Подвигъ мученичества (Святые сорокъ мучениковъ, въ Севастійскомъ озерѣ мучившіеся).

Изъ неисчислимаго сонма мучениковъ св. Церковь съ особенною торжественностью (съ поліелеемъ) празднуетъ только немногимъ: Георгію Побѣдоносцу (23 апрѣля), Димитрію Солунскому (26 окт.), пяточисленнымъ мученикамъ Севастійскимъ (13 дек.) и четыредесяти мученикамъ Севастійскимъ (9 марта). Церковный Уставъ не допускаетъ соединенія праздничныхъ службъ съ богослуженіемъ первыхъ пяти дней первой седьмицы поста, а потому указываетъ переносить всякаго рода праздничныя службы (поліелей, службу храма) или на предшествующую сыропустную недѣлю (прощеное воскресенье) или на «пріидущую» субботу. Служба св. 40 мученикамъ Севастійскимъ (поліелейный праздникъ), согласно указанію церковнаго устава, перенесена на Ѳедорову субботу – 10/23 марта. Въ праздникъ 40 мучениковъ (9/22 марта) разрѣшаются: елей или масло постное и вино. Ред.

Прежде нежели христіанство окончательно восторжествовало при равноапостольномъ Константинѣ надъ суевѣріями язычества, исповѣдникамъ Хруста суждено было претерпѣть не мало мученій за свою вѣру отъ соправителя Константинова, цесаря Ликинія. Этотъ римскій властитель въ одно время издалъ строгіе указы противъ христіанъ, повелѣвая принуждать всѣхъ христіанъ къ поклоненію языческимъ богамъ. Въ армянскомъ городѣ Севастіи было тогда сорокъ воиновъ, христіанъ, славившихся во всемъ полку неустрашимостію и воинскими доблестями. Воевода города призвалъ къ себѣ тѣхъ воиновъ и сталъ уговаривать ихъ отречься отъ Христа. Встрѣтивъ со стороны всѣхъ ихъ непреклонный отказъ послѣдовать нечестивому повелѣнію, воевода отвелъ воиновъ въ темницу. Въ заключеніи доблестные слугя Христа проводили все время въ молитвѣ, убѣждая другъ друга твердо стоять за истинную вѣру Христову. Заключенныхъ воиновъ вызвали на судъ къ нарочито посланному отъ царя чиновнику Лисію. Лисій убѣждалъ ихъ отречься отъ Христа, онъ говорилъ имъ: «если поклонитесь нашимъ богамъ, получите высокіе чины и богатые дары: если же станете упорствовать, то будете лишены воинскаго сана и преданы мученіямъ». Тогда одинъ изъ воиновъ сказалъ: «не только санъ воинскій, но и жизнь нашу возьмите, ибо для васъ всего драгоцѣннѣе имя Христа Бога нашего». Господь такъ укрѣпилъ ихъ вѣру, что они не внимали ни увѣщаніямъ, ни угрозамъ языческихъ властей и готовы были за вѣру во Христа понести самыя тяжкія страданія.

Въ то время шелъ мартъ мѣсяцъ, погода стояла холодная, дулъ сильный вѣтеръ. Лисій велѣлъ поставить всѣхъ исповѣдниковъ Христа на ночь въ находившееся близъ города Севастійское озеро. Въ то же время невдалекѣ отъ нихъ хитрый мучитель распорядился топить баню, чтобы согласившіеся на отреченіе отъ вѣры могли найти въ ней спасеніе отъ угрожавшей имъ смертію пытки. Лисій думалъ, что мученики не вытерпятъ холода и предпочтутъ измѣну своей вѣрѣ долговременному мученію. Дѣйствительно, одинь изъ сорока воинозъ не вытерпѣлъ, вышелъ изъ озера и направился въ баню; всѣ же остальные съ твердостію переносили страданія, укрѣпляя себя пламенною молитвою Богу и пѣніемъ псалмовъ. Вдругъ среди ночи ихъ осіялъ ослѣпительный свѣтъ. Приставленный къ нимъ темничпый стражъ увидѣлъ этотъ свѣтъ, озарившій святыхъ страстотерицевъ, а также свѣтлые вѣнцы надъ головою каждаго изъ нихъ. Чудное видѣніе внезапно озарило душу язычника стража свѣтомъ истины, и онъ тутъ же увѣровалъ во Христа, снялъ съ себя одежду и съ словами: «и я христіанинъ», вошелъ въ озеро, чтобы встать вмѣстѣ съ мучениками. Такъ пополнилось число сорокъ святыхъ мучениковъ за вѣру Христову, нарушенное на краткое время измѣною малодушнѣйшаго изъ нихъ.

На другой день Лисій, узнавши, что воины еще живы, предалъ ихъ новымъ истязаніямъ и наконецъ приказалъ казнить. Всѣ мученики съ радостію пошли на смертную казнь, до самой послѣдней минуты своей жизни воспѣвая псалмы Господу. Чтобы христіане не почтили ихъ погребеніемъ, Лисій велѣлъ сжечь тѣла св. мучениковъ. Воины сложили костеръ изъ хвороста и возложили на него тѣла страдальцевъ; оставшіяся невредимыми кости ихъ потомъ побросали въ рѣку. Но чрезъ три дня святые мученики явились во снѣ Петру, епископу севастійскому, и велѣли ему собрать ихъ кости. Онъ съ христіанами отправился ночью къ той рѣкѣ и при чудномъ сіяніи, озарившемъ мѣста, гдѣ лежали кости, собралъ и вынулъ ихъ. Чрезъ двѣсти слишкомъ лѣтъ послѣ этого греческая царица Пульхерія переложила кости св. мучениковъ въ драгоцѣнную раку. Святая Церковь съ давнихъ временъ торжественно чтитъ память сорока страдальцевъ за вѣру Христову въ девятый день мѣсяца марта и ради этого въ этотъ день облегчаетъ постъ.

Размышлялъ ли ты когда-нибудь, боголюбезный христіанинъ, о мученическомъ подвигѣ? Благоговѣешь ли предъ тѣмъ тяжелымъ крестомъ, какой терпѣливо несли на себѣ святые мученики? Какая живая вѣра, какая пламенная любовь къ Спасителю нашему Богу воодушевляла ихъ на страданія, о которыхъ намъ даже и помыслить страшно! Эта любовь невидимо услаждала горечь ихъ страданій и мукъ. Исполяенные любви ко Христу, святые мученики охотно оставляли всѣ блага міра сего и съ радостію шли по тернистому пути жестокихъ испытаній. Уповая на обѣщанное Господомъ любящимъ Его вѣчное блаженство, они безъ боязни взирали на свой великій подвигъ и предлежащія имъ за имя Христово страданія. Напрасно злые мучители всячески старались затмить въ душѣ мучениковъ это отрадное чаяніе свѣтлаго міра; самостверженные исповѣдники Христа никогда не теряли изъ своихъ взоровъ образа Спасителя, за всѣхъ пострадавшаго и всѣмъ оставившаго примѣръ, да послѣдуемъ стопамъ Его. Сама божественная благодать особымъ лѣйствіемъ укрѣпляла рѣшившихся страдать за Христа. Иногда теряли силу самыя стихіи міра и орудія казни во время мученій. Часто пламень огня охладѣвалъ подъ тѣлами мученчковъ, кипящая вода не причиняла имъ вреда, хищные звѣри сами собою укрощались умягчалось желѣзо, какъ воскъ. Иногда самъ Господь Іисусъ Христосъ въ видимомъ образѣ являлся страдальцамъ за вѣру въ Него и утѣшалъ ихъ, такъ что они потомъ безъ малѣйшаго смущенія, съ невозмутимымъ душевнымъ миромъ встрѣчали самую лютую смерть. Такъ сбывались слова апостола Павла, что Господь «не попуститъ вамъ (христіанамъ) быть искушаемыми сверхъ силъ, но при искушеніи дастъ и облегченіе, чтобы вы могли перевести» (l Корино. 10, 13).

Конечно, не всѣ мы призываемся къ подвигу мученичества. Тѣмъ не менѣе въ страданіяхъ святыхъ мучениковъ есть нѣчто, доступное подражанію и современныхъ христіанъ. Всѣ мы и доселѣ имѣемъ враговъ нашего спасенія, съ которыми каждый христіанинъ долженъ вступать въ борьбу, чтобы сохрапить сокровище вѣры. Это суть – плоть наша, міръ и діаволъ; правда, мы ихъ не замѣчаемъ, но тѣмъ хуже и опаспѣе они для насъ. Въ самомъ дѣлѣ, къ какимъ беззаконіямъ и грѣхамъ не приводитъ насъ плоть? Кто другой дѣлаетъ насъ лѣнивыми, невоздержными, сладострастными? А міръ развѣ не врагъ намъ? Кто, какъ не онъ, обольщаетъ насъ богатствомъ, славою, наслажденіями? Первый же, главный и исконцый нашъ врагъ есть діаволъ. Онъ и плоть и міръ вооружаетъ противъ насъ, а самъ, какъ духъ, оскверняетъ наши души и сердца свойственными ему беззаконіями. По внушенію именно его, мы гордимся, злобствуемъ, завидуемъ, осуждаемъ и ненавидимъ другъ друга. Вотъ съ этими-то врагами мы и должны вести непрестанную борьбу, чтобы сохранить вѣру и исполнить законъ Христовъ. Въ этой борьбѣ отъ насъ требуется не мало труда, усилій, а иногда и само пожертвованія, чтобы вопреки всѣмъ соблазнамъ соблюсти чистоту душевную и тѣлесную. Помня удивительное мужество страдальцевъ за Христа, и ты, православный христіанинъ, не поддавайся искушеніямъ міра, но терпѣливо и препобѣждая переноси всѣ козни своихъ враговъ.

 

«Воскресный Листокъ» (прил. журнал. «Воскресный День»). № 111.

 

⸭    ⸭    ⸭

Отрывокъ изъ похвальнаго слова св. сорока мученикамъ Севастійскимъ митр. Кіевскаго Западно-Русской митрополіи Григорія Цамблака:

Сіи адаманстіи страдальцы, крестное знаменіе сотворше, вскочиша въ хладное езеро. И сгущаваемой водѣ, болѣзнь обья ихъ крѣпка. Мразу бо вскорѣ проходящу сквозь тѣла ихъ, стрѣляною стужею всему естеству творяше стѣсненіе. Отъ ноггей артеріямъ пріемлющимъ лютость, кровь прятася, персты блѣдны оставляя. Собирающимся же (корчащимся) отъ мраза жиламъ и собирающимъ составы плоти, остывающу мозгу, иже въ костехъ, и крови къ сердцу прибѣгающей нуждею мраза, мертво прочее показывашеся тѣло. И мразъ, преподаваемый надглавному черепу, трепетъ содѣловаше зубомъ. Устнамъ же почернѣвшимъ и оскудѣвшей силѣ вѣщателя (языка) за еже челюстемъ заключится, стѣсненному же жизненному дѣйству и гортань давящу, ноздремъ же дыхающимъ мало, треблаженніи сіи, въ таковыхъ суще, донележе можаху и двигатися и вѣщати, обымаху друхъ друга любве закономъ, увѣщавающе къ терпѣнію.

«Востокъ христіанскій» еп. Порфирія Успенскаго. Ч. I. Отд. 2-е. Кіевъ 1877. С. 51-52.

⸭    ⸭    ⸭

«Для чего въ память Севастійскихъ 40 мучениковъ Св. Церковь устаповила праздникъ?» для того, что самъ Богъ особенно прославилъ ихъ въ страданіи. Когда они, погруженные въ озеро, терпѣли неспосный холодъ, въ то время свѣтъ небесный осіялъ ихъ, и на главахъ ихъ явились свѣтлые вѣнцы.

Мысли на досугѣ. §70. // «Прибавленія къ Вологодскимъ Еп. Вѣд.». 1867. № 6. С. 180.

 

⸭   ⸭   ⸭

Тропарь, гласъ 1-й:

Болѣ́зньми святы́хъ, и́миже о Тебѣ́ пострада́ша,/ умоле́нъ бу́ди, Го́споди,/ и вся́ на́ша болѣ́зни исцѣли́,// Человѣколю́бче, мо́лимся.

Инъ тропарь, гласъ 1-й:

Страстоте́рпцы всечестнíи,/ во́ини Христо́вы четы́редесяте,/ тве́рдіи ору́жницы,/ сквозѣ́ бо о́гнь и во́ду проидо́сте/ и а́нгеломъ согра́ждане бы́сте,/ съ ни́миже моли́теся Христу́ о и́же вѣ́рою хва́лящихъ ва́съ./ Сла́ва Да́вшему ва́мъ крѣ́пость,/ сла́ва Вѣнча́вшему ва́съ,// сла́ва Подава́ющему ва́ми всѣ́мъ исцѣле́нія. (Псалтиръ съ возслѣдованіемъ. Черниговъ 1763 г. Л. 472 об.)

Инъ тропарь, гласъ 1-й:

Боже́ственнымъ ду́хомъ совокупле́ни, сонмъ яви́стеся победоно́сный, стастоте́рпцы Христо́вы четы́редесять. Огне́мъ бо и водо́ю, сла́вніи, искуше́ни бы́вше, свѣ́тло просла́вистеся. Но моли́те Тро́ицу Пресу́щественную дарова́ти намъ ве́лію ми́лость.

Кондакъ, гласъ 6-й:

Все́ во́инство мíра оста́вльше,/ на небесѣ́хъ Влады́цѣ прилѣпи́стеся,/ страстоте́рпцы Госпо́дни четы́редесять,/ сквозѣ́ о́гнь бо и во́ду проше́дше, блаже́нніи,// досто́йно воспрія́сте сла́ву съ небе́съ// и вѣнце́въ мно́жество.

 

См. также:

Религіозныя размышленія въ Сорокосвятскій праздникъ (9 марта ст. ст.).

Громоносный легіонъ.

Священникъ Александръ Кременецкій – Замѣткa по поводу церковно-уставной службы 9-го марта.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: