Проповѣдническія темы на 5-ю недѣлю по Пасхѣ.

Въ 5-ю недѣлю по Пасхѣ св. Церковь предлагаетъ для назиданія своихъ чадъ бесѣду Господа Іисуса Христа съ Самарянкой (Іоан. 4, 5-42) и повѣствованіе изъ книги Дѣяній Св. Апостоловъ – объ основаніи первой христіанской Церкви въ Антіохіи (Дѣян. Ап. 11, 19-26. 29-30).

Многопоучительна бесѣда Спасителя съ Самарянкой; немало проповѣдническихъ темъ даетъ и воскресное апостольское чтеніе 5-й недѣли по Пасхѣ.

1. Для простыхъ людей, ищущихъ общеназидательныхъ уроковъ въ церковныхъ евангельскихъ чтеніяхъ, въ поученіи на 5-ю недѣлю по Пасхѣ можно предложить общедоступный пересказъ бесѣды Господа съ Самарянкой и нравоученіе, что св. Церковь въ образѣ жены-самарянской видитъ примѣръ возстанія изъ глубины паденія грѣшника, не заглушившаго въ своемъ сердцѣ добрыхъ чувствъ, ищущаго спасенія и готоваго внять призывному гласу Божію. Сердца простыхъ людей, подобныя нивѣ, незасоренной терніемъ, съ радостію воспримутъ назидательный урокъ о томъ, что Спаситель Самъ идетъ на встрѣчу ищущимъ св. истины и благодати и способнымъ къ раскаянію, – милостиво даетъ имъ Свои дары и устрояетъ ихъ спасеніе, а чрезъ нихъ и спасеніе другихъ.

2. Въ бесѣдѣ съ Самарянкой Господь предлагаетъ высокое ученіе о поклоненіи Богу. Этотъ предметъ евангельской бесѣды является камнемъ преткновенія для сектантовъ, по примѣру и со словъ лютеранъ, пытающихся доказывать, что, будто бы, Іисусъ Христосъ словами, обращенными къ Самарянкѣ: Настанетъ время, и настало уже, когда истинные поклонники будутъ поклоняться Отцу въ духѣ и истинѣ, ибо такихъ поклонниковъ Отецъ ищетъ Себѣ: Богъ есть духъ, и поклоняющіеся Ему должны поклоняться въ духѣ и истинѣ (23, и 24 стихи), – отвергаетъ необходимость храмовъ и всякихъ религіозныхъ обрядовъ и устанавливаетъ исключительно духовное (въ душѣ) поклоненіе Богу. Сектантское толкованіе приведенныхъ словъ изъ бесѣды Господа съ Самарянкой, если не всецѣло, то отчасти, можно слышать и отъ тѣхъ, которые полагаются только на свой умъ, при чтеніи Свящ. Писанія, и не знаютъ церковнаго изъясненія смысла бесѣды Господа съ Самарянкой. Въ виду этого проповѣднику въ недѣлю 5-ю по Пасхѣ представляется полная благовременность раскрыть слушателямъ истинный смыслъ ученія Христова о поклоненіи Богу духомъ и истиною. На эту тему имѣется много прекрасныхъ поученій, произнесенныхъ архипастырями и пастырями православной нашей Церкви; эта же тема всесторонне разработана и въ спеціальныхъ противосектантскихъ поученіяхъ. Укажемъ, для примѣра, какъ изъясняли въ поученіяхъ слова Спасителя о поклоненіи Богу духомъ и истиною высокопреосвященные архіепископы: Димитрій (Муретовъ), бывшій Херсонскій, и Павелъ, бывшій Казанскій. Первый истолковываетъ указываемыя слова Спасителя въ томъ смыслѣ, что ими требуется отъ насъ такая молитва Богу, которая была бы выраженіемъ дѣйствительныхъ чувствъ сердца нашего, а не одною личиною. Архіепископъ Павелъ на вопросъ: «что такое поклоненіе Богу въ духѣ и истинѣ?» – отвѣчаетъ: «Поклоненіе Богу – Духу въ духѣ есть поклоненіе, сообразное съ природою Бога и нашего духа, съ его силами и способностями: Богъ, по природѣ Своей, – Духъ безконечный; силы нашего духа – разумъ, свободная воля и чувство. Потому поклоненіе Богу – Духу въ духѣ есть поклоненіе разумное, свободное «сердечное». Поклоненіе Богу «въ истинѣ» должно быть поклоненіемъ искреннимъ, нелицемѣрнымъ.

Въ противосектантскихъ миссіонерскихъ поученіяхъ смыслъ заповѣди Спасителя о поклоненіи Богу духомъ и истиною разъясняется такъ. Сначала указывается, что въ бесѣдѣ съ Самарянкой Господь раскрываетъ отличительный характеръ и особенности новозавѣтнаго (христіанскаго) богослуженія въ сравненіи съ богослуженіемъ ветхозавѣтнымъ.. Потомъ миссіонеръ-проповѣдникъ съ нѣкоторою подробностію говоритъ о томъ, что ветхозавѣтное богослуженіе, согласно съ закономъ Моисеевымъ, состояло, преимущественно, изъ кровавыхъ жертвъ, а жертвы эти надо было приносить только въ храмѣ Іерусалимскомъ. Ветхозавѣтное богослуженіе, по слову апостола Павла, установлено было только «до времени исправленія» (Евр. 9, 10) и имѣло лишь преобразовательное значеніе (Евр. 10, 1). Христосъ Спаситель «со Своею кровію однажды вошелъ во святилище и пріобрѣлъ вѣчное искупленіе» для всѣхъ вѣрующихъ (Евр. 9, 12). Посему христіане уже не проливаютъ для жертвы Богу кровь тельцовъ и агнцевъ, ибо за всѣхъ христіанъ принесены въ жертву Тѣло и Кровь Господни. Воспоминаніемъ искупительной смерти Христа Спасителя, по Его заповѣди, является таинство св. Причащенія (Лук. 22, 19; 1 Кор. 11, 28). Въ третьей части противосектантскаго поученія на тему о поклоненіи Богу духомъ и истиною выясняется, что христіанское богослуженіе, съ одной стороны, преисполнено духовности, такъ какъ всѣ священнодѣйствія христіанскаго богослуженія совершаются силою Всесвятаго Духа; съ другой стороны, – всѣ священнодѣйствія православнаго богослуженія истинны, потому что не предзнаменуютъ только, а дѣйствительно сообщаютъ благодать, не смотря на то, что совершаются при посредствѣ простого вещества и простыхъ человѣческихъ дѣйствій.

Въ другихъ миссіонерскихъ поученіяхъ заповѣдь Спасителя о поклоненіи Богу духомъ и истиною выясняется, какъ повелѣніе Божіе, чтобы мы – христіане молились Богу не такъ, какъ мы сами вздумали бы, а какъ училъ Своими примѣрами Самъ Господь Іисусъ Христосъ и св. Апостолы (Матѳ. 4, 9-10; 7, 7; 10, 12; 14, 23; 18, 19-20; 19, 13-15; 21, 13; 26, 26-29 и 39; Марк. 8, 7; 11, 15; 14, 22; Лук. 6, 12; 10, 5-6; 19, 16; 29, 19. 40. 42-45; 24, 50; Іоан. 14, 13; 15, 7; 17, 1; 22, 21-24; 1 Кор. 11, 24 и др.).

Претыкается сектантство и на отвѣтѣ Господа Самарянкѣ о мѣстѣ поклоненія Богу: Наступаетъ время, когда и не на горѣ сей (Гаризинѣ), и не въ Іерусалимѣ будете поклоняться Отцу (Іоан. 4, 21). А посему другою темою для миссіонерскаго поученія на 5-ю недѣлю по Пасхѣ можетъ быть вопросъ о необходимости и важности христіанскаго храма. Существеннымъ содержаніемъ поученія на эту тему должно быть раскрытіе сектантской неправды о томъ, что, будто бы, указанными словами Спасителя отрицается необходимость храмовъ. Приведенныя слова Спасителя направлены, съ одной стороны, противъ іудейскаго предразсудка о храмѣ, какъ исключительномъ мѣстѣ пребыванія Бога, избранномъ на вѣки только среди іудейской земли, съ другой стороны, – противъ самаринскаго суевѣрія, будто истинный храмъ Богу былъ только у, нихъ – самарянъ, на горѣ – Гаризинѣ. Христосъ Спаситель, какъ бы, такъ говоритъ Самарянкѣ: «Съ пришествіемъ Мессіи, богослуженіе не нужно связывать съ однимъ только опредѣленнымъ мѣстомъ, потому что вся земля теперь дѣлается свѣтимъ мѣстомъ, гдѣ происходитъ совершеннѣйшее служеніе Богу, служеніе духовное и истинное» (Изъ слова архіепископа Димитрія Муретова). Необходимость же храма и его значеніе указаны Самимъ Господомъ въ примѣрахъ посѣщенія Имъ Іерусалимскаго храма, въ которомъ Онъ молился, изъ котораго не разъ изгонялъ торжниковъ, который называлъ домомъ Божіимъ, Своимъ домомъ, домомъ молитвы для всѣхъ народовъ (Матѳ. 21, 12. 13; Марк. 11, 16. 17; Іоан. 2, 17). Необходимость храма для христіанина засвидѣтельствована и св. Апостолами (Дѣян. Ап. 1. 13; 2, 1. 46; 3, 1; 20, 8; 22, 17; 2 Ѳесс. 2, 4 и др.).

3. Если проповѣдникъ вдумчиво прочитаетъ по Евангелію бесѣду Господа съ Самарянкой, то въ отдѣльныхъ стихахъ ея найдетъ такія живыя проповѣдническія темы. Такъ: на основаніи 5-7 стиховъ 4 гл. Евангелія отъ Іоанна можно предложить поученіе на тему: Христіанинъ, по примѣру Спасителя, долженъ пользоваться каждымъ удобнымъ случаемъ для обращенія заблудшихъ на путъ истины и добродѣтели. Въ стих. 28-29 той же главы дается въ лицѣ Самарянки примѣръ того, какъ вѣрующій человѣкъ старается и другихъ привлечь къ вѣрѣ. Въ настоящее время, когда православная миссія старается привлечь къ миссіонерскому сотрудничеству православный народъ, какъ важно проповѣднику пользоваться Евангельскими примѣрами для пробужденія въ православныхъ мірянахъ духа ревности по вѣрѣ и для надлежащаго указанія имъ, въ чемъ должна проявляться ихъ святая ревность по вѣрѣ!

Въ ст. 9-10 указывается тема для проповѣди: о предразсудкахъ, препятствующихъ христіанскому общенію между людьми, въ ст. 13-мъ – о земной мудрости, неудовлетворяющей человѣка; въ ст. 14-мъ – о живой водѣ Христовой, или о благодати, подаваемой Іисусомъ Христомъ; въ ст. 16-18 – отъ Бога ничего нельзя утаить; въ ст. 32-34 – исполненіе воли Божіей служитъ пищею для христіанина; въ ст. 35-38 – о сходствѣ между нивою и сердцемъ человѣческимъ; въ ст. 42 – какъ убѣдиться въ истинности вѣры.

4. Повѣствованіе объ основаніи первой христіанской Церкви въ Антіохіи, предлагаемое въ апостольскомъ чтеніи 5-й недѣли по Пасхѣ, даетъ проповѣднику назидательную тему для поученія: о знаменіяхъ благодати Божіей, которыми сопровождается евангельская проповѣдь (ст. 23, гл. 11 Дѣян. Ап.). Въ г. Антіохіи увѣровавшіе во Христа впервые получили наименованіе христіанъ и такое свое высокое наименованіе оправдали добродѣтелію братскаго благотворенія (ст. 26 и 30). Это событіе изъ жизни первыхъ христіанъ проповѣдникъ можетъ положить въ основаніе назидательныхъ и для современныхъ христіанъ поученій на темы: 1) о христіанахъ только по имени и о христіанахъ, соотвѣтствующихъ своему имени; 2) – о различіи между христіанами православными, католиками, протестантами и др.; 3) – о братской благотворительности, какъ наилучшемъ украшеніи христіанъ и др.

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 18. Ч. Неофф. С. 422-427.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: