Свт. Іоаннъ (Максимовичъ), архіеп. Санъ-Францисскій – Откровение Святой Троицы (Краткая запись проповѣди въ Духовъ День).

Въ Ветхомъ Завѣтѣ есть только неясныя указанія на Божественную тайну Святой Троицы. Святая Библія говоритъ, что предъ сотвореніемъ человѣка Богъ сказалъ: «Сотворимъ человѣка по образу нашему и по подобію», чѣмъ указывается, что Богъ – не одно лицо. Но сколько Лицъ въ Богѣ и кто сіи Собесѣдники и Сотворители – о томъ указанія нѣтъ.

И друтой разъ, уже нѣсколько яснѣе, но также только въ видимомъ образѣ трехъ Ангеловъ, открывается Божественная Троица праведному Аврааму.

Въ Новомъ Завѣтѣ трижды раскрывается тайна Св. Троицы: въ Крещеніи, Преображеніи и Сошествіи Св. Духа.

Въ Крещеніи раздался божественный гласъ: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный», когда воплотившійся Сынъ Божій, Богочеловѣкъ, вступилъ на подвигъ спасенія человѣка. Здѣсь – слава Бога-Отца, и ликованіе Его при видѣ такого подвига любви. Богъ Сынъ стоитъ въ струяхъ Іордана въ зракѣ раба, и Богъ-Духъ Святый, въ видѣ голубинѣ, подтверждаетъ слово Отца, свидѣтельствующее о Божествѣ Сына, смиренно склонившаго голову подъ десницу Предтечи.

Въ Преображеніи снова раздались тѣ же божественные глаголы, съ добавленіемъ – «Того послушайте». Здѣсь, – слава Сына Божія: въ Богочеловѣкѣ человѣческое естество озаряется божественной славой. Онъ является апостоламъ какъ всемощный Владыка живыхъ и мертвыхъ, чтобы потомъ они, видя Его распинаема, поняли, что Господь Іисусъ Христосъ вольной волею принялъ смерть, поняли славу божественной любви!

И, наконецъ, послѣ Воскресенія и Вознесенія, когда раскрыта свв. апостоламъ тайна божественной любви и пути спасенія человѣка, тогда снова совершается откровеніе Святой Троицы въ явленіи Бога-Духа Святого. Здѣсь – слава Духа Святого и Его всемощной силы, возрождающей и преображающей человѣка на божественномъ пути спасенія. Здѣсь – Духъ Святой исполняетъ обѣтованіе Сына и завершаетъ Его дѣло спасенія.

Такъ совершилось откровеніе Св. Троицы: въ славѣ Бога-Отца, въ славѣ Бога-Сына и въ славѣ Бога-Духа Святого. Такъ совершилось откровеніе Св. Троицы единосущной, единомощной, единомысленной и единославной.

Такъ раскрывается Тотъ, Кто сказалъ «сотворимъ» по образу «нашему».

Тайна творенія міра – есть тайна Святой Троицы.

Міръ Богъ создалъ Словомъ: «рече и быша». «Словомъ» св. Библія называетъ Бога-Сына. Слово Божіе – не только какъ наше слово-звукъ, а есть творческая Божественная Сила, личное проявленіе Премудрости Божіей: «Въ началѣ бѣ Слово» и «Слово было Богъ».

Богъ-Отецъ творитъ міръ черезъ Сына.

Богъ Сынъ, Слово Божіе, творитъ міръ съ Духомъ Святымъ, Духомъ жизни, по начертанію Бога-Отца.

Св. Библія говоритъ, что когда былъ созданъ міръ, Духъ Святый «ношашеся» – носился надъ еще не имѣвшимъ вида міромъ.

Славянское слово – «ношашеся» не полностью передаетъ библейское выраженіе. По еврейскому подлиннику надо разумѣть не только то, что Духъ Святой находился – носился – надъ тѣмъ міромъ, но еще и то, что у него было особое отношеніе къ тому міру, что онъ какъ бы согрѣвалъ его, какъ насѣдка, высиживающая цыплятъ. Міръ любимъ Богомъ, какъ призванный къ участію въ божественной жизни и славѣ – черезъ человѣка.

Послѣ грѣхопаденія весь вещественный міръ испыталъ послѣдствія того событія и раздѣлилъ осужденіе человѣка. Потому, когда начинается спасеніе человѣка, то готовится и обновленіе міровой стихіи.

На Іорданѣ устанавливается основа спасенія человѣка – покаяніе, и водная стихія призывается служить обновленію человѣка. «Днесь водъ освящается естество» – поетъ Церковь на Богоявленіе – весь вещественный міръ, въ лицѣ водной стихіи, призывается служить новой жизни. Освящается сначала вода, такъ какъ первый міръ, «небеса и земля составлены изъ воды и водою» (2 Петр. 3, 5).

Въ Преображеніи прославляется Богочеловѣкъ. Его слава – не видѣніе только и образъ, но подлинное прославленіе и преображеніе естества человѣческаго и откровеніе новой жизни. Преобразившись, Господь показалъ славу Небеснаго Своего Царства и славу Своего обожествленнаго человѣческаго естества, дабы апостолы, видя потомъ Его страданія и уничиженіе, поняли, что это есть путь, коимъ и имъ надлежитъ идти, дабы въ Царствѣ Христовомъ также сіять тѣмъ свѣтомъ божественной славы.

Въ сошествіи Св. Духа человѣкъ, а черезъ него и весь міръ, призывается пріобщиться той божественной жизни и славы. Преображается духъ человѣка, пріемлющаго Духа Святого и желающаго той новой жизни. Духъ Святой сошелъ на апостоловъ, а черезъ нихъ на всѣхъ, идущихъ путемъ спасенія. Онъ сошелъ въ огненныхъ языкахъ: возрождающая и преображающая сила Св. Духа попаляетъ все грѣшное и міръ войдетъ въ новую жизнь, очистившись огнемъ. Духъ Святой даетъ человѣку силу принять созданную Сыномъ Божіимъ новую жизнь, пріобщиться и природниться Ему.

При сотвореніи перваго міра, сперва былъ созданъ міръ вещественный, послѣ – человѣкъ, и потомъ ему былъ данъ богоподобный духъ – «вдунулъ Богъ дыханіе жизни».

Такъ въ созданіи обновленнаго міра сперва была освящена вода – вещественный міръ – въ Крещеніи; за симъ – естество человѣческое – въ Преображеніи; и, наконецъ, совершилось возрожденіе и преображеніе духа человѣческаго – въ сошествіи Святого Духа.

 

Лѣсненская обитель, 1/14 іюня 1954 г.

«Православная Русь». 1994. № 10. С. 1-2.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: