Преподобный Поликарпъ, архимандритъ Печерскій (24 іюля).

Блаженный Поликарпъ, явившій въ своей жизни, согласно имени своему (Поликарпъ – съ греческаго мгогоплодный), много достойныхъ плодовъ покаянія, терпѣнія, воздержанія, кротости, милосердія и нелицемѣрной любви къ Богу, подвизался въ святой Кіево-Печерской обители, служа для братіи примѣромъ истинно-иноческаго житія, и своею разсудительностію и опытностію въ духовныхъ подвигахъ внушилъ къ себѣ такое уваженіе, что по смерти престарѣлаго Акиндина былъ единогласно избранъ въ 1164 г. игуменомъ. Онъ первый изъ Печерскихъ игуменовъ носилъ санъ архимандрита.

Вступивъ въ управленіе святой обителью, блаженный Полнкарнъ старался прежде всего строго и въ точности соблюдать всѣ уставы преподобнаго Ѳеодосія, ничего не измѣняя и не прибавляя. Подъ начальствомъ такого опытнаго руководителя великая лавра Пресвятой Богородицы достигла высшаго духовнаго процвѣтанія и стала пользоваться такимъ значеніемъ и славой, что многіе изъ русскихъ князей, стремясь подъ вліяніемъ наставленій преподобнаго Поликарпа къ добродѣтельной жизни, изъявляли даже желаніе оставить княжескій престолъ для иноческаго чина. Таковъ, напримѣръ, былъ Смоленскій князь Ростиславъ – Михаилъ, сынъ святого Мстислава Великаго и внукъ Владиміра Мономаха, бывшій въ то время великимъ княземъ Кіевскимъ. Этотъ благочестивый князь, прозванный современниками Набожнымъ и причисленный Церковью къ лику святыхъ, тяготясь властью и желая укрыться отъ суетного міра, посвятивъ себя монашескому безмолвію, не разъ просилъ блаженнаго Поликарпа принять его въ число иноковъ Печерскаго монастыря, но благоразумный игуменъ останавливалъ его, указывая ему на его княжескія обязанности. «Богъ требуетъ отъ тебя иныхъ подвиговъ: твори правду и блюди землю русскую», говорилъ онъ князю.

Великій князь Ростиславъ Мстиславовичъ очень любилъ святого Поликарпа и завелъ у себя благочестивый обычай – каждую субботу и воскресенье Великаго поста приглашать къ своей трапезѣ печерскаго архимандрита съ двѣнадцатью избранными старцами; насладившись ихъ поучительной бесѣдой, князь отпускалъ своихъ гостей съ богатыми дарами. По окончаніи же поста, въ великую Лазареву субботу князь принималъ и угощалъ у себя всѣхъ печерскихъ иноковъ. Онъ умеръ въ 1167 году, не успѣвъ осуществить своего завѣтнаго желанія – быть постриженнымъ въ Печерской обители. Съ его смертью наступило для преподобнаго Поликарпа время тяжкаго испытанія и скорби.

Около этого времени поднятъ былъ въ Русской Церкви вопросъ о томъ, можно-ли въ господскіе праздники, если они придутся въ среду или пятницу, разрѣшать постъ и мірянамъ п инокамъ. Подобный споръ возникъ тогда и въ греческой церкви. По желанію великаго князя Владимірскаго Андрея Боголюбскаго, для рѣшенія этого спора былъ созванъ въ Кіевѣ соборъ, на которомъ мнѣнія раздѣлились. Митрополитъ Кіевскій Константинъ, родомъ изъ грековъ, стоялъ за постъ, въ чемъ его поддерживали епископы – Антоній Черниговскій и Антоній Переяславскій. Но нѣкоторые другіе епископы и игумены, въ числѣ которыхъ былъ блаженный Поликарпъ, требовали разрѣшенія поста и говорили: «пусть слѣдуютъ въ обителяхъ разсужденію настоятелей ихъ». Сторону послѣднихъ приняли и нѣкоторые князья, напримѣръ, Андрей Боголюбскій и Черниговскій князь Святославъ, изгнавшій изъ Чернигова несогласнаго съ его мнѣніемъ епископа Антонія. Подобной же участи подвергся и преподобный Поликарпъ, который былъ осужденъ митрополитомъ Константиномъ на заточеніе, послѣ того, какъ уѣхали изъ Кіева единомышленные съ печерскимъ игуменомъ князья и епископы. Кіевляне, очень любившіе и уважавшіе святого Поликарпа, сожалѣли о постигшей его участи и смотрѣли на его заточеніе, какъ на величайшую несправедливость. Когда въ 1169 году Кіевъ подвергся трехдневному разоренію отъ войскъ сына Андрея Боголюбскаго Мстислава, то жители прямо говорили, что такое несчастіе Богъ попустилъ за несправедливое заточеніе Константиномъ печерскаго архимандрита. Въ это время Кіевъ жестоко пострадалъ, всѣ его храмы и монастыри были разорены, и только уцѣлѣла одна Печерская Лавра, несмотря на то, что была зажжена союзниками Мстислава – берендеями.

Впослѣдствіи блаженный Поликарпъ былъ возвращенъ изъ заточенія и снова принялъ начальствованіе надъ своею обителью. При немъ умеръ въ 1176 году святой Аѳанасій, бывшій въ затворѣ двѣнадцать лѣтъ. Этотъ угодникъ затворился въ одной изъ пещеръ еще въ началѣ игуменства преподобнаго Поликарпа, послѣ того какъ онъ чудесно воскресъ, пробывъ три дня мертвымъ. Когда игуменъ съ братіею пришли его хоронить, то съ изумленіемъ и страхомъ увидѣли мертвеца сидящимъ и плачущимъ. На вопросы братіи, какъ онъ ожилъ и что съ нимъ было, Аѳанасій отвѣчалъ только: «спасайтесь». Послѣ того какъ братія приступила къ нему съ настойчивыми просьбами сказать имъ что-нибудь въ назиданіе, обѣщая исполнить всѣ его наставленія, Аѳанасій наконецъ сказалъ: «Имѣйте во всемъ послушаніе къ игумену, кайтесь ежечасно и молитесь Господу нашему Іисусу Христу, Его пречистой Матери и преподобнымъ отцамъ Антонію и Ѳеодосію, чтобы скончать животъ свой здѣсь. Болѣе не спрашивайте». Послѣ этого онъ вошелъ въ пещеру, гдѣ и пробылъ до самой своей кончины въ крѣпкомъ затворѣ. Такъ какъ вскорѣ послѣ этой проповѣди Аѳанасія о покаяніи Кіевъ и Лавра подверглись разоренію и пожару отъ войскъ и союзниковъ князя Мстислава Андреевича, то слова затворника явились пророческими и недаромъ онъ повторялъ: «спасайтесь!». Передъ смертью затворникъ, двѣнадцать лѣтъ ни съ кѣмъ не говорившій, но день и ночь плакавшій, повторилъ братіи свое прежнее наставленіе о послушаніи и покаяніи.

Блаженный Поликарпъ дожилъ до глубокой старости и умеръ въ 1182 году, 24 іюля, въ день памяти святыхъ князей Бориса и Глѣба. Мощи его почиваютъ въ Антоніевой пещерѣ вмѣстѣ съ другими отцами и чудотворцами печерскими.

Послѣ кончины преподобнаго Поликарпа братія была въ большомъ затрудненіи, не зная, кого поставить въ игумены. Тогда ударили въ монастырское било, и всѣ иноки собрались въ церковь и стали усердно молить Пресвятую Богородицу, преподобныхъ Антонія и Ѳеодосія и новопреставленнаго угодника Поликарпа указать имъ достойнаго игумена. По Божьему внушенію всѣ, какъ бы одними устами, сказали въ одинъ голосъ: «Пойдемъ къ благочестивому іерею Василію на Щековицу – пусть онъ будетъ нашимъ игуменомъ и управляетъ святой обителью». Иноки пришли къ священнику Василію и съ поклономъ сказали: «мы всѣ кланяемся тебѣ и просимъ тебя себѣ въ игумены и отцы». На это священникъ Василій поклонился братіи и отвѣчалъ: «отцы святые! куда мнѣ быть вашимъ игуменомъ, я думалъ только о монашествѣ». Долго онъ отказывался, но наконецъ согласился на неотступныя просьбы братіи.

Для постриженія новаго игумена прибылъ Кіевскій митрополитъ Никифоръ съ епископами – Лаврентіемъ Туровскимъ и Николаемъ Полоцкимъ.

Такъ былъ при помощи Божіей избранъ и поставленъ достойный преемникъ преподобнаго архимандрита Печерскаго Поликарпа.

Святого Поликарпа не должно смѣшивать, какъ дѣлаютъ нѣкоторые, съ жившимъ въ XIII вѣкѣ инокомъ Печерскаго монастыря Поликарпомъ, который былъ современникомъ и другомъ святого Симона, епископа Владимірскаго и Суздальскаго, также подвизавшагося нѣкогда въ Печерской обители. Этотъ инокъ Поликарпъ, бывшій игуменомъ нѣскольскихъ монастырей (но не Печерскаго), извѣстенъ своимъ посланіемъ къ Печерскому архимандриту Акиндину 2-му, въ которомъ онъ излагаетъ древнія преданія о жизни, подвигахъ и чудесахъ печерскихъ угодниковъ, слышанныя имъ отъ епископа Симона. Извѣстно также и посланіе Симона къ Поликарпу, въ которомъ онъ сильно порицаетъ честолюбіе своего друга и увѣщеваетъ его не оставлять святой Печерской обители ради честолюбивыхъ цѣлей, а смириться и вполнѣ подчиниться своему игумену. Для вразумленія Поликарпа святой Симонъ изображаетъ славу и благодать обители, повѣствуя о нѣкоторыхъ печерскихъ подвижникахъ и ихъ чудесахъ, а также о построеніи великой Печерской церкви Пресвятой Богородицы и о тѣхъ чудесахъ, которыя совершились при этомъ событіи. «Кто не знаетъ красоты соборной Владимірской церкви, а также и Суздальской, которую я создалъ? – пишетъ епископъ Симонъ, – сколько онѣ имѣютъ городовъ и селъ и собираютъ десятину по всей этой землѣ, и всѣмъ этимъ владѣетъ наша худость. Но какъ предъ Богомъ говорю тебѣ: всю сію славу и власть ни во что вмѣнилъ бы, если бы мнѣ хотя коломъ торчать у воротъ или соромъ валяться въ Печерской обители».

Сказанія о печерскихъ угодникахъ, заимствованныя изъ посланій Симона и Поликарпа, вмѣстѣ съ повѣствованіемъ Нестора о преподобномъ Ѳеодосіи и основаніи Печерскаго монастыря, составили впослѣдствіи сборникъ житій святыхъ, извѣстпый подъ именемъ «Кіево-Печерскаго Патерика».

 

А. Павлова.

 

«Приходское Чтеніе». 1914. № 4. С. 137-139.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: