Замѣтка: Когда въ этомъ году отмечается празднованіе святымъ отцемъ шести Вселенскихъ Соборовъ?

Минея на июнь. Новгородская школа 1750-1800 гг. Музей изящных искусств Парижа Пти-Пале (тут).

Согласно съ дѣйствующимъ въ настоящее время въ Русской Церкви Типикономъ (въ синаксарной части), переходящіе празднованіе святымъ отцемъ шести Вселенскихъ Соборовъ совершается въ недѣлю до или послѣ 16 іюля, въ концѣ утвердилось празднованіе въ Воскресный день, ближайшій къ 16 іюля: «аще случится недѣля (въ 16-е іюля), служба поется святыхъ отецъ въ сію недѣлю. Аще же въ среду, поется служба ихъ въ мимошедшую недѣлю. Аще же въ четвертокъ, поется служба ихъ въ предъидущую недѣлю» (прилучившагося же святого память поется на повечеріи).

Эта практика сложилась съ введеніемъ въ Русской Церкви въ употребленіе нынѣшняго устава іерусалимскаго (до этого времени употреблялся уставь студійскій), которымъ полагалось совершать память шести Вселенскихъ Соборовъ въ недѣлю до или послѣ 16 іюля, въ концѣ утвердилось празднованіе въ Воскресный день, ближайшій къ 16 іюля. Это видно въ московскихъ печатныхъ изданіяхъ Типикона. Также по старопечатному греч. Типикону (Венеция, изд. 1577 г. л. 55 об., 121 об.), 16-го іюля празднуется память VI Вселенскихъ Соборовъ (уставъ службы какъ у шестеричнаго святого), но согласно современному греч. приходскому Типикону въ недѣлю до или послѣ 16 іюля отмечается память IV Вселенского Собора. Съ окончательнымъ введеніемъ новаго устава Константинопольской церкви (Типикона протопсалта Георгія Віолакиса, изд. 1888 г.) начался поворотъ къ древнему уставу Великой Церкви IX-Х в., въ которымъ на 16-го іюля (или въ недѣлю 13-19 этого мѣсяца) положена памать только одного IV Вселенскаго Собора (Халкидонскаго), а не шести (первыхъ), какъ по нашему славянскому уставу. Въ древнемъ Типиконѣ Великой Церкви есть замѣчанія, что въ слѣдующій затѣмъ воскресный день совершается память V собора. Обоимъ Соборамъ положены особые тропари, по нашимъ богослужебнымъ книгамъ неизвѣстные. Слѣды этой древней практики видны въ славянскомъ Прологѣ и Четьи-Минеѣ подъ числомъ 16-го іюля, гдѣ вслѣдъ за многими мѣсяцесловами и прологами весьма древними, показана память одного IV Вселенскаго Собора.

Если въ нынѣшнемъ нашемъ Типиконѣ говорится что о памяти 6-ти Вселенскихъ Соборовъ, «совершаемой въ 16-й день іюля», а не по 16-мъ дни; то совершенно иное говорится въ уставѣ о памяти Свв. Отецъ 7-го Вселенскаго Собора. Въ Уставѣ сказано такъ: «По 11-мъ дни сего мѣсяца въ пріидущую (а не въ предыдущую) недѣлю совершаемъ память святыхъ отецъ. И аще случится 11-й день настоящій въ недѣлю, (то въ такомъ только случаѣ) «поется въ той же день служба святыхъ отецъ седмаго Вселенскаго собора». Если память Свв. Отецъ 7-го Вселенскаго Собора выпала на воскресный день, то празднованіе совершалось тогда – не въ эту недѣлю, а въ слѣдующую. – Слѣдовательно ранѣе 11-го октября не можетъ совершаться память св. отецъ, а только между 11-мъ и 16-мъ октября.

Въ тѣкущемъ 2024 году празднованіе святымъ отцемъ шести Вселенскихъ Соборовъ, выпало на недѣлю 5-ю по Пятидесятницѣ, совпадая съ памятью святаго равноапостольнаго великаго князя Владиміра, въ св. крещеніи Василія, просвѣтителя Русской земли (15 iюля по ст. ст.). Въ 1888 г., ко времени 900-лѣтняго юбилея крещенія Руси, Святѣйшій Синодъ опредѣленіемъ отъ 17 февраля 1888 г., № 375, постановилъ болѣе торжественно праздновать память св. Владиміра и отнесъ праздникъ въ честь его къ числу среднихъ – службу установлено было праздновать какъ бдѣнному святому (крестъ въ полукругѣ). Также чтобы въ молитвахъ на литіи, по Евангеліи на утрени передъ канономъ, равно на тѣхъ отпустахъ и молитвахъ, въ коихъ поминаются имена святителей вселенскихъ и Русской Церкви, имя равноап. Владиміра поминалось непосредственно послѣ именъ равноапп. Кирилла и Меѳодія, учителей словенскихъ. («Церковныя Вѣдомости». 1888. № 8. С. 39-40). Опредѣленіемъ Святѣйшаго Синода отъ 3 декабря 1914 г. – 21 января 1915 г. за № 11735, о церковномъ празднованіи 900-лѣтія со времени его кончины, благословлено было совершить: наканунѣ дня кончины – всенощнымъ бдѣніемъ, въ самый день 15 іюля совершеніемъ божественной литургіи и, по окончаніи питургіи, крестныхъ ходовъ на рѣки и источники, благодарственныхъ молебновъ, съ цѣлодневный звонъ («Церковныя Вѣдомости». 1915. № 5. С. 41-42). Архіерейскій Сѵнодъ Русской Зарубежной Церкви въ Сремскихъ Карловцахъ, своимъ опредѣленіемъ отъ 18/31 декабря 1929 г., провозгласиль день св. Князя общимъ русскимъ церковно-національнымъ праздникомъ. Съ того момента въ Русской Зарубежной Церкви этотъ день празднуется особо торжественно. Одинъ изъ примеровъ приспособленія Церкви къ реаліямъ эмигрантской жизни – переносъ празднованія на первое воскресенье послѣ 15 іюля – дня св. Владиміра («Церковныя Вѣдомости». 1930. № 1-2. С. 2.).

Русская Церковь благоговѣйно внимаетъ безмѣрно великихъ заслугахъ равноапостольного князя Владиміра, положившаго своими заботами и трудами твердое основаніе христіанскому просвѣщенію русскаго народа въ духѣ восточнаго православія, чѣмъ и положено было начало Помѣстной Русской Православной Церкови. Почему представляется вполнѣ благовременнымъ и умѣстнымъ (а также согласнымъ съ церковнымъ уставомъ) въ настоящемъ году переносъ празднованія святымъ отцемъ шести Вселенскихъ Соборовъ на слѣдующій воскресный день. Такъ какъ въ недѣлю предъидущую къ 16 іюля – 4-ю по Пятидесятницѣ, приходился день празднованія явленія иконы Пресвятыя Богородицы во градѣ Казани (8-го iюля), которому положенъ полiелейный праздникъ, то службу святымъ отцемъ шести Вселенскихъ Соборовъ должно совершить въ 2-ю недѣлю пріидущую къ 16 іюля – 6-ю по Пятидесятницѣ (22-го iюля).

 

Ред.

Воскресенье ближайшее (недѣля или предъидущая, или же пріидущая) къ 16-го іюля: Память свв. отецъ 6-ти Вселенскихъ Соборовъ – попадаетъ на предшествующій или послѣдующій воскресный день къ 16-го іюля по ст. ст.

Воскресенье слѣдующее (недѣля пріидущая) за днемъ 11-го октября: Память свв. отцов 7-го Вселенскаго Собора – не можетъ совершаться ранѣе 11-го октября, а только въ воскресный день между 11-мъ и 16-мъ октября по ст. ст. (если настоящій 11-й день октября случится въ недѣлю, то служба поется въ тотъ же день).




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: