Протоіерей Димитрій Языковъ – Слово въ день святаго славнаго пророка Иліи.

«Сказалъ Илія (пророкъ) Ѳесвитянииъ, изъ жителей Галаадскихъ, Ахаву:

живъ Господь, Богъ Израилевъ, предъ которымъ я стою!» (3 Цар. 17, 1.).

 

Въ праздникъ въ честь св. Иліи мы становимся предъ Его ликомъ, который сіяетъ славою свѣтоносной жизни и великихъ дѣлъ. И прежде благочестивые люди съ благоговѣніемъ останавливались предъ лицемъ Иліи и преклонялись предъ славою Его подвижнической жизни и дѣлъ. Мудрый сынъ Сираха, когда проходитъ исторію славныхъ мужей и отцевъ, въ которыхъ и чрезъ которыхъ отъ вѣка явилъ Господь свое величіе, – особенпо останавливается предъ Иліею и говоритъ: «какъ прославился ты», Илія, «чудесами твоими, и кто можетъ сравниться съ тобою въ славѣ»!? (Сир. 45; 1. 2. 48; 3. 4.). Какою же внутреннею силою привлекъ на себя Илія, такую необычную славу? Какое направленіе преобладало въ Иліѣ, проникало все его существо и поставило его предъ лицемъ всего міра необоримымъ и крѣпкимъ, великимъ и славнымъ на всѣ времена? Пророкъ Илія исповѣдуетъ, что та сила въ немъ – есть сила вѣры въ живаго Бога; – а господствующее въ его жизни направленіе – есть бодрственное стояніе предъ Господомъ.

Нельзя сказать, чтобы въ наше время рѣдко слышалось о вѣрѣ. Сила и благодать спасительной вѣры въ человѣкѣ такъ наглядно изображаются въ словѣ Божіемъ, такъ настойчиво проповѣдуются въ св. церкви, такъ осязательно воплощаются въ жизни и дѣлахъ св. Божіихъ людей. Нельзя сказать, чтобы среди людей мыслящихъ не заходила рѣчь о вѣрѣ. Но всегда ли разсуждающіе о вѣрѣ обнаруживаютъ въ себѣ ясное представленіе о ней? – Есть такіе мыслители о спасительной вѣрѣ, которые считаютъ ее принадлежностію лишь не многихъ, ставятъ въ разрядъ сомнительныхъ влеченій человѣческой природы къ чему то далекому, туманному, подъ часъ не сродному природѣ, и совѣтуютъ и усиливаются поставить на стражѣ необузданное мудрованіе, опирающееся, будто бы, на осязательный опытъ. И что таить? Есть даже такіе мыслители, которые считаютъ вѣру стѣсненіемъ для человѣческой свободы и въ спасительную ея область рекомендуютъ ввести господство необузданнаго произвола, личнаго усмотрѣнія и дать просторъ всѣмъ влеченіямъ грѣховной природы. Но кто бы какъ превратно ни судилъ о спасительной вѣрѣ, – никто однако не въ силахъ съ корнемъ вырвать ее изъ человѣческаго существа. Разберите человѣка, какъ онъ есть самъ въ себѣ; обозрите его всего вокругъ; пройдите, если возможно, по всѣмъ путямъ его дѣятельности; прослѣдите все пространство его бытія, – и увидите, что все, что было и есть въ человѣкѣ честнаго, подвижническаго, благороднаго, возвышеннаго, славнаго, благодѣтельнаго и спасительнаго, – все это дѣло вѣры, какъ основной силы человѣческой жизни.

Небесный Отецъ отъ богатства блаженнаго созерцаиія Бога въ Его славѣ, какимъ владѣлъ первозданный въ раю, въ падшемъ человѣкѣ оставилъ сокровище вѣры. И тогда, какъ Всевышній неизмѣримою славою Своего Божества животворитъ и блаженствуетъ міръ св. Ангеловъ,– и на землю простираетъ лучи животворящей славы Своей, – и райское наслѣдіе вѣру въ человѣкѣ просвѣщаетъ, очищаетъ и укрѣпляетъ благодатными обѣтованіями, откровеніями, явленіями, и законоположеніями. Въ словѣ Божіемъ, въ писаніяхъ св. Пророковъ и Апостоловъ, вѣра человѣка всегда видѣла и видитъ лицемъ къ лицу Бога и Его славу, какъ Творца и Промыслителя, Создателя человѣковъ, Законоположника и Устроителя спасенія грѣшниковъ, – и впитываетъ въ существо человѣка, ей преданнаго, животворный свѣтъ славы Божіей. «Вѣрою» во всѣ времена святые «творили правду, получали обѣтованія» (Евр. 11, 33). Вѣрою стояли они предъ лицемъ живаго Бога и путями крестоносныхъ подвиговъ входили въ свѣтъ и славу Божественной жизни. Такъ, стоявшіе выше всего міра, скиталась по пустынямъ и горамъ, по пещерамъ и ущеліявъ земли, неуклонно «стремясь къ лучшему, то есть къ небесному» (Евр. 11, 16. 38). И кто знаетъ? Свидѣтельствованные вѣрою древніе святые, которые свѣтъ и славу великаго дня Господня видѣли къ образахъ и тѣняхъ, – не болѣе ли радовались и путями крестоносной жизни терпѣливѣе приближались къ славѣ, чѣмъ тѣ, которые призваны Богомъ въ свѣтѣ дня Господня «во Христѣ Іисусѣ приходить въ единство вѣры и познанія Сына Божія, въ мужа совершеннаго, въ мѣру полнаго возраста Христова»? (Ефес. 4, 13). Если, скажемъ словами св. Павла, «древнее служеніе буквамъ, начертанное на камняхъ, было такъ славно, что сыны Израилевы не могли смотрѣть на лице Моѵсеево, по причинѣ славы лица Его преходящей, – то не гораздо ли болѣе должно быть славно служеніе духа»? (2 Кор. 3, 7. 8). Если Илія, воспитавшійся на острыхъ камняхъ служенія буквамъ, такъ прославился, что едва ли кто можетъ сравниться съ нимъ въ славѣ: то не ближе ли слава къ тѣмъ, которые призваны служить Богу духомъ и истиною? (Іоан. 4, 23. 24). «Мы» всѣ, говоритъ св Павелъ, «открытымъ лицомъ, какъ въ зеркалѣ, взираемъ на славу Господню и преображаемся отъ славы въ славу, въ тотъ же образъ, какъ отъ Господня Духа» (2 Кор. 3, 18).

Нужно ли говорить, гдѣ и какъ мы всѣ открытымъ лицемъ взираемъ на славу Господню? Слава Бога Отца всецѣло и свѣтло открывается вредъ нами въ лицѣ совѣчнаго Сына Его, Господа нашего Іисуса Христа (Іоан. 14, 8-11), въ Его св. Евангеліи, которое есть Духъ и жизнь (Іоан. 6, 63), и во всемъ благовѣстіи св. его Апостоловъ. Зеркало, въ которомъ отражается слава Господня, поставлено въ св. Апостольской церкви преподобеыми руками св. Духоносныхъ Отцевъ І-го и ІІ-го вселенскихъ соборовъ. Соборная церковь снабжаетъ каждаго изъ насъ этимъ зеркаломъ отъ купели св. крещенія въ видѣ сѵмвола православной вѣры. Слава Господня, отражающаяся въ этомъ зеркалѣ, при дѣйствіи въ насъ благодати Всесвятаго Духа, проникаетъ въ наше существо и преображаетъ отъ славы въ славу. Какъ это?

Словами символа мы исповѣдуемъ вѣру во Единаго Бога Вседержителя, Творца небу и земли, видимымъ же всѣмъ и невидимымъ. Когда такъ исповѣдуемъ, то не сіяетъ ли въ насъ слава вѣдѣнія вѣры, «что вѣки устроены Словомъ Божіимъ»? (Евр. 11, 3). Не отражается ли при этомъ слава того Боговѣдѣнія, какою озаренъ былъ Моѵсей, когда писалъ св. книгу Бытія всего міра и человѣка? Предъ славою Богооткровеннаго вѣдѣнія не падаетъ ли слава гордаго человѣческаго мудрованія, которое о происхожденіи всего міра и человѣка учитъ по указанію измѣнчивыхъ стихій міра и на мѣсто Бога Творца ставитъ безжизненное вещество, неразумную случайность и грубую силу? И когда вѣруемъ въ Господа Вседержителя и Промыслителя, какъ вѣровалъ великоименитый Илія; то не становимся ли на вершинѣ горы «дома Господня, которая поставлена во главу горъ и возвышается надъ» всѣми «холмами»? И далеко не бѣжитъ ли отъ насъ туманъ горькаго невѣрія, духовнаго отупѣнія и отчаянія, какой разстилается, сгущается и тяготѣ отъ надъ ослѣпленными сынами вѣка, которые «поклоняются дѣлу рукъ своихъ и тому, что сдѣлали персты ихъ»? (Пс. 2, 2. 8). Или мы не испытываемъ исполненія Духомъ, какимъ исполнялся Давидъ, когда пѣлъ: «Благослови душа моя Господа! Господи, Боже, мои! Ты дивно великъ», Ты облеченъ славою и величіемъ (Пс. 103, 1), когда «назидаемъ себя» по уставу св. церкви «псалмами и славословіями и пѣснопѣніями духовными» когда съ вѣрою и любовію «поемъ и воспѣваемъ въ сердцахъ своихъ Господу»? (Ефес. 5 , 18. 19). Развѣ закрыто, какъ дѣти вѣка сего осуетились въ своихъ помышленіяхъ, измѣнили славу нетлѣннаго Бога въ образы и подобія тлѣннаго вещества, замѣнили истину Божію ложью, увлеклись превратнымъ умомъ, поклонились твари вмѣсто Творца и безчестятъ въ себѣ человѣческое лицо всякаго рода непотребствомъ! (Рим. 1, 21-25. 28). Неужели въ наше время, какъ въ дни Ахава, должно еще раздаваться грозное слово св. Иліи: «долго ли вамъ хромать на оба колѣна»? (3 Цар. 18, 21).

Вѣрую, говоримъ мы въ сѵмволѣ вѣры, въ Господа Іисуса Христа Сына Божія единороднаго, насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія воплотившагося и вочеловѣчшагося. Какъ не сказать при этомъ съ св. Павломъ: «Да сдѣлается извѣстною чрезъ Церковь начальствамъ и властямъ на небесахъ мнозоразличная премудрость Божія»? (Ефес. 3, 10). При нашемъ исповѣданіи сколько свѣта Божественной славы льется съ высоты небесъ на наше убожество? «Богъ» Отецъ «такъ возлюбилъ міръ, что отдалъ Сына Своего единороднаго, дабы всякій, вѣрующій въ Него не погибъ, но имѣлъ жизнь вѣчную» (Іоан. 3, 16). Все наше существо, которое усвоилъ Себѣ Сынъ Божій, – отъ души до тѣла, всякое положеніе жизни нашей, кромѣ грѣха, – отъ убогой колыбели и пеленъ, до царскаго величія, – въ Лицѣ воплотившагося Сына Божія озаряются славою Его Божества!.. Въ Христѣ Іисусѣ мы уже не рабы служенія буквамъ, а сыны и наслѣдники Божіи! И, какъ сынамъ «Богъ послалъ Духа Сына Своею, вопіющаго: Авва! Отче!» (Гал. 4, 6). «Человѣкъ несмысленный», скажемъ словами св. Давида, «не знаетъ и невѣжда не разумѣетъ, какъ велики дѣла Господни и дивно глубоки помышленія Его» (Пс. 31, 8. 9). А свѣтлая наша вѣра во Христа не даетъ ли намъ знать, что «тѣла» наши – «члены Христовы»? Такъ, кто вѣруетъ въ Сына Божія, воплотившагося нашего ради спасенія, неужели осмѣлится «отнять» живой «членъ у Христа, чтобы сдѣлать его членомъ блудницы», какъ поступаютъ съ своимъ тѣломъ плотоугодники, рабы грѣха? «Да не будетъ!» (1 Кор. 6, 15). Не стояніе ли предъ Господомъ въ чистотѣ цѣломудренной жизни явило всему міру Илію Ангеломъ во плоти?

Выразитъ ли кто словомъ? Изобразитъ ли кто краскими ту Божественную славу, какая отражается въ словахъ сѵмвола: Вѣрую въ Сына Божія Господа Іисуса Христа, распятаго за ны, страдавша и погребенна? Но въ то самое время, когда честная вѣра произноситъ такія слова исповѣданія, мудрость вѣка сего не обуревается ли соблазномъ іудеевъ, или безуміемъ еллиновъ? Направленіе и духъ слѣпаго времени не закрываютъ ли въ насъ свѣтлый ликъ Божественной любви къ намъ распятаго за насъ Господа? Если мы не можемъ еще разумѣть со всѣми святыми высоты и глубины, широты и долготы Божественной любви къ намъ грѣшнымъ, которая открылась въ распятомъ за насъ Господѣ Іисусѣ, – то покроемъ лице свое, какъ Илія, милотію смиренія вѣры и будемъ подражать св. Ангеламъ, которые предъ закланнымъ за насъ Агнцемъ-Христомъ, стоятъ свои лица закрываюше и вопіюще трисвятую пѣснь! Всѣмъ ли ясна та истина, что, «крестившіеся во Христа, крестились въ смерть Его»? Слава такого общенія со Христомъ святитъ ли въ жизни крестившихся въ Его смерть? – «Мы», говоритъ св. Павелъ, «погреблисъ съ Нимъ крещеніемъ въ смерть, дабы, какъ Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ, славою Отца, такъ и намъ ходить въ обновленной жизни. Ветхій нашъ человѣкъ распятъ съ Нимъ, чтобы упразднено было тѣло грѣховное, дабы намъ не быть уже рабами грѣха». Такъ «не предавайте членовъ вашихъ грѣху въ орудія неправды, но представьте себя Богу, какъ ожившихъ изъ мертвыхъ и члены ваши Богу въ орудія праведности» (Рим. 6, 3. 4. 6. 13). Св. пророкъ Илія 40 дней и 40 ночей шелъ по пустынѣ до горы Божіей Хоривъ, гдѣ сподобился видѣть славу милосердія Божія къ грѣшникамъ и поклонился предъ нею до земли, покрывая лице свое милотію. Намъ, взирающимъ открытымъ лицемъ на эту славу, – долго ли и далеко ли ходить? «Христосъ Іисусъ вчера и сегодня и во вѣки Тотъ же» (Евр. 13, 5), какимъ былъ во время Своего спасительнаго пребыванія на землѣ съ нами? Безмѣрная слава Его любви къ грѣшнику и теперь одинаково свѣтитъ, когда Онъ говоритъ намъ въ св. Евангеліи: «Кто хочетъ идти за Мною, отвертись себя, возьми крестъ свой и слѣдуй за Мною» (Мар. 8, 34). И «которые Христовы», – говоритъ св. Павелъ, – «распинаютъ плоть свою съ ея страстями и похотями» (Гал. 5, 24) и пріобщаются славы Его. Необоримая сила и слава св. Имени Его сіяютъ на нашемъ челѣ, осѣняютъ нашу грудь, отражаются на правомъ и лѣвомъ нашемъ плечѣ, когда мы трезвенно полагаемъ на себѣ рукою крестное знаменіе, или сподобляемся благословенія отъ священнодѣйствующаго. А на св. Трапезѣ не Самъ ли Господь Іисусъ Христосъ съ нами въ дѣйствительномъ Тѣлѣ Своемъ и въ животворящей крови Своей, изліянной за мірскій животъ? И когда Господь сподобляетъ насъ съ вѣрою, можетъ быть меньшею горчичнаго зерна, приступить къ чашѣ св. причащенія, то не ощущаемъ ли, какъ наше существо и обожается и питается дивно? Вѣдь все это для всѣхъ осязательный опытъ, менѣе гадательный, чѣмъ туманные наслои эемли! А кто изъ празднующихъ свѣтлое воскресеніе Христово не ощущаетъ, какъ слава Божественной радости и небеснаго торжества проникаетъ всѣ составы нашего существа, когда раздается торжественная пѣснь воскресенія Господня? Не ясно ли, что и недостаточная вѣра чувствуетъ, что она близится къ сродной ей небесной жизни созерцанія Божіей славы? Долго ли только живемъ мы подъ вліяніемъ этого святаго настроенія?..

Или нашему широкому взгляду на жизнь мало простора въ свѣтлой области вѣры? Или нашему высокому понятію о себѣ мало мѣста, гдѣ бы мы съ достоинствомъ могли стоять предъ Господомъ славы? Или мало свѣта Божіей славы отражается въ зеркалѣ нашей святой вѣры? «Богъ богатый милостію», говоритъ созерцатель славы третіяго неба св. Павелъ, «по Своей великой любви, которою возлюбилъ насъ и мертвыхъ по преступленіямъ оживотворилъ со Христомъ и воскресилъ насъ съ Нимъ», Онъ во Христѣ Іисусѣ «посадилъ насъ на небесахъ»! (Ефес. 2, 4. 6). Прославленъ ли такъ кто изъ св. Ангеловъ? Сѣдитъ ли кто одесную Отца, какъ сѣдитъ наше человѣчество въ Лицѣ Господа Іисуса Христа? Да! Люди «причастны плоти и крови», – и Сынъ Божій «принялъ туже плоть и кровь. Не Ангеловъ Онъ воспріемлетъ», – а насъ человѣковъ, и благоволитъ имѣть насъ въ Своей любви, какъ единокровныхъ дѣтей и однородныхъ братьевъ (Евр. 2, 14. 16. 17). Какъ не сказать при этомъ съ св. Павломъ: «О! глубина богатства и премудрости и вѣдѣнія Божія»! (Рим. 11, 33). Итакъ, по слову св. Павла, «жизнь наша сокрыта въ Богѣ со Христомъ. И если мы воскресли со Христомъ, то и должны искать горняго, гдѣ Христосъ сѣдитъ одесную Бога. О горнемъ помышляйте, а не о земномъ»! (Кол. 3, 1. 2). «Жительство наше на небесахъ», какъ благовѣствуетъ намъ Слово Божіе, какъ говоритъ намъ внутренняя сила нашей жизни – вѣра! Такъ увѣряетъ насъ и св. Апостолъ, что «жительство наше на небесахъ, откуда ожидаемъ и Спасителя нашею», грядущаго со славою судити живымъ и мертвымъ, «Который уничиженное тѣло наше преобразитъ такъ, что оно будетъ сообразно славному тѣлу Его» (Филип. 3, 20. 21). И развѣ басня или легенда, что Ангелъ во плоти – св. пр. Илія достигъ подвигомъ вѣры вознесеніи на небо съ тѣломъ, а потомъ стоялъ вмѣстѣ съ Моѵсеемъ на горѣ славнаго преображенія Господа? Неужели послѣ этого кто изъ крещенныхъ во имя Господа Іисуса Христа повѣритъ, что его существо равно природѣ тварей самаго низшаго разряда? – Да не будетъ!..

Поэтому, когда мы говоримъ: чаю воскресенія мертвыхъ и жизни будущаго вѣка, – то простираемъ наши руки къ тому вѣнцу «правды, который даетъ Господь въ день оный; праведный Судія, всѣмъ возлюбившимъ явленіе Его» (2 Тим. 4 , 8). «Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ, первенецъ изъ умершихъ, воскреснемъ» и мы въ славу, «каждый въ своемъ порядкѣ, – первенецъ Христосъ, потомъ Христовы, въ пришествіе Его» (1 Кор. 15, 20. 23). «Когда явится Христосъ жизнь ваша», благовѣтотвуетъ св. Апостолъ, «тогда и вы явитесь съ Нимъ во славѣ» (Кол. 3, 4). Твердо ли держимъ мы въ рукахъ свѣтлое знамя упованія славы во Христѣ и со Христомъ? Тѣми же руками не разширнемъ ли и не углубляемъ ли упорно той великой пропасти, какая лежитъ между – пребываніемъ въ славѣ Авраама и чадъ его по вѣрѣ на землѣ и на небѣ, – и широкою жизнію сластолюбиваго богача, «который одѣвался въ порфиру и виссонъ и всякій день пиршествовалъ блистательно»? (Лук. 16, 18).

А замѣчаете ли особенность? – Какъ ни велико зеркало нашей православной вѣры, въ которомъ такъ полно отражается слава Господня, и небомъ невмѣстимая, а всю землю наполняющая; – а въ немъ нѣтъ ни малѣйшаго пятна, ни даже тѣни! И перстъ дерзкаго невѣрія не смѣетъ указать въ немъ на какое бы то ни было пятно! Такъ оно и должно быть! «Богъ есть свѣтъ и нѣтъ въ Немъ ни какой тьмы» (Іоан. 1, 5). И зеркало, въ которомъ такъ свѣтло отражается предъ нами Его слава, не имѣетъ на пятиа, ни тѣни. Потому, когда мы говоримъ: чаю жизни будущаго вѣка, то не упоминаемъ о противоположномъ, вѣчно горестномъ состояніи сыновъ беззаконія, которое есть вторая смерть. И жизнь, которая на землѣ дышала невѣріемъ и беззаконіемъ, не изчезнетъ, какъ думаетъ духовное отупѣніе и отчаяніе. Только явленіе Судіи она встрѣтитъ безплоднымъ обращеніемъ къ «горамъ и камнямъ: падите и сокройте отъ Лица сѣдящахо на престолѣ и отъ гнѣва Агца»! (Алок. 6, 16). «Невѣрующій въ Сына», говоритъ Іоаннъ Креститель, «не увидитъ жизни, но гнѣвъ Божій пребываетъ на Немъ» (Іоан. 3, 36). «Всякій преступающій ученіе Христово и не пребывающій въ немъ», учитъ св. Ап. Іоаннъ, «не имѣетъ Бога» (2 Іоан. 1, 9). Если такъ, то тамъ гдѣ во всей славѣ царствуетъ Богъ Отецъ, Его единородный Сынъ и Животворящій Духъ, осмѣлятся ли водвориться тѣ, которые отвергаютъ Евангеліе Христово, ни во что ставятъ преданія св. Апостоловъ, топчутъ ногами постановленія, законы и уставъ св. церкви и гордо говорятъ, какъ распинатели Іисуса: мы имѣемъ законъ!.. Слезы облегчаютъ и смягчаютъ людскія страданія на землѣ и чѣмъ жгучѣе и острѣе страданіе, тѣмъ желательнѣе слезы. – И тамъ – въ области второй смерти, тоже, по слову Господню, будетъ плачь и даже скрежетъ зубовъ. Но то плачь, – подобный плачу высокомѣрія, посрамленнаго въ конецъ, – гордости, низринутой въ прахъ, – явнаго всѣмъ, неисправимаго позора жизни и безнадежнаго отчаянія! «Въ странѣ мрака», говоритъ праведникъ Іовъ, «нѣтъ устройства; тамъ темно, какъ самая тьма»! (Іов. 10, 23). «Тамъ не творитъ Господъ чудесъ; правда Его тамъ не открывается; не возвѣщаются» тамъ «милость Божія и истина; не вспоминаютъ тамъ и не прославляютъ Бога» (Пс. 6, 6. 87; 12, 13).

Святый пророче Божій Иліе! Вѣра наша указуетъ намъ въ Тебѣ втораго предтечу Господа нашего Іисуса Христа, грядщаго со славою судити живымъ и мертвымъ. Прими же искреннее расположеніе нашей вѣры, – пожить на землѣ во всякомъ благочестіи и чистотѣ, какъ принялъ ревность Елисея, чтобы Духъ твой опочилъ на немъ вдвойнѣ. – И твоею сильною предъ Господомъ силъ молитвою помолись, чтобы Онъ сподобилъ насъ, «окруженныхъ» необъятнымъ «облакомъ» живыхъ «свидѣтелей» о славѣ жизни во Христѣ, «свергнуть съ себя всякое бремя и запинающій насъ грѣхъ и съ терпѣніемъ проходить» великое и святое православныхъ «поприще», неуклонно «взирая на Начальника и Совершителя нашей вѣры Господа Іисуса» (Евр. 12, 12). Аминь.

 

Произнесено въ храмѣ св. Иліи, на Боронцовомъ полѣ, 20 іюля, 1884 года.

 

«Московскія Церковныя Вѣдомости». 1884. № 35. С. 461-464.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: