Руси встарину, какъ и у римлянъ, въ началѣ мартовскихъ календъ, приблизительно въ тотъ же періодъ, когда и по Уставу Православной Церкви совершается вселенская панихида (въ субботу мясопустную). Память объ этихъ поминкахъ и сохранилась въ обычаѣ употребленія блиновъ въ сырную седмицу. Относительно же масля- ннчпаго разгула, относительно обычая проводить масляницу, какъ дни праздничные, предполагаютъ, что это – остатокъ языческаго празднества въ честь бога Болоса или въ честь Бахуса.

Въ Малороссіи празднованіе масляницы не сопровождается особеннымъ разгуломъ, и блины тамъ неизвѣстны. Спеціальною принадлежностью масляничнаго стола у малороссовъ являются вареники. Послѣднее блюдо – чисто малороссійское и приготовляется въ масляницу потому, что простое разрѣшеніе церковнаго Устава употреблять въ это время сыръ принимается за обязательное предписаніе. А такъ какъ въ Малороссіи сыръ употребляется преимущественно въ видѣ излюбленнаго блюда – варениковъ, то они и приготовляются въ масляницу. Этимъ достигается исполненіе предписанія Устава и вмѣстѣ удовлетворяется вкусъ малоросса.

Кромѣ разгула и спеціальныхъ блюдъ, масляннца имѣетъ еще свои особые обряды, обычаи и игры. Одни изъ нихъ сохраняютъ слѣды языческаго культа, другіе имѣютъ характеръ чисто бытовой. Въ Малороссіи, впрочемъ, такихъ обычаевъ очень немного. Изъ нихъ заслуживаетъ вниманія лишь колодій или колодка. Чтобы понять суть этого обычая или, вѣрнѣе, выяснить себѣ причину его установленія, необходимо обратить вниманіе на слѣдующее. Періодъ времени отъ Богоявленія до Поста («зымни мясныци») – одинъ изъ самыхъ излюбленныхъ свадебныхъ періодовъ, почему в старину (XV в.) мѣсяцы январь и февраль даже назывались свадебными мѣсяцами (Новгород, лѣтопись). Дѣвушка, не вышедшая замужъ въ это время, и парень не женившійся – подвергались насмѣшкамъ преимущественно въ послѣднюю недѣлю предъ Постомъ, когда уже періодъ, въ который разрѣшается вѣнчаніе, оканчивался, т. е. въ дни масляницы. Чтобы усилить насмѣшку, лицамъ, повиннымъ въ указанномъ неуспѣхѣ, надѣвали на ноги колодки – небольшіе куски дерева, украшеннаго лентами. Отъ колодки нужно было откупаться; выкупъ состоялъ въ угощеніи, преимущественно спиртными напитками. Таково происхожденіе колодія. И въ настоящее время этотъ обычаи существуетъ въ Малороссіи, но состоитъ онъ главнымъ образомъ въ томъ, что дѣвушки привѣшиваютъ къ рукамъ парней куски дерева или ленты и требуютъ выкупа. Послѣдній предлагается въ видѣ водки и лакомствъ. Дѣвушка, получившая выкупъ за колодія. съ своей стороны обязывается преподнести парню, съ котораго получила выкупъ, писанку на Пасху.

Но хотя въ общемъ масляница въ Малороссіи и не сопровождается особымъ разгуломъ, однако пьянство и нѣкоторыя излишества практикуются и въ ней. Это, въ частности, нужно сказать и относительно нашего края.

Такое провожденіе дней масляницы несомнѣнно не можетъ быть одобряемо, какъ не могутъ быть одобряемы вообще разгулъ и пьянство, когда бы имъ ни предаваться. Но въ данномъ случаѣ есть еще особыя обстоятельства, которыя увеличиваютъ преступность масленичнаго разгула. – Сырная седмица есть послѣдняя приготовительная недѣля къ Великому Посту. Постъ для человѣка, привыкшаго жить по влеченіямъ плоти, подвигъ тяжелый. Потому-то Церковь не сразу вводитъ христіанина въ этотъ подвигъ, а постепенно подготовляетъ къ нему, – подготовляетъ, если такъ можно выразиться, по душѣ и по тѣлу, для чего и назначены четыре приготовительныя недѣли. Съ недѣли Мытаря и Фарисея вводятся въ чинъ утрени пѣснопѣнія: «Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче»... и проч., чѣмъ вѣрующіе побуждаются подумать о себѣ, приготовиться къ покаянію, которое совершается въ періодъ Поста; съ недѣли Блуднаго сына поются стихи 136 псалма: «На рѣкахъ Вавилонскихъ»... напоминающіе вѣрующимъ объ ихъ рабствѣ грѣху, плѣнѣ въ сѣтяхъ діавола и о необходимости освободиться отъ этихъ узъ. Но особенно усиливается этотъ призывъ къ покаянію въ недѣлю сырную, или масляницу, которая въ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ называется «преддверіемъ поста», «предпутіемъ» его, «предпразднственнымъ постовъ входомъ» и т. п. Въ дни сырной седмицы Церковь запрещаетъ употребленіе мяса, заповѣдуя «очищать тѣлеса», «брашенъ и страстей творити отложеніе». Въ особенности предупреждаетъ она вѣрующихъ, «да не осквернимъ злѣ невоздержаніемъ и піянствомъ» «постовъ входъ», т. е. сырную седмицу.

Такимъ образомъ, по указанію Церкви, дни масляницы должны быть проводимы въ воздержаніи и въ подготовленіи къ Посту. Понятно отсюда, насколько несогласенъ обычный способъ провожденія масляницы съ этими указаніями Церкви. «Она. выражаясь словами св. Тихона Воронежскаго. призываетъ въ дни масляницы болѣе благоговѣть, а христіане болѣе безчинствуютъ; она приказываетъ воздерживаться, а они болѣе страстямъ предаются; она опредѣляетъ постъ, а они болѣе объѣдаются и пьянствуютъ; она приказываетъ очищать тѣлеса и души, а они болѣе оскверняютъ; она приказываетъ страсти отлагать, а они болѣе прилагаютъ; она предлагаетъ покаяніе, а они болѣе свирѣпѣютъ; она велитъ сѣтовать за содѣянные грѣхи, а они болѣе прибавляютъ; она повелѣваетъ плакать, а они болѣе утѣшаются; она велитъ умилостивлять Бога, а они болѣе прогнѣвляютъ».

Все это вызываетъ необходимость принять мѣры если не къ полному искорененію масляничныхъ безобразій, что довольно трудно, то, по крайней мѣрѣ, къ значительному ихъ ослабленію. А принятіе такихъ мѣръ лежитъ, конечно, на пастыряхъ. Простымъ. доступнымъ пониманію народа словомъ должны они объяснить своей паствѣ назначеніе сырной седмицы, потому что, съ увѣренностью можно сказать, весьма многіе изъ крестьянъ не знаютъ, что такое масляннца, для чего она установлена и какъ ее должно проводить, и отъ незнанія и происходитъ, быть можетъ, несоблюденіе требованій Церкви. Кромѣ разъясненія цѣли и назначенія сырной седмицы, слѣдуетъ также, какъ того требуетъ Уставъ, совершать службу въ среду, пятницу и субботу сырной седмицы. а въ послѣдній денъ масляной, прощеный день, когда особенно предаются невоздержанію, слѣдовало бы совершать и вечернюю службу, къ присутствію на которой настойчиво призывать паству.

 

«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1900. № 7. Ч. Неофф. С. 143-147.

 

См. другие материалы:

Святитель Тихонъ Задонскій о русскомъ обычаѣ празднованія сырной седмицы.

 


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: