• ЧУДО ТРЕХ МОНАХИНЬ В ОГНЕННОЙ ПЕЩИ ГУЛАГА

    ЧУДО ТРЕХ МОНАХИНЬ В ОГНЕННОЙ ПЕЩИ ГУЛАГА

    «Не послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго,

    но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще:

    препетый отцев Господь и Бог, благословен еси».

    (катавасия во все дни года, глас 4, песнь 7-я)

     

    Так Церковь Православная прославляет подвиг веры трех отроков в пещи Вавилонской - Анании, Азарии и Мисаила (Седраха, Мисаха и Авденаго). Эти друзья пророка Даниила были брошены в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться идолу. Но они отказались, заявив: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит», после чего Навуходоносор отдает приказ о их казни, и юношей бросают в жарко истопленную печь. Но отроки остались неврединмы «ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа», были сохранены архангелом Михаилом. Один из них, Азарий, произнес прекрасное славословие Богу, которое должен приносит Всевышему и ныне Русский Народ:

    13 March 2017 читать далее


  • Святитель Василий Великий - О СУДЕ БОЖИЕМ

    Небольшой аскетический трактат «О суде Божием», является вступлением-прологом (обозначаемый Prologus VII) к «Нравственным правилам того же Святителя. - Ред.

    По милосердию и человеколюбию благого Бога, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, по действию Святаго Духа избавленный от языческого заблуждения, от предков унаследованного, издавна с самого начала воспитанный христианскими родителями, от них с детства изучал я и священные письмена, ведущие меня к познанию истины. Когда же стал я мужем, тогда, предпринимая частые путешествия и, как естественно, знакомясь с очень многим, в других искусствах и науках заметил великое согласие у людей, тщательно занимающихся тем или другим; в одной только Церкви Божией, за которую Христос умер и на которую обильно излил Духа Святаго, видел я у многих великое и чрезвычайное разногласие как между собою, так и с Божественными Писаниями; и что всего ужаснее, сами предстоятели Церквей настолько разногласят между собою в убеждениях и мнениях, допускают столько противного заповедям Господа нашего Иисуса Христа, так безжалостно раздирают Церковь Божию, так нещадно возмущают стадо Его, что если когда, то именно теперь, с появлением аномеев, исполняется на них сказанное: «от вас самех востанут мужие глаголющии развращеная, еже отторгати ученики вслед себе» (Деян. 20:30).

    19 February 2017 читать далее


  • ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА? (Извлечено из творений Святителя Димитрия, Митрополита Ростовского)

    Верую, что есть только одна Святая Соборная и Апостольская Церковь, которая утверждена кровию и учением Господа Иисуса Христа, Его Апостолов, святых Отец, и святых мучеников, которой никогда не одолеют врата адовы, которой крепко держится восточное православное исповедание.

    Эта Церковь есть одна, потому что есть только один Бог, одна вера, одно крещение, одни таинства и заповеди и одно учение Христа и Его Апостолов.

    Эта Церковь есть Святая, потому что верует во Святого Святых, имеет святейшие таинства, преданные от Христа Бога, и нигде нельзя найти благодатного освящения, кроме Святой Церкви Православной.

    Она есть Соборная, ибо соборна от народов всей вселенной, а не состоит из одного какого-нибудь, как прежде состояла из еврейского.

    Она есть Церковь Апостольская, потому что ведет начало свое и получила власть священства от самих Апостолов.

    Основание и глава сей Церкви Сам Христос, ее стены — закон Божий, ее столпы — Апостолы, Евангелисты и учители, ее покров — Сам Дух Божий. Она есть град великий Царя Небесного, куда укрываются все, наветуемые от проклятого диавола. Господь утвердил Церковь Свою так, что врата адова, то есть, вся сила демонская, все еретики и неверы никогда не возмогут одолеть ее, потому что премудрейший Архитектор кругов небесных основал ее не на слабом песке, но на твердом камне, на истинном оном исповедании Апостола Петра: Ты еси Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16, 16), — на исповедании, которое Сам Христос Господь называл камнем: на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Эта истина тверда и непреложна, потому что она есть слово Самого Христа, Который также именуется у Апостола камнем: камень же бе Христос (I Кор. 10, 4).

    16 January 2017 читать далее


  • КАКІЕ ОБЫЧАИ СОБЛЮДАЛИ НАШИ ПРЕДКИ И КАКІЕ ЗАВѢТЫ ОСТАВИМЪ МЫ БУДУЩИМЪ ПОКОЛѢНІЯМЪ? Бесѣда Преосв. Макарія (Невского), епископа Томскаго въ Новолѣтіе 1900 года.

    «Святая Русь», «Русь православная» — такъ именовалась встарь наша родина святая. И недаромъ усвоено ей было названіе «святой». По имени ея была и жизнь святая. О святости ея и благочестіи нашихъ предковъ свидѣтельствуютъ не только наши отечественныя лѣтописи, но и письменныя сказанія иноземцевъ, бывавшихъ на Руси въ старыя времена и воочію видѣвшихъ обычаи нашего народа. Эти иноземные свидѣтели иногда приходили въ изумленіе, видя, какъ русскій народъ, отъ царя и бояръ до послѣдняго человѣка, не только мужчины, но и женщины, дѣвицы и малыя дѣти строго исполняли уставы Церкви.

    Спутникъ Антіохійскаго патріарха Макарія, посѣщавшій вмѣстѣ съ этимъ святителемъ русскую столицу въ половинѣ семнадцатаго столѣтія, между прочимъ, такъ описываетъ обычаи русскаго народа:

    «Ежедневно русскіе бываютъ въ церквахъ за обѣдней и въ каждомъ приходѣ всѣ присутствуютъ въ своей церкви, мужчины, женщины и малыя дѣти; при чемъ каждый приноситъ, по ихъ обычаю, для церкви одну или нѣсколько свѣчей, изъ коихъ къ каждой приклеена копѣйка. Всѣ въ этой странѣ, отъ мірянъ до монаховъ, ѣдятъ только разъ въ день, хотя бы это было лѣтомъ, и выходятъ отъ церковныхъ службъ всегда не ранѣе, какъ около восьмого часа (2-го по полудни)... Литургія у нихъ совершается чрезвычайно продолжительно, со всякимъ страхомъ и смиреніемъ. Они неукоснительно остаются (въ церквахъ) до тѣхъ поръ, пока священникъ не совершитъ отпуста, и уходятъ по прочтеніи девятаго часа... Усердіе всѣхъ московитовъ, большихъ и малыхъ, къ построенію церквей весьма велико, и любовь ихъ къ безпрерывнымъ земнымъ поклонамъ и къ иконамъ свыше всякаго описанія: и не только простолюдины, бѣдняки крестьяне, мужчины, женщины, дѣвицы, малыя дѣти, но и визири (бояре) — государственные сановники и ихъ жены. Если обладаютъ такими добродѣтелями царь и царица, кои стоятъ во главѣ подданныхъ, то каковы же должны быть эти послѣдніе?

    14 January 2017 читать далее


  • Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. (1981)

    Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. Къ 50-лѣтію священнослуженія (1931-1981 гг.). Нью-Іоркъ 1981.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Святитель Митрополит Филарет — третий по счёту Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей — занимает в истории этой Церкви особое место. При нём было совершено четыре прославления: Св. Праведного Отца Иоанна, Кронштадтского Чудотворца; Преподобного Германа, Аляскинского Чудотворца; и Св. Блаженной Ксении, бездомной странницы Петрова Града, Новомучеников и Исповедников Российских.

    Дальний Восток — золотой уголок расцвета заграницей Православия и традиций Святой Руси — недаром именовали о. Архимандрита Филарета «Дальне-Восточным Златоустом». Его слово гремело всегда и везде и было исполнено глубокой веры и молитвы, пропитано стойкостью и непоколебимым стоянием в Истине. Оно имело особую силу, ибо было отражением жизни самого проповедника. Наше Зарубежье имеет, в лице Владыки Митрополита Филарета, неоценимое сокровище, данное нам от Бога. Наш общий долг любить, ценить и не огорчать Святителя Филарета, сохранять послушание подлинному Русскому Епископату, быть верным Истине, и дорожить своей Родной Русской Православной Церковью.

    В этой книге читатель найдёт ясное истолкование глаголов Жизни Вечной св. Евангелия.

    11 January 2017 читать далее


  • Слово на день св. великомученицы Варвары Преосв. Иннокентія, архіеп. Херсонскаго

    Икона вмч. Варвары XV в. Древнерусская икона

     

    Согласно русской традиции, мощи святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной, дочерью византийского императора Алексея I, вышедшей около 1103 г. замуж за кн. Святополка II. Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом монастыре (построенном в 1108). В настоящее время они хранятся в киевском Владимирском соборе. - Ред.

     

    Вѣнецъ невѣсты Христовой, нынѣ торжественно нами ублажаемой, блистаетъ многими драгоцѣнными камнями, то есть, великими подвигами мученическими и великими дарами духовными; но наиболѣе блистаетъ въ семъ вѣнцѣ и привлекаетъ благоговѣйный взоръ всѣхъ одно многоцѣнное перло. Это пріятый свыше великомученицею даръ — спасать отъ внезапной болѣзни и наглыя смерти всякаго, кто съ вѣрою и любовію притекаетъ къ ея о томъ ходатайству предъ Богомъ. Въ самомъ дѣлѣ, братіе, кто, слушая съ умиленіемъ акаѳистово пѣніе въ честъ св. Варвары, не остановлялъ особеннаго благоговѣйнаго вниманія на тѣхъ мѣстахъ его, въ коихъ упоминается о семъ дивномъ и благотворномъ дарѣ? — Кто изъ насъ, обращаясъ къ ней съ молитвою, не испрашивалъ у нея, первѣе и послѣ всего, защиты отъ внезапной болѣзни и наглой смерти? — Итакъ, воспоминая нынѣ торжественно подвиги великомученицы, подойдемъ благоговѣйно мыслію ближе къ вѣнцу ея, и разсмотримъ это многоцѣнное перло.

    Я говорю: МНОГОЦѢННОЕ, ибо, что нужнѣе для каждаго изъ насъ, какъ отойти изъ сей жизни совершенно приготовленными къ жизни новой, ожидающей насъ за гробомъ? Отойти, то естъ, очистившись благодатію Божіею отъ всѣхъ вольныхъ и невольныхъ грѣхопаденій, — принесши въ нихъ истинное покаяніе? — Но, бренность жизни нашей такъ велика, что многіе предъ исходомъ изъ сего міра не успѣваютъ даже помыслить о своихъ грѣхахъ и возвести покаяннаго взора на небо; отходятъ по сему самому предъ небеснаго Судію со всѣми нечистотами земной жизни, въ такомъ состояніи, въ какомъ они не посмѣли бы явиться предъ земнаго начальства. Посему возможность быть защищену отъ внезапной смерти принадлежитъ къ числу самыхъ желанныхъ возможностей для каждаго, кто только хотя мало дорожитъ спасеніемъ бѣдной души своей.

    17 December 2016 читать далее


  • Святитель Филаретъ (Дроздовъ), митр. Московскій – Значеніе церковной молитвы о соединеніи Церквей.

    Святитель Филаретъ (Дроздовъ), митр. Московскій – Значеніе церковной молитвы о соединеніи Церквей.

    При началѣ божественной литургіи, между первыми молитвенными прошеніями къ Господу Богу, православная Церковь произноситъ слѣдующее: о мирѣ всего міра, благоспюяніи святыхъ Божіихъ церквей, и соединеніи всѣхъ, Господу помолимся.

    Слыша сіе, нѣкоторые, разширяя сердце свое любовію, миролюбіемъ и вѣротерпимостію, молятся не только о благоспюяніи и соединеніи, то есть, о сохраненіи въ единствѣ святыхъ Божіихъ церквей православныхъ, частныхъ, составляющихъ вселенскую Церковь на примѣръ, константинопольской, александрійской, антіохійской, іерусалимской, россійской, но и о возсоединеніи церквей, уклонившихся отъ православія, на примѣръ, римской, армянской.

    А нѣкоторые, ограждаясь строгою ревностію о православіи, молятся при семъ только о соединеніи святыхъ Божіихъ церквей православныхъ.

    02 December 2016 читать далее